Благотворительность миф или реальность?
методическая разработка на тему
Тема: Благотворительность сегодня миф или реальность?
Чем объясняется такое широкое распространение идеи благотворительности?
Поскольку религиозное миросозерцание было парадигмой всей жизни, то каждому были известны слова святителя Иоанна Златоуста, который призывал воспользоваться богатством для милостыни человеколюбия. Он проповедовал: «Даешь серебро, а получаешь отпущение грехов; избавляешь бедного от голода, а он избавляет тебя от гнева Божьего».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blagotvoritelnost__word.rar | 198.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Наброски к исследовательской работе.
Тема: Благотворительность сегодня миф или реальность?
Чем объясняется такое широкое распространение идеи благотворительности?
Поскольку религиозное миросозерцание было парадигмой всей жизни, то каждому были известны слова святителя Иоанна Златоуста, который призывал воспользоваться богатством для милостыни человеколюбия. Он проповедовал: «Даешь серебро, а получаешь отпущение грехов; избавляешь бедного от голода, а он избавляет тебя от гнева Божьего».
Нищий считался земным воплощением Иисуса Христа. Сталкивая нас с нищим, Господь проверяет наше милосердие. Это видно, например, из «Собрания народных песен» П.В. Киреевского (1830-1840), в котором отражены воззрения народа на разные явления. Там я нашла интересный рассказ, как один молодой сердобольный человек из бедной семьи, у которого была злая мать, на Пасху пошел в церковь святить яйца. Там он увидел «срамного» старика. Тот был грязный, ободранный, но на груди у него сиял крест. Когда начали христосоваться, оказалось, что у старика нет ни одного яйца – настолько он был беден. И этот парень поделился со стариком. Мало того, он его привел домой. Когда мать об этом узнала, она начала ругать сына, мол, зачем ты этого "срамного", вонючего старика привел, зачем яйцо ему отдал. Короче говоря, в конце оказывается, что этот старик был Христом. И этому молодому человеку удается даже попасть в рай на какое-то время и увидеть, как там все замечательно. Там предстает перед ним этот мужик, который одет совсем по-другому, но на груди его сияет тот же крест.
- В то время государство не несло социальных обязательств перед населением: не было бесплатной медицины, образования, пенсий, муниципального жилья и т.д. Получается, благотворители занимались тем, чем сейчас занимается государство?
– В определенной степени это так. Но нужно различать благотворительность и призрение. Призрение – это аналог современной социальной помощи, социальной защиты. Благотворительность – это добровольное, необязательное пожертвование.
Государственной системы социального обеспечения в России не было. Она получила развитие в Европе только в конце 19 века, в Англии – с 1734 года, когда был принят закон о бедных, потому что там было страшное количество нищих. В России помощь малоимущим на государственном уровне стала развиваться лишь в советский период. До революции пенсии существовали только в ряде министерств, в некоторых банках и на отдельных московских предприятиях.
Была развита другая система социальной помощи. Общество того времени было сословным, и внутри каждого сословия существовали общественные организации, например, дворянское собрание. На законодательном уровне было установлено, что обедневший дворянин попадал под призрение своего сословия. Если крестьянин разорялся, то ему должна была помогать крестьянская община, если купец – то купеческое общество и т.д.
- Какие наиболее распространенные формы благотворительности существовали до революции?
– Благотворительность в царской России характеризуется мозаичностью, т.е. деньги жертвовались и городским управам, и крупнейшим обществам. Говоря современным языком, эти общества были зонтичными организациями, в рамках которых действовало много благотворительных учреждений. В число самых известных входило, например, «Императорское человеколюбивое общество», которое возникло в 1802 году и окончательно было легализовано в 1816. Это была полугосударственная организация, получавшая дотации.
Кроме того, были распространены церковно-приходские попечительства при православных церквах (по данным всеподданнейших отчетов обер-прокурора Святейшего Синода, в 1894 году их было почти 15 тысяч). Но у этих образований только четверть дохода шла на помощь бедным. В основном они были созданы для обновления и поддержания храмов.
Можно ли сравнивать объемы благотворительности в XIX и XXI веке?
– Тут нельзя напрямую проводить параллель с современностью. Я думаю, что это совершенно разные системы, и люди теперь живут совсем иначе. Для полноценного сравнения необходим системный анализ экономических документов, которым у нас еще никто не занимался.
Какова роль благотворительности в обществе, где социальная ответственность лежит на государстве?
– На мой взгляд, с каждым годом государство становится все менее «социальным», снижает свои обязательства по отношению к населению. Если мы платим налоги, то мы вправе рассчитывать хотя бы на минимум медицинской помощи, на получение детьми образования. Сейчас у нас этого нет: образование по большей части становится платным; если оно не платное, то разъедено коррупцией. Ситуация достаточно сложная.
Когда прекратил существование Советский Союз, поменялась вся экономическая система. Переход к свободному рынку начал диктовать свои правила. Появился резкий разброс между бедными и богатыми, т.к. государство перестало поддерживать финансовое равновесие в обществе. Поэтому и потребность в благотворительности появилась снова.
Вывод:
Чтобы развивалась благотворительность, должна развиваться культура благотворительности и должно существовать представление о взаимоотношениях между людьми.
Важным инструментом регуляции человеческих отношений являются религии, которые очерчивают границы: что такое хорошо и что такое плохо. И эта культура за 70-80 лет советской власти была полностью потеряна.
- Если в начале 20 века человек делал плохое и понимал, что делает плохое, то сейчас:
- 90% населения делает плохое и даже не догадывается об этом
- четкое мироощущение, которое 100 лет назад впитывалось с молоком матери, теперь выглядит утопией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Странноприимный дом – памятник благотворительности и милосердия»
Творческая работа учащихся на тему "Мы открываем Москву".История Странноприимного дома - НИИ им. Н.В. Склифосовского....
Урок благотворительности " Кто добро творит, того бог благодарит"
Урок проводится с целью познакомить детей с историей возникновения благотворительности и меценатства. Задача учителя: развить у учащихся такие качества, как доброта и милосерди...
План открытого урока по теме "Благотворительность"(Charity)
Урок по теме "Благотворительность" способствует воспитанию милосердия и проявлению сострадания к инвалидам, сиротам, пожилым людям, жертвам стихийных бедствий, войн и техногенных катастроф....
Современная благотворительность. Проект
"Современная благотворительность " -проект о истории благотворительности учащихся средней школы.Привёдён пример о том , как может осуществляться социальная благотворительность школьниками.Приведе...
Конспект урока по теме: "Благотворительность"
В уроке отражена работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся....
урок благотворительности
Эта разработка урока благотворительности в Татарской губернии в 19 веке. Цель урока: знакомство с краткой историей меценатства и известными меценатами края....
УРОК БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 15 – 18 ЛЕТ ТЕМА: «Добра связующая нить…» (Благотворительность в нашем городе: история и современность)
Цельпопуляризация среди молодежи идей благотворительности, милосердия, меценатства;Задачи:развивать умения самостоятельного аналитического поиска информации и публичного выступления;формир...