" Модуль как средство повышения уровня школьной мотивации"
статья по теме

Карабчукова Ирина Викторовна

Модульный     Обобщение опыта работы по теме " Модуль как средство повышения уровня  школьной мотивации".  Модульный принцип организации педагогического процессапресса дает возможность реализовать современные  требования к организации работы с младшими школьниками, опираясь на  фундаментальные положенияположения  детской возрастной психологии и педагогики.  При таком подходе структурной единицей  педагогического процесса становится  модуль занятий,  то естьто есть логическая  нить,  объединяющая  группу занятий  по разным видам деятельности.  

 

Модульный принцип организации педагогического процесса дает возможность реализовать современные  требования к организации работы с младшими школьниками, опираясь на  фундаментальные положения  детской возрастной психологии и педагогики.  При таком подходе структурной единицей  педагогического процесса становится  модуль занятий, то есть логическая  нить,  объединяющая  группу занятий  по разным видам деятельности.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnyy_princip.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

« МОДУЛЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ              МОТИВАЦИИ»

          Модульный принцип организации педагогического процесса дает возможность реализовать современные  требования к организации работы с младшими школьниками, опираясь на  фундаментальные положения  детской возрастной психологии и педагогики.  При таком подходе структурной единицей  педагогического процесса становится  модуль занятий, то есть логическая  нить,  объединяющая  группу занятий  по разным видам деятельности.

      Идея модульного принципа была высказана академиком  Н.Н Подъяковым еще в 1973 году, но до настоящего времени не получила развития в теоретическом плане и не реализована  практически.

        Отличительной особенностью модуля  является наличие сюжета, который объединяет все занятия в единое целое.  Это может быть долговременная игра. Совместное интересное дело, подготовка к празднику и т. д.

         Сюжет ведет детей к конкретной цели , придает  их деятельности определенный смысл и положительную эмоциональную окраску. В методическом  отношении  он интегрирует все виды деятельности и подчиняет их  решению  намеченных дидактических целей и задач. В связи с этим подавляющее  большинство занятий  являются комплексными.

   Сейчас пришло время  реализации комплексного подхода. Осталось найти  «стержень», вокруг которого  осуществлялось бы  объединение  всех видов деятельности.

   Еще в 40-50-е годы  прошлого века много говорилось о связи обучения с жизнью, развитии межпредметных и междеятельностных  связей, единстве теории и практики. В отечественной школе пропагандировались так называемые  цельные уроки, посвященные какой-то конкретной проблеме, находящиеся «на стыке»  разных предметов.  Поиски подходов к созданию целостного педагогического процесса. В котором разные предметы и виды деятельности объединены в единое целое. Не прекращаются до сих пор.

    Интерес к комплексным  урокам не случаен. И теоретики, и педагоги - практики понимают, что на таких уроках дети используют  знания из разных видов деятельности, процесс обучения становится более экономным. Так, последователи ТРИЗ и многие практики  предлагают широко использовать междеятельностные связи, проводить занятия,  основанные не на одном, а на нескольких видах деятельности. У детей создается  единая, целостная картина мира, не раздробленная на физику, химию, биологию, математику.  Однако в образовательных учреждениях любого уровня педагогический процесс все еще  продолжает оставаться  разделенным на отдельные фрагменты -  предметы,  курсы, дисциплины.

    Магистральной линией  в сегодняшней реформе  образования является  использование здоровьесберегающих технологий.  Что позволяет давать достаточный объем знаний, не допуская  учебных перегрузок и исключая возникновение неврозов. В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ НАХОДИТСЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ  ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ И СВЯЗАННЫЕ С НИМ  ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ.                                        

          В словарях термин «МОДУЛЬ»  определяется, как  унифицированный,  функционально законченный узел. Оформленный конструктивно, как  самостоятельное изделие.

            В традиционной системе обучения  все занятия разрозненны, а в модульной  - объединены между собой на основе какого-либо сюжета. Этот сюжет  делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре. Он же позволяет « вывести из  подполья» так называемую  предварительную работу педагога.  «Центральным звеном». Вокруг которого группируются знания, является тематика модуля.

         Как всякий  законченный узел, МОДУЛЬ  имеет начало («завязку»),  основную  часть и  завершение – заключительное  итоговое занятие.

        МОДУЛЬ  коренным образом  отличается от цикла занятий.  Назовем  эти отличия:

  1. цикл, как правило, организуется в пределах одного вида деятельности. В модуль включаются  занятия по всем видам деятельности;
  2.  в модуле практически все  занятия являются комплексными;
  3.  термину «занятие»  возвращается его исходный смысл, так как все дети заняты (вплоть до бытового разговора и свободной деятельности),  тем самым  слово «занятие» перестает быть  синонимом урока;
  4. модуль, в отличие от цикла, имеет сюжет, который  развертывается  на протяжении  долгого времени (месяца и более);  
  5.  в модуле  педагогический процесс перестает быть «подготовкой к жизни», а становится самой жизнью, жизнью детей, здесь ничего не делается «понарошку», условно, а все происходит в реальности (что нельзя выполнить, в модуль не включается);
  6.  деятельность детей приобретает целесообразность, они  усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, а потому, что знания совершенно реально понадобятся им сегодня и завтра или в ближайшем будущем.

