Эссе "Моё открытие поэта"
материал по теме
Эссе посвящено творчеству известного Магаданского журналиста, редактора газеты «Вечерний Магадан», учителя воскресной школы при Магаданской Епархии Станислава Павловича Рыжова.
Взгляд учителя русского языка и литературы, взгляд современника, человека православного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_moyo_otkrytie_poeta.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
«Моё открытие поэта»
(к юбилею С. П. Рыжова)
Автор: Шипицина Н.В.
Магадан, 2011 г.
Эссе о Станиславе Павловиче Рыжове.
До последнего времени я знала о Станиславе Павловиче немного, если не сказать-мало. Известный журналист, редактор газеты «Вечерний Магадан», учитель воскресной школы при Магаданской Епархии.
Возможно, это обстоятельство и заинтересовало меня более всего. Ведь я уже 5 лет веду в своей школе факультатив «ОПК» . Поэтому я решила узнать об этом человеке побольше. Мои размышления ни в коей мере не претендуют на глубину и всеохватность, их с трудом можно определить жанром, заявленным в названии. Но это мой взгляд.
Взгляд учителя русского языка и литературы, взгляд современника, человека православного.
В моих размышлениях нет привычных для юбилейных очерков «страниц биографии», «этапов творческого пути», оставлю это тем, кто лучше знает С. П. Рыжова, кто умеет писать юбилейные статьи, стихи и всё, что ассоциируется со словом «юбилей».
Для меня С. П. Рыжов – это, прежде всего, талантливый поэт. Стихи его искренни, честны, философски глубоки. За скупыми, нецветистыми строками скрыт глубокий смысл, а порой и нежность, любовь.
В стихотворении «Школьные госпитали» тема «Дети и война» раскрыта всего в 13 строках:
Часто
госпитали в войну-
утраивались в школах…
Наверное, чистый детский дух
лечил не хуже уколов…
И раненые солдаты
вновь начинали учиться:
ходить
и книги читать, и о любви мечтать,
и сердцем своим – как в детстве-
нежно лепетать…
«Чистый детский дух» не только лечил, но и учил любить, верить, надеяться. Учил, возможно, «нежно лепетать» самые дорогие, сокровенные слова: мама, Россия, Родина. А может быть, наивная душа ребенка рождала в душах солдат и внутреннюю потребность обратиться к чему-то возвышенному и глубинному, к Молитве, «ибо таковых есть царство небесное» (Мф. 19, 14). Многоточие в конце стихотворения позволяет это почувствовать.
И еще о подборке стихов в том же альманахе. Название первого стихотворения «Соловей в зоопарке» уже несколько шокирует. Перечитываешь много раз и удивляешься тому, что написанное двадцать с лишним лет назад, оно воспринимается и сейчас свежо и актуально. Находясь в клетках своих стереотипных суждений, в своем тесном, но уютном мирке, к которому мы привыкли, нам ой как не хочется порой слышать свободный голос совести. Без тревожащего нас вольного голоса «соловья» было бы «проще и легче в клетках спать по ночам…»
В стихотворении, посвященном памяти Альберта Адамова, меня затронула более всего одна строка, скорее даже, формула о «неотогретой памяти тех времен». Позволю себе предположить, что речь идет о нашей «исторической забывчивости». Для меня эта «историческая забывчивость» связана с темой репрессий. Сейчас, казалось бы, можно об этом и писать, и говорить, и к «Маске скорби» возлагать цветы, и даже войти и помолиться в Троицком соборе, но… до сих пор в нашем городе, «овеянном легендами», нет «Музея, посвященного памяти репрессированных »
Как предупреждение, предостережение звучит стихотворение С. П. Рыжова «Списание земель». Философски глубокое и одновременно публицистически заостренное размышление неравнодушного гражданина нашего Отечества - вот главная тема этого стихотворения , которое, на мой взгляд, неслучайно завершает подборку стихов.
Мир, жизнь, возможны лишь тогда, когда для нас земля не будет объектом купли-продажи, «недвижимостью» и т.д., а будет «нежнейшим слоем», землей, кормившей Отечество, родной землей.
Являясь талантливым поэтом, С. П. Рыжов поэтому и о поэзии северных поэтов писал интересно, живо и, самое главное, правдиво и искренно.
С интересом прочитала в рубрике «Память сердца» его «Слово о Викторе Николенко» (альм. «На севере дальнем», 1991., № 1). Спасибо автору, что он открыл для меня поэта, давно ушедшего от нас, но в то же время заслуживающего нашего внимания и сейчас.
С. П. Рыжов, рассказывая о В. Николенко, тонко и корректно, я бы даже сказала, деликатно, вплетает в ткань повествования о друге анализ его стихов. Позволю себе согласиться с автором в том, что стихотворение «Ирис» В. Николенко- одно из лучших:
Ирис сине-золотой,
Нежный ирис!
На болоте, в тундре злой,
Как ты вырос?
И откуда ты пришел,
Постарался?
Издалёка ли сюда
Добирался?
Но, улыбку не тая,
Тих и светел,
«Это родина моя!»-
Он ответил…
А мысль о дарованном от Бога предназначении поэта в отношении В. Николенко ни в коей мере не метафора.
Завершая эссе о С. П. Рыжове, не могу не написать о его стихотворении «Юбилейное». К юбилеям автор относился, да и сейчас думаю относится, горько-иронично. Тем не менее, в этом стихотворении есть мысль бесспорная. Когда пишешь о юбиляре, то пишешь о личности состоявшейся, граждански и духовно зрелой. Вот такой личностью и является для меня С. П. Рыжов, о котором можно сказать словами его очерка «Мосты познания», посвященного Н. Н. Дикову: «…жизнью своей каждый из нас должен продолжить, еще более возвысить звание Человека Разумного…». А так как у автора стоит многоточие, то позволю себе продолжить, в противовес человеку Потребляющему («хомо хапиенс»). А человек разумный - это человек, несомненно, и духовно-нравственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."
Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....
Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша..."
Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша...", посвящённому 195 - летию Восстания декабристов....
Открытый урок по теме "М.Ю. Лермонтов. Мотивы одиночества в лирике поэта.Стихотворение "Парус"
Данная разработка урока включает в себя биографию М.Ю Лермонтова, историю создания и анализ стихотворения "Парус"....
Научно-практическая конференция по литературе "Литературные открытия поэтов Серебряного века
Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятел...
Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс
Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...
открытый урок "Поэт в России - больше, чем поэт"
Конспект урока по творчеству Б.Пастернака в 11 классе....
Конспект открытого урока: «Поэт в России больше, чем поэт».
Урок "Поэт в России больше, чем поэт" может быть проведён как вводный в 10 классе перед началом изучения предмета на историко-литературной основе, так и как заключительный в 11 классе. Цель ...