Рабочая программа по обучению ведущих примирительным встречам
методическая разработка по теме

Раннева Людмила Борисовна

В нашей школе почти 4 года работает школьная служба примирения, руководителем которой  я и являюсь. Эта программа  представляет собой подробный алгоритм действий ведущего, который проводит примирительные встречи. У кого в школе есть такая служба, для того эта программа, я надеюсь, будет полезной и нужной в работе.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_prgramma.docx274.25 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы

              Учреждение:  

Муниципальное общеобразовательное учреждение Марковская средняя общеобразовательная школа

  Ф.И.О., должность:

 Раннева Людмила Борисовна, социальный педагог, руководитель школьной службы примирения

 Вид программы:

 модифицированная

Направление деятельности:

 обучающая, информационно – просветительская;

 Продолжительность освоения программы:

  один год

Количество участников: 

  по количеству участников – активистов службы

 Возраст участников: 

учащиеся 5, 8, 10 классов

Форма организации обучения:

 групповая, индивидуальная

Периодичность встреч: 

 1раз в  две недели.

Цели программы 

  1. развитие коммуникативных навыков через занятия, направленные на развитие общения.
  2. обучение  актива школьной службы примирения навыкам проведения восстановительных программ.
  3. просвещение субъектов образовательного процесса

Задачи программы

  1. познакомить  активистов  ШСП с восстановительными технологиями
  2. научить навыкам проведения программ примирения
  3. научить учащихся навыкам бесконфликтного общения через игры.

Ожидаемые результаты

  1. обучены восстановительным технологиям активисты ШСП
  2. владение активистами службы навыками проведения программ примирения и приемами заполнения документации
  3. проведены игры на бесконфликтное общение с элементами тренинга по классам
  4. снизился  уровень    конфликтности  в школе.

Занятие №1

      Цели:   Знакомство с Восстановительными технологиями

                   Отработка первого этапа -  получение дела

      Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения Восстановительного подхода. (ВП) ( использовать материалы по ВП)
  2. Рассказать об отличиях ВП от карательного
  3. Рассказать о том, какие  типы программ существуют
  4. Рассказать о принципах Восстановительного правосудия и принципах работы ШСП, об этапах выполнения программы примирения
  5. Отработать первый этап  - получение дела

Получив информацию о конфликте, определить, подходит ли он по критериям для работы с использованием восстановительных программ.

Выяснить возможное участие источника информации в программе.

Понять, как будет развиваться событие дальше (будет ли оно передано в педсовет, в КДН и т.д.)

Занятие №2

Цели:   Отработка  второго этапа – первый звонок и предварительная встреча с «обидчиком».

              Обыгрывание встречи с обидчиком.

          Задачи:

  1. Отработать предварительную встречу на конкретной ситуации (Приложение №1)
  2. Отработать  фразы предварительной встречи

Встреча с обидчиком

  1. Представиться полностью, установить доверительные отношения с обидчиком

(Здравствуй! Меня зовут …….. Я являюсь ведущим  службы примирения. Слышал о такой службе? До меня дошло, что у тебя произошла ссора с твоим одноклассником)

  1. Выслушать личную историю человека, выяснить его нужды и потребности  ( Расскажи, что произошло? А не почему это произошло) /Ты не хочешь об этом рассказать?  Мне важно узнать твое мнение)
  2. Понять и принять переживания обидчика, снять сильные негативные эмоции. ( Тебе неприятно, что это произошло? Если бы представилась такая возможность, ты бы не допустил этой ситуации?)
  3. Выяснить и обсудить предложения обидчика по разрешению ситуации (Ты хотел бы это утрясти? И как бы ты хотел это сделать? Поговорить? Я бы смогла тебе помочь)
  4. Принять решение об уместности программы и её типе
  5. Представить программу и предложить в ней участвовать

Встреча с потерпевшим

Алгоритм действия тот же самый, что и с обидчиком

Учесть пожелание каждой стороны в организации программы ( состав участвующих лиц, место и время проведения)

Фразы ведущего программы при встречи с потерпевшим:

-Готов ли ты обсудить эту ситуацию?

