Рабочая программа по обучению ведущих примирительным встречам
методическая разработка по теме
В нашей школе почти 4 года работает школьная служба примирения, руководителем которой я и являюсь. Эта программа представляет собой подробный алгоритм действий ведущего, который проводит примирительные встречи. У кого в школе есть такая служба, для того эта программа, я надеюсь, будет полезной и нужной в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prgramma.docx | 274.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Учреждение:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Марковская средняя общеобразовательная школа
Ф.И.О., должность:
Раннева Людмила Борисовна, социальный педагог, руководитель школьной службы примирения
Вид программы:
модифицированная
Направление деятельности:
обучающая, информационно – просветительская;
Продолжительность освоения программы:
один год
Количество участников:
по количеству участников – активистов службы
Возраст участников:
учащиеся 5, 8, 10 классов
Форма организации обучения:
групповая, индивидуальная
Периодичность встреч:
1раз в две недели.
Цели программы
- развитие коммуникативных навыков через занятия, направленные на развитие общения.
- обучение актива школьной службы примирения навыкам проведения восстановительных программ.
- просвещение субъектов образовательного процесса
Задачи программы
- познакомить активистов ШСП с восстановительными технологиями
- научить навыкам проведения программ примирения
- научить учащихся навыкам бесконфликтного общения через игры.
Ожидаемые результаты
- обучены восстановительным технологиям активисты ШСП
- владение активистами службы навыками проведения программ примирения и приемами заполнения документации
- проведены игры на бесконфликтное общение с элементами тренинга по классам
- снизился уровень конфликтности в школе.
Занятие №1
Цели: Знакомство с Восстановительными технологиями
Отработка первого этапа - получение дела
Задачи:
- Познакомить учащихся с историей возникновения Восстановительного подхода. (ВП) ( использовать материалы по ВП)
- Рассказать об отличиях ВП от карательного
- Рассказать о том, какие типы программ существуют
- Рассказать о принципах Восстановительного правосудия и принципах работы ШСП, об этапах выполнения программы примирения
- Отработать первый этап - получение дела
Получив информацию о конфликте, определить, подходит ли он по критериям для работы с использованием восстановительных программ.
Выяснить возможное участие источника информации в программе.
Понять, как будет развиваться событие дальше (будет ли оно передано в педсовет, в КДН и т.д.)
Занятие №2
Цели: Отработка второго этапа – первый звонок и предварительная встреча с «обидчиком».
Обыгрывание встречи с обидчиком.
Задачи:
- Отработать предварительную встречу на конкретной ситуации (Приложение №1)
- Отработать фразы предварительной встречи
Встреча с обидчиком
- Представиться полностью, установить доверительные отношения с обидчиком
(Здравствуй! Меня зовут …….. Я являюсь ведущим службы примирения. Слышал о такой службе? До меня дошло, что у тебя произошла ссора с твоим одноклассником)
- Выслушать личную историю человека, выяснить его нужды и потребности ( Расскажи, что произошло? А не почему это произошло) /Ты не хочешь об этом рассказать? Мне важно узнать твое мнение)
- Понять и принять переживания обидчика, снять сильные негативные эмоции. ( Тебе неприятно, что это произошло? Если бы представилась такая возможность, ты бы не допустил этой ситуации?)
- Выяснить и обсудить предложения обидчика по разрешению ситуации (Ты хотел бы это утрясти? И как бы ты хотел это сделать? Поговорить? Я бы смогла тебе помочь)
- Принять решение об уместности программы и её типе
- Представить программу и предложить в ней участвовать
Встреча с потерпевшим
Алгоритм действия тот же самый, что и с обидчиком
Учесть пожелание каждой стороны в организации программы ( состав участвующих лиц, место и время проведения)
Фразы ведущего программы при встречи с потерпевшим:
-Готов ли ты обсудить эту ситуацию?
-Тебя устраивает эта ситуация? Тебе неприятно, что об этом узнает ещё кто- нибудь?
-Готов ли ты поделиться своими чувствами?
-Что ты готов предложить?
-Ты чувствуешь обиду? Тебя могут не понять?
-Что ты испытал тогда?
-Ты готов встретиться и изменить ситуацию?
-Какие шаги ты предпримешь?
Занятие №3
Цели: Отработка третьего этапа – примирительной встречи конфликтующих сторон
Обыгрывание примирительной встречи на конкретной ситуации.
Задачи:
- Отработать примирительную встречу
- Отработать фразы, вступительное слово ведущего
- Создать условия для ведения примирительной встречи (удобное помещение, место расположения участников)
- Представить участников, обсудить правила встречи.
- Познакомить с ролью и правами ведущего на примирительной встрече
- Организовать диалог сторон
Вступительное слово ведущего на встрече
- Добрый день! Я благодарю всех участников встречи и понимаю, что многим было нелегко прийти сюда.
- Мы собрались по поводу ситуации, происшедшей с вами.
- Хочу начать с представления участников встречи (Это…..
- Наша встреча является добровольной. Я постараюсь сохранять нейтральность к сторонам.
- Я напоминаю следующие правила:
Правила встречи (искренность, выслушивание, безоценочность, свобода передвижения, взаимоуважение)
- Мы собрались по тому, что хотим помочь друг другу решить проблему, а не искать виновных
- Мы называем друг друга по имени
- Мы хотим выслушать каждого
- Нас интересует мнение каждого, мы уважаем мнение друг друга
- Мы говорим правду
- Мы желаем разрешить конфликт
- Мы говорим по – очереди
- Мы можем вернуться к встрече, когда будете готовы
Задача ведущего, чтобы ситуация разрешилась.
