Методические рекомендации по выполнению практических работ по обществознанию в 9 классе
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс) на тему
Материал для выполнения практических работ по обществознанию в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9kl_obshch_mupr.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
(включая Экономику и Право)
(для 9 класса основного общего образования)
Содержание
1 Пояснительная записка 2
2 Методические указания по выполнению практических работ 6
3 Список рекомендованных источников 10
1 Пояснительная записка
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с локальным актом № 23 Положением об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины в Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Промышленно-технологический колледж».
Практическое занятие – одна из форм учебной деятельности обучающихся, которая имеет большое значение при подготовке квалифицированных рабочих служащих.
В процессе практического занятия обучающиеся выполняют одно или несколько практических заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
Ведущая дидактическая цель практических занятий – отработка умений и навыков по разделам изучаемой дисциплины, развитие самостоятельности учащихся. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на теоретические знания. Практическое занятие предполагает выполнение заданий под руководством преподавателей.
Практическая работа – это одна из форм систематических учебных занятий, на которых обучающиеся приобретают необходимые умения по тому или иному разделу учебной дисциплины, входящей в состав учебного плана.
Общие цели практической работы сводятся к закреплению теоретических знаний, более глубокому освоению уже имеющихся у обучающихся умений и компетенций и приобретению новых умений и компетенций, необходимых им для осуществления своей профессиональной деятельности и составляющих квалификационные требования к специалисту.
Так, на практических занятиях по предмету Обществознание (включая Экономику и Право) у обучающихся формируется следующие умения:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.).
В ходе практических работ обучающиеся овладевают умениями пользоваться информационными источниками, работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, выполнять чертежи, схемы, таблицы, решать разного рода задачи, делать вычисления.
Задачи, которые решаются в ходе выполнения обучающимися практических работ:
– развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
– воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
– освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
– овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
– формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Практические работы по тематике следуют за разделами теоретического курса. Объем практических работ в часах и по тематике определяется учебным планом программы подготовки.
В рамках предмета Обществознание (включая Экономику и Право) предполагается выполнение следующих работ:
Практическая работа № 1. Политические режимы.
Практическая работа № 2. Политические партии и движения.
Практическая работа № 3. Права и свободы человека и гражданина.
Практическая работа № 4. Трудовые отношения.
Предварительная подготовка обучающихся к практической работе проводится на теоретических занятиях, а также в процессе работы с обязательной и дополнительной литературой.
Контроль работы обучающихся осуществляется путем:
- предварительного контроля готовности к проведению практического занятия;
- текущего контроля при проведении практического занятия;
- рубежного контроля в виде проверки правильности выполнения заданий.
Завершить практическую работу целесообразно подведением итогов и анализом полученных данных, который может отражаться в тетради в виде выводов.
Выполнение практических работ предусматривается в рамках практического занятия. В случае если обучающийся имеет задолженности по защите практических работ, то он не допускается к промежуточной аттестации по дисциплине.
2 Методические указания по выполнению практических работ.
Методические указания по выполнению практической работы №1.
Тема: «Политические режимы»
Цели работы:
- развитие навыков работы с текстами документов;
- развитие навыков аналитической работы;
- закрепление навыков систематизации материала
Методические рекомендации к выполнению практической работы:
- прочитать материалы § 3 стр.20,22
- заполнить сравнительную таблицу по показателям;
- ознакомиться с текстом ст.3 Конституции РФ
- работа выполняется письменно на листах А 4
Задание 1: Заполнить таблицу
Тоталитарный режим | Авторитарный режим |
1. Наличие прав и свобод | |
1. | 1. |
2. Роль лидеров- вождей | |
2. | 2. |
3. Отношение к традициям, к церкви | |
3. | 3. |
4. Степень влияния государства на экономику | |
4. | 4. |
5. Отношение власти к политической оппозиции | |
5. | 5. |
Задание 2 : На основании текста Конституции РФ написать краткое сообщение «Власть в РФ»
Литература:
1. Обществознание. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Под ред. Боголюбова Л.Н. М., «Просвещение» 2015
2. Конституция РФ.
