О вреде компьютерных игр
материал по теме
Исследовательская работа, содержащая некторые теоретические сведения, анализ исследования и результатов анкетирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_vrednosti_kompyuternyh_igr.doc | 420.5 КБ |
Предварительный просмотр:
К проблеме высокой тревожности у аддиктов может быть два подхода: высокая тревожность как причина зависимости от компьютерных игр и высокая тревожность как следствие этой зависимости. Наиболее вероятно, что, являясь одной из причин зависимости, и без того высокая тревожность усиливается под влиянием длительного и регулярного нахождения в виртуальной реальности.
Гипотеза: уровень тревожности компьютерного игрока находится в прямой зависимости от количества времени, затрачиваемого им на компьютерные игры.
Цели исследования: изучить причины эмоциональных отклонений, возникающих во время компьютерной игры; провести анкетирование учащихся с целью определения зависимости от игр на компьютре; провести диагностику тревожности зависимых участников исследования, на основании которых сделать выводы.
С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения растет число людей, увлекающихся компьютерными играми. Логично предположить, что с увеличением числа увлекающихся играми людей растет число потенциальных игровых компьютерных аддиктов (Аддикация - (от англ. addiction — пристрастие) — патологическое влечение к чему-либо, что увеличивает риск развития психических заболеваний и/или связано с персональными или социальными проблемами).
С точки зрения изучения влияния компьютерных игр на личность человека, нас больше интересует длительное и регулярное нахождение в виртуальном мире компьютерных игр, чем сама аддикция как стадия зависимости. Много людей увлекаются нахождением в виртуальной реальности, психологическая зависимость которых находится на стадии формирования или угасания и выражена неярко.
В психологии выделяется три основные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у игровых компьютерных аддиктов:
- Игровые аддикты испытывают устойчивую потребность в игре, но вместе с тем не могут полностью удовлетворить ее. В игре их настроение существенно улучшается, а наблюдения показывают, что в процессе игры у человека присутствуют положительные эмоции, сопровождающиеся подъемом настроения. Выход из виртуальной реальности болезненен для аддикта — он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ухудшение самочувствия.
- Другая причина отклонений в эмоциональной сфере аддиктов — это субъективное переживание аддиктами на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу психологической зависимости.
- Наряду с бегством от реальности игровыми аддиктами движет также потребность в принятии роли. Аддикт стремится войти в роль компьютерного персонажа, обрести свое "виртуальное Я", потому что "Я виртуальное" не испытывает проблем адаптации. Выход из виртуальной реальности — это возвращение из роли сверхчеловека в свое обычное состояние, повышающее тревожность человека.
Действительно ли уровень тревожности компьютерного игрока находится в прямой зависимости от количества времени, затрачиваемого им на компьютерные игры?
Есть мнение о терапевтическом воздействии компьютерных игр: виртуальная реальность, с ее способностью моделирования любой ситуации, может служить средством приобретения и закрепления жизненных умений и навыков, а также навыков общения и жизни в социуме, которых не хватает дезадаптивным личностям. Однако переполненные насилием игры, которыми увлекаются большинство игроков, служат усилению тревоги и дезадаптации, а не их ослаблению. Тем не менее, использование виртуальной реальности в психотерапии возможно, но только под наблюдением специалистов, с помощью специально разработанных методик и компьютерных программ.
Поскольку высокая тревожность является критерием дезадаптации, можно предположить, что игровые аддикты изначально тревожны, т.е. этой психологической особенностью они обладают до начала увлечения компьютерными играми и формирования зависимости от них. С этой точки зрения высокая тревожность может рассматриваться как одна из причин формирования зависимости, и, если это так, можно сказать, что люди с высоким уровнем тревожности в большей мере предрасположены к увлечению компьютерными играми и попаданию в психологическую зависимость от них. С другой стороны, нарастание увлеченности компьютерными играми ведет к тому, что ценность виртуального мира и нахождения в нем возрастает, наряду с угасанием интереса к реальности, человек начинает все больше времени проводить в виртуальном мире компьютерных игр и все меньше интересоваться реальным миром, более того — человек развивается в виртуальности, развивая свое "Я виртуальное", а развитие реальной личности резко затормаживается.
Сегодня многие ученые и социологи считают, что компьютерные игры — это наркотики. Они вызывают привыкание, возбуждают азарт. Виртуальный мир компьютерных игр, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Человек, находясь длительное время в такой среде, переносит ее законы на реальный мир: начинает чувствовать себя более уязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такое отношение человека к окружающему миру называется высоким уровнем тревожности личности.
Исходя из выше сказанного, предположение о влиянии длительного и регулярного нахождения в виртуальном мире компьютерных игр на повышение уровня тревожности личности можно считать вполне объясненным.
В данной работе мы провели небольшое исследование зависимости уровня тревожности человека от количества времени, затрачиваемого им на компьютерные игры, на основе исходных данных, с помощью метода диагностики. На основе полученных результатов будет сделан вывод о существовании зависимости.
