Открытые уроки
материал на тему
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по творчеству А.С.Грибоедова. Комедия «Горе от ума».
Форма проведения: телемост « Из 20 века в 19-й».
Цель урока: обобщение и систематизация изученного материала по творчеству А. С. Грибоедова; развитие у учащихся способности перевоплощаться , исполняя роли героев пьесы, выделять основное в характере персонажа, его нравственном облике; проверка знаний по теории литературы, критической литературе, содержания изучаемого произведения.
Оборудование: портрет писателя, портреты героев комедии, фонозапись сцен из комедии, карточки для индивидуальной работы; «загадочный» пакет.
Ход урока.
1.Чтение учителем вступительного стихотворения.
В какое время жить нам довелось:
Вокруг- событий масса и открытий.
Соединяет страны телемост;
И разные века соединит он.
К концу подходит уж 20 столетье,
Уже стучится в двери новый век,
Но как бы ни было в нём всё великолепно,
Нам также интересен человек!
Мы перебросим с вами телемост
Из века современного в век прошлый,
Поищем в нём ответ на свой вопрос;
Что превосходно в людях и что пошло?
Когда-то Чацкий, прибывший в Москву,
Пытался сравнивать «век нынешний с минувшим»,
Но лишь настроил против он молву,
Закрыты были и сердца и души.
Теперь настал для нас с тобой черёд.
Сквозь годы мы спешим к нему на встечу,
Быть может, там скорей ответ найдём
И подвести итог нам будет легче.
Но как же всё-таки нам в телесеть попасть?
Представьте, это очень даже просто:
Вам шифр лишь нужно будет разгадать,
Ответив правильно на все мои вопросы.
Внимание! Внимание! Вход в межвековую телесеть начат! Кодовый шифр, вводящий в эфир, предоставить!
На доске:
2.Ответы учащихся на вопросы «литературного» шифра.
1) К какому роду литературы относится жанр комедии?
2) В чём заключается особенность драм произведений?
3) Как сначала назвал своё произведение Грибоедов?
4) Какие правила классицизма были сохранены в ней автором?
5) Объясните значение устаревших слов и выражений, взятых из текста комедии.
« Езжал то вечно цугом…»
« Тупеем не кивнут…»
«Куртаг..»-
« Вельможа»-
«Времён Очаковских и покоренья Крыма..»-
3.Вход в телесеть завершён, телемост « Из века 20 в век 19» в эфире. (звучит музыка из вальса Грибоедова-тихо).
В телемосте участвуют группы: Ф.о., сторон. Чацкого, эксперты.
Когда комедия была написана, она была запрещена цензурой для печати и постановки на сцене. В 1863 году запрещение потеряло силу, и пьеса стала играться чуть ли не на всех сценах России, трудно перечислить всех замечательных исполнителей « Горя от ума»( Щепкин, Станиславский, Бабочкин, список не закончен до сих пор). Каждый человек может найти в комедии кладезь нераскрытого, неизведанного. Мы попытаемся сегодня, заглянув в 19 век, ещё раз переосмыслить содержание произведения , и то, что некоторые сцены московской жизни того времени будут проиграны перед нами поможет нам увидеть происходившие в доме Фамусова события.
а) Прослушивание фонозаписи д. 1, явл. 7(отрывок)
Вопросы:- Почему именно этот отрывок был дан для прослушивания? Какое значение имеет эпизод разговора Софьи с Чацким по приезду его в Москву?(завязка произведения).
- Как и где происходит развитие конфликта?
б) – Инсценированное чтение монологов Фамусова и Чацкого («Вот то-то все вы гордецы…» «А судьи кто?»).
-Как характеризуют данные монологи героев пьесы?(эксперты дают анализ).
-почему именно Фамусова и Чацкого сталкивает автор для спора?(идея произведения : «век нынешний и век минувший».)
Работа с текстом : характеристика героев произведения с цитированием.