Методические указания по выполнению практической работы № 2. Тема: «Политические партии и движения»
Цели работы:
- повышение политической культуры учащихся;
- развитие навыков работы с документами;
- развитие навыков письменного изложения материала;
- работа с терминами
Методические рекомендации к выполнению практической работы:
- ознакомиться с документами;
- ответить на вопросы;
- выполнить задания
- работа выполняется письменно на листах А 4
Задание 1
А. Прочитать документ: «Из закона РФ «О политических партиях» стр. 58
Б. Какую из задач политических партий ты считаешь наиболее важной? Почему?
Задание 2
А. Прочитать документ: «Из закона РФ «О политических партиях» стр. 59
Б. Как ты понимаешь смысл каждого из принципов, на котором базируется деятельность политической партии?
Задание 3
Объясни термины:
- оппозиция
- многопартийность
Литература:
1. Обществознание. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Под ред. Боголюбова Л.Н. М., «Просвещение» 2015
Методические указания по выполнению практической работы №3
Тема: «Права и свободы человека и гражданина»
Цели работы:
- закрепление навыков работы с документами;
- повышение правовой культуры учащихся;
- выработка навыков систематизации материала;
- работа с текстом документа
Методические рекомендации к выполнению практической работы
- заполнить таблицу, используя текст Конституции РФ;
- работа выполняется письменно на листах А 4 (альбомная ориентация)
Права человека, закреплённые в Конституции РФ
Гражданские (личные) права | Политические права | Социально- экономические права | Культурные права |
Ст. 19-28 Ст. 45-54 | Ст.29-33 | Ст. 36-42 | Ст. 43-44 |
Литература:
1. Обществознание. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Под ред. Боголюбова Л.Н. М., «Просвещение» 2015
2. Конституция РФ.
Методические указания по выполнению практической работы №4.
Тема: «Трудовые отношения»
Цели работы:
- продолжить формирование умений анализировать документы;
- формирование умений делать выводы и оформлять выводы письменно;
- воспитание уважения к труду
Методические рекомендации к выполнению практической работы:
- вспомнить и записать пословицы и поговорки о труде, о деле, о мастерстве;
- ознакомиться с документами и ответить на вопросы
Задание 1
Вспомнить и записать пословицы и поговорки о труде, о деле, о мастерстве;
Задание 2
А.Ознакомиться с выдержкой из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах стр. 134.
Б. Как связаны между собой части 1 и 6 статьи 6?
Задание 3
А. Ознакомиться со ст.63 Трудового кодекса РФ стр.135
Б. Какие виды труда можно считать допустимыми для 14-летних?
В. Чем различаются условия поступления на работу для 14-летних и 15-летних?
Задание 4
Ознакомиться с ситуацией стр.137 и ответить на вопросы к ситуации.
Задание 5
Перечислить обязанности работника, используя материалы учебника стр.137; записать обязанности работника
Литература:
1. Обществознание. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Под ред. Боголюбова Л.Н. М., «Просвещение» 2015
3. Список источников:
Основная литература:
1. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учебник 9 кл./Л.Н.Боголюбов.- М.: Просвещение, 2015.- с. (Комплект с CD). (ФГОС)
Интернет-ресурсы:
1. Все о праве. [Электронный документ]. Режим доступа: www.allpravo.ru
2. Права человека в России. [Электронный документ]. Режим доступа: http://hro.org
3. Проект «Я – Гражданин России!» на стайте Ассоциации «За гражданское образование» [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.ug.ru/civicnet/civic.htm?civic
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине "Экономика отрасли"
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Экономика отрасли" способствуют более глубокому изучению дисциплины, развитию логического мышления, умению делать выводы и пра...
Методические рекомендации по выполнению практических работ в Excel
В методических указаниях рассмотрены основы работы с таличным процессором Exel.Методические указания предназначены как для обучающихся основного общего (полного) образования., так и для студентов очно...
Методические рекомендации по выполнению практических работ в Word
В методических указаниях рассмотрены основы работы с текстовым редактором Word.Методические указания предназначены как для обучающихся основного общего (полного) образования., так и для студентов очно...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по истории в 9 классе
Материал для выполнения практических работ по истории в 9 классе...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по географии в 9 классе
Материал для выполнения практических работ по географии в 9 классе...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по обществознанию для 1 курса, гр.17,18
Материалы для выполнения практических работ по обществознанию для 1 курса, гр.17,18...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по обществознанию 1,2 курс
Материалы для выполнения практических работ по обществознанию 1,2 курс...