Программа саморазвития на тему "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий"
рабочая программа по теме
Самообразование педагога – это необходимое условие его профессиональной деятельности.
Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть психологией, педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Формирование коммуникативных универсальных учебных действий" | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя школа №5»
Программа самообразования
«Формирование коммуникативных
универсальных учебных действий
на уроках русского языка и литературы
в рамках реализации ФГОС»
Рябиковой Васимы Рависовны,
учителя русского языка и литературы
Г. Когалым
2018г
Самым важным явлением в школе,
Самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика
является сам учитель.
А. Дистервег
Самообразование педагога – это необходимое условие его профессиональной деятельности.
Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть психологией, педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков он не может эффективно учить и воспитывать.
Основные направления, в которых педагог должен совершенствоваться, занимаясь самообразованием:
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
• психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества);
• методическое (технологии, формы, методы и приемы);
• правовое;
• здоровьесберегающее.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что формирование коммуникативной личности предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционировании, формирование на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этического использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.
Формирование коммуникативных умений выступает как приоритетная, задача, определяющая постановку языкового развития, отбор познавательного содержания, методов и приемов организации обучения, а также стиль общения. На данный момент школьное образование не ограничивается набором знаний, умений и навыков которыми должен обладать ученик. На современном этапе обществу необходимы «...современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». А это во многом определяется от получения некоторого набора дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «коммуникация».
Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог
- самостоятельно добывает знания из различных источников,
- использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
Конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:
• Изучение информационно-компьютерных технологий
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности
Тема самообразования: Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС.
Цели:
способствовать формированию УУД на уроках русского языка и литературы через внедрение различных образовательных технологий,
формирование ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
Задачи:
-использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
-внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью.
-повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
-воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
-разработка системы контроля, диагностики и мониторинга развития личностной сферы - мониторинг познавательных интересов, диагностика обучаемости и обученности, зоны ближайшего развития;
-разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
Перечень вопросов по самообразованию:
-изучение психолого-педагогической литературы;
-разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
-проектная и исследовательская деятельность;
-анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
- изучение педагогического опыта других учителей;
-планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
-транслирование личного опыта.
Предполагаемый результат:
-разработка рабочих программ по преподаваемым предметам в соответствии с ФГОС основного общего образования;
-повышение качества преподаваемых предметов;
-повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета;
-формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
-участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного и районного МО учителей русского языка и литературы;
-разработка, апробирование статьей, учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий;
-разработка и апробирование дидактических материалов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок;
-разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
-доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта,
-умение оказать практическую помощь коллегам.
Форма отчета по работе над темой самообразования:
выступление на заседаниях ШМО и педсоветах, семинарах, участие в конкурсах.
Форма самообразования:
-индивидуальная – через индивидуальный план,
-групповая – через участие в деятельности школьного имуниципального методических объединений учителей русского языка и литературы, а также через участие в жизни школы.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная),
Интернет: сайты педагогических сообществ; электронные образовательные ресурсы;
медиа-информация на различных носителях,
семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом,
работа в школьной творческой группе учителей, мастер-классы,
курсы повышения квалификации,
экскурсии, театры, выставки, музеи.
Этапы работы над темой
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2014-2015 г. | Изучение ФГОС основного общего образования. Изучение новейшей методической литературы, интернет-ресурсов и передового педагогического опыта по теме самообразования. Самооанализ собственной профессиональной деятельности. |
Теоретический | Изучение теоретического материала; определение целей и задач темы; | 2015-2016г. | Повышения квалификации на курсах по теме «Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: содержание и технологии реализации» Изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме. Формирование информационного банка по исследуемой проблеме. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме. Участие в вебинарах, организованных онлайн. |
Практический | Внедрение опыта работы. | 2016-2017 г. | Активное участие в работе МО, выступление по теме самообразования. Проведение мастер –класса на заседании МО по теме самообразования. Взаимопосещение уроков. Знакомство с опытом работы коллег. Знакомство с передовым опытом российских учителей( на сайтах). Разработка индивидуального маршрута развития одаренных детей и его внедрение. Разработка индивидуального плана работы со слабоуспевающими детьми и его внедрение. Проведение диагностики по выявлению детей с низкими коммуникативными навыками. Участие учащихся в ежегодных конкурсах, олимпиадах, марафонах, фестивалях, проектах различных уровней. Проведение открытых уроков и занятий на школьном и муниципальном уровне. Посещение семинаров. Формирование банка дидактического и раздаточного материала. |
Обобщающий | Подведение итогов. | 2017-2018 г. | Участие в работе школьного и муниципального МО учителей русского языка и литературы. Изучение и внедрение в практику работы современных педагогических технологий: ИКТ-технологии, проектной, технологии деятельностного метода, игровой технологии. Разработка собственных сценариев уроков, наглядных пособий, компьютерных презентаций, дидактических материалов. Рефлексия, анализ собственной педагогической деятельности. Участие в профессиональных конкурсах. Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Оформление результатов работы. |
Литература:
1.М.М. Безруких, С.П. Ефимов «Знаете ли вы своего ученика»
2.. Винокурова Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся. - М: Центральное издательство, 2005
3 Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986
4. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Современный урок», Москва ч. 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего огбразования.
В работе представлены методики для определения уровня сформированности УУД на ступени основного общего образования....
Программа формирования и развития универсальных учебных действий
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования (далее — программа развития универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапр...
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в основной школе
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в основной школе. Диагностический инструментарий....
План реализации программы мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся основной школы
Подробный план реализации программы мониторинга уровня сформированности УУД учащихся основной школы...
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего образования
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего образования...
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего образования
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего образования...
Программа саморазвития на 2019-2020 учебный год
Индивидуальный план самообразованияна 2019 -2020 учебный год мастера производственного обучения, Коньшина Ивана Николаевича...