Культура педагога
материал на тему

Культура педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semykina_kommunikativnaya_kultura_pedagoga.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области «Педагогическая академия последипломного образования»

(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по теме:

 «Коммуникативная культура педагога»

                                                                       

Выполнил

Семыкина Наталья Александровна,

зам. директора по УВР  МБОУ СОШ № 5,

 учитель немецкого языка

 г. Химки Московской области

Проверил

                                                          Усова Светлана Николаевна,

                               к.п.н., доцент

Москва

 2011

     

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

с.3

Коммуникативная культура как основное требование

 к профессиональной подготовке учителя

с.5

Коммуникативная культура как  условие личностно-ориентированного образования

с. 9

Заключение        

с. 12

Список использованной литературы

с. 15

  1. Введение

      Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. Деятельность учителя и ученика должна стать принципиальной инновационной.
    В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования выделяются языковая, лингвистическая (языковедческая), коммуникативная,  а также культуроведческая компетенция.

     Теория педагогики использует понятия «образовательная компетенция» и «образовательная компетентность». Г.Селевко подчеркивает, что «компетенция» и «компетентность» имеют свои смысловые значения. По его мнению, «понятие компетенция чаще применяется для обозначения образовательного результата и формы сочетания знаний, умений и навыков… Под компетентностью чаще применяется интегральной качество личности». Селевко выделяет 7 ключевых «суперкомпетентностей» и среди них коммуникативную и информационную. Первая определяется как умение вступать в коммуникацию, вторая как умение владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

      Среди ключевых компетенций выделяются коммуникативная компетентность как «готовность и способность понимать другого человека, эффективно строить взаимодействие с людьми».

     Педагогическое общение – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией (прежде всего, учебной), познание личности партнера по педагогическому общению, а также организация совместной деятельности. При этом информация передается как вербальными (речевыми), так и невербальными средствами. Речевое общение – это общение посредством слова. Великий педагог А.С. Макаренко считал, что педагогом-мастером учитель может стать лишь тогда, когда научится произносить даже самые простые слова и фразы (например, «иди сюда») с 15 – 20 интонационными оттенками. Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога невербальные средства (взгляд, мимика лица, движение рук). Известно, что до 50 % информации в общении передается при помощи мимики и жестов. В то же время далеко не вся вербализованная информация воспринимается слушателем.
     Анализ современных исследований по проблеме коммуникативной культуры показывает, что феномен «коммуникативная культура» часто отождествляется с понятиями: «культура общения», «культура речи», «культура речевого общения», «культура речевого поведения».

       Как основа профессиональной деятельности педагога понятие «коммуникативная культура» определяется как многоуровневая полифункциональная система, отражающая особенности этико-аксиологических достижений субъекта в его информационно-семиотическом взаимодействии с окружающим миром, с другими людьми, с самим собой. В данном аспекте коммуникативная культура рассматривается как педагогический феномен, представляющий собой позицию личности и уровень профессионального развития.  
Весомой составляющей коммуникативной компетентности педагога является его эмоциональная культура. Проблема эмоциональной саморегуляции – одна из важнейших психолого-педагогических проблем. Психологические нагрузки, получаемые учителем, приводят к развитию у него профессионального стресса, синдрому «эмоционального выгорания». Профессиональный долг обязывает учителя принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние. Часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога: раздражительности, тревожности, пессимизма и негативно сказывается на эффективности его деятельности и взаимоотношениях с детьми и коллегами. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.
Современному учителю важно помнить слова Сенеки: «Власть над собой – самая высшая власть; порабощенность своими страстями – самое страшное рабство».

  1. Коммуникативная культура как основное требование к профессиональной подготовке учителя

      Глобализация и информатизация мирового сообщества, интеграционные процессы современной культуры, модернизация системы образования стремительно развивающиеся информационные и коммуникационные системы (СМИ, Интернет) требуют от современного учителя не только выполнения роли носителя информации, но и активного личностного позиционирования в организации процесса педагогической коммуникации.             Теоретико-педагогические исследования все чаще обращаются к технологиям, обеспечивающим субъект-субъектные отношения между педагогом и воспитанником, свободное переключение с одной деятельности на другую, умение координировать собственную позицию с позицией окружающих людей, смену социальных ролей, что объединяет педагогику и искусство, требует овладения педагогом коммуникативной культуры, которая является одним из показателей педагогического мастерства и творчества учителя.

      Значимость проблемы формирования коммуникативной культуры усиливается в контексте гуманизации современного образования, характеризующегося повышением интереса к вопросам самореализации личности и формирования человека как субъекта культуры и деятельности. Коммуникативная культура, как профессионально значимое качество личности, включающее коммуникативную компетентность, коммуникативную направленность и коммуникативную гибкость, пронизывает всю профессиональную деятельность педагога, так как ни одна из его функций, ни один из видов его деятельности не могут осуществляться вне педагогического взаимодействия.

