Эссе "Моё открытие поэта"
материал по теме

Шипицина Надежда Владимировна

 

Эссе посвящено творчеству известного Магаданского журналиста, редактора газеты «Вечерний Магадан», учителя воскресной школы при Магаданской Епархии Станислава Павловича Рыжова.

Взгляд учителя русского языка и литературы, взгляд современника, человека православного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_moyo_otkrytie_poeta.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Моё открытие поэта»

(к юбилею С. П. Рыжова)

Автор: Шипицина Н.В.

Магадан, 2011 г.

Эссе о Станиславе Павловиче Рыжове.

До последнего времени я знала о Станиславе Павловиче немного, если не сказать-мало. Известный журналист, редактор газеты «Вечерний Магадан», учитель воскресной школы при Магаданской Епархии.

Возможно, это обстоятельство и заинтересовало меня более всего. Ведь я уже 5 лет веду в своей школе факультатив «ОПК» . Поэтому я решила узнать об этом человеке побольше. Мои размышления ни в коей мере не претендуют на глубину и всеохватность, их с трудом можно определить жанром, заявленным в названии. Но это мой взгляд.

Взгляд учителя русского языка и литературы, взгляд современника, человека православного.

В моих размышлениях нет привычных для юбилейных очерков «страниц биографии», «этапов творческого пути», оставлю это тем, кто лучше знает С. П. Рыжова, кто умеет писать юбилейные статьи, стихи и всё, что ассоциируется со словом «юбилей».

Для меня С. П. Рыжов – это, прежде всего, талантливый поэт. Стихи его искренни, честны, философски глубоки. За скупыми, нецветистыми строками скрыт глубокий смысл, а порой и нежность, любовь.

В стихотворении «Школьные госпитали» тема «Дети и война» раскрыта всего в 13 строках:

Часто

госпитали в войну-

утраивались в школах…

Наверное, чистый детский дух

лечил не хуже уколов…

И раненые солдаты

вновь начинали учиться:

ходить

и книги читать, и о любви мечтать,

и сердцем своим – как в детстве-

нежно лепетать…

«Чистый детский дух» не только лечил, но и учил любить, верить, надеяться. Учил, возможно, «нежно лепетать» самые дорогие, сокровенные слова: мама, Россия, Родина. А может быть, наивная душа ребенка рождала в душах солдат и внутреннюю потребность обратиться к чему-то возвышенному и глубинному, к Молитве, «ибо таковых есть царство небесное» (Мф. 19, 14). Многоточие в конце стихотворения позволяет это почувствовать.

И еще о подборке стихов в том же альманахе. Название первого стихотворения «Соловей в зоопарке» уже несколько шокирует. Перечитываешь много раз и удивляешься тому, что написанное двадцать с лишним лет назад, оно воспринимается и сейчас свежо и актуально. Находясь в клетках своих стереотипных суждений, в своем тесном, но уютном мирке, к которому мы привыкли, нам ой как не хочется порой слышать свободный голос совести. Без тревожащего нас вольного голоса «соловья» было бы  «проще и легче в клетках спать по ночам…»

В стихотворении, посвященном памяти Альберта Адамова, меня затронула более всего одна строка, скорее даже, формула о «неотогретой памяти тех времен». Позволю себе предположить, что речь идет о нашей «исторической забывчивости». Для меня эта «историческая забывчивость» связана с темой репрессий. Сейчас, казалось бы, можно об этом и писать, и говорить, и  к «Маске скорби» возлагать цветы, и даже войти и помолиться в Троицком соборе, но… до сих пор в нашем городе, «овеянном легендами», нет «Музея, посвященного памяти репрессированных »

Как предупреждение, предостережение звучит стихотворение С. П. Рыжова «Списание земель». Философски глубокое и одновременно публицистически заостренное размышление неравнодушного гражданина нашего Отечества - вот главная тема этого стихотворения , которое, на мой взгляд, неслучайно завершает подборку стихов.

Мир, жизнь, возможны лишь тогда, когда для нас земля не будет объектом купли-продажи, «недвижимостью» и т.д., а будет «нежнейшим слоем», землей, кормившей Отечество, родной землей.

Являясь талантливым поэтом, С. П. Рыжов поэтому  и о поэзии северных поэтов писал интересно, живо и, самое главное, правдиво и искренно.

С интересом прочитала в рубрике «Память сердца» его «Слово о Викторе Николенко» (альм. «На севере дальнем», 1991., № 1). Спасибо автору, что он открыл для меня поэта, давно ушедшего от нас, но в то же время заслуживающего нашего внимания и сейчас.

С. П. Рыжов, рассказывая о В. Николенко, тонко и корректно, я бы даже сказала, деликатно, вплетает в ткань повествования о друге анализ его стихов. Позволю себе согласиться с автором в том, что стихотворение «Ирис» В. Николенко- одно из лучших:

Ирис сине-золотой,

Нежный ирис!

На болоте, в тундре злой,

Как ты вырос?

И откуда ты пришел,

Постарался?

Издалёка ли сюда

Добирался?

Но, улыбку не тая,

Тих и светел,

«Это родина моя!»-

Он ответил…

А мысль о дарованном от Бога предназначении поэта в отношении В. Николенко ни в коей мере не метафора.

Завершая эссе о С. П. Рыжове, не могу не написать о его стихотворении «Юбилейное». К юбилеям автор относился, да и сейчас думаю относится, горько-иронично. Тем не менее, в этом стихотворении есть мысль бесспорная. Когда пишешь о юбиляре, то пишешь о личности состоявшейся, граждански и духовно зрелой. Вот такой личностью и является для меня С. П. Рыжов, о котором можно сказать словами его очерка «Мосты познания», посвященного Н. Н.  Дикову: «…жизнью своей каждый из нас должен продолжить, еще более возвысить звание Человека Разумного…». А так как у автора стоит многоточие, то позволю себе продолжить, в противовес человеку Потребляющему («хомо хапиенс»). А человек разумный - это человек, несомненно, и духовно-нравственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."

Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....

Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша..."

Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша...", посвящённому 195 - летию Восстания декабристов....

Открытый урок по теме "М.Ю. Лермонтов. Мотивы одиночества в лирике поэта.Стихотворение "Парус"

Данная разработка урока включает в себя биографию М.Ю Лермонтова, историю создания  и анализ стихотворения "Парус"....

Научно-практическая конференция по литературе "Литературные открытия поэтов Серебряного века

Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятел...

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...

открытый урок "Поэт в России - больше, чем поэт"

Конспект урока по творчеству Б.Пастернака в 11 классе....

Конспект открытого урока: «Поэт в России больше, чем поэт».

Урок "Поэт в России больше, чем поэт" может быть проведён как вводный в 10 классе перед началом изучения предмета на историко-литературной основе, так и как заключительный в 11 классе. Цель ...