Организация работы с молодыми специалистами в колледже
статья по теме
Преподаватель - это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от преподавателя непрерывного, профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Мы живем в условиях трансформации российского общества, когда происходит смена парадигмы образования от знаниевой к компетентностной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_molodymi_spets.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с молодыми специалистами в колледже
Слабкина Н.И. –
преподаватель
ГБОУ СПО МО ОЗГППК
Преподаватель - это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от преподавателя непрерывного, профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Мы живем в условиях трансформации российского общества, когда происходит смена парадигмы образования от знаниевой к компетентностной.
Компетентностный подход, который положен в основу новых образовательных стандартов, требует от преподавателя новых форм деятельности, изменения подхода к обучению, повышению квалификации.
Инновационное обучение не только помогает добиваться формирование у студентов определенных компетенций, но и реализовывать исследовательский подход к изучению каждой дисциплины. Именно поэтому необходимо формировать методологическую культуру педагога вообще и, в частности, методологическую культуру молодого специалиста с самых первых дней профессиональной деятельности. Именно с первыми, грамотно сделанными, шагами начинается становление личности современного преподавателя.
Большинство изменений в образовании начинается с самой главной фигуры – преподавателя. Основная роль методической службы – педагогическое сопровождение педагога в процессе профессиональной деятельности и педагогическая поддержка в соответствии с профессиональными потребностями.
Преподаватели нашего колледжа обладают профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеют инновационными технологиями обучения и воспитания. Важную роль играют личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, учащимся и вообще к людям. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, преподавателю с многолетним опытом работы.
А как же быть молодому специалисту, только что окончившему вуз? Легко ли быть молодым специалистом?
В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Существует целый ряд затруднений, которые возникают в результате освоения начинающими педагогами в системе СПО новых видов деятельности:
· это разработка творческих учебных заданий для студентов
· исследовательская работа преподавателя с учебным материалом
· неумение логично выстроить последовательность этапов урока, точно рассчитать время на уроке
· отсутствие взаимопонимания с коллегами и др.
Профессиональные требования к начинающему преподавателю имеют свою специфику – они вытекают из особенностей педагогической профессии. Главная особенность педагогической деятельности определяется тем, что ее объект – человек. Поэтому ведущей стороной профессионализма начинающего преподавателя является умение правильно строить не только свою деятельность, но также и деятельность обучаемого, направлять процесс его развития.
Молодые педагоги, как правило, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают и не используют свои потенциальные возможности. Чаще всего попытки саморазвития направлены у них только на накопление знаний, а не на развитие качеств, необходимых для повседневной педагогической деятельности. Такого рода трудности могут существенно снизить мотивацию саморазвития.
Чтобы решить педагогические проблемы в период адаптации молодого специалиста, в учебном заведении велика роль опытных педагогов, методистов.
С целью создания условий для адаптации, профессионального становления начинающих педагогов, оказания им помощи в самоорганизации и самоанализе их развития в колледже работает отделение в УМЦ в поддержку молодых специалистов.
· наставничество.
Вопросы, рассматриваемые на занятиях, носят актуальный характер. На заседаниях в УМЦ обсуждаются проблемы педагогики и смежных наук. С молодыми специалистами организуются занятия по составлению календарно-тематических планов, ведению документации, оформлению УМК. Для начинающих педагогов проводятся консультации по методике проведения уроков и внеклассных мероприятий руководителями коллектива, методистом, преподавателями. Молодых педагогов знакомят с новинками психолого-педагогической и методической литературы, помогают провести анализ посещенных у коллег занятий. Мастера педагогического труда обмениваются опытом. Психологи проводят различные психологические тренинги для создания комфорта в работе молодых специалистов. В методическом кабинете имеется блок материалов «В помощь начинающим преподавателям». Методический кабинет оформляет для молодых преподавателей памятки:
· обязанности классного руководителя,
· анализ и самоанализ урока, тесты в учебном процессе,
· формы, приемы и методы обучения,
· методические рекомендации по проведению внеклассных мероприятий и др.
Собрано много папок - накопителей по различным вопросам методики, педагогики и психологии.
Начиная педагогическую деятельность, молодой специалист, как было уже замечено, испытывает множество трудностей, он остро ощущает необходимость в повышении своей профессиональной компетентности.
Решить эту задачу в колледже помогает создание гибкой и мобильной системы наставничества. Именно система наставничества способна оптимизировать процесс повышения профессиональной компетентности молодого специалиста, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога – наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности.
Задача наставника – помочь молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
При выборе наставника администрация колледжа учитывает обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе, так как наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности. Администрация колледжа назначает наставниками тех педагогов, которые обладают высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, которые пользуются уважением коллег и учащихся.
Так как наставничество является двухсторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в том числе и личным примером, раскрытию творческого потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора молодого специалиста, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. Помогая молодому педагогу выбрать программу собственного профессионального роста, необходимо помочь ему установить контакт с коллегами.
Для дальнейшего повышения своей профессиональной компетентности молодые преподаватели колледжа посещают мастер классы опытных педагогов.
Кроме того, руководство колледжа и методическая служба, помогают молодым специалистам в презентации своих педагогических открытий:
· на выступлениях во время проведения конференций различного уровня,
· при подготовке публикаций в методических сборниках, в колледжных
· молодые специалисты привлекаются к участию в конкурсах профессионального мастерства
Все это позволяет повысить мотивацию начинающих учителей к педагогической деятельности.
Литература.
Т.И. Дзюк «Школа начинающего педагога в колледже»/Журнал СПО №3, 2009 г
И.Круглова «Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя»/ Журнал «Народное образование» №9, 2009г.
С.Н. Распопова «Работаем с начинающими педагогами: о профессиональных привычках, воспитанных в молодости»/ Журнал «Методист» №8, 2009 г
Н.М. Мясоедова «Совершенствование научно-методической работы в колледже»/ Журнал СПО №5, 2009
Э.А.Гибадатулина «Затруднения в деятельности молодых педагогов»/Журнал «Специалист» №2,2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа научно-методической работы с молодыми специалистами
Программа научно-методической работы с молодыми специалистами ...
План работы с молодыми специалистами
План наставнической деятельности на три года.Первый год обучения. Тема: «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха учащихся»Второй год обучения. Тема: «Самостоятельный творческий поиск»Трети...
План работы с молодым специалистом
План работы с молодым специалистом...
Методическая разработка "Организация работы с молодыми специалистами"
«...Педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности. Педагогика – не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое необходимое из искусств....
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МО В РАМКАХ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
Методическая поддержка это не только деятельность по накоплению знаний об инновационных технологиях, но и способность их выбирать, то есть формирование инновационной грамотности учителя. Особенно акту...
Организация работы с молодыми специалистами
Молодой учитель пришел в школу. Подготовлен ли он к работе с обучающимися? Совершенно очевидно, как бы хорошо ни готовил к работе ВУЗ, решающее становление мастерства происходит в школе, в живом общен...