Программа " Одаренные дети"
методическая разработка на тему
Программа " Одаренные дети" может быть использована как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moya.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа "Одаренные дети"
Любой человек, сколько бы гениальным он ни был,
в течение жизни использует не более одной миллиардной доли
тех возможностей, которые предоставляет ему мозг.
Н. Дубинин
Пояснительная записка
Вопросы педагогической работы с детьми, показывающими особые, выдающиеся способности и достижения в той или иной сфере деятельности, в настоящее время привлекают все больше внимания. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Смена приоритетов образования связана с глубоким кризисом общества, с процессами глобализации и интеграции, происходящими в мире. Реформа образования в России приняла необратимый характер, а государственная политика в области образования характеризуется как гуманная, направленная на приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.
Свою миссию по отношению к одаренным учащимся вижу в предоставлении каждому ребенку сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.
Цель программы:
Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Основные задачи:
- реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
- создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;
-совершенствование своей педагогической системы , обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
-внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
- установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами.
Программа охватывает разнообразные сферы одаренности – не только в сфере учебных образовательных дисциплин и традиционной внеклассной работы, но и в широком социокультурном пространстве, окружающем человека . Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
В основе программы лежит Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой. Основные парадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Формы работы с одаренными обучающимися:
- творческие мастерские;
- групповые и индивидуальные занятия с сильными обучающимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- занятия исследовательской деятельностью;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- сотрудничество с другими школами;
Содержание программы
Программа работы с одарёнными детьми охватывает главные аспекты воспитания и обучения одарённых детей в условиях массовой общеобразовательной школы, намечает перспективы, определяет приоритеты, содержит конкретные мероприятия данной деятельности.
Этапы реализации программы.
1 этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:
1. Создание
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2. Организация
- работы в кружках, элективных курсах , творческих мастерских;
- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
- внеклассной работы по предмету;
2 этап. Деятельностный:
- составление индивидуальной долгосрочной программы с учётом способностей;
- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование в проектной деятельности.
3 этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга учащихся.
Программа для учащихся 5 -9 классов на 2008-2012 учебный год.
Вид деятельности | Срок | Технологии, методы, формы |
Занятия в кружке Элективный курс « Учимся учиться, размышлять, исследовать». Подготовка к конкурсам и научно-практическим конференциям. Организация исследовательской деятельности. Участие школьников во Всероссийском конкурсе - игре «Русский медвежонок». Участие во Всероссийских конкурсах « Познание и творчество», « Я знаю русский язык», « Любимый русский язык». Участие школьников в городских, краевых, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях. Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников Проведения занятий с детьми; Отработка форм, методов, приёмов работы; Создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми | ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно Ежегодно Ежегодно ежегодно ежегодно | 1.Технология развития индивидуальности личности (обучение В.В. Полякова) 2. Технология саморазвития личности 3. Технология развития критического мышления через углубленное чтение, исследование. 1.Методика полного усвоения; 1.Метасвязи |
Ожидаемые результаты:
- Формирование системы работы с одаренными учащимися.
- Ежегодное участие большего количества учащихся в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях (городского, регионального и всероссийского уровней), в дистанционных олимпиадах.
- Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
- Пролонгация опыта.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми:
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Одаренные дети"
Программа направлена на поиск, развитие и продвижение юных талантов....
Программа "Одаренные дети"
Создание в сельской школе условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения признана школьная прогр...
Программа "Одаренные дети"
Из опыта работы по программе "Одаренные дети"...
ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».
В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...
Методическая разработка «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».
В условиях дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья, так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать тво...
Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».
Глобальные преобразования во всех сферах жизни общества выявили потребность в образованных,творческих,неординарно мыслящих людях.В связи с этим проблема выявления и поддержка талантливой молодежи в со...
Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...