                                     Формирование  целеполагания       

       Способность к целеполаганию присуща человеку изначально, этим он отличается от животных.  Великий физиолог И.П. Павлов назвал это качество «РЕФЛЕКСОМ ЦЕЛИ» .

«РЕФЛЕКС ЦЕЛИ»,  - писал он , - есть основная форма жизненной энергии каждого из нас… Вся жизнь, все ее улучшения. Вся ее культура делаются  рефлексом цели , достигаются только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели».

   Для людей цель – осознаваемый элемент всей деятельности, она обеспечивает постоянную готовность человека к действию. Является своеобразной пружиной, которая толкает его по тому или иному пути.

  Занимаясь бесцельной работой, человек переутомляется , перенапрягается . Утрачивается  интерес не только к работе, но и к жизни вообще.  Способности притупляются . возникает чувство неудовлетворенности, падение психологической активности.

   Нельзя человеку  дать  цель, она должна  быть его собственной, а на это  не у всех есть воля, желание и умение.

    Помимо рефлекса цели, И.П. Павлов выделял у человека рефлекс свободы.  Он назвал его высшим рефлексом и считал. Что рефлекс свободы заключается в стремлении преодолеть преграды.

   Оба  эти рефлекса неразрывно связаны друг с другом.  Реализовать цель (неважно, маленькую или глобальную0 может только тот, кто СВОБОДЕН. Ограничение свободы  неизбежно приведет к ограничению возможностей достижения цели и зачастую к отказу от нее. Жизнь человека  становится  бесцельной, и, как следствие, серой, унылой, неинтересной. Теряется понятие «Я», которое лежит  в основе каждой ЛИЧНОСТИ . Тот не ЛИЧНОСТЬ, кто ни на что не имеет права и, в частности, на цель в жизни .

       Вот почему  такое большое значение имеет идея раскрепощения  детей на занятиях и в других видах деятельности, лежащая в основе личностно – ориентированной модели обучения.

                             ПРЕИМУЩЕСТВА МОДУЛЬНОЙ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

Обучение детей на модульной основе имеет ряд преимуществ перед традиционной системой. Перечислим их.

  1. Модульный принцип  позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности.
  2. Педагогический процесс становится более экономичным, позволяет за небольшой отрезок времени решать несколько дидактических целей и задач.
  3.  Наличие сюжета  способствует реализации принципа обучения в игре: играя, дети не замечают, что обучаются.
  4.  Тот же фактор придает  деятельности детей определенную  значимость. Поскольку  знания  становятся  необходимыми в реальной жизни.  Дети четко видят конечную цель обучения, и это  облегчает  формирование  у них целеполагания.
  5. Понимание значимости своей работы и удовлетворение  от  качества ее  конечного результата создает у детей  положительный  эмоциональный настрой  и желание  выполнить действия  лучшим способом.
  6.   Обучение  на модульной основе   способствует формированию  оптимальных взаимоотношений детей между собой и с педагогом. Это облегчает  переход от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели обучения.
  7.  отсутствие психологического давления на ребенка, его положительные эмоции, повышение эффективности образовательного  процесса способствуют сохранению  здоровья детей и создает основу для реализации любых здоровьесберегающих  технологий.
  8. использование  модульного принципа  создает  условия  для реализации фасилитационного  и холистического подходов к организации педагогического процесса  ФАСИЛИТАЦИЯ – (создавать благоприятные условия) подразумевает  создание условий.  Наиболее благоприятных  для совместного с детьми достижения  образовательных целей. Термин «ХОЛИСТИЧЕСКИЙ» (цельный) означает подход к обучению, опирающийся  на единую, целостную работу обоих полушарий головного мозга.  Такой подход  широко используется  в гуманистических  моделях обучения ,  основанных  на понимании уникальности и своеобразия  каждой личности в качестве главной ценности.
  9.   Основной акцент смещается  с сообщения знаний  в готовом виде на стимуляцию  собственной познавательной активности.
  10.  Помощь детям в личностном развитии основывается  на теории  А.МАСЛОУ (амер. психолога). Согласно которой  каждой личности присуще стремление к саморазвитию и самореализации при удовлетворении разнообразных потребностей,  выстроенных  в определенной иерархической последовательности ( физиологические, безопасности,  потребности в любви и признании,  в привязанностях, причастности к группе, интеллектуальные, творческие и эстетические).  

 

   Применение модульной системы на практике предполагает максимально приблизиться к модели ученика начальной школы, а именно:

  1. Формировать желание и основание умения учиться ;
  2.  Развивать интерес к учебно-поисковой деятельности;
  3. Развивать интерес  к учебно-поисковой деятельности;
  4. Овладеть  приемами  и навыками учебного сотрудничества;
  5. Умение регулировать конфликты;
  6. Умение понять точку зрения другого.