Для того чтобы подтвердить гипотезу о том, что уровень тревожности компьютерного игрока находится в прямой зависимости от количества времени, затрачиваемого им на компьютерные игры было проведено несколько психологических тестов, которые позволили получить достоверные и сопоставимые показатели.
В исследовании принимали участие 15 человек. Возраст испытуемых — 15-16 лет, большинство испытуемых — ученики нашей школы. Критериями отбора служили следующие факторы: отношение к играм и компьютеру в целом, наличие потребности в игре на компьютере, регулярность и продолжительность игры, игровой "стаж".
№ участника исследования | Отношение к компьютерным играм | Среднее время игры за компьютером в день | Среднее время игры за компьютером в неделю | Игровой «стаж» |
1 | Только положительное.
| 3 | 18-20 | 2 |
2 | 2 | 14-16 | 1 | |
3 | 6 | 25-26 | 3 | |
4 | 5 | 21-23 | 3 | |
5 | 4 | 15-19 | 2 | |
6 | 2 | 21-25 | 3 | |
7 | 1 | 9-10 | 1 | |
8 | 5 | 20-25 | 4 | |
9 | 3 | 16-20 | 2 | |
10 | 4 | 20-28 | 3 | |
11 | 6 | 30-35 | 5 | |
12 | 1 | 9-10 | 1 | |
13 | 5 | 22-25 | 2 | |
14 | 3 | 20-24 | 2 | |
15 | 5 | 21-25 | 2 |
Исследуя данную таблицу можно сделать вывод: С увеличением игрового «стажа» увеличивается количество времени, проводящего за компьютерной игрой.
Тест №1: Клинический опросник для выявления и оценки невротического состояния по К.К.Яхину и Д.М. Менделевича.
Данное исследование применяется для выявления и оценки невротических состояний у тестируемых. Обработка данных проводится по нескольким шкалам, мы взяли некоторые из них: шкала тревоги, шкала невротической депрессии, шкала астении, шкала истерического типа реагирования.
Результат: Найдя средние диагностические коэффициенты по всем шкалам мы выстроили следующую диаграмму (см. рис.1), по которой можно сделать вывод о том, что высокая тревожность является одной из причин формирования зависимости, то есть люди с высоким уровнем тревожности в большей мере предрасположены к увлечению компьютерными играми и попаданию в психологическую зависимость от них.
Рис. 1. Оценка невротического состояния по К.К.Яхину и Д.М. Менделевича.
Тест №2. Исследование тревожности по опроснику Спилбергера (Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера)
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его престижа.
Результат: Высокий показатель личностной тревожности у испытуемого дает основание предполагать появление у него состояния тревожности в разнообразных ситуациях. И это видно из диаграммы уровня ситуативной и личностной тревожности по данному тесту (смю рис.2).
Рис.2. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера
Тест №3. Выявление состояние тревожности и депрессии, обусловленные неуравновешенностью нервных процессов.
Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действий. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье, за здоровье своих близких, в общении проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно. Депрессия проявляется в невротических реакциях – в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, сужения и ограничения контактов с окружающими, наличии чувства безрадостности и одиночества.
Данный тест взят нами потому, что ситуативная тревожность, как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. А нервозность может перерасти в депрессию, обусловленную неуравновешенностью нервных процессов.
Результат: В результате данного исследования сумма баллов у каждого участника эксперимента меньше -1,28, что говорит о психической напряженности, тревожности, депрессии. По средним показателям выстроилась следующая диаграмма (см. рис.3):
Рис.3. Состояние тревожности и депрессии, обусловленные неуравновешенностью нервных процессов
Тест №4. Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
Фрустрация – психологическое состояние, возникает в состояние разочарования, неосуществления человека какой – либо цели, потребности. Появляется в гнетущем напряжении, тревожности, безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грёз и фантазий, агрессивность в поведении. Ригидность психическая – недостаточная подвижность, переключаемость, приспособляемость мышления, установок и др. по отношению к меняющимся требованиям среды.
Результат: (См. рис.4) Оценка тревожности достигает в среднем 19 баллов, что указывает на очень тревожный уровень; в оценке фрустрации средний балл 16, что соответствует низкой самооценки участников теста; в оценке агрессивности средний балл 13 - средний уровень агрессивности; ригидность 14 - изменчивость поведения соответствует среднему уровню. И из этого можно сделать вывод, что виртуальный мир компьютерной игры становится ближе для играющего, чем реальная жизнь; реальность становится чуждой и опасной, огромной и непознаваемой по сравнению с небольшим и знакомым миром любимой игры. Чувство незащищенности — признак повышенной тревожности, уровень которой возрастает с возрастанием противоречий между реальностью и виртуальной реальностью в сознании игрока.
Рис.4. Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
Проведя обработку данных всех психологических тестов было установлено, что при увеличении времени, затрачиваемого человеком на компьютерные игры, увеличивается уровень его тревожности. Установлена зависимость уровня тревожности человека от количества времени, затрачиваемого им на компьютерные игры.
