"В погоне за жизнью"
статья по теме

Горбатых Елена Михайловна

Статья о проблеме вредных привычек в среде несовершеннолетних

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya__v_pogone_za_zhiznyu.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для публикации

« В погоне за жизнью»

     Кажется, что проблема «вредных привычек» в современном мире зашла в тупик. Вроде, исчерпаны все способы от лекций, кинофильмов, устрашающих процентов, плакатов и до жесткого контроля, запрета, штрафа. Почти ничего не меняется: курящие дети, пьяные подростки, юные наркоманы рядом с нами и вокруг нас.

      В некоторых образовательных учреждениях открыто отказались от бесполезной работы, закрыли глаза на дикие сцены детской реальности, ссылаясь на «другое» время и мутное телевидение. Бороться «против» все устали.

     Может быть, в тупике мы оказались потому, что устраняли последствия: показывали нежелательность вредных привычек, их опасность для различного развития. Иными словами: «ожидали пожара, чтобы его потушить».

   Чаще всего профилактика строится на методике запугивания, что и приводит к «никаким» рузультатам. Подростки не видят ни того, кто корчится от ломки, ни того, кто безумствует в состоянии белой горячки. Со временем они перестают верить запугиваниям, наблюдая в своём окружении пьющих, курящих, сквернословящих взрослых, а в кино – наркоманов. Убийц и насильников. Во многих фильмах наркоманы выглядят часто довольно симпатично. Поэтому пути, которые выбирают наши педагоги, не имеют положительных последствий. Вернее, имеют  слабые достижения.

    Можно попробовать подойти к проблеме с другой стороны. Это лучший выход из тупика, когда ищешь другую дорогу.

    Почему психологически активные вещества (ПАВ) появляются в качестве элемента нашей жизни? Почему, появившись, они получают такое широкое распространение? Ведь биологически человек не предрасположен употреблять одурманивающие и отравляющие вещества. Эти искусственные возбудители подростки начинают пробовать, часто превозмогая себя.

   Поставим вопрос: «Во имя чего?»

 Каждый из нас хочет жить, причём жить счастливо. Счастье, подаренное человеку детством, длится совсем недолго. Окружающий мир обретает привычность и обыденность, и то, что вчера доставляло высочайшее наслаждение, сегодня проживается  как серые будни.

   Малыш сообщает о своём состоянии во время езды на крошечном велосипеде: «Прямо ветер в ушах, когда я еду!» А взрослый садится за руль шикарного автомобиля, но нет ощущения «ветра в ушах», и нет в душе счастья…

   Острое ощущение жизни, которое каждый день детства преобразует в праздник ускользает куда-то. День за днём уходит без сожалений, потому что люди ждут чего-то, что будет когда-то потом «настоящей» жизнью. Торопя приближение расплывчатого образа этой жизни, не понимая, что настоящая жизнь есть та, которую ведёт подросток здесь и сейчас, обращаются к тому, что не требует усилий, а только денег: алкоголь, никотин, наркотики как временные заменители счастья. Увеличивая допинговую дозу, можно на время снять неудовлетворение жизнью. Зато, чем выше доза, тем больше мера зависимости.

   На мой взгляд, существуют два способа сохранить счастливое проживание жизни: либо обрести способность здесь и сейчас проживать счастье каждый день. Либо использовать дополнительные возбудители, наделяющие человека ощущением счастья.

    В погоне за этой неизведанной жизнью отправляются юнцы, присоединяясь к тем взрослым, которые так и не смогли открыть простой истины: прекрасная жизнь протекает и располагается сейчас вокруг тебя. Она одинаково существует для всех, но не одинаково воспринимается всеми, потому в одной и той же жизни рядом располагаются несчастные и счастливые, «красиво» живущие и «серо» существующие.

   Чтобы внести в свою жизнь ощущение счастья, необходимо постоянно прикладывать массу усилий, а можно просто плыть по течению, но тогда приходится хотя бы на мгновение вгонять себя в состояние ложного проживания этой «настоящей» жизни («хорошо сидим!» - убеждают себя алкоголики).