 Что служит причиной предпочтения модульной системе?  Их может быть несколько, это как правило:

- падает качество обученности;

- усложнение содержания обучающей программы ;

- порог младшего подросткового возраста ( преддверие острого кризиса подросткового возраста);

-  наступление  кризиса межличностных отношений ( на первый план выступают противоречия).

 Итак перед педагогами  встает проблема, вернее две:

1. Снижение уровня школьной мотивации (результаты анкетирования).

2.Снижение уровня качества обученности (данные мониторинга).

Извечная проблема по Чернышевскому «Что делать?». Педагогам предстоит решить такие задачи, как:

1. В игровой форме смоделировать различные  школьные ситуации и стимулировать деятельностный интерес  учеников в решении проблемных ситуаций.

2. Развивать  логическое мышление , формировать чувство сопереживания. Желание оказать помощь тому,  кто в ней нуждается.

  Нами предлагаются  следующие пути и способы решения  проблемы:

1. Использование модульного принципа педагогического процесса.

2.Проведение психотренингов межличностного общения.

В чем же заключается эффективность модульного принципа?

  Во- первых,  он (модуль)  дает возможность реализовать современные требования к организации работы.

  Во – вторых, структурная единица педагогического процесса – модуль занятий, то есть логическая нить, объединяющая группу занятий по разным видам деятельности.

Отличительная особенность модуля заключается в наличии сюжета, который ведет к объединению всех занятий (уроков) в единое целое. Модуль также выступает как интерактивная , игровая форма обучения, как совместное  интересное дело, то есть в виде реализации проекта.

   А самое главное  - коренное отличие от цикла занятий, тематических, уроков по блочной системе. В чем же заключается изюминка сюжета модуля? Модуль четко и планомерно  ведет к конкретной цели, придает деятельности определенный смысл и положительную эмоциональную окраску (что немаловажно в ситуациях «хронического нежелания учиться»), интегрирует все виды деятельности и подчиняет их решению намеченных  дидактических целей и задач, все занятия являются комплексными, и в полной мере реализуется принцип обучения в игре. Приводим примерное содержание модуля на тему «Создание модели ученика» :

Вводное занятие «Колдовство волшебницы Виллы»;

Занятие 1. «Станем гибкими и ловкими»;

Занятие 2. «лепка фигуры Человека»;

Занятие 3. «Что делать дальше?»;

Занятие 4. «Что могут делать наши глаза?»;

Занятие 5. «Расколдовывание рта и носа»;

Занятие 6. «Расколдовывание ушей» ;

Занятие 7. «Учим Веню говорить»;

Занятие 8. «Расколдовывание ног и рук»;

Занятие 9. «Способы выполнения действий»;

Занятие 10. «Один день в школе».

Каковы же педагогические условия работы на модульной основе?

Это прежде всего – легкая адаптация  готовых модулей к наличным условиям своего класса.   Продолжительность модуля, количество включенных в него занятий , его параметры определяются  логикой построения  педагогического процесса в данном классе. Необходимо также отметить, что модуль является составной частью учебного процесса  и не увеличивает общую нагрузку  детей. исключение составляют короткие беседы, которые проводятся в короткое время. Возникает закономерный вопрос: сколько модулей можно проводить одновременно? Лучше один, реже два, в исключительных случаях три. А также новый подход к планированию работы облегчает  учет индивидуальных особенностей детей (так как модуль предполагает вовлечение всех участников  учебного процесса в решение возникшей проблемы, конфликтной ситуации).

    В ходе проводимых экспериментов было установлено, что мыслительные операции у детей развиваются комплексно: современные дети мыслят  блоками, модулями, квантами.

Преимущества модульной системы  наглядно показывают   необходимость применения  подобных разработок на практике.  Модули могут стать структурной единицей  целостного педагогического процесса. Тогда у педагогов  появится возможность конструировать  педагогический процесс на основе оптимальной  комбинации модулей разной направленности.

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Развитие учебно-познавательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обучении математике".

Описание опыта работы учителя математики средней общеобразовательной школы по теме "Развитие учебно-позновательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обу...

Презентация "Повышение уровня школьной мотивации"

Работа соц.педагога СРЦН на повышение уровня школьной мотивации...

Консультация на тему: «Повышение уровня школьной мотивации на уроках математики»

Консультация для учителей на тему: «Повышение уровня школьной мотивации на уроках математики» актуальна в настоящее время. Отношение учащихся к учебной деятельности зависит от мотивации, к...

Онлайн-коммуникация как средство повышения уровня интереса и мотивации учащихся к изучению иностранного языка

В данной статье поднимается тема повышения мотивации изучения иностранного языка среди учащихся средних и старших школ посредством «онлайн» общения с носителями языка.  В статье приво...

Развитие мотивации на уроках информатики как средство повышения уровня обученности учащихся

В свете новых требований, которые выдвигает новый ФГОС к уровню обученности воспитанников, процесс обучения должен привести к формированию результатов:личностных, включающих в себя готовность и способ...