Модель специалиста - выпускника колледжа культуры
материал на тему

Специальность "Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество": компетенции специалиста в области культуры и искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_specialista_-_vypusknika_kolledzha_kultury.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры Республики Коми

Государственное образовательное учреждение

среднего специального образования

«Коми республиканский   колледж культуры

им. В.Т. Чисталева»

                       

Модель специалиста – выпускника

колледжа культуры

Специальность: 071302 «Социально-культурная деятельность

и народное художественное творчество»

Сыктывкар

2009

1.Общая характеристика специальности

Специальность 071302  «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» утверждена постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.05.94 г. №4 «Об утверждении Государственного стандарта в части Классификатора специальностей среднего профессионального образования».

Деятельность выпускника направлена на удовлетворение общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, поддержке любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения, организации его досуга и отдыха.

2.Обозначение общей сферы деятельности

Социально-культурная деятельность отличается добровольностью, активностью и инициативой различных групп и индивидуумов. Ей присущ свободный выбор занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением.

Социально-культурная деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями, характеризуется многообразием видов.

Интеграция образовательного и воспитательного процесса выдвигает на повестку дня подготовку специалиста-организатора досуга в определенной области культурного обслуживания, знающего ее специфику в соотношении с общими тенденциями социально-экономического развития, владеющего компьютерной техникой. Не менее существенным становится и формирование специалиста как носителя не только определенных знаний, но и душевных качеств и личностных ориентиров, а также знание специалистами психологии потребителей, их групповых социальных ценностей, определяющих культурные запросы.

3.Перечень максимально возможных организаций, в которых могут работать выпускники

Учреждения культуры клубного типа:

- сельские, городские клубы;

- сельские, районные, городские Дома культуры и дворцы культуры, Дома творчества и досуга;

- автоклубы;

- Центры (Дома) народного творчества, Центры культуры (коми, русские, немецкие, татарские, болгарские и т.д.);

Новые типы учреждений культуры:

- объединения клубных учреждений;

- организационно-методические центры;

- «Клуб-библиотека»;

- «Клуб-музей»;

- Дом творчества;

- Дом досуга;

- Центр (Дом) ремесел;

- Центр изобразительного искусства и прикладного творчества;

- Центр коми культуры;

- Центр художественных ремесел,

- Народный дом;

- Дом посиделок;

- Дом традиционной народной культуры;

а также:

- образовательные, внешкольные учреждения системы просвещения (Центры дополнительного образования);

- центры социальной педагогики и социальной работы;

- специализированные учреждения (дома престарелых, семейные детские дома, центры реабилитации, социальные приюты, спецшколы для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии);

- физкультурно-оздоровительные комплексы, реабилитационные комплексы, центра народных средств оздоровления;

- больницы, санатории, профилактории, дома отдыха.                

4.Перечень должностей

К специалистам учреждений культуры клубного типа относятся:

  1. директор (заведующий);
  2. заместитель директора;
  3. художественный руководитель;
  4. методисты всех категорий;
  5. балетмейстер;
  6. режиссер;
  7. сценарист;
  8. хормейстер;
  9. дирижер;
  10. аккомпаниатор (музыкальный руководитель);
  11. руководитель кружка, любительского объединения, клуба о интересам;
  12. лектор (экскурсовод);
  13. ведущий дискотеки, распорядитель танцевального вечера;
  14. культорганизатор,

и, кроме того:

  1. педагог-организатор внеклассной работы;
  2. педагог дополнительного образования (специализация);
  3. социальный педагог;
  4. социальный работник;
  5. специалист (по направлениям деятельности).

5.Объекты профессиональной деятельности

К объектам принято относить те элементы действительности, на которые направлено действие. Объектом социально-культурной деятельности, с одной стороны, выступает человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой – элементы общественной культуры, которыми владеет специалист-организатор досуга и которые служат «строительным материалом» для формирования личности. Это требует от специалиста-организатора досуга исключительного такта, многостороннего знания, разнообразных умений, величайшей терпеливости и самоотдачи.

Объектами проектирования и воплощения творческих замыслов соответствующей специализации являются комплексные досуговые программы и формы работы.

Выбор тематики и разработка социально-культурных досуговых программ и форм диктуются государственным социальным заказом, потребностями различных категорий населения, практическими задачами организации досуга, развития и саморазвития людей, проживающих в регионе.

6.Компетенции специалиста сферы культуры и искусства

Общая компетентность

Ценностно-смысловые компетенции

1. Способность к целеполаганию и настойчивость в достижении цели.

2. Способность самоопределения в ситуациях профессиональной или социальной деятельности.

3. Способность к адекватной самооценке и критическому переосмыслению накопленного опыта.

4. Способность принимать решения и инициативность.