Нельзя:
- Искать виноватого
- Копаться в мелочах
Нужно:
- Обсуждать решение проблем и разрешение потребностей
Исключаются фразы: «Я тебя понимаю».
«Вам повезло, что вы легко отделались». «Не беспокойтесь, всё будет хорошо».
Важно не углубляться в конфликт.
Не искать причину конфликта, не спрашивать Почему? Главное: найти выход из ситуации
Занятие №4
Цели: Обсуждение потребности обидчика на встрече
Обсуждение потребности жертвы на встрече
Потребности обидчика
Обидчик нуждается:
- в конфиденциальном разрешении конфликта,
- в избавлении клеймения, отвержения,
- в потребности вернуться в общество «Тебе важно вернуться?..»
- в исправлении содеянного, загладить вред
- в стремлении не стать врагами
- в желании довести до другой стороны свое мнение,
свою позицию. «Ты готов…?»
Потребности жертвы
Жертва нуждается:
- в восстановлении чувства собственной безопасности,
- в возмещении ущерба
- в получении ответов на вопрос «Почему я?». «Почему со мной?»
- в изложении своей точки зрения на произошедшем
- в участии в дальнейшем развитии ситуации, с тем, чтобы этого не повторилось
- убедиться, что никто не будет мстить
Нельзя использовать фразы: «Расслабьтесь, успокойтесь, « всё будет хорошо», «я понимаю, что вы чувствуете», «вам повезло, что вы так легко отделались».
Можно: «Жаль, что так случилось», «Я рад, что….», «Это не ваша вина»
Ведущий может помочь сторонам выразить свои чувства: «Правильно ли я вас понял?», «Скажи об этом», «Ты переживаешь?»
Ведущий начинает, одна из сторон продолжает
«Тебе важно узнать, что ……
Занятие №5
Цели: Заключение примирительного договора
Заполнение документации по программам примирения
Задачи: познакомить актив с документацией службы
научить заполнять необходимые документы
- Поблагодарить участников конфликта за доверие
- Предложить сообщить о факте разрешения конфликта сверстникам
- В конце встречи заполняется и подписывается договор
- Ведущий проверяет его на реальность исполнения, выясняет у стороны, где она возьмет ту сумму, которую обязалась выплатить.
- Уточнить к какому сроку будет возмещен ущерб, и предложить для этого встретиться
Занятие №6
Цель: Знакомство с техникой активного слушания
- Слушать внимательно, не перебивать
- Уточнять, как ты понял собеседника
- Повторять, перефразировать
- Вовремя подводить промежуточные итоги
- Относиться к собеседнику заинтересованно
- Задавать уточняющие вопросы
- Сообщать о собственном самочувствии (мне жаль, что все так сложилось…….)
Что делать, если?
Одна из сторон не готова принять решение об участии во встрече или отказывается от неё.
Ответ: Дать подумать, предложив позвонить или встретиться через несколько дней желательно оставить буклет с краткой информацией о службе
Участники хотят пригласить своих друзей на встречу
Ответ: Это возможно, а в случае сильного неравенства сторон даже желательно, но с каждым участником надо провести предварительную встречу, чтобы прояснить его роль и отношение к ситуации
Есть несколько потерпевших, однако на участие во встрече согласились не все
Ответ: Проводить встречу с теми, кто согласился
У нарушителя нет денег на компенсацию материального ущерба
Ответ: Спросить готов ли он обсуждать ситуацию с ущербом. Если готов, то встречу можно проводить, поскольку жертве важнее получить хоть часть ущерба, чем ничего. Ущерб могут возместить родители
Жертва спрашивает у ведущего об отношении обидчика к совершенному преступлению
Ответ: Поскольку предварительная встреча с обидчиком уже состоялась то в общих чертах рассказать об отношении обидчика к ситуации т о его желании встретиться с потерпевшим
Стороны утверждают, что могут помириться сами
Ответ: Уточнить, на чем основана уверенность, что разговор пройдет в спокойных тонах и разговор будет конструктивным если стороны в этом уверены, то возможна их встреча без посредника
Стороны утверждают, что уже помирились
Ответ: Попросить рассказать, как это происходило. Уточнить было ли это примирением, а не сделкой
Если примирительный договор не выполняется
Ответ: Уточнить у обидчика причину, предложить участникам собраться еще раз для уточнения пунктов договора
Обидчик заявляет, что жертва сама спровоцировала конфликт
Ответ: Кто первым подал заявление тот и является потерпевшим. Уточнить, готовы ли стороны обсуждать все аспекты ситуации
Приложение №1
Конфликтная ситуация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа производственного обучения по профессии "Автомеханик"
Новая группа, которая поступила к нам в училище в 2011 году , обучается по новым стандартам.Поэтому методическая разработка Рабочаей программы была сделана с учетом изменений....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» предназначена для изучения математики в ГБОУ НПО ПУ 80 МО, и реализует образовательную программу среднего (полного) общего образован...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЯ: 190631.01 «АВТОМЕХАНИК»
Новая группа, которая поступила к нам в училище в 2011 году , обучается по новым стандартам.Поэтому методическая разработка Рабочаей программы была сделана с учетом изменений.. Содерж...
Рабочая программа,домашнее обучение.5 кл.,математика,Мордкович
Основные особенности этой рабочей программы в 5 классеПрограмма рассчитана в 5 классе - на 7 часов в неделю, 245 часов за учебный год; однако, согласно учебному плану, программа сокращена за сче...
Рабочая программа профессионального обучения
Рабочая программа профессионального обучения...
Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.
Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...
Рабочая программа по обучению интеллектуальным играм первого года обучения социально-педагогической направленности
Данная программа дает возможность расширить и углубить практические умения, повысить уровень языковой культуры, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащи...