Обучающий семинар для начинающих научно- исследовательскую работу
статья по теме
Материал предназначен для учащихся и учителей, желающих заниматься исследовательской работой, но не знающих с чего начать. Рекомендации, изложенные в материале, дадут некоторое направление юным иследователям в начале работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchayushchiy_seminar_dlya_nachinayushchih_nauchno.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучающий семинар для начинающих научно-исследовательскую работу.
Часто оказывается, что сам учитель в начале своей подготовки к НИР, не совсем освоил методы научно-исследовательской работы. Как следствие он испытывает определенные трудности с постановкой ее с учащимися.
Как не парадоксально, но первым камнем преткновения в большинстве случаев является выбор темы исследования. Но это на первый взгляд, любой исследователь и опытный методист скажет, что в исследовательской работе выбор и формулировка темы и цели работы может занимать до четверти времени затрачиваемой на всю исследовательскую работу. Трудность этого этапа скрыта в ожидаемой перспективности исследований. Умение найти актуальную, т.е. наименее изученную тему, доступно не каждому и предполагает значительные затраты труда и времени при работе с литературой по данной проблеме. Вторым сложным моментом для руководителя является выбор методического обеспечения, не всегда доступного и часто не адаптированного к ученическому уровню. Для того, чтобы работа действительно представляла научный интерес, она должна быть выполнена по общепринятым методикам. Только тогда она сопоставляется с подобными работами и может быть в любой момент проверена. В другом случае возникает необходимость разработки собственной методики, а это трудоемкий процесс.
далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых, возможно установить общие принципы проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знания. Необходимо учитывать возраст учащихся при отборе темы, методики исследования.
Классификация задач по сложности. Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.
Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, объема. Результат стабилен и не требует анализа.
Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.
В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимы в образовательном процессе.
Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:
Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина “экология”, обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.
Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
ученик должен обладать определенными компетентностями:
1. Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.
2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?
3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что.
Да и педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:
> Педагог должен сам быть творческой личностью
> Педагог должен постоянно заниматься самообразованием
> Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности
> Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося
> Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области
Хотя не обходится и без проблем. Проблемы исследовательской работы в школе:
· Практическое использование полученных результатов
· Выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело
· Соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы
Для начала работы необходимо определиться с основными моментами исследования:
ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
ТЕМА отражает характерные черты проблемы.
ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.
ЦЕЛЬ формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.
Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, т.е. ее конкретизировать, выводы в конце работы соответствовать поставленным задачам.
Этапы работы над научным исследованием.
1. Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.
2. Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем.
3. Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор работы определил самостоятельно.
4. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.
5. На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
6. Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.
Методы НИР: Наблюдение, эксперимент.
Виды исследовательских работ.
ДОКЛАД
· в кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность темы;
· сущность темы, обоснованные научные предложения;
· выводы и предложения.
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА
· основные положения доклада;
· основные выводы и предложения.
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
· заголовок;
· вводные замечания;
· краткие данные о методике исследования;
· анализ собственные научных результатов и их обобщение;
· выводы и предложения;
· ссылки на цитируемую литературу.
НАУЧНЫЙ ОТЧЁТ
· краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;
· значимость проведённой работы, её ценность для науки и практики;
· детальная характеристика применявшихся методов;
· существование новых научных результатов;
· заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешённые вопросы;
· выводы и предложения.
РЕФЕРАТ
· вводная часть;
· основной текст;
· заключительная часть;
· список литературы;
· указатели.
МОНОГРАФИЯ
· введение;
· подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема;
· выводы по каждому разделу (главе);
· заключение.
Формы предоставления исследования:
> Публичный доклад или сообщение
> Обсуждение результатов
> Дискуссия
> Публичная защита в форме лицензирования
- Беседа и спор с оппонентами и коллегами
Требования к содержанию научной работы.
Представленная научно-исследовательская работа должна выглядеть следующим образом:
· титульный лист с названием секции, темы работы. Здесь же должны быть указаны фамилия автора, имя и класс, в котором он учится. На титульном листе должна быть указана фамилия руководителя научной работы и его должность;
· текст работы должен быть пронумерован;
· работа должна иметь оглавление;
· основная часть работы должна иметь не менее 5-10 печатных листов (формат А-4);
· если работа построена на исследовании, материалы исследования должны быть представлены после основной части;
· работа должна быть снабжена списком использованной литературы;
· к работе должна быть приложена рецензия научного руководителя.
Основные требования к представляемым для участия в конференции работам.
· Чёткость и доступность изложения материала.
· Соответствие темы работы её содержанию.
· Актуальность и практическая значимость работы.
· Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы.
· Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме.
· Умение использовать специальную терминологию и литературу по теме.
· Оформление научной работы.
· Культура выступления на конференции.
Культура выступления на конференции.
1. Регламент выступления на секции – до 10 минут.
2. Регламент выступления на конференции – до 7 минут.
3. Выступление должно проходить чётко.
4. Работа может сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы, фотографии которые имеют сплошную нумерация, легенду).
Сайты на которых можно получить информацию об исследовательской работе в школе:
www.issl.dnttm.ru— сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. 40 посещений в день.
www.konkurs.dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. До 50 посещений в день.
Просто для общей информации www.subscribe.dnttm.ru — рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся (в разработке).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Информация о научно-исследовательских работах обучающихся Лукояновой Н.Г.
Информация о начуно-исследовательских работах обучающихся...
Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы
Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»
В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
Научно-исследовательская работа обучающегося "Межличностные отношения в группе в процессе командообразования" (научное общество учащихся "Эврика - 48" )
Работа обучающегося на НОУ "Эврика - 48"...
Районный семинар Научно-исследовательская работа учителя
Районный семинар Научно-исследовательская работа учителя...