в) «Литературная дуэль». «Кто сказал, о ком сказали».(фамусовское общество-Чацкий и его сторонники; эксперты подводят итог) .Каждая из сторон называет афоризм или известную цитатную характеристику героев произведения по очереди-заминка- «убит».
Например: « Служить бы рад, прислуживаться тошно.»
Эксперты: какие из афоризмов( названных и неназванных соревнующимися) вошли внашу речь как пословицы и поговорки?
г) Да. Страсти накалились подобно комедийным. А в произведении как называется такой накал страстей?(кульминация)-«Загадочный пакет».
Инсценирование: д.3, явлен. 13, 14, 15, 16, 17.
Ропот среди гостей Фамусова: « Безумный по всему..»
-Почему гостям Фамусова было выгодно признать Чацкого сумасшедшим?(итоги работы над «загадочным пакетом».)
-Как его содержание соотносится с темой нашего разговора ?
д) Итак, Чацкий признан сумасшедшим . В комедии , по первой задумке автора события должны были завершиться. Но Грибоедов вводит 4 действие « Зачем? Что в нём происходит? (развязка: Софья-Чацкий-Молчалин).
Чацкий покидает дом Фамусова.
-Инсценирование последних явлений 4 акта.
-Кем же ушёл Чацкий –победителем или побеждённым?
4. Заключительное слово учителя.
Телемост, который соединил сегодня нас с веком А. С. Грибоедова и его героев, подходит к концу. Как бы не называлась эта связь : память, Интернет, литературное наследие- уже более 150-ти лет люди говорят словами из этого произведения, значит, оно актуально и сейчас и, надеюсь, будет интересным и в будущем.
Каково ваше мнение? Будут ли читать Грибоедова в 21 веке? Чем привлекает вас это произведение?
А. Блок в поэме «Возмездие» написал такие строки:
Кто б ни был ты,-среди обедов,
Или храня служебный пыл,
Ты, может быть, совсем забыл ,
Что жил чиновник Грибоедов,
Что службы долг не помешал
Ему увидеть в сне тревожном
Бред Чацкого о невозможном
И Фамусова шумный бал…
Я слышу возмущённый крик :
Кто ж Грибоедова не знает?»
Пусть каждый чаще повторяет
Строк сатирический язык.
5.Итоги: оценки, дом. Задание: сочинение.
Приложение.
1.Афоризмы: Свежо предание, да верится с трудом.
У девушек сон утренний так тонок.
Л. «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев , и барская любовь.»
« Счастливые часов не наблюдают.»
С. «Сон в руку.»
Ф. « Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара.»
Ф. « Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой.»
Л. «Скалозуб: и золотой мешок и метит в генералы»
Ч. « Ум с сердцем не в ладу.»
Ф. «Что за тузы в Москве живут и умирают».
Ч. «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Ч. «Дома новы, но предрассудки стары».
Ч. «А судьи кто?»
« Времён Очаковских и покоренья Крыма».
Ч. « Фрипун, удавленник, фагот,
Созвездие манёвра и мазурки».
С. « Вот нехотя с ума свели».
Ч. « Ведь нынче любят бессловесных.
Вот он на цыпочках и не богат словами.»
С. « Что гений для иных, а для иных чума.»
« Не моего романа».
Ч. «Чины людьми даются, а люди могут обмануться».
М. «В мои года не должно сметь своё суждение иметь».
П. М. «Отъявленный мошенник, плут: А. А. Загорецкий».
Хл. «Лгунишка он, картёжник, вор»…
Ф. «Ученье –вот чума, учёность –вот причина».
« Забрать все книги , да и сжечь».
Ч. « Мильон терзаний.
Как платья, волосы, так и умы коротки.
Молчалины блаженствуют на свете».
Ф. « Ба, знакомые всё лица!
В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов».
Ч. «Мечтанья с глаз долой и спала пелена».
Ф. «Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна?».
2.Тексты.(см. тетрадь).
3.Загадочное письмо: явл. 21-22(кульминация).
Работая с данным текстом и текстом комедии «Горе от ума», замените выделенные фразы цитатами из произведения.