Очень важным является тот факт, что отсутствие зависимости не означает отсутствие негативного влияния злоупотребления ролевыми играми на личность человека. Особенно это относится к играм, обязывающим виртуального героя к насилию ради выживания. Такие игры для большинства играющих служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу и себе самому.
Учитывая то, что основная часть людей, увлекающихся компьютерными играми — дети, главная задача которых на своем возрастном этапе — развитие своей личности, а не компьютерного героя, необходимо всячески предотвращать злоупотребление нахождением в виртуальности и проводить незамедлительную, хотя бы разъяснительную, работу с компьютерными игроками. Однако разъяснительной работой не поможешь людям, уже оказавшимся в состоянии зависимости. Для психологической помощи аддиктам необходимо разработать методический инструментарий, и именно это является целью ближайших исследований в области изучения психологической зависимости человека от компьютерных игр.
Важно то, что компьютерная зависимость наиболее часто прослеживаемое психическое расстройство детей и подростков в обсуждаемой сфере. Последние годы под «компьютерной зависимостью» подразумевают реальное заболевание, которое требует понимания причины возникновения и нуждается в лечении. Существование психологической зависимости от компьютерных игр все еще вызывает сомнения у многих специалистов и самих людей, увлекающихся компьютерными играми. Однако бесспорен тот факт, что количество людей, увлекающихся существованием в виртуальной реальности, на сегодняшний день достаточно велико.
Как уже отмечалось, в большей степени компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения психического состояния. Однако положительные эмоции, сопровождающиеся подъемом настроения, бывают также в ситуации «предвкушения» компьютерной игры. Но реально после игры, т.е. после выхода из виртуального пространства, настроение снова ухудшается, быстро возвращаясь на исходный уровень, оставаясь на нем до следующего «вхождения» в виртуальный мир.
Участие в виртуальном мире позволяет детям и подросткам расслабиться и абстрагироваться от психологических проблем в реальном мире, но это происходит лишь на момент пребывания в виртуальном пространстве. Для игрового аддикта реальный мир неинтересен и полон опасностей, так как большинство аддиктов это люди, плохо адаптирующиеся в социуме. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире виртуальном, где все возможно, все дозволено, где он сам устанавливает правила игры. Логично предположить, что выход из виртуальной реальности является болезненным для аддикта: он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущение плохого самочувствия.
На данный момент не существует конкретных рекомендаций по разрешению психических проблем людей (в частности, детей и подростков) в области компьютерной аддиктивности. Человечество не имеет еще достаточного опыта в решении данной проблемы, и все ныне существующие методы лечения компьютерной аддиктивности имеют больше отношение к лечению зависимости от наркотиков, спиртных напитков или курения.
Поскольку в нашем основном исследовании принимали участие учащиеся, у которых уже выявлена компьютерная зависимость, то возникает вопрос: каким образом среди множества ребям определились именно эти. Немного о том, как мы определили зависимых участников исследования.
Говоря о компьютерной зависимости, выделяют еще одно понятие - компьютерная аддитивность. Она была признана психиатрами с середине девяностых годов XX века. Тогда же была и введена первичная классификация вариантов такого рода зависимости. Поскольку введена она была американскими учёными, то и терминология позаимствована из английского языка. И это, прежде всего, Геймер-аддитивность, или зависимость от компьютерных игр. Её в свою очередь можно разделить на варианты On-Line addiction и Off-Line addiction. Первая из них On-Line addiction или сетевая зависимость связана с навязчивой идеей игр в Интернет, Off-Line addiction предполагает постоянное использование компьютерных игр без входа в сеть.
Казалось бы какая принципиальная разница идет компьютерная игра в Интернете или без него? Различие очень существенное. И состоит оно, прежде всего, в том, что сетевая игра всегда предполагает наличие партнеров. А значит общение, пусть и на другом уровне, и соперничество. Второй случай (Off-Line addiction) предполагает состязание, как впрочем и общение, только с компьютером. При этом последний выступает и в роли игрового партнёра, и в роли собеседника, и в роли соперника.
Как утверждают специалисты, случаи сетевой игровой зависимости возникают, чаще всего, при недостаточности реального полноценного общения. Варианты не сетевой игровой зависимости более часто возникают на фоне информационной перегрузки, усталости, разочарованности в реальном мире, в осознании малого собственного влияния на события реального мира. Нашей целью не стояло определение On-Line и Off-Line - зависимых учащихся, мы выявляли общее количество зависимых от компьютерных игр ребят. По нашим исследованиям среди учащихся 10-11 классов эта цифра составляет 28,8%.
Нужно честно признаться, что в официальных источниках мы не нашли теста, определяющего компьютерную зависимость, но нам встретилась небольшая анкета идентификации компьютерной игровой зависимости (геймер-аддитивность) на сайте Пермского виртуального педагогического совета, которой мы воспользовались. Судя по результатам психологических тестов, согласно которым наша гипотеза подтвердилась, можно сделать вывод, что используемая нами анкета все-таки выявляет зависимых оппонентов.
