Обучающий семинар для начинающих научно- исследовательскую работу
статья по теме

Байгутлина Расима Файзрахмановна

Материал предназначен для учащихся и учителей, желающих заниматься исследовательской работой, но не знающих с чего начать. Рекомендации, изложенные в материале, дадут некоторое направление юным иследователям в начале работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchayushchiy_seminar_dlya_nachinayushchih_nauchno.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающий семинар для начинающих научно-исследовательскую работу.

    Часто оказывается, что сам учитель в начале своей подготовки к НИР,  не совсем освоил методы научно-исследовательской работы. Как следствие он испытывает определенные трудности с постановкой ее с учащимися.

Как не парадоксально, но первым камнем преткновения в большинстве случаев является выбор темы исследования. Но это на первый взгляд, любой исследователь и опытный методист скажет, что в исследовательской работе выбор и формулировка темы и цели работы может занимать до четверти времени затрачиваемой на всю исследовательскую работу. Трудность этого этапа скрыта в ожидаемой перспективности исследований. Умение найти актуальную, т.е. наименее изученную тему, доступно не каждому и предполагает значительные затраты труда и времени при работе с литературой по данной проблеме. Вторым сложным моментом для руководителя является выбор методического обеспечения, не всегда доступного и часто не адаптированного к ученическому уровню. Для того, чтобы работа действительно представляла научный интерес, она должна быть выполнена по общепринятым методикам. Только тогда она сопоставляется с подобными работами и может быть в любой момент проверена. В другом случае возникает необходимость разработки собственной методики, а это трудоемкий процесс.

далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых, возможно установить общие принципы проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знания. Необходимо учитывать возраст учащихся при отборе темы, методики исследования.

Классификация задач по сложности. Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.

Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, объема. Результат стабилен и не требует анализа.

Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.

В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимы в образовательном процессе.

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления.  Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина “экология”, обозначающее общественное движение, направленное на борьбу  с антропогенными загрязнениями окружающей среды.  Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный  экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

ученик должен обладать определенными компетентностями:

1. Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.

2.     Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?

3.     Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что.

Да и педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:

 >              Педагог должен сам быть творческой личностью

>             Педагог должен постоянно заниматься самообразованием

>              Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности

>              Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося

>              Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области

Хотя не обходится и без проблем. Проблемы исследовательской работы в школе:

·        Практическое использование полученных результатов

·        Выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело

·        Соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы

Для начала работы необходимо определиться с основными моментами исследования:

ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

ТЕМА отражает характерные черты проблемы.

ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.

ЦЕЛЬ формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.

Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, т.е. ее конкретизировать, выводы в конце работы соответствовать поставленным задачам.

Этапы работы над научным исследованием.

1.    Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.

2.    Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем.

3.    Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор работы определил самостоятельно.

4.    На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.

5.    На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.

6.    Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.

Методы НИР:    Наблюдение, эксперимент.

Виды исследовательских работ.

ДОКЛАД        

·        в кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность темы;

·        сущность темы, обоснованные научные предложения;

·        выводы и предложения.

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА        

·        основные положения доклада;

·        основные выводы и предложения.

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ        

·        заголовок;

·        вводные замечания;

·        краткие данные о методике исследования;

·        анализ собственные научных результатов и их обобщение;

·        выводы и предложения;

·        ссылки на цитируемую литературу.

НАУЧНЫЙ ОТЧЁТ        

·        краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;

·        значимость проведённой работы, её ценность для науки и практики;

·        детальная характеристика применявшихся методов;

·        существование новых научных результатов;

·        заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешённые вопросы;

·        выводы и предложения.

РЕФЕРАТ        

·        вводная часть;

·        основной текст;

·        заключительная часть;

·        список литературы;

·        указатели.

МОНОГРАФИЯ        

·        введение;

·        подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема;

·        выводы по каждому разделу (главе);

·        заключение.

Формы предоставления исследования:

>             Публичный доклад или сообщение

>             Обсуждение результатов

>             Дискуссия

>             Публичная защита в форме лицензирования

  1. Беседа и спор с оппонентами и коллегами

Требования к содержанию научной работы.

Представленная научно-исследовательская работа должна выглядеть следующим образом:

· титульный лист с названием секции, темы работы. Здесь же должны быть указаны фамилия автора, имя и класс, в котором он учится. На титульном листе должна быть указана фамилия руководителя научной работы и его должность;

· текст работы должен быть пронумерован;

· работа должна иметь оглавление;

· основная часть работы должна иметь не менее 5-10 печатных листов (формат А-4);

· если работа построена на исследовании, материалы исследования должны быть представлены после основной части;

· работа должна быть снабжена списком использованной литературы;

· к работе должна быть приложена рецензия научного руководителя.

Основные требования к представляемым для участия в конференции работам.

·       Чёткость и доступность изложения материала.

·       Соответствие темы работы её содержанию.

·       Актуальность и практическая значимость работы.

·       Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы.

·       Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме.

·       Умение использовать специальную терминологию и литературу по теме.

·       Оформление научной работы.

·       Культура выступления на конференции.

Культура выступления на конференции.

1.    Регламент выступления на секции – до 10 минут.

2.    Регламент выступления на конференции – до 7 минут.

3.    Выступление должно проходить чётко.

4.    Работа может сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы, фотографии которые имеют сплошную нумерация, легенду).

Сайты на которых можно получить информацию об исследовательской работе в школе:

www.issl.dnttm.ru— сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. 40 посещений в день.

www.konkurs.dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. До 50 посещений в день.

Просто для общей  информации www.subscribe.dnttm.ru — рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся (в разработке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Информация о научно-исследовательских работах обучающихся Лукояновой Н.Г.

Информация о начуно-исследовательских работах обучающихся...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Районный семинар Научно-исследовательская работа учителя

Районный семинар Научно-исследовательская работа учителя...