1.Второстепенные персонажи , выходящие на сцену в третьем действии, осколки « века минувшего» , подтверждают своим поведением то , что сказано о персонажах внесценических. Княгиня Тугоуховская , которая озабочена поиском женихов для шести дочерей и поэтому посылает мужа к Чацкому, но , узнав, что тот не камер-юнкер и не богат, отзывает князя обратно; старуха Хлёстова не видит существенной разницы между своей служанкой и собачонкой, а Загорецкого благодарит за подарочек, ценит за то, что умеет угождать, хотя знает, что он обманщик, игрок.
2. По ходу пьесы мы обнаруживаем , что у Фамусова есть все основания быть довольно молодым поколением: молодые идут по стопам отцов, унаследовав от старших и жизненные цели, и способы их достижения. Молчалин хочет получать награды и развлекаться, а чтобы добиться успеха, готов выполнять чужие желания и даже стать возлюбленным дочери начальника ; Скалозуб думает только о том , чтобы стать генералом , знает что есть разные пути продвижения по службе, и рад любым возможностям : «То старших выключат иных , другие, смотришь, перебиты»; Софья хочет покровительствовать и благодарит Загорецкого за подарок и особенно за усердие, подобно Хлестовой.
Предварительный просмотр:
Лекция .
Обзор русской литературы 18 века.
Русская литература 18 века переняла традиции европейской культуры , но также сохранила и лучший опыт литературы Древней Руси , прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.
Произошли существенные изменения в литературном языке: он приблизился к современной речи.
В конце 17-начала 18 веков в России стал обновляться весь уклад жизни. Значительную роль сыграли преобразования, осуществлённые Петром 1( Петербург , новые учебные заведения, образование стало независимо от церкви, учреждена Академия наук. Первая печатная газета «Ведомости».)
Ближайшим сподвижником Петра стал архиепископ Феофан Прокопович , который в своих речах прославлял победы Петра, создание им русского флота.
Один из первых создателей новой литературы был А. Д. Кантемир. «Сатиры» Буало послужили образцом жанра для Кантемира + отечественные традиции. Он высмеивал боявшихся просвещения священников и дворян, противников петровских реформ; осуждал знатное безделье, умел показать нравы и быт светской эпохи. Не боялся вводить в стихи просторечные слова и выражения, писал силлагическим стихом.(чтение отрывка из сатиры).
В. К. Тредиаковский-первый русский поэт, который начал разрабатывать новую систему стихосложения: силлабо-тоническую; ввёл понятие «стопы», т. е. единицу стиха, представил собственное сочетание ударных и безударных слогов(ямб, хорей, дактиль и т. д.)-новшество в русском стихосложении.( пример-чтение отрывка из стихотворения).
Продолжил Ломоносов, в творчестве которого главное место занимали оды.
Задачи, стоящие перед отечественной культурой , по –своему решил современник Ломоносова А. П. Сумароков как родоначальник русского театра (первый театр- 1756г.), ставили трагедии и комедии Сумарокова, основное содержание которых имело политическую направленность.
В творчестве Сумарокова наиболее всесторонне разрабатывалась жанровая система классицизма( чтение отрывка).
В русской литературе именно в период классицизма осуществлялся процесс формирования литературного языка в отличие от европейского.1760-1790-новый этап в истории общественного и культурного развития России(Екатерина, новые учебные заведения, развивается журналистика).
Появляется разночинная русская интеллигенция , которая приобрела значительную роль; из её среды вышло немало замечательных людей; расширился читательский состав.
Новые задачи решали писатели второй половины 18 века: Державин Г. Р., Фонвизин Д. И., Карамзин Н. М. . У каждого излюбленный жанр и стиль.
Державин –ода, стихотворения, построенные на лучших традициях.
Сатирические журналы Н. И. Новикова ,который печатал статьи, затронувшие вопрос о положении крепостных крестьян(пример).