Материалы нашей работы могут быть использованы школьной психологической службой при работе с определенной категорией учащихся, классными руководителями на родительских и классных собраниях. Мы планируем продолжить данное исследование и расширить его рамки на учащихся среднего звена. Кроме того, хотелось бы более подробно изучить On-Line и Off-Line - зависимость, провести их сравнительную характеристику и выявить на каком возрастном этапе и какая зависимость проявляется наиболее сильно.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест №1: Клинический опросник для выявления и оценки невротического состояния по К.К.Яхину и Д.М. Менделевича.
Инструкция к тесту: Испытуемому предлагается оценить свое текущее состояние по пятибалльной системе: 5 баллов – никогда не было, 4 балла – редко, 3 балла – иногда, 2 балла – часто, 1 балл – постоянно или всегда.
Тестовый материал:
- Ваш сон поверхностный и неспокойный?
- Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, нет прежней энергичности?
- После сна Вы чувствуете себя усталым и «разбитым» (неотдохнувшим)?
- У Вас плохой аппетит?
- У Вас бывают ощущения сдавливания в груди и чувство нехватки воздуха при волнениях или расстройствах?
- Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-либо тревожит?
- Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным?
- Чувствуете ли Вы у себя повышенную утомляемость, усталость?
- Замечаете ли Вы, что прежняя работа дается Вам труднее и требует больших усилий?
- Замечаете ли Вы, что стали более рассеянным и невнимательным забываете куда положили какую-нибудь вещь или не можете вспомнить, что только собирались делать?
- Вас беспокоят навязчивые воспоминания?
- Бывает ли у Вас ощущение какого-то беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин и нет?
- У Вас возникает страх заболеть тяжелым заболеванием (рак, инфаркт, психическое заболевание и т.д.)?
- Вы не можете сдерживать слезы и плачете?
- Замечаете ли Вы, что потребность в интимной жизни для Вас стала меньше или даже стала Вас тяготить?
- Вы стали более раздражительны и вспыльчивы?
- Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья?
- Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?
- Проверяете ли Вы многократно выполненные действия: выключен ли газ, вода, электричество, заперта ли дверь и т.д.?
- Беспокоят ли Вас боли или неприятные ощущения в области сердца?
- Когда Вы расстраиваетесь, у Вас бывает так плохо с сердцем, что Вам приходится принимать лекарства или даже вызывать «скорую помощь»?
- Бывает ли у Вас звон в ушах или рябь в глазах?
- Бывают ли у Вас приступы учащенного серцебиения?
- Вы так чувствительны, что громкие звуки, яркий свет и резкие краски раздражают Вас?
- Испытываете ли Вы в пальцах рук и ног, или в теле покалывание, ползание мурашек, онемение или другие неприятные ощущения?
- У Вас бывают периоды такого беспокойства. Что Вы даже не можете усидеть на месте?
- Вы к концу работы так сильно устаете, что Вам необходимо отдохнуть, прежде чем приняться за что-либо?
- Ожидание Вас тревожит и нервирует?
- У Вас кружится голова и темнеет в глазах, если Вы резко встанете или наклонитесь?
- При резком изменении погоды у Вас ухудшается самочувствие?
- Вы замечали как у Вас непроизвольно подергиваются голова и плечи, или веки, скулы, особенно, когда Вы волнуетесь?
- У Вас бывают кошмарные сновидения?
- Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь?
- Ощущаете ли Вы комок в горле при волнении?
- Бывает ли у Вас чувство, что к Вам относятся безразлично, никто не стремится Вас понять и посочувствовать, и Вы ощущаете себя одиноким?
- Испытываете ли Вы затруднения при глотании пищи, особенно Вы волнуетесь?
- Вы обращали внимание на то, что руки или ноги у Вас находятся в беспокойном движении?
- Беспокоит ли Вас, что вы не можете освободиться от постоянно возвращающихся навязчивых мыслей (мелодия, стихотворение, сомнения)?
- Вы легко потеете при волнениях?
- Бывает ли у Вас страх оставаться в одиночестве в пустой квартире?
- Чувствуете ли Вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?
- У Вас бывают головокружения или тошнота к концу рабочего дня?
- Вы плохо переносите транспорт (Вас «укачивает» и Вам становится дурно)?
- Даже в теплую погоду ноги и руки у вас холодные (зябнут)?
- Легко ли Вы обижаетесь?
- У Вас бывают навязчивые сомнения в правильности Ваших поступков или решений?
- Не считаете ли Вы, что Ваш труд на работе или дома недостаточно оценивается окружающими?
- Вам часто хочется побыть одному?
Ключ к тесту: Проставленные испытуемыми баллы переводятся в соответствующие диагностические коэффициенты.
Шкала тревоги
вопрос | 1б | 2б | 3б | 4б | 5б |
6 | -1,33 | -0,44 | 1,18 | 1,31 | 0,87 |
12 | -1,08 | -1,3 | -0,6 | 0,37 | 1,44 |
26 | -1,6 | -1,34 | -0,4 | -0.6 | 0,88 |
28 | -1,11 | 0 | 0,54 | 1,22 | 0,47 |
32 | -0,9 | -1,32 | -0,41 | 0,41 | 1,3 |
33 | -1,19 | -0,2 | 1 | 1,04 | 0,4 |
37 | -0,78 | -1,48 | -1,38 | 0,11 | 0,48 |
41 | -1,26 | -0,93 | -0,4 | 0,34 | 1,24 |
50 | -1,23 | -0,74 | 0 | 0,37 | 0,63 |
61 | -0,92 | -0,36 | 0,28 | 0,56 | 0,1 |
Шкала невротической депрессии
вопрос | 1б | 2б | 3б | 4б | 5б |
2 | -1,58 | -1,45 | -0,41 | 0,7 | 1,46 |
7 | -1,51 | -1,53 | -0,34 | 0,58 | 1,4 |
15 | -1,45 | -1,26 | -1 | 0 | 0.83 |
17 | -1,38 | -1,62 | -0,22 | 0,32 | 0,75 |
18 | -1,3 | -1,5 | -0,15 | 0,8 | 1,22 |
35 | -1,34 | -1,34 | -0,5 | 0,3 | 0,73 |
48 | -1,2 | -1,23 | 0,36 | 0,56 | 0,2 |
49 | -1,08 | -1,08 | -1, 18 | 0 | 0,46 |
58 | -1,2 | -1,26 | -0,37 | 0.21 | 0,42 |
68 | -1,08 | -0,54 | -0,1 | 0,25 | 0,32 |
Шкала астении
вопрос | 1б | 2б | 3б | 4б | 5б |
3 | -1,51 | -1,14 | -0,4 | 0,7 | 1,4 |
8 | -1,5 | -0,33 | 0,9 | 1,32 | 0,7 |
9 | -1,3 | -1,58 | -0,6 | 0,42 | 1 |
10 | -1,62 | -1,18 | 0 | 0,79 | 1,18 |
14 | -1,56 | -0,7 | -0,12 | 0,73 | 1,35 |
16 | -1,62 | -0,6 | 0,26 | 0,81 | 1,24 |
24 | -0,93 | -0,8 | -0,1 | 0,6 | 1,17 |
27 | -1,19 | -0,44 | 0,18 | 1,2 | 1,08 |
45 | -1,58 | -0,23 | 0,34 | 0,57 | 0,78 |
62 | -0,5 | -0,56 | 0,38 | 0,56 | 0 |
Шкала истерического типа реагирования
вопрос | 1б | 2б | 3б | 4б | 5б |
5 | -1,41 | -1,25 | -0,5 | 0,4 | 1,53 |
21 | -1,2 | -1,48 | -1,26 | -0,18 | 0,67 |
31 | -1,15 | -1,15 | -0,87 | -0,1 | 0,74 |
34 | -1,48 | -1,04 | -0,18 | 1,11 | 0,5 |
35 | -1,34 | -1,34 | -0,52 | 0,3 | 0,73 |
36 | -1,3 | -1,38 | -0,64 | -0,12 | 0,66 |
45 | -1,58 | -0,23 | 0,34 | 0,57 | 0,78 |
47 | -1,38 | -1,08 | -0,64 | -0,1 | 0,52 |
49 | -1,08 | -1,08 | -1,18 | -0,1 | 0,46 |
57 | -1,2 | -1,34 | -0,3 | 0 | 0,42 |
64 | -0,6 | -1,26 | -1,08 | -0,38 | 0,23 |
Интерпретация результатов теста: Суммируют диагностические коэффициенты по шести шкалам и выстраивают график. Показатели: больше +1,28 - указывает на уровень здоровья, меньше –1,28 – болезненный характер выявляемых расстройств.
Тест №2. Исследование тревожности по опроснику Спилбергера (Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера)
Инструкция к тесту: Испытуемому предлагается внимательно прочитать каждое из приведенных ниже предложений и оценить свое состояние по четырехбалльной системе, в зависимости от того, как он чувствует себя в данный момент: 1 балл – нет, это не так; 2 балла – пожалуй, это так; 3 балла – верно; 4 балла – совершенно верно (для 1-20 вопросов) и 1 балл – никогда, 2 балла - почти никогда, 3 балла – часто, 4 балла – почти всегда (для 21-40 вопросов). Отвечать нужно не раздумывая, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Тестовый материал:
- Я спокоен
- Мне ничего не угрожает
- Я нахожусь в напряжении
- Я внутренне немного скован
- Я чувствую себя спокойно
- Я расстроен
- Меня волнуют возможные неудачи
- Я ощущаю душевный покой
- Я встревожен
- Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
- Я уверен в себе
- Я нервничаю
- Я не нахожу себе места
- Я взвинчен
- Я не чувствую напряжения
- Я доволен
- Я озабочен
- Мне не по себе
- Мне радостно
- Мне комфортно
- У меня бывает приподнятое настроение
- Я бываю раздражительным
- Я легко расстраиваюсь
- Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
- Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
- Я чувствую желание работать
- Я спокоен и хладнокровен
- Меня тревожат возможные трудности
- Я слишком переживаю из-за пустяков
- Я бываю вполне счастлив
- Я все воспринимаю близко к сердцу
- Мне не хватает уверенности в себе
- Я чувствую себя беззащитным
- Я стараюсь избегать критических ситуаций
- У меня бывает дрожь
- Я бываю очень доволен
- Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
- Бывает, что я чувствую себя неудачником
- Я - уравновешенный человек
- Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах
Ключ к тесту:
Ситуативная тревожность | Личная тревожность | ||||||||
вопрос | 1б | 2б | 3б | 4б | вопрос | 1б | 2б | 3б | 4б |
1 | 4 | 1 | 3 | 2 | 21 | 4 | 2 | 1 | 3 |
2 | 4 | 1 | 3 | 2 | 22 | 1 | 3 | 4 | 2 |
3 | 1 | 4 | 2 | 3 | 23 | 1 | 3 | 4 | 2 |
4 | 1 | 4 | 2 | 3 | 24 | 1 | 3 | 4 | 2 |
5 | 4 | 1 | 3 | 2 | 25 | 1 | 3 | 4 | 2 |
6 | 1 | 4 | 2 | 3 | 26 | 4 | 2 | 1 | 3 |
7 | 1 | 4 | 2 | 3 | 27 | 4 | 2 | 1 | 3 |
8 | 4 | 1 | 3 | 2 | 28 | 1 | 3 | 4 | 2 |
9 | 1 | 4 | 2 | 3 | 29 | 1 | 3 | 4 | 2 |
10 | 4 | 1 | 3 | 2 | 30 | 4 | 2 | 1 | 3 |
11 | 4 | 1 | 3 | 2 | 31 | 1 | 3 | 4 | 2 |
12 | 1 | 4 | 2 | 3 | 32 | 1 | 3 | 4 | 2 |
13 | 1 | 4 | 2 | 3 | 33 | 1 | 3 | 4 | 2 |
14 | 1 | 4 | 2 | 3 | 34 | 1 | 3 | 4 | 2 |
15 | 4 | 1 | 3 | 2 | 35 | 1 | 3 | 4 | 2 |
16 | 4 | 1 | 3 | 2 | 36 | 4 | 2 | 1 | 3 |
17 | 1 | 4 | 2 | 3 | 37 | 1 | 3 | 4 | 2 |
18 | 1 | 4 | 2 | 3 | 38 | 1 | 3 | 4 | 2 |
19 | 4 | 1 | 3 | 2 | 39 | 4 | 2 | 1 | 3 |
20 | 4 | 1 | 3 | 2 | 40 | 1 | 3 | 4 | 2 |
Интерпретация результатов: Определяют показатели ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа, вычисляют среднегрупповые показатели и проводят их сравнительный анализ. При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей используются следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла - умеренная; 45 и более высокая.
Тест №3. Выявление состояние тревожности и депрессии, обусловленные неуравновешенностью нервных процессов.
Инструкция к тесту: Предлагается ответить на вопросы анкеты. Используется пятибылльная система: 5 баллов – никогда; 4 балла – очень редко; 3 балла – иногда бывает; 2 балла – часто; 1балл – почти всегда.
Тестовый материал:
- Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности?
- Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-нибудь тревожит?
3. Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным?
- Бывает ли у Вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?
- Замечаете ли Вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше?
- Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья?
- Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?
- У Вас бывают периоды такого беспокойства, что Вы даже не можете усидеть на месте?
- Ожидание Вас тревожит и нервирует?
- У Вас бывают кошмарные сновидения?
- Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь?
- Бывает ли у Вас чувство, что к Вам относятся безразлично, никто не стремится Вас понять и посочувствовать Вам и Вы ощущаете себя одиноким (одинокой)?
- Вы обращали внимание на то, что руки или ноги часто находятся у Вас в беспокойном движении?
- Чувствуете ли Вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?
- Вам часто хочется побыть одному?
16. Вы замечаете, что Ваши близкие относятся к Вам равнодушны или даже неприязненно?
- Вы чувствуете себя скованно и неуверенно в обществе?
- Приходят ли Вам мысли, что Ваши подруги (друзья) или близкие более счастливы, чем Вы?
- Прежде, чем принять решение, Вы долго колеблетесь?
- У Вас возникает чувство, что во многих неприятностях виноваты Вы сами?
