Модель специалиста - выпускника колледжа культуры
материал на тему
Специальность "Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество": компетенции специалиста в области культуры и искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_specialista_-_vypusknika_kolledzha_kultury.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство культуры Республики Коми Государственное образовательное учреждение среднего специального образования «Коми республиканский колледж культуры им. В.Т. Чисталева» |
Модель специалиста – выпускника
колледжа культуры
Специальность: 071302 «Социально-культурная деятельность
и народное художественное творчество»
Сыктывкар
2009
1.Общая характеристика специальности
Специальность 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» утверждена постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.05.94 г. №4 «Об утверждении Государственного стандарта в части Классификатора специальностей среднего профессионального образования».
Деятельность выпускника направлена на удовлетворение общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, поддержке любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения, организации его досуга и отдыха.
2.Обозначение общей сферы деятельности
Социально-культурная деятельность отличается добровольностью, активностью и инициативой различных групп и индивидуумов. Ей присущ свободный выбор занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением.
Социально-культурная деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями, характеризуется многообразием видов.
Интеграция образовательного и воспитательного процесса выдвигает на повестку дня подготовку специалиста-организатора досуга в определенной области культурного обслуживания, знающего ее специфику в соотношении с общими тенденциями социально-экономического развития, владеющего компьютерной техникой. Не менее существенным становится и формирование специалиста как носителя не только определенных знаний, но и душевных качеств и личностных ориентиров, а также знание специалистами психологии потребителей, их групповых социальных ценностей, определяющих культурные запросы.
3.Перечень максимально возможных организаций, в которых могут работать выпускники
Учреждения культуры клубного типа:
- сельские, городские клубы;
- сельские, районные, городские Дома культуры и дворцы культуры, Дома творчества и досуга;
- автоклубы;
- Центры (Дома) народного творчества, Центры культуры (коми, русские, немецкие, татарские, болгарские и т.д.);
Новые типы учреждений культуры:
- объединения клубных учреждений;
- организационно-методические центры;
- «Клуб-библиотека»;
- «Клуб-музей»;
- Дом творчества;
- Дом досуга;
- Центр (Дом) ремесел;
- Центр изобразительного искусства и прикладного творчества;
- Центр коми культуры;
- Центр художественных ремесел,
- Народный дом;
- Дом посиделок;
- Дом традиционной народной культуры;
а также:
- образовательные, внешкольные учреждения системы просвещения (Центры дополнительного образования);
- центры социальной педагогики и социальной работы;
- специализированные учреждения (дома престарелых, семейные детские дома, центры реабилитации, социальные приюты, спецшколы для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии);
- физкультурно-оздоровительные комплексы, реабилитационные комплексы, центра народных средств оздоровления;
- больницы, санатории, профилактории, дома отдыха.
4.Перечень должностей
К специалистам учреждений культуры клубного типа относятся:
- директор (заведующий);
- заместитель директора;
- художественный руководитель;
- методисты всех категорий;
- балетмейстер;
- режиссер;
- сценарист;
- хормейстер;
- дирижер;
- аккомпаниатор (музыкальный руководитель);
- руководитель кружка, любительского объединения, клуба о интересам;
- лектор (экскурсовод);
- ведущий дискотеки, распорядитель танцевального вечера;
- культорганизатор,
и, кроме того:
- педагог-организатор внеклассной работы;
- педагог дополнительного образования (специализация);
- социальный педагог;
- социальный работник;
- специалист (по направлениям деятельности).
5.Объекты профессиональной деятельности
К объектам принято относить те элементы действительности, на которые направлено действие. Объектом социально-культурной деятельности, с одной стороны, выступает человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой – элементы общественной культуры, которыми владеет специалист-организатор досуга и которые служат «строительным материалом» для формирования личности. Это требует от специалиста-организатора досуга исключительного такта, многостороннего знания, разнообразных умений, величайшей терпеливости и самоотдачи.
Объектами проектирования и воплощения творческих замыслов соответствующей специализации являются комплексные досуговые программы и формы работы.
Выбор тематики и разработка социально-культурных досуговых программ и форм диктуются государственным социальным заказом, потребностями различных категорий населения, практическими задачами организации досуга, развития и саморазвития людей, проживающих в регионе.
6.Компетенции специалиста сферы культуры и искусства
Общая компетентность
Ценностно-смысловые компетенции
1. Способность к целеполаганию и настойчивость в достижении цели.
2. Способность самоопределения в ситуациях профессиональной или социальной деятельности.
3. Способность к адекватной самооценке и критическому переосмыслению накопленного опыта.
4. Способность принимать решения и инициативность.