-Тебя устраивает эта ситуация? Тебе неприятно, что об этом узнает ещё кто- нибудь?

-Готов ли ты поделиться своими чувствами?

-Что ты готов предложить?

-Ты чувствуешь обиду? Тебя могут не понять?

-Что ты испытал тогда?

-Ты готов встретиться и изменить ситуацию?

-Какие шаги ты предпримешь?

Занятие №3

Цели: Отработка третьего этапа – примирительной встречи конфликтующих сторон

                Обыгрывание примирительной встречи на конкретной ситуации.

Задачи:

  1. Отработать примирительную встречу
  2. Отработать фразы,  вступительное слово ведущего
  1. Создать условия для ведения примирительной встречи (удобное помещение, место расположения участников)
  2. Представить участников, обсудить правила встречи.
  3. Познакомить с ролью и правами ведущего на примирительной встрече
  4. Организовать диалог сторон

Вступительное слово ведущего на встрече

  1.  Добрый день! Я благодарю всех участников встречи и понимаю, что многим было нелегко прийти сюда.
  2.  Мы собрались по поводу ситуации, происшедшей с вами.
  3. Хочу начать с представления участников встречи (Это…..
  4. Наша встреча является добровольной. Я постараюсь сохранять нейтральность к сторонам.
  5. Я напоминаю следующие правила:

  Правила встречи  (искренность, выслушивание,  безоценочность, свобода передвижения,  взаимоуважение)

  1. Мы собрались по тому, что хотим помочь друг другу решить проблему, а не искать виновных
  2. Мы называем друг друга по имени
  3. Мы хотим выслушать каждого
  4. Нас интересует мнение каждого, мы уважаем мнение друг друга
  5. Мы говорим правду
  6. Мы желаем разрешить конфликт
  7. Мы говорим по – очереди
  8. Мы можем вернуться к встрече, когда будете готовы

 Задача ведущего, чтобы ситуация разрешилась.

 Нельзя:

  1. Искать виноватого
  2. Копаться в мелочах

Нужно:

  1. Обсуждать решение проблем и разрешение потребностей

Исключаются фразы: «Я тебя понимаю».

«Вам повезло, что вы легко отделались». «Не беспокойтесь, всё будет хорошо».

 Важно не углубляться в конфликт.

Не искать причину конфликта, не спрашивать  Почему?  Главное: найти выход из ситуации

Занятие №4

Цели:   Обсуждение потребности обидчика на встрече

             Обсуждение потребности  жертвы на встрече

Потребности обидчика

Обидчик нуждается:

  1. в конфиденциальном разрешении конфликта,
  2. в избавлении клеймения, отвержения,
  3. в потребности вернуться в общество «Тебе важно вернуться?..»
  4. в исправлении содеянного, загладить вред
  5. в стремлении не стать врагами
  6. в желании довести до другой стороны свое мнение,

 свою позицию. «Ты готов…?»

Потребности жертвы

Жертва нуждается:

  1. в восстановлении чувства собственной безопасности,
  2. в возмещении ущерба
  3. в получении ответов на вопрос «Почему я?». «Почему со мной?»
  4. в изложении своей точки зрения на произошедшем
  5. в участии в дальнейшем развитии ситуации, с тем, чтобы этого не повторилось
  6. убедиться, что никто не будет мстить

Нельзя использовать фразы: «Расслабьтесь, успокойтесь, « всё будет хорошо», «я понимаю, что вы чувствуете»,  «вам повезло, что вы так легко отделались».

Можно: «Жаль, что так случилось», «Я рад, что….», «Это не ваша вина»

Ведущий может помочь сторонам выразить свои чувства: «Правильно ли я вас понял?», «Скажи об этом», «Ты переживаешь?»