Ключ к тесту:
Коэффициент тревожности | Коэффициент депрессии | ||||||||||
вопрос | 1б | 2б | 3б | 4б | 5б | вопрос | 1б | 2б | 3б | 4б | 5б |
2 | -1,38 | -0,44 | 1,18 | 1,31 | 0,87 | 1 | -1,58 | -1,45 | -0,41 | 0,7 | 1,46 |
4 | -1,08 | -1,3 | -0,6 | 0,37 | 1,44 | 3 | -1,51 | -1,53 | -0,34 | 0,58 | 1,4 |
8 | -1,6 | -1,34 | -0,4 | 0,6 | 0,88 | 5 | -1,45 | - ,26 | -1 | 0 | 0,83 |
9 | -1,11 | 0 | 0,54 | 1,22 | 0,47 | 6 | 1,38 | - ,62 | -0,22 | 0,32 | 0,75 |
10 | -0,9 | -1,32 | -0,41 | -0,41 | 1,2 | 7 | -1,3 | - ,5 | -0,15 | 0,8 | 1,22 |
11 | -1,19 | -0,2 | 1,04 | 1,03 | 0,4 | 12 | -1,34 | - ,34 | -0,5 | 0,3 | 0,72 |
13 | -0,78 | -1,48 | -1,38 | 0,11 | 0,48 | 15 | -1,2 | - ,23 | -0,36 | 0,56 | 0,2 |
14 | -1,26 | -0,93 | -0,4 | 0,34 | 1,24 | 16 | -1,08 | - ,08 | -1,18 | 0 | 0,46 |
17 | -1,23 | -0,74 | 0 | 0,37 | 0,63 | 18 | -1,2 | - ,26 | -0,37 | 0,21 | 0,42 |
19 | -1,92 | -0,36 | 0,28 | 0,56 | 0,1 | 20 | -1,08 | 0,54 | -од | 0,25 | 0,32 |
Интерпритация результатов: Проставленные тестируемыми баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в ключе теста. По значениям ключа балл самочувствия заменяют диагностическим коэффициентом и подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно. Алгебраическая сумма коэффициентов, большая +1,28, свидетельствует о хорошем психическом состоянии. Сумма, меньшая -1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии. Промежуточные значения (от -1,28 до + 1,28) говорят о неопределенности данных. Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от -5,6 до-1,28.
Тест №4. Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
Инструкция к тесту: Испытуемому предлагается описание различных психических состояний (4 блока вопросов). Если это состояние часто присуще тестируемому, ставится 2 балла; если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл; если совсем не подходит — 0 баллов.
I.
Тестовый материал:1.Не чувствую в себе уверенности.
2.Часто из-за пустяков краснею.
3.Мой сон беспокоен.
4.Легко впадаю в уныние.
5.Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
6.Меня пугают трудности.
7.Люблю копаться в своих недостатках.
8.Меня легко убедить.
9.Я мнительный.
10.Я с трудом переношу время ожидания.
II.
11.Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.
12.Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
13.При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
14.Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
15.Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
16.Я нередко чувствую себя беззащитным.
17.Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
18.Я чувствую растерянность перед трудностями.
19.В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
20.Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
III.
21.Оставляю за собой последнее слово.
22.Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
23.Меня легко рассердить.
24.Люблю делать замечания другим.
25.Хочу быть авторитетом для других.
26.Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
27.Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
28.Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
29.У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
30.Я мстителен.
IV.
31.Мне трудно менять привычки.
32.Нелегко переключать внимание.
33.Очень настороженно отношусь ко всему новому.
34.Меня трудно переубедить.
35.Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
36.Нелегко сближаюсь с людьми.
37.Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
38.Нередко я проявляю упрямство.
39.Неохотно иду на риск.
40.Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
Интерпретация результатов: Подсчитывается сумма баллов за каждую группу вопросов.
I группа (1-10 вопросы) — тревожность: 0-7 баллов — не тревожны; 8-14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня; 15-20 баллов — очень тревожны.
II группа (11-20 вопросы) — фрустрация: 0-7 баллов — испытуемый не имеет высокой самооценки, устойчив к неудачам; 8-14 баллов — средний уровень, фрустрация имеет место; 15-20 баллов — наличие низкой самооценки, боязнь неудач, склонность к избеганию трудностей.
III группа (21-30 вопросы) — агрессивность: 0-7 баллов — испытуемый спокоен, выдержан; 8-14 баллов — средний уровень агрессивности; 15-20 баллов — высокий уровень агрессивности, несдержанность, конфликтность.
IV группа (31-40 вопросы) — ригидность: 0-7 баллов — ригидности нет, легкая переключаемость; 8-14 баллов — средний уровень; 15-20 баллов — сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов.
ЛИСТ ОТВЕТОВ
Просим вас принять участие в нашем исследовательском тестировании. Перед тем, как Вы приступите к тестированию оставьте, пожалуйста, следующие данные:
Возраст (класс): ________ лет (____ класс)
Отношение к компьютерным играм: ____________________________
Среднее время, которое Вы тратите на компьютерную игру в день ( в часах): ________
Игровой стаж (лет, месяцев): ____ лет, _______ месяцев
ТЕСТ 1 5 б – никогда не было, 4 б – редко, 3 б – иногда, 2 б – часто, 1 б – постоянно или всегда.
Вопр | Ответ | Вопр | Ответ | Вопр | Ответ | Вопр | Ответ | Вопр | Ответ | Вопр | Ответ |
1 | 9 | 17 | 25 | 33 | 41 | ||||||
2 | 10 | 18 | 26 | 34 | 42 | ||||||
3 | 11 | 19 | 27 | 35 | 43 | ||||||
4 | 12 | 20 | 28 | 36 | 44 | ||||||
5 | 13 | 21 | 29 | 37 | 45 | ||||||
6 | 14 | 22 | 30 | 38 | 46 | ||||||
7 | 15 | 23 | 31 | 39 | 47 | ||||||
8 | 16 | 24 | 32 | 40 | 48 |
ТЕСТ 2.