Общекультурные компетенции
5. Способность к реализации национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества.
6. Навыки культурологических основ и знания семейных, социальных, общественных явлений и традиций.
7. Готовность использовать в своей деятельности исторические факты, современные проблемы, актуальные задачи, художественные образы и аналогии, документы, идеи, законодательные акты и проч.
8. Толерантность.
Учебно-познавательные компетенции и личностного самосовершенствования
9. Способность к самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами.
10. Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области общеобразовательных дисциплин.
11. Готовность к профессиональному самосовершенствованию, повышению культурного уровня, способность выстраивать и реализовывать перспективные линии саморазвития и самосовершенствования.
12. Пропаганда экономических, эстетических, правовых, педагогических знаний.
Информационные компетенции
13. Способность использовать полученные базовые знания в области информатики и современных информационных технологий.
14. Готовность к работе с информацией из различных источников.
15. Способность использовать программные средства и готовность к работе в компьютерных сетях, составлению базы данных и применению Интернет-ресурсы.
16. Способность приобретать новые знания, используя информационные технологии.
Коммуникативные компетенции
17. Способность и готовность к письменной и устной коммуникации на родном языке в научной, производственной и общекультурной деятельности.
18. Готовность использовать знания необходимых языков.
19. Способность к различному взаимодействию с окружающими людьми и событиями.
20. Готовность к работе в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Социально-трудовые компетенции
21. Способность к развитию трудолюбия.
22. Владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в области экономики и права.
23. Способность профессионального самоопределения.
24. Готовность к самоорганизации и адаптации к меняющимся обстоятельствам трудовой деятельности.
Профессиональная компетентность
Общепрофессиональные компетенции
25. Понимание социальной и коммуникативной функции социально-досуговой деятельности и народного художественного творчества, осознание сущности и социальной значимости выбранной профессии.
26. Способность к переосмыслению накопленного опыта, изменению, при необходимости, профиля своей профессиональной деятельности.
27. Готовность и способность организовывать творческий процесс в коллективах народного художественного творчества.
28. Способность к практической реализации общепрофессиональных компетенций, применению теоретических и прикладных знаний во всех областях профессиональной деятельности.
29. Способность использовать современную аппаратуру и оборудование в профессиональных целях.
30. Способность самостоятельно ставить конкретные профессиональные задачи в соответствии с профилем деятельности и решать их.
31. Способность понимать принципы составления проектов в соответствии с профилизацией.
32. Готовность пользоваться нормативными документами (в соответствии с профилизацией) и научно-производственных работ.
33. Способность разработать и осуществить социально-культурные проекты и программы.
34. Способность обеспечить дифференцированное культурное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями.
35. Готовность к созданию условий для привлечения населения к культурно-досуговой деятельности.
36. Готовность использовать современные методики организации социально-культурной деятельности.
37. Способность осуществлять все виды культурно-досуговой деятельности в соответствии с потребностями населения.
38. Готовность использовать современные методики и технические средства в профессиональной работе.
39. Готовность применить знание в области художественного и музыкального оформления в подготовке культурно-досуговых программ.
40. Способность использовать игровые технологии в профессиональной деятельности.
41. Готовность обеспечить функционирование коллективов народного художественного творчества, досуговых формирований (объединений).
42. Способность разработать и реализовать сценарные планы культурно-досуговых программ, культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений.
Общепедагогические компетенции
43. Способность использовать знания в области психологии и педагогики, специальных дисциплин в преподавательской деятельности.
44. Способность использовать базовые методические знания и навыки, полученные в процессе профессиональной практики, для педагогической работы.
45. Способность и готовность применять усвоенные учебно-педагогические приемы и методы, способность к проведению различных форм образовательной и воспитательной работы.
46. Готовность планировать, организовывать и методически обеспечить учебно-воспитательный процесс в любительском творческом коллективе, в учреждении дополнительного образования детей.
Организационно-управленческие компетенции
47. Готовность организовать, планировать и контролировать работу коллектива исполнителей.
48. Готовность к обеспечению эффективности функционирования и развития учреждения социально-культурной сферы.
49. Способность применять знание принципов работы коллективов исполнителей, принципов организации труда.
50. Применение знаний психологических аспектов управления, способов разрешения конфликтных ситуаций в коллективе.
51. Готовность к соблюдению этических и правовых норм в сфере профессиональной деятельности.
52. Готовность планировать, организовывать и контролировать работу коллектива исполнителей.
53. Готовность к исполнению обязанностей руководителя любительского творческого коллектива, досугового формирования (объединения) социально-культурной сферы, принимать управленческие решения.
54. Способность применять знание принципов работы педагогических и творческих коллективов.
55. Способность применять знание принципов организации труда.
Организационно-методические компетенции
56. Готовность организовать и методически обеспечить функционирование любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений).
57. Готовность к методической работе в отделах народного художественного творчества учреждений социально-культурной сферы.
58. Способность применять знание методики и практики работы творческих коллективов в профессиональной деятельности.
59. Готовность оказать консультационно-методическую помощь работникам учреждений социально-культурной сферы, руководителям любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений).
Профильные компетенции
(связаны с выбранной специализацией и рассматривают специфические компетенции в области хореографии, народного хорового, инструментального творчества, постановки театрализованных представлений).
В области хореографического творчества (хореографическим коллективам) необходимо знать:
- теоретические основы и практику создания хореографического произведения;
- принципы развития психофизического и двигательного аппарата;
- теорию, хореографические элементы и методику преподавания классического, народного, баль ного, современного танцев;
- основы историко-бытового танца;
- историю костюма и основы музыкальных знаний;
необходимо уметь:
- разработать постановочный план и осуществить хореографическую постановку;
- вести репетиционную работу;
- проводить занятия по классическому, народному, бальному и современному танцам;
- использовать приобретенные исполнительские навыки и умения в репетиционной и преподавательской деятельности.
В области хорового творчества (хоровым и музыкальным коллективам)
необходимо знать:
- технику дирижирования;
- основы первичного звукоизвлечения и технику дыхания;
- методы и способы аранжировки;
- элементарную теорию музыки, гармонию, музыкальную литературу;
- методику детского музыкального воспитания;
необходимо уметь:
- работать с хором (ансамблем), применяя навыки дирижирования;
- читать хоровые партитуры;
- применять навыки игры на фортепиано;
- использовать приобретенные певческие и ансамблевые навыки;
- аранжировать произведение для хорового коллектива;
- проводить уроки музыки.
В области подготовки театрализованных представлений необходимо знать:
- основные положения теории и практики режиссуры и особенности режиссуры театрализованных представлений и эстрадных программ;
- систему обучения актерскому мастерству К.С. Станиславского;
- основы теории драмы и драматургии, методы создания сценариев;
- технику сцены и сценографию, принципы художественного оформления театрализованного пред ставления и эстрадной программы;
- общие понятия в области теории музыки и принципы их использования в музыкально-театрализованных представлениях;
- теорию, практику, методику преподавания актерского мастерства, словесного действия, сцениче ской пластики;
необходимо уметь:
- разработать сценарий театрализованного представления и осуществить его постановку;
- осуществлять постановку эстрадных номеров и программ;
- вести репетиционную работу с коллективом и отдельными исполнителями.
Подготовила преподаватель Н.Ф.Гусева
Утверждено на заседании ПЦК общепрофессиональных дисциплин и библиотечного дела. Протокол №_____от «_____»_________________2009 г.
Председатель ПЦК Н.Ф.Гусева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель саморазвития выпускника сельского профессионального училища.
Статья была опубликована вСборнике материалов II Федеральной сетевой экспериментально площадки(март 2008) научные редакторы: Т.М. Скобелева, старшийпреподаватель УЦ ФИРО, В.И. Тютрин, Минис...
Организация работы с молодыми специалистами в колледже
Преподаватель - это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от преподавателя непрерывного, профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Мы жив...
"Подготовка выпускников колледжа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни"
Статья об организации работы социальной службы колледжа в рамках подготовки учащихся выпускных групп из числа детей-сирот и дтей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятелльной жизни и трудово...
Сценарий встречи с ветеранами ВОВ и выпускниками колледжа военных лет, посвященной 70- летию Победы
Сценарий приурочен к празднику в рамках 70 -летия Победы в ВОВ, на который приглашены выпускники учебного заведения военных лет....
Модель компетентного выпускника современной школы Жизнь каждого человека – это путь к самому себе. (Г. Гессе)
Школа должна обеспечить такой уровень компетенции, который поможет выпускнику адаптироваться в различных сферах жизнедеятельности. Формирование и развитие сознательной личности с гражданской позицией,...
Методические рекомендации по организации работы со студентами и выпускниками колледжа по содействию в трудоустройстве
Методическое пособие рекомендовано специалистам Центра содействия трудоустройству выпускников, педагогам-организаторам, кураторам студенческих групп в решении проблем трудоустройства и адаптации выпус...
Классный час «Самоопределение выпускников колледжа»
Самоопределение после окончания колледжа является достаточно трудным периодом для выпускников. Встает множество вопросов и трудностей: совпадают ли представления студентов, уровень их знаний и подгото...