Общекультурные компетенции

5. Способность к реализации национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества.

6. Навыки культурологических основ и знания семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

7. Готовность использовать в своей деятельности исторические факты, современные проблемы, актуальные задачи, художественные образы и аналогии, документы, идеи, законодательные акты и проч.

8. Толерантность.

Учебно-познавательные компетенции и личностного самосовершенствования

9. Способность к самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами.

10. Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области общеобразовательных дисциплин.

11. Готовность к профессиональному самосовершенствованию, повышению культурного уровня, способность выстраивать и реализовывать перспективные линии саморазвития и самосовершенствования.

12. Пропаганда экономических, эстетических, правовых, педагогических знаний.

Информационные компетенции

13. Способность использовать полученные базовые знания в области информатики и современных информационных технологий.

14. Готовность к работе с информацией из различных источников.

15. Способность использовать программные средства и готовность к работе в компьютерных сетях, составлению базы данных и применению Интернет-ресурсы.

16. Способность приобретать новые знания, используя информационные технологии.

Коммуникативные компетенции

17. Способность и готовность к  письменной и устной коммуникации на родном языке в научной, производственной и общекультурной деятельности.

18. Готовность использовать знания необходимых языков.

19. Способность к различному взаимодействию с окружающими людьми и событиями.

20. Готовность к работе в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Социально-трудовые компетенции

21. Способность к развитию трудолюбия.

22. Владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в области экономики и права.

23. Способность профессионального самоопределения.

24. Готовность к самоорганизации и адаптации к меняющимся обстоятельствам трудовой деятельности.

Профессиональная компетентность

Общепрофессиональные компетенции

25. Понимание социальной и коммуникативной функции социально-досуговой деятельности и народного художественного творчества, осознание сущности и социальной значимости выбранной профессии.

26. Способность к переосмыслению накопленного опыта, изменению, при необходимости, профиля своей профессиональной деятельности.

27. Готовность и способность организовывать творческий процесс в коллективах народного художественного творчества.

28. Способность к практической реализации общепрофессиональных компетенций, применению теоретических и прикладных знаний во всех областях профессиональной деятельности.

29. Способность использовать современную аппаратуру и оборудование в профессиональных целях.

30. Способность самостоятельно ставить конкретные профессиональные задачи в соответствии с профилем деятельности и решать их.

31. Способность понимать принципы составления проектов в соответствии с профилизацией.

32. Готовность пользоваться нормативными документами (в соответствии с профилизацией) и научно-производственных работ.

33. Способность разработать и осуществить социально-культурные проекты и программы.

34. Способность обеспечить дифференцированное культурное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями.

35. Готовность к созданию условий для привлечения населения к культурно-досуговой деятельности.

36. Готовность использовать современные методики организации социально-культурной деятельности.

37. Способность осуществлять все виды культурно-досуговой деятельности в соответствии с потребностями населения.

38. Готовность использовать современные методики и технические средства в профессиональной работе.

39. Готовность применить знание в области художественного и музыкального оформления в подготовке культурно-досуговых программ.

40. Способность использовать игровые технологии в профессиональной деятельности.

41. Готовность обеспечить функционирование коллективов народного художественного творчества, досуговых формирований (объединений).

42. Способность разработать и реализовать сценарные планы культурно-досуговых программ, культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений.

Общепедагогические компетенции

43. Способность использовать знания в области психологии и педагогики, специальных дисциплин в преподавательской деятельности.

44. Способность использовать базовые методические знания и навыки, полученные в процессе профессиональной практики, для педагогической работы.

45. Способность и готовность применять усвоенные учебно-педагогические приемы и методы, способность к проведению различных форм образовательной и воспитательной работы.

46. Готовность планировать, организовывать и методически обеспечить учебно-воспитательный процесс в любительском творческом коллективе, в учреждении дополнительного образования детей.

Организационно-управленческие компетенции

47. Готовность организовать, планировать и контролировать работу коллектива исполнителей.

48. Готовность к обеспечению эффективности функционирования и развития учреждения социально-культурной сферы.

49. Способность применять знание принципов работы коллективов исполнителей, принципов организации труда.

50. Применение знаний психологических аспектов управления, способов разрешения конфликтных ситуаций в коллективе.

51. Готовность к соблюдению этических и правовых норм в сфере профессиональной деятельности.

52. Готовность планировать, организовывать и контролировать работу коллектива исполнителей.

53. Готовность к исполнению обязанностей руководителя любительского творческого коллектива, досугового формирования (объединения) социально-культурной сферы, принимать управленческие решения.

54. Способность применять знание принципов работы педагогических и творческих коллективов.

55. Способность применять знание принципов организации труда.

Организационно-методические компетенции

56. Готовность организовать и методически обеспечить функционирование любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений).

57. Готовность к методической работе в отделах народного художественного творчества учреждений социально-культурной сферы.

58. Способность применять знание методики и практики работы творческих коллективов в профессиональной деятельности.

59. Готовность оказать консультационно-методическую помощь работникам учреждений социально-культурной сферы, руководителям любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений).

Профильные компетенции

(связаны с выбранной специализацией и рассматривают специфические компетенции в области хореографии, народного хорового, инструментального творчества, постановки театрализованных представлений).

                                                                                                           

В области хореографического творчества (хореографическим коллективам) необходимо знать:           

  1. теоретические основы и практику создания хореографического произведения;
  2. принципы развития психофизического и двигательного аппарата;
  3. теорию, хореографические элементы и методику преподавания классического, народного, баль ного, современного танцев;
  4. основы историко-бытового танца;
  5. историю костюма и основы музыкальных знаний;

необходимо  уметь:

  1. разработать постановочный план и осуществить хореографическую постановку;
  2.  вести репетиционную работу;
  3. проводить занятия по классическому, народному, бальному и современному танцам;
  4. использовать приобретенные исполнительские навыки и умения в репетиционной и преподавательской деятельности.

В области хорового творчества (хоровым и музыкальным коллективам)

необходимо знать:

  1. технику дирижирования;
  2. основы первичного звукоизвлечения и технику дыхания;
  3. методы и способы аранжировки;
  4. элементарную теорию музыки, гармонию, музыкальную литературу;
  5. методику детского музыкального воспитания;

необходимо уметь: 

  1. работать с хором (ансамблем), применяя навыки дирижирования;
  2.  читать хоровые партитуры;
  3. применять навыки игры на фортепиано;
  4. использовать приобретенные певческие и ансамблевые навыки;
  5.   аранжировать произведение для хорового коллектива;
  6.   проводить уроки музыки.

В области подготовки театрализованных представлений необходимо знать:

  1. основные положения теории и практики режиссуры и особенности режиссуры театрализованных представлений и эстрадных программ;
  2. систему обучения актерскому мастерству К.С. Станиславского;
  3. основы теории драмы и драматургии, методы создания сценариев;
  4. технику сцены и сценографию, принципы художественного оформления театрализованного пред ставления и эстрадной программы;
  5. общие понятия в области теории музыки и принципы их использования в музыкально-театрализованных представлениях;
  6. теорию, практику, методику преподавания актерского мастерства, словесного действия, сцениче ской пластики;

необходимо уметь: 

  1. разработать сценарий театрализованного представления и осуществить его постановку;
  2. осуществлять постановку эстрадных номеров и программ;
  3. вести репетиционную работу с коллективом и отдельными исполнителями.

Подготовила преподаватель                                                        Н.Ф.Гусева

Утверждено на заседании ПЦК общепрофессиональных дисциплин и библиотечного дела. Протокол №_____от «_____»_________________2009 г.

Председатель ПЦК                                                                              Н.Ф.Гусева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель саморазвития выпускника сельского профессионального училища.

Статья была опубликована вСборнике  материалов II Федеральной сетевой экспериментально площадки(март 2008) научные редакторы: Т.М. Скобелева, старшийпреподаватель УЦ ФИРО, В.И. Тютрин, Минис...

Организация работы с молодыми специалистами в колледже

Преподаватель  - это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от преподавателя непрерывного, профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Мы жив...

"Подготовка выпускников колледжа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни"

Статья об организации работы социальной службы колледжа в рамках подготовки учащихся выпускных групп из числа детей-сирот и дтей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятелльной жизни и трудово...

Сценарий встречи с ветеранами ВОВ и выпускниками колледжа военных лет, посвященной 70- летию Победы

Сценарий приурочен к празднику в рамках 70 -летия Победы в ВОВ, на который приглашены выпускники учебного заведения военных лет....

Модель компетентного выпускника современной школы Жизнь каждого человека – это путь к самому себе. (Г. Гессе)

Школа должна обеспечить такой уровень компетенции, который поможет выпускнику адаптироваться в различных сферах жизнедеятельности. Формирование и развитие сознательной личности с гражданской позицией,...

Методические рекомендации по организации работы со студентами и выпускниками колледжа по содействию в трудоустройстве

Методическое пособие рекомендовано специалистам Центра содействия трудоустройству выпускников, педагогам-организаторам, кураторам студенческих групп в решении проблем трудоустройства и адаптации выпус...

Классный час «Самоопределение выпускников колледжа»

Самоопределение после окончания колледжа является достаточно трудным периодом для выпускников. Встает множество вопросов и трудностей: совпадают ли представления студентов, уровень их знаний и подгото...