Часть 1: Нет, это не так – 1; Пожалуй, так – 2; Верно- 3; Совершенно верно – 4 | Часть 2: Никогда – 1, Почти никогда – 2, Часто – 3, Почти всегда – 4 | ||||||||||||||
воп | отв | воп | отв | воп | отв | воп | отв | воп | отв | воп | отв | воп | отв | воп | отв |
1 | 6 | 11 | 16 | 21 | 26 | 31 | 36 | ||||||||
2 | 7 | 12 | 17 | 22 | 27 | 32 | 37 | ||||||||
3 | 8 | 13 | 18 | 23 | 28 | 33 | 38 | ||||||||
4 | 9 | 14 | 19 | 24 | 29 | 34 | 39 | ||||||||
5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 |
ТЕСТ 3. Никогда не было - 5 б; очень редко – 4 б; бывают временами – 3 б; бывают часто – 2 б; почти постоянно или всегда – 1 б.
воп | отв | воп | отв | воп | отв | воп | отв |
1 | 6 | 11 | 16 | ||||
2 | 7 | 12 | 17 | ||||
3 | 8 | 13 | 18 | ||||
4 | 9 | 14 | 19 | ||||
5 | 10 | 15 | 20 |
ТЕСТ 4. Часто присуще - 2 б; Бывает, но изредка - 1 б;Совсем не подходит — 0 баллов.
воп | отв | воп | отв | воп | отв | воп | отв |
1 | 11 | 21 | 31 | ||||
2 | 12 | 22 | 32 | ||||
3 | 13 | 23 | 33 | ||||
4 | 14 | 24 | 34 | ||||
5 | 15 | 25 | 35 | ||||
6 | 16 | 26 | 36 | ||||
7 | 17 | 27 | 37 | ||||
8 | 18 | 28 | 38 | ||||
9 | 19 | 29 | 39 | ||||
10 | 20 | 30 | 40 |
Анкета
идентификации компьютерной игровой зависимости
(геймер-аддитивность)
Инструкция: Испытуемым предлагается ответить на вопросы. Ответы могут быть «да» или «нет». Если утвердительных ответов 4-5 - Геймер - аддитивность для этого испытуемого свершившийся факт. 6 и более утвердительных ответов указывают на то, что эта проблема актуальна. Если дано более 9 утвердительных ответов - положение довольно серьёзное.
Вопросы:
1. Вы заранее думаете об компьютерных играх, часто вспоминаете предыдущие этапы игры, предвкушаете последующие?
2. Вы постоянно ощущаете недостаток времени, проведенного за компьютерными играми, постоянно хочется играть подольше?
3. Вам приходилось просить учителей, руководителей или родителей заменить хотя бы часть занятий компьютерными играми.
4. Вы чувствуете, что Вам не всегда удается сразу же прекратить игру.
5. Вы чувствуете себя раздраженным или усталым, если долго не играете на компьютере.
6. Обычно Вы занимаетесь компьютерными играми больше, чем планировали.
7. Были случаи, когда Вы шли на риск создать неприятности в учебе или личной жизни из-за компьютерной игры.
8. Вам приходилось обманывать родителей, педагогов, врачей или других людей, чтобы скрыть свое увлечение компьютерными играми.
9. Вам приходилось срочно закрывать окно с компьютерной игрой, когда подходили родители, учителя, друзья.
10.У Вас дома более 3-х дисков с играми, которые вы часто используете.
11. Вы не раз использовали компьютерные игры для ухода от проблем реальной жизни.
12. Вам приходилось садиться за компьютерную игру чтобы исправить себе настроение (например, чувство вины, беспомощности, раздраженности) или просто чтобы успокоиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вред и польза виртуального общения.Как уберечь от компьютерной зависимости?
Доклад на родительское собрание ,на классный час на тему "Вред и польза виртуального общения...."Предлагается ряд советов как уберечь наших детей от компьютерной зависимости....
Статья "Компьютерные игры - польза или вред"
Игры оказывают не только отрицательное влияние на формирование личности, но могут и развить некоторые качества (внимательность, реакцию, логическое мышление и т.д.) Главное не впадать в зависимость от...
Компьютерная зависимость. Польза или вред?
Презентация для родительского собрания....
О вреде компьютерных игр
ВРЕД ИЗ КОМПЬЮТЕРА"Что наша жизнь? Игра!" - сказал когда-то Шекспир. Знал ли великий драматург, что уже через несколько столетий капиталисты перевернут эту фразу, и Игра будет сравниваться с Жизн...
Вред компьютерных игр для детей
Статья для родителей о вреде компьютерных игр для детей...
Итоговый исследовательский проект «В чем состоит польза и вред компьютерных игр для человека и общества»
Исследовательский проект (итоговый) ученика 11 класса...
технологическая карта урока "Эссе «за и против»: Польза и вред компьютерных игр."
научиться использовать алгоритм для написания эссе с аргументами «за» и «против»...