Фонвизин ( «Недоросль»-проблемы воспитания), Радищев( «Путешествие из Петербурга в Москву»-книга о судьбе русского народа),Карамзин(глава сентиментализма «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»).
Не зная литературы 18 века, нельзя глубоко понять творчество Пушкина и его современников. Гоголь. Толстой, Достоевский неоднократно обращались к наследию писателей 18 века.
Приложение.
Итальянское Возрождение.
(От Данте к Петрарке и Боккачо)
1в. 2в.
1) Когда началась эпоха Ренессанса 1)Что значит «эпоха Возрож-
и где она зародилась? дения»? В каких странах она
В каких областях жизни она нашла протекала особенно бурно?
отражение?
2) Какова композиция «Божествен- 2)Кто выступает в роли прово-
ной комедии» Данте? дника в ад? Кого он встречает
на своём пути во втором круге
ада?
3)Что такое сонет? Кто явился 3) Что такое новелла? Сколько
родоначальником данного жанра? новелл входит в состав «Де-
камерона?
4) Кому посвятили свои произведения
Данте? Петрарка?
5)Кто повлиял на развитие 5)Какова тема сонетов Петрар-
творчества Дж. Боккачо? ки? Для литературы какого пе-
В каком направлении оно развивалось? риода характерна данная тема?
6)В чём состоят идеи Эпохи
Возрождения?
Деепричастия Предлоги
Не смотря Несмотря(на)
Шёл, не смотря себе под ноги. Пошли в поход несмотря на непо-
(обозначает добавочное к основ- году.(можно заменить –вопреки
ному глаголу действие –шёл и чему-то, имеет значение уступки-
не смотрел , можно заменить хотя былы непогода).
деепричастием не глядя, относится
к глаголу , отвечает на вопросы как?
что делая?
Предварительный просмотр:
Тема: Путевые заметки.
Цель урока: формирование умения распознавать жанр путевых заметок, развитие умения анализировать текст , писать сочинения соответственно заявленному жанру;
Уч-ся: знать особенности жанра «путевые заметки», уметь распознавать жанр и характеризовать его стилевые черты и речевые особенности ,создавать сочинения в жанре путевых заметок.
Оборудование: тексты для анализа.
Ход урока.
1.Речевая разминка.
-Определите , о каком жанре публицистике идее речь?
а)О событии рассказано как о процессе(репортаж)
б) Главная особенность такого текста-впечатления, ассоциации.(эссе)
в) В центре внимания –интересная (выдающаяся) личность(портретный очерк).
г) А в таком тексте , будто по фотографиям ,мы можем представить себе путешествие()
2.Изучение нового материала.
Итак, речь пойдёт о жанре публицистики ,позволяющем путешествовать вместе с автором и видеть мир его глазами.
-Вспомните, какие программы на телевидении позволяют нам увидеть разные уголки нашей планеты?(« Клуб путешественников», «Непутёвые заметки», «Вокруг света», «Заметки натуралиста», « В мире живой природы» и др.).
-А как без помощи камеры и фотоаппарата показать те места ,которые произвели на нас впечатления и о которых хочется рассказать?(написать рассказ об этом).
-Как вы думаете , от чего зависит , сможем ли мы представить то, что видел автор?(искусство рассказчика).
Мы будем учиться писать путевые заметки .А каковы особенности этого жанра, выясним, прочитав теоретический материал(параграф 33, с.198).
1)Работа с учебником-с.198
+ языковые средства: гл. сов. в.,о/л предложения, назывные пр-я(место, время), вопр. и воскл. пр-я, усилит. Частицы.
3.Закрепления материала.
а)работа с текстом упр.289(чтение, анализ, вопр.с. 201)
б) самост.работа-упр.290(устно, с карандашом, проверка)
в)упр.291(план,подготовка к сжатому пересказу).
4.Итог урока.
-Чему учились на уроке? Чем интересен жанр путевых заметок?
5.Домашнее задание: упр.291(устно; сжатый пересказ, вывод; упр.293(п).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...