      Понятие «коммуникативная культура» рассматривается достаточно большим количеством фундаментальных наук, такими как философия, социология, психология, культурология, лингвистика, педагогика.

      В педагогике коммуникативная культура выступает, с одной стороны, как часть профессиональной культуры педагога, с другой - как составная часть образовательного процесса. В исследовательских работах, посвященных педагогической риторике, раскрываются проблемы культуры речи учителя. Вопросы межэтнической коммуникации в условиях многонационального государства рассматривает этнопедагогика. Ряд авторов подчеркивают необходимость рефлексии в процессе коммуникативной деятельности. Особое место занимает вопрос невербальной коммуникации в педагогическом процессе.

      Анализ научной литературы показал, что коммуникативная культура педагога понимается учеными как профессионально значимое качество личности, включающее: 

  1. коммуникативную компетентность (знания, умения и опыт их применения),
  2.  коммуникативную направленность (отношение к партнеру, к себе, к коммуникативной деятельности) и
  3. коммуникативную гибкость (находчивость, нестандартность мышления, эмоциональная саморегуляция).

     Если рассматривать культуру и образование как взаимообусловленные феномены, можно отметить их общность - диалогичность. Диалог выступает средством познания мира, принятием друг друга и соотнесенности себя в этом мире. Диалог является показателем высокоразвитой культуры человека.  Формирование готовности к диалогу и способности вести диалог выступает важной педагогической проблемой и основным способом деятельности педагога. Синтез образования и культуры является средой взращивания коммуникативной культуры педагога.

     Выделенные  С.П. Мамонтовым семь граней культуры: результат, процесс, деятельность, способ, отношения, норма, система представляют собой диалог и коммуникацию с самим собой и с  окружающим миром. Проводя аналог между творческой деятельностью художника и творческой деятельностью педагога, можно сделать вывод о том, что эти виды деятельности совпадают именно по своеобразию коммуникаций, совершаемых художником и педагогом в пространстве своей деятельности и других субъектов, которые М. Пришвин поэтично назвал "творческая связь между людьми". Именно в условиях разноплановой коммуникации происходит процесс развития и воспитания личности, ее приобщение к духовным и материальным ценностям общества,   самопознание и самореализация личности, развитие ее внутренней культуры. Нам представляется, что коммуникация и диалог выступают условием существования культуры, средством передачи культуры и способом познания мира и другой личности. 

      Отмечая достижения науки в области изучения коммуникативной культуры, можно выделить основные вопросы, нашедшие освещение в философских, психологических и педагогических работах:

  1. "коммуникативная трансляция" как средство, обеспечивающее переход от парадигмы трансляции знаний к парадигме выращивания способностей;
  2. коммуникация как диалогический процесс передачи кодированной информации от субъекта к субъекту;
  3. коммуникация как культурно специфическое явление, протекающее в общении людей, воспитанных в условиях одной социокультурной среды, представляющее собой факт культуры.

В связи с этим коммуникативная культура выступает важным условием в формировании образа человека культуры и нравственности,  требованием к  личности педагога и показателем уровня организации им педагогической деятельности, характеризует содержательные смыслы личности, способы и средства понимания и взаимодействия педагога и ребенка.     

    Таким образом, коммуникативная культура педагога — это сложное интегральное образование, которое включает в себя три уровня:

  1. коммуникативной грамотности (низкий уровень),
  2. коммуникативной компетентности (средний уровень),
  3. коммуникативной креативности (высокий уровень).

      Коммуникативная грамотность предполагает наличие у педагога качеств и способов поведения, позволяющих ему эффективно действовать в стандартных, стереотипных ситуациях профессионального педагогического общения.

       Коммуникативная компетентность подразумевает относительно свободное взаимодействие в достаточно сложных, нестандартных педагогических  ситуациях, наличие умений и навыков управления общением.

      Уровень коммуникативной креативности представляет собой набор качеств и способов поведения, позволяющих справляться с экстраординарными профессиональными педагогическими ситуациями. Данный уровень подразумевает наличие у педагога рефлексивных механизмов, развитого самосознания и обращение к ценностно-смысловому аспекту педагогической деятельности.

        Важно отметить, что каждый последующий уровень включает в себя предыдущий (например, уровень коммуникативной креативности включает в себя и коммуникативную грамотность, и коммуникативную компетентность). Наряду с этими уровнями необходимо выделить также уровень коммуникативной безграмотности (самый низкий уровень), что означает отсутствие или очень слабое развитие коммуникативной культуры педагога.

      Знание научных основ общения является базисом искусства общения. Искусство общения во многом определяет профессиональные успехи и обусловлено развитием у учителя комплекса умений: умения управлять своим поведением, чувствами; умения наблюдать, переключать внимание, понимать душевное состояние другого человека; умения «читать по лицу», устанавливать вербальный и невербальный контакт с учащимися.