Ведущий начинает, одна из сторон продолжает

«Тебе важно узнать, что ……

Занятие №5

Цели:   Заключение примирительного договора

             Заполнение документации  по программам примирения

Задачи:  познакомить актив  с документацией  службы

                научить заполнять необходимые документы

           

  1. Поблагодарить участников конфликта за доверие
  2. Предложить сообщить о факте разрешения конфликта сверстникам
  3. В конце встречи  заполняется и подписывается    договор
  4. Ведущий проверяет его на реальность исполнения, выясняет у стороны, где она возьмет ту сумму, которую обязалась выплатить.
  5. Уточнить к какому сроку будет возмещен ущерб, и предложить для этого встретиться

Занятие №6

Цель:  Знакомство с техникой активного слушания

  1. Слушать внимательно, не перебивать
  2. Уточнять, как ты понял собеседника
  3. Повторять, перефразировать
  4. Вовремя подводить промежуточные итоги
  5. Относиться к собеседнику заинтересованно
  6. Задавать уточняющие вопросы
  7. Сообщать о собственном самочувствии (мне жаль, что все так сложилось…….)

Что делать, если?

  Одна из сторон не готова принять решение об участии во встрече или отказывается от неё.

Ответ: Дать подумать,  предложив позвонить или встретиться через несколько дней желательно оставить буклет с краткой информацией о службе

 Участники хотят пригласить своих друзей на встречу

Ответ:  Это возможно, а в случае сильного неравенства сторон даже желательно, но с каждым участником надо провести предварительную встречу, чтобы прояснить его роль и отношение к ситуации

Есть несколько потерпевших, однако на участие во встрече согласились не все

Ответ: Проводить встречу с теми, кто согласился

У нарушителя нет денег на компенсацию материального ущерба

Ответ: Спросить готов ли он обсуждать ситуацию с ущербом. Если готов, то встречу можно проводить, поскольку жертве важнее получить хоть часть ущерба, чем ничего. Ущерб могут возместить родители

Жертва спрашивает у ведущего об отношении обидчика к совершенному преступлению

Ответ:  Поскольку предварительная встреча  с обидчиком уже состоялась то в общих чертах рассказать об отношении обидчика к ситуации т о его желании встретиться с потерпевшим

Стороны утверждают, что могут помириться сами

Ответ:  Уточнить, на чем основана уверенность, что разговор пройдет в спокойных тонах и разговор будет конструктивным если стороны в этом уверены, то возможна их встреча без посредника

Стороны утверждают, что уже помирились

Ответ: Попросить рассказать, как это происходило. Уточнить было ли это примирением, а не сделкой

Если примирительный договор не выполняется

Ответ:  Уточнить у обидчика причину, предложить участникам собраться еще раз для уточнения пунктов договора

Обидчик заявляет, что жертва сама спровоцировала конфликт

Ответ: Кто первым подал заявление тот и является потерпевшим. Уточнить, готовы ли стороны обсуждать все аспекты ситуации

Приложение №1

Конфликтная ситуация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа производственного обучения по профессии "Автомеханик"

Новая группа, которая поступила к нам в училище в 2011 году , обучается по новым стандартам.Поэтому методическая разработка  Рабочаей программы была сделана с учетом изменений....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика»  предназначена  для изучения математики в ГБОУ НПО ПУ 80 МО, и реализует  образовательную программу среднего (полного) общего образован...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЯ: 190631.01 «АВТОМЕХАНИК»

Новая группа, которая поступила к нам в училище в 2011 году , обучается по новым стандартам.Поэтому методическая разработка  Рабочаей программы была сделана с учетом изменений.. Содерж...

Рабочая программа,домашнее обучение.5 кл.,математика,Мордкович

Основные особенности этой рабочей программы в 5 классеПрограмма рассчитана в 5 классе - на 7 часов в неделю, 245 часов за учебный год; однако, согласно учебному плану, программа сокращена за сче...

Рабочая программа профессионального обучения

Рабочая программа профессионального обучения...

Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.

Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией  Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...

Рабочая программа по обучению интеллектуальным играм первого года обучения социально-педагогической направленности

Данная программа дает возможность расширить и углубить практические умения, повысить уровень языковой культуры, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащи...