Классный час "Знаю ли я закон?"
классный час (5 класс) по теме
Этот классный час был проведен в неделю правовых знаний, которая прошла под девизом "Закон и мы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakon_kl.chas_.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Неделя правовых знаний
“Закон и Мы”
Классный час на тему
“Знаю ли я закон?”
Классный руководитель 5 В класса: Антипова Марина Борисовна
2011
Учитель. Сегодня мы начинаем серию классных часов, посвященных правам человека. Посмотрим на календарь правовых дат. КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ: 2001 – 2010 г.г. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты. 1 июня – Международный день защиты детей. 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии. 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка. 10 декабря – День прав человека. 12 декабря – День Конституции Российской Федерации. На сегодняшнем классном часе мы поговорим о правах ребёнка, то есть о ваших правах. Знаете ли вы свои права? Что входит в ваши обязанности? В каких документах отражены ваши права и обязанности? За что вы можете быть наказаны, и в какой форме выражается это наказание? Этому посвящен наш классный час. В его проведении мне помогут Аврамова Рита, Мельникова Рита, Белый Никита, Вяткин Саша, Китушин Кирилл, Обабков Данила. 20 НОЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ РЕБЁНКА. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, Россия безоговорочно присоединилась к ней. ООН (Организацией Объединенных Наций) – это всемирная международная организация, а Конвенция – международно-правовой документ. Кстати, в Конвенции сказано, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Это значит, что даже усатого, но несовершеннолетнего человека можно считать ребенком. По российским законам совершеннолетие как раз наступает с 18 лет. Признав Конвенцию, Россия заявила, что у российских детей есть немало прав. Я – ребенок, я – человек, я должен иметь права. На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война. Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым. Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым. Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде. Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина. Конвенция о правах ребенка – это достаточно большой документ, перечислим основные его положения: Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религи-озных или политических убеждений. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статьи 12-13. Право свободно выражать свои взгляды и мнение. Статья 14. Право исповедовать любую религию. Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний. Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на образование. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы. Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения. Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. Остановимся чуть подробнее на некоторых статьях Конвенции. Статья 31. Государства признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях. Дети имеют не только право на образование – ведь учёба – это труд, а всё время с утра до вечера учиться невозможно, это очень тяжело. Хочется ещё на коньках покататься, порисовать, сконструировать какую-нибудь модель самолёта или просто почитать. Об этих правах на свободное время говорится в статье 31. Чтобы детям было интересно жить, открываются детские библиотеки и кинотеатры, театры кукол и цирки. А ещё музыкальные школы, спортивные секции и разнообразные кружки. И это всё для того, чтобы после уроков ребята могли заняться весёлым, интересным делом и хорошо отдохнуть. Статья 37. Государства обеспечивают, чтобы ни один ребёнок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Дети – это люди, и относится к ним надо как к людям. А взрослые иногда, даже желая добра, вместо того, чтобы убедить ребёнка, командуют, как в армии. Ребёнок обязательно должен понять, что от него хотят и зачем. Конечно, взрослые люди сильнее. Они могут заставить или наказать. И если наказывают несправедливо, то детей выручает статья 37, которая защищает детей от грубого обращения взрослых. Значит, детей вообще нельзя наказывать? А если можно-то как? Статья 37 защищает детей от жестокого и несправедливого наказания. Но если сын или дочь совершили плохой поступок – надо взрослым поговорить с ними, объяснить, почему так поступать нельзя. А если не поможет, то, например, не разрешить смотреть телевизор, не отпустить играть с друзьями... А если родители жестоко обращаются со своими детьми, как можно помочь их детям? Если родители жестоко обращаются с ребёнком, или не заботятся о нет, они могут быть лишены родительских прав. Это суровое наказание. И большое несчастье приходит в такую семью, потому что взрослые и дети после этого живут отдельно. Конечно, взрослые тоже бывают не правы, но всем и взрослым и детям нужно уметь не только обижаться, но и прощать.
А взрослые тоже бывают не правы И делают больно, любя. И только лишь птицы, деревья и травы Горою стоят за тебя. Бывает, родной человек не поверит, Учитель не сможет понять. Но роща раскроет зелёные двери И слезы поможет унять. И солнышко будет во всю улыбаться, И реченька – волны катить... А взрослые могут, как мы, ошибаться, Теряться, робеть и грустить. Несовершеннолетние дети с момента рождения приобретают личные и имущественные права. ЛИЧНЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: - на имя, отчество и фамилию, а также на изменение имени и фамилии; - жить и воспитываться в семье; - знать своих родителей, совместно проживать с ними, а также право на их заботу, воспитание ими и на всестороннее развитие; - на уважение человеческого достоинства; - на общение с родителями и другими родственниками; - на защиту своих прав и законных интересов родителями (законными представителями); - на самостоятельное обращение за защитой своих нарушенных прав и интересов в органы опеки и попечительства, а с 14 лет в судебные органы; - на выражение своего мнения при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. С 10 лет имеет право на обязательный учет своего мнения в ходе судебного и административного разбирательства; - право на получение образования в соответствии с государственными стандартами. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: - на получение содержания от своих родителей; - право на жилище и на защиту своих жилищных прав от злоупотреблений, в том числе и со стороны родителей (законных представителей); - право собственности на имущество, полученное в наследство или дар, на заработную плату, стипендию, другие доходы, полученные им, а также на имущество, приобретенное на эти средства. Конвенция – это не закон. Но Российское государство с ней согласилось. Значит, оно обязано принять такие законы, которые бы подтверждали: Россия готова защищать права ребенка. Таких законов довольно много. Самый строгий из них – Уголовный кодекс Российской Федерации. В нем говорится и о тех преступлениях, которые нарушают права несовершеннолетних. За совершение каждого из них установлены очень серьезные уголовные наказания.
Помните: к сожалению, с некоторыми детьми случается то, что записано в статьях Уголовного кодекса. Ребенок может стать участником или жертвой преступления. Чтобы не испортить себе жизнь, нужно вовремя сообразить, что происходит, и вспомнить: на стороне ребенка – закон. Он сурово накажет тех, кто нарушает права детей. Вот почему полезно знать, какие действия по закону являются преступлениями против несовершеннолетних. Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации
Статья 105. Убийство. Статья 116. Побои (Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль). Статья 117. Истязания (Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иных насильственных действий). Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжелого вреда здоровью. Статья 125. Оставление в опасности. Статья 127. Незаконное лишение свободы. Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера. Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста). Статья 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих средств, в занятии бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста). Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Статья 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. Статья 230. Склонение к потреблению наркотических средств... Статья 240. Вовлечение в занятие проституцией. Мы пока говорили о правах детей, но у детей есть и обязанности, а также с определенного возраста несовершеннолетние несут ответственность за нарушение чьих-либо прав и законных интересов, за свое противоправное поведение. Начнем с наших обязанностей как обучающихся «Гимназии №57». Глава 4 «Права и обязанности участников образовательного процесса». 4.5. Обучающиеся в Гимназии обязаны: а) выполнять Устав Гимназии; б) добросовестно учиться; в) бережно относиться к имуществу Гимназии; г) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Гимназии; д) выполнять требования работников Гимназии по соблюдению правил внутреннего распорядка. 4.6. Обучающимся Гимназии запрещается: а) приносить, передавать, приобретать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества в помещении и на территории Гимназии; б) использовать в помещении и на территории Гимназии любые средства или вещества, приводящие к взрывам и пожарам; в) применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства; г) производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих. 4.8. По решению Совета Гимназии за совершенные неоднократно грубые нарушения Устава Гимназии допускается исключение из Гимназии обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет. Грубым нарушением Устава признается нарушение, которое повлекло или реально могло повлечь за собой тяжкие последствия в виде: - причинения ущерба жизни и здоровью обучающихся, сотрудников, посетителей Гимназии; - причинения ущерба имуществу Гимназии, имуществу обучающихся, сотрудников, посетителей Гимназии; - дезорганизация образовательного процесса Гимназии (за ложное сообщение об акте терроризма и др.) Кроме того, грубыми нарушениями Устава также признаются: - появление обучающегося в помещении и на территории Гимназии в состоянии опьянения во время учебного процесса; - оскорбление педагогических работников и иных сотрудников Гимназии. В Уголовном кодексе Российской Федерации, в Кодексе об административных правонарушениях говорится об ответственности, которая налагается на несовершеннолетних. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
С 14 лет несовершеннолетние несут самостоятельную имущественную ответственность по сделкам совершенным ими самостоятельно или с письменного согласия родителей (законных представителей), а также за причиненный ими вред. В случае если у несовершеннолетнего нет имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, вред возмещают его родители (законные представители). За вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет, ответственность несут его родители (законные представители). С 16 лет несовершеннолетние несут административную ответственность за совершение административных правонарушений. За противоправные действия несовершеннолетних в возрасте до 16 лет ответственность несут их родители (законные представители). С 16 лет несовершеннолетние несут уголовную ответственность за совершение преступлений. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, кража, грабеж, разбой, вымогательство, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и другие преступления, предусмотренные п.2 ст.20 Уголовного кодекса Российской Федерации). НЕБОЛЬШОЙ ПРАКТИКУМ.
Учитель. Сегодня мы познакомились с большим количеством прав и обязанностей детей. Определите, какие права несовершеннолетнего ребенка были нарушены в следующих случаях: - в больнице ребенку перелили зараженную кровь; - 15-летнему подростку запретили посещать церковь; - прочитали записку, адресованную школьнику; - отчислили из школы из-за перемены места жительства; - 14-летнему подростку разрешили участвовать в боях; - 17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище. Учитель. Сегодня мы поговорили о ваших правах и обязанностях. Пользуйтесь своими правами, отстаивайте свои права, но не забывайте и о многочисленных своих обязанностях. Товарищи взрослые и дети! За своё будущее мы всегда в ответе! Права и обязанности свои знайте, Хорошими людьми вырастайте! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...