     Стиль общения во многом зависит и от профессионально-педагогической позиции учителя. Личностная позиция педагога закрепляется в его социальной роли и социальном статусе. Уникальность педагогической позиции заключается в том, что она одновременно является и личностной, и профессиональной, культурно-деятельностной позицией.

  1. Коммуникативная культура как  условие личностно-ориентированного образования

      Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы. Успешность взаимодействия субъектов образовательного процесса определяется уровнем коммуникативной культуры как обязательной составляющей целостного педагогического процесса, средства и условия реализации всех функций и видов педагогической деятельности.

Школа, организуя учебно-воспитательный процесс личностно ориентированной направленности, одной из своих задач считает формирование новых межличностных взаимоотноше ний ученика с людьми, включающих новые цели, новую тактику и способы общения, обеспечивает ученику чувство психоло гической комфортности, доверия к окружающим, радости жизни.

Особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризуется признанием ученика как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на интересы ученика и перспективы его развития.

Но для того, чтобы ввести учащегося в активную речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней, необходимо повышать уровень  коммуникативной   культуры  учителя до необходимости видеть в учащемся личность. Учителю предлагается усвоить несколько эле ментарных правил практической диалогики:

  1. выделить другого из множества лиц - узнать его;
  2. принимать другого таким, каков он есть;
  3. помочь другому познать себя, людей, мир;
  4. воспитать другого можно, только воспитывая себя;
  5. общение учителя и ученика - основа педагогического процесса;
  6. обучить общению можно только в общении;
  7. слушать -тоже общение;
  8. учитель - организатор учебного сотрудничества учащихся;
  9. ученик научится сам, когда научит другого;
  10. трудность общения есть одновременно трудность познания.

Показателем  коммуникативной   культуры  учителя является прежде всего гуманистическая позиция (интерес к другому человеку, к изучению самого себя), а затем уже средства, техники общения. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение - это не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями; общий язык с детьми - это не язык команд и послушания, а язык доверия. Для достижения этого учитель должен уметь: 1) выстраивать  коммуникативные  задачи, включающие создание условий  психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие; 2) пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня    общения, а это означает:

  1. уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;
  2. владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);
  3. уметь вставать на точку зрения ученика;
  4. уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;
  5. уметь владеть разными ролями как средством предупрежде ния конфликтов в общении;
  6. быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необхо димости извиниться перед ним;
  7. уметь поддерживать равное отношение ко всем детям;
  8. уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагоги ческой ситуации, не замечать некоторых негативных момен тов, быть готовым к улыбке;
  9. уметь воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества;
  10. уметь не бояться обратной связи от учеников;
  11. уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.

Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Эту возможность во многом обеспечивают педагогу сформированные перцептивные умения, т.е. умение правильно оценивать по выражению лица, жестам, речи, действиям детей их эмоциональное состояние. Существуют два взаимосвязанных вида социальной перцепции: собственно перцептивный (восприятие и слушание ребенка или другого человека) и эмпатийный (особая чувствительность к ребенку, сопереживание и сочувствие другому).

     Процесс социального восприятия предполагает прежде всего наличие культуры слушания. Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. Различают несколько видов слушания: активное, пассивное, эмпатическое.

Активное слушание – вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, которую хочет донести собеседник, путем задавания уточняющих вопросов.  Продуктивные способы активного слушания: 1) перефразирование (эхо-техника); 2) резюмирование (краткое формулирование самого главного); развитие идеи (попытка вывести логическое следствие).

     Активное слушание незаменимо в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться, настроиться, если возникает желание надерзить партнеру, развить начавшийся конфликт.

     Пассивное слушание – умение дать понять собеседнику, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать.

     Эмпатическое слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать их, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не критикуют, не поучают. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания — такого, которое дает другому человеку облегчение и открывает ему новые пути для понимания самого себя.

     Таким образом, ведение коммуникативного диалога с учащимися требует от учителя высокой культуры — лингвистической, нравственной, психологической, педагогической.

      Знание научных основ общения является базисом искусства общения. Искусство общения во многом определяет профессиональные успехи и обусловлено развитием у учителя комплекса умений: умения управлять своим поведением, чувствами; умения наблюдать, переключать внимание, понимать душевное состояние другого человека; умения «читать по лицу», устанавливать вербальный и невербальный контакт с учащимися.

     Стиль общения во многом зависит и от профессионально-педагогической позиции учителя. Личностная позиция педагога закрепляется в его социальной роли и социальном статусе. Уникальность педагогической позиции заключается в том, что она одновременно является и личностной, и профессиональной, культурно-деятельностной позицией.

  1. Заключение

      Коммуникативная культура – процесс передачи педагогом информации посредством речи и соответствующего поведения, способствующий установлению контактов с участниками образовательного процесса. А передача информации – это общение, своего рода процесс взаимодействия субъектов, который служит важным условием проявления и развития каждого из этих субъектов как индивидуальности. Кроме того, общение – это основная сфера проявления эмоций и вообще психических состояний, условие формирования психических свойств личности, ее самосознания. Межличностные отношения могут обезличивать участников процесса взаимодействия, а могут открывать возможности развития индивидуальности каждого. Поэтому  от того, как педагог сумеет выстроить свои межличностные отношения с учениками, их родителями, коллегами во многом будет зависеть результат этого взаимодействия.

      Соответственно, уровень коммуникативной культуры педагога может оценивается по следующим критериям:

1) коммуникативные и организаторские способности; 2) способность к сотрудничеству с учащимися; 3) готовность к сотрудничеству с коллегами;

4) готовность к сотрудничеству с родителями; 5) педагогический такт;

6) педагогическая культура речи.

      На основе анализа современных психолого-педагогических исследований проблемы формирования коммуникативной культуры можно дать понятие «коммуникативная культура педагога» как профессионально значимое качество личности, интегрирующее знания, умения и опыт коммуникативной деятельности и определяющее принципы организации ценностного взаимодействия в образовательном процессе. Структурные компоненты коммуникативной культуры педагога (когнитивно-рефлексивный, мотивационно-ценностный, поведенческий) находят отражение в критериальных характеристиках: коммуникативной компетентности (знания, умения и опыт их применения); коммуникативной направленности (отношения к коммуникативной деятельности, к участникам педагогической коммуникации, к себе как субъекту коммуникации); коммуникативной гибкости (находчивость, нестандартность мышления, эмоциональная саморегуляция).

       Коммуникативная культура личности, являясь подсистемой профессиональной культуры педагога, сохраняет свою целостность и относительную автономность и выступает показателем педагогического мастерства и творчества учителя.

      Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала. Имидж – это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Одной из важнейших составляющих имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности в педагогическом процессе. Учитель должен стремиться безусловно принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка – это значит

проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему; проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства; признавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами; учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

       Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей общения» (А. Б. Добрович).

  1. Отношения с людьми – главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.
  2. Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план урока – главное. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее – вот смысл вашей работы.
  3. Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый человек уникален и к каждому необходим свой подход.
  4. Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своими представлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.
  5. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.
  6. Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами.
  7. Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.

  1. Список использованной литературы

  1. Вильгельм А.М. Экспертная оценка коммуникативной культуры педагога //    Проблемы образования, науки и культуры,  № 4(81), 2010
  2. Вильгельм А.М., Глотова Г.А. Исследование представлений педагогов о коммуникативной культуре учителя // Психол. вестн. УГУ, 2009, Вып. 7
  3. Бакулина И. Проблема коммуникативных умений учителя. // Педагогические технологии, 2008,  № 2
  4. Иванов Д.А. Компетенции учителя. М: Чистые пруды, 2008 //Библиотечка «Первого сентября». Серия «Воспитание. Образование. Педагогика.
  5. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: АПКиППРО, 2005
  6. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение, 2006
  7. Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности педагога // Н.А. Морева. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие. – М., 2006
  8. Чудковский В.Э. Профессиональное становление и профессиональный смысл жизни учителя. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2008
  9. Селевко Г.  «Компетентности и их классификация» // «Народное образование», 2004, № 4
  10.  Грехнев В.С. Культура педагогического общения: кн. для учителей М, 1990
  11. Янушевский В.Н. Речевая компетентность в коммуникативной культуре педагога: практико-ориентированная монография // В.Н. Янушевский  Ульяновск: УИПКПРО, 2007



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация этика в профессиональной культуре педагога

презентация к проекту "этика в профессиональной культуре педагога"...

Формирование информационной культуры педагогов (презентация)

В настоящее время существуют различные подходы к определению   «информационная культура личности  педагога». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов, по...

"Профессиональная культура педагога как условие развития личности учащегося"

Представлены основные взгляды на  значимые качества  педагога общеобразовательной школы, его профессиональной культуры и их влияние на развитие личности учащихся....

Формирование информационно-коммуникационной культуры педагога

Проект к зачету по курсу академического модуля «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики»....

Курсовая работа: "Коммуникативная культура педагога по программе "Актуальные проблемы психологии и педагогики".

Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения А. Сент-ЭкзюпериЛичностно ориентированное образование в последние годы активно завоевывает образовательное пространство. И это не слу...

"Профессиональная культура педагога"

Доклад,  подготовленный для выступления на  I международном научно-методическом семинаре "Специальное и интегрированное образование: организация, содержание , технологии"...

Культура педагога и ее становление в социальном поле культуры

Культура педагога и ее становление в социальном поле культуры...