Цена вопроса
Как заявлено Департаментом образования Москвы, основными целями проекта являются существенное увеличение финансирования образовательных учреждений столицы, предоставление администрации школ большей самостоятельности в их расходовании и увеличение оплаты труда педагогов. Закономерен вопрос: а что именно изменилось? Прежде всего, увеличился норматив финансирования на одного ученика. Если раньше финансирование было дифференцированным и самые лучшие (хорошо финансируемые) лицеи и гимназии получали от города по 120 тыс. рублей на ребенка (норматив обычных школ был всего 63 тыс), то теперь все участники пилотного проекта находятся в равном положении. Нормативы финансирования различаются лишь по классам.
Самый маленький норматив – в начальной школе – 84 тыс. рублей на ребенка. На учащихся 10-х и 11-х классов выделяется по 123 тыс. рублей в год (Постановление правительства Москвы N 86-ПП от 22 марта 2011 г.).
Увеличение нормативов для достижения этого равенства потребовало от города серьезных дополнительных финансовых вливаний. Только в 2011 году на реализацию проекта выделено 2,5 млрд рублей и еще 15 млрд будет дополнительно выделено в следующем. Ежеквартально школы могут подавать уточненные данные, согласно которым финансирование будет пересчитано, если количество учеников в школе изменилось.
Рекомендовать нельзя приказать
Что касается зарплатной составляющей, то с самого начала проект вызывал массу споров. Главным аргументом, который использовали противники перехода на новую систему, была субъективность при распределении финансовых ресурсов. Ранее финансирование школ производилось по смете, и тратить выделенные деньги можно было лишь в рамках целевых статей. Заработная плата учителей зависела от строго определенных показателей, таких как: стаж, квалификация, наличие или отсутствие классного руководства и т.п. Теперь же практически все отдано на откуп руководителю учебного заведения, который вправе распоряжаться всей суммой выделяемых средств на свое усмотрение.
Конечно же, есть определенные рамки, которых должен придерживаться директор. Заработная плата педагога состоит из базовой части и стимулирующей. Базовая – не может уменьшиться по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (при сохранении нагрузки), а все изменения могут касаться лишь стимулирующей.
Кроме того, еще в конце 2007 года министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко утвердил методику, согласно которой рассчитывается оплата труда сотрудников образовательных учреждений, присоединившихся к пилотному проекту (см. статью
«Новые зарплаты для педагогов: рост или снижение?»). Данный документ можно найти
на сайте Департамента образования г. Москвы в разделе «Пилотный проект по развитию общего образования в городе Москве». Однако практически в каждом его пункте встречаются слова «рекомендуемый», «могут учитываться», «значение определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно» и другие, указывающие на то, что все весьма относительно и, в конечном итоге, решение принимает руководство школы.
Личный интерес
Руководитель образовательного учреждения заинтересован в том, чтобы средняя заработная плата основного персонала (т.е. педагогов) была достаточно высокой. Дело в том, что собственная оплата труда директора непосредственным образом зависит от средней заработной платы по школе. Согласно Приказу Департамента труда и занятости г. Москвы от 27 января 2011 г. № 61, «должностной оклад руководителя устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, относящихся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до трех размеров указанной средней заработной платы». Поэтому субъективизм при распределении заработных плат, безусловно, присутствовать может, но сознательно занижать учителям зарплату у директора нет никакого резона.
Существует и несколько иной принцип расчета заработной платы руководителя – он описан в Постановлении № 86-ПП. В нем применяются различные коэффициенты, в том числе коэффициент наполняемости школы, однако за основу берется опять же средняя заработная плата педагогических работников.
Цифры
Можно долго рассуждать о том, хорошо ли то или иное нововведение или нет. Но более наглядно это показывают конкретные цифры.
На совещании у мэра Москвы, посвященном комплексному развитию Центрального административного округа, которое состоялось 24 ноября, начальник окружного Управления образования Вера ЛОПАТИНА, сообщила, что средняя заработная плата учителей школ ЦАО, вступивших в пилотный проект (а таких школ на тот момент было 77) в настоящее время составляет порядка 49-50 тыс. рублей против 38-40 тыс., которые были год назад. «Вместе с субсидией и пересчетом средств за третий урок физической культуры и за дополнительные часы по начальной школе… общая сумма средств, которые передали учреждениям и которые ушли на повышение заработной платы, составила 167 млн. рублей», – подвела итог Лопатина.
Однако чиновники – чиновниками, а как же обстоят дела на местах? Мы снова обратились к директору общеобразовательной школы № 426 ЮАО г. Москвы Наталье ПЕТРОВОЙ, с которой общались в августе, и попросили ее поделиться впечатлением от участия в пилотном проекте.
– Наталья Ивановна, какие изменения вы ощутили за прошедшие три месяца в связи с вступлением в пилотный проект?
– Изменения произошли существенные, в первую очередь, это касается заработных плат преподавательского состава. Средняя заработная плата в нашей школе выросла аж на 26 тыс. рублей (год назад она была порядка 35 тыс., а сегодня составляет более 60 тыс. рублей). Сегодня у нас есть возможность платить учителям за то, что раньше они делали бесплатно или за дополнительный день к отпуску. Мой собственный оклад также существенно вырос – примерно в 2,7 раза по сравнению с августом этого года. Правда, в нашей школе рост заработных плат – самый большой по округу, у остальных он несколько меньше. Но тут уже все зависит от руководства: мы используем все возможности, которые нам предоставлены, а если кто-то этого не делает – кто же виноват?
Увеличение заработных плат – это еще не все. Мы также получили компьютерное оборудование для оснащения компьютерного класса, а 20 педагогов – ноутбуки. Обещают, что в течение трех лет школа получит и лабораторное оборудование, которое уже очень давно не обновлялось. На 600 тыс. рублей были закуплены материалы для ремонта, который мы имеем возможность делать своими силами.
Вообще за 18 лет работы в администрации учебного заведения, я впервые почувствовала себя директором государственной школы в полном смысле этого слова. Школы, которая финансируется государством, а не родителями учеников. И вот это, я считаю – большой прорыв!
Напоследок хотим еще раз напомнить, что в материале идет речь о московских школах, участвующих в пилотном проекте, которых на сегодняшний день в столице 983. Что же касается регионов, в том числе и тех, которые также участвует в данном проекте, то в них размер заработных плат для преподавателей школ может весьма значительно отличаться от московских.
Светлана ЧЕРКАСОВА