    В отношении к «вредным» привычкам педагоги и дети занимают разные позиции. Педагоги настаивают на непристойности этих пристрастий и запрещают использование вредных средств. Педагогов интересует достойное поведение подростков, которое бы исключало алкоголь, никотин, наркотики, брань, драки, воровство. Молодых людей же интересует жизнь вообще: яркая и необычная. Они хотят праздника и торопят его приход. И лёгкий выход находится быстро.

  Если взял сигарету в зубы, так и кажется, что уже начал движение к этому вожделенному образу, проявил независимость и самостоятельность. А когда влил в себя алкоголь, ощущаешь себя умным,  способным вести  любые беседы, обсуждать любые вопросы. Вступая в драку, подросток проживает ощущение себя как человека сильного. Брань позволяет пережить ложное положение человека свободного («Как хочу, так и говорю, никто не запретит!»). Воровство наделяет иллюзорным ощущением своей властью над людьми и господством над судьбой («Что захочу, то у меня и будет!»).

   Наконец, галлюцинация, как подарок наркотиков, освобождает подростка от реальности, предоставляя возможность пережить ощущение блаженства взамен желанного счастья.

   Ключ осмысления в том, что все вышеперечисленные моменты погружают молодых людей в ситуацию обмана. На одном из семинаров-тренингов учащийся школы задумчиво произнёс: «Это как если бы я думал, что надеваю рубашку, а на самом деле её не было бы…».

    Секрет неувядаемости вредных привычек человечества в неспособности видеть прекрасную жизнь в обыденной реальности и выстраивать счастливую жизнь в пространстве будней.

   Подмена реального иллюзорным свершается так часто, что иногда человек всю жизнь не может осознать произведённое им преступление против самого себя. Так, ещё в юности попав в зависимость от допинга, он начинает обслуживать эту зависимость.

   Обращаться к разуму человека нужно до возникновения зависимости от вредных пристрастий. В этом весь смысл профилактической работы в школе. Конечно, слова не обладают большой силой. Нужна мысль. Нужен поиск истины.

     Разговаривать с молодыми надо не про правила, нормы и запреты. Разговор следует вести о жизни как таковой: что дозволено и чего не следует делать (почему – пусть дети сами делают выводы), что полезно и что вредно, что пригодится мне в дальнейшей жизни, а что загубит её на корню.

    Может быть, после такого преподнесения информации наши дети не перестанут пить и курить, но точно начнут об этом думать!

 

Автор: методист ИМК по воспитательной

и профилактической работе Управления образования

Администрации Зырянского района

Горбатых Елена Михайловна

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерология воинской деятельности – новое направление военной науки (Женщины в погонах)

Предметом  исследования является анализ гендерного контракта женщин на военной службе в России.Цель  работы состоит в том, чтобы проанализировать тендерный контракт женщин на военной службе,...

"Образ Печорина в эпизоде "Погоня" в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Урок в 9 классе

На уроке "Образ Печорина в эпизоде "Погоня" используются методические приемы: "Знаю-хочу узнать-узнал" и  "Чтение с пометками", которые позволяют учащимся взглянуть на героя с разных точек з...

Погоня

Данная разработка предназначена для проведения внеурочных мероприятий по английскому языку для 9-11 классов.Мероприятие проходит в форме игры.Участники игры:группа из 4 учеников и "Мастер".Для п...

Рабочая программа вокального кружка "Алые погоны"

Программа предназначена для работы в кадетских классах....

Урок-презентация на тему: "Воинские звания на погонах военнослужащих"

В презентации наглядно показаны:- история появления погон;- петличные и нарукавные знаки различия РККА 1918-1943 гг.;- современные воинские звания военнослужащих ВС РФ (включая изменённые с 2013 года ...

план конспект внеклассного мероприятия "Профессия с погонами"

план конспект внеклассного мероприятия "Профессия с погонами"...