ИНТЕГРАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
рабочая программа по теме
Цель: способствовать формированию у педагогов потребности и умения строить отношения с учащимися и их родителями на основе личностно ориентированного подхода.
З а д а ч и:
– проанализировать состояние связей школы с семьей и общественностью на данном этапе;
– выявить пути, формы и способы расширения и углубления взаимосвязей школы, семьи, учреждений и организаций, действующих в микрорайоне учебного заведения.
У ч а с т н и к и: администрация, педагоги, члены Совета школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Т е м а: ИНТЕГРАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УСИЛИЙ
СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Цель: способствовать формированию у педагогов потребности и умения строить отношения с учащимися и их родителями на основе личностно ориентированного подхода.
З а д а ч и:
– проанализировать состояние связей школы с семьей и общественностью на данном этапе;
– выявить пути, формы и способы расширения и углубления взаимосвязей школы, семьи, учреждений и организаций, действующих в микрорайоне учебного заведения.
У ч а с т н и к и: администрация, педагоги, члены Совета школы.
Подготовка
– Создание инициативной группы для разработки замысла педагогического совета и координации деятельности по его подготовке.
– Изучение научно-методической литературы по проблеме взаимодействия образовательного учреждения и окружающей среды.
– Формирование творческих групп педагогов (учитывался педагогический стаж и опыт работы классным руководителем), подготовка членами педсовета «домашних заготовок» (сценарных разработок, картотеки форм и приемов индивидуальной работы с семьей и т. п.).
– Анкетирование родителей.
Ход педсовета
1. Вступительное слово заместителя директора по воспитательной работе на тему «Школе не уйти от работы с семьями».
Практически каждый человек, независимо от профессии, выступает на протяжении своей жизни и в роли врача и в роли воспитателя, потому что большинство имеют своих детей. Но сейчас становится все сложнее и сложнее выполнять эти функции.
Но раньше всем было проще в плане воспитания, так как были такие киты как религия, пионерская и комсомольская организации., моральный кодекс строителя коммунизма.
Сейчас же мы видим воплощение той доктрины ЦРУ, которая была разработана в 1945 году. Как бороться со всеми негативными явлениями, которыми охвачены наши дети?
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья
Современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Упала рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей оказываются превалирующими факторами влияния на ребенка.(7 семей, 9 детей). Появилась еще одна прослойка семей – очень обеспеченные. С ними тоже непросто до тех пор, пока они не осознают тот факт, что школа заинтересована в нормальном воспитании ребенка. Семья является проводником между личностью и обществом, создает и сохраняет принятые в обществе взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения, случаи ухода детей из-под влияния семьи крайне редки, они вызваны, как правило, слабыми межличностными связями между родителями и ребенком, сильным противодействием внешнего окружения влиянию отца и матери. Современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами, это обусловлено увеличением числа малообеспеченных семей, (31) миграцией семей (12), в том числе за пределы государства; ухудшающимся состоянием здоровья населения, изменением традиционных ролей семьи, особенно женщин, ростом количества неполных семей (71). Статистика разводов:
- Россия – до 70-80%
- США – 50%
- Великобритания – 52%
- Швеция – 65%
- Франция , Германия – 40%
- Япония – 27%
В странах , где религия ислам разводов практически нет.
Показателен ответ родителей на вопрос: правильно ли вы воспитываете своего ребенка? Большинство родителей отвечают так: «Не знаем, воспитываем, как подсказывает интуиция». Но есть и другая позиция, о которой в своё время писал К. Д. Ушинский. Отцы и матери уверены в том, что знают, как воспитывать детей, если не всех, то своего уж точно, действительность же такова, что даже самые лучшие родители – не всегда умелые педагоги, вот и «лепят» детей по своему образу и подобию без опоры на научные знания.
«Сам факт существования подобных коллизий подтверждает необходимость взаимодействия родителей и учителей. Задача школы – помочь родителям, сохраняя лучшие традиции семейного воспитания, растить детей. Неглубокая осведомленность о своих детях, непонимание, что такое воспитание, часто ведут к неблагополучию как родителей, так и их детей. «Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей», – завещал В. А. Сухомлинский.
Тонкость заключается в том, чтобы не спрашивать с родителей за плохое воспитание ребёнка, не требовать и не укорять семью в ошибках, ибо это мешает взаимопониманию, искажает ход общения учителя и родителей, главное – научить разбираться в характере ученика, его поступках, используя те возможности, которыми располагают учителя и родители, и обязательно увлечь отцов и матерей перспективой совместных педагогических действий. Это относится не только к семьям трудных детей, но и к любой семье.
В школе имеется Совет профилактики правонарушений учащихся – мы его создали для оказания помощи детям, учителям, родителям – это не наказательный орган, это не комиссия по делам несовершеннолетних. Это очень хорошо поняли учителя начальных классов. Ни одно совещание не обходится без представителей от начальной школы, а точнее сказать, что приглашаются почти только они. А разве в основной школе нет проблем? Здесь мы объясняем, что мы хотим помочь родителям, помочь решить те проблемы, которые возникают с детьми.
У нас теперь есть 2 социальных педагога. Одна из основных функциональных обязанностей которых - оказание помощи в отношениях между семьей обучающегося и школой.
Многие учителя, понимая важность этой проблемы, ищут пути и формы сотрудничества с семьей, их опыт особенно ценен на фоне ослабления взаимодействия школы и семьи, утраты идеалов, чувства уважения к людям. Учителя начальных классов, принимая первоклассников, включаются в жизнь их семей, психологические и физиологические особенности детей этого возраста требуют тесного контакта школы с родителями. Именно на их долю выпадает функция изучения особенностей каждой семьи. И здесь мы ходим тоже по острию ножа – делать это надо деликатно, чтобы не вызвать негативного отношения к себе, к школе.
Учителя убеждены, что в организации жизни ребёнка в школе и дома они могли бы выступать в деловом содружестве с родителями. Формы этого содружества самые разнообразные. Главная мысль, которую учителя доносят до родителей, – в современных условиях воспитание будет тем эффективней, чем полнее родители будут поддерживать школьное влияние на детей.
Наблюдения показывают, что сотрудничество школы и семьи действительно в значительной степени зависит от первого шага, от того, как учитель настроит родителей на активную работу в классе.
Непросто провести родительское собрание, после которого родилось бы общее понимание роли школы в жизни ребёнка. Безусловно, родительское собрание – эффективный способ пробудить педагогическую активность отцов и матерей. Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманное и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания, встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей. Очень часто можно слышать от родителей такую фразу: «В начальной школе нашим классом учитель занимался, а теперь классному руководителю нет до наших детей никакого дела». У нас возникают те же претензии к родителям: до 5 класса интересовались школьной жизнью детей, после 7 не дозовешься. Понятно, что многие родители уже не понимают то, что проходят дети, но элементарный контроль должен присутствовать – и это надо доносить, говорить на каждом родительском собрании. А вода камни точит. Так как педсовет на тему воспитательную, то при подготовке к нему я решила провести небольшую анкету:
Вопросы анкеты.
Во 2, 5,6,7 классах ответы были одинаковы.
Как я только что говорила, дети уже в 8 классе считают себя взрослыми, а потому в помощи не нуждаются, да и родители говорят, что надо быть самостоятельными.
Очень мало ответов таких, что родители считают, учеба и только учеба.
Насторожили ответы учеников 8, класса. 30% не рассказывают родителям.
На вопрос как родители относятся к внеурочной деятельности много ответов таких, что родители и не возражают, да я не хочу. Мне ничего не интересно.
Комментарии психолога: это примета времени, что ребенок ничего не хочет. Как с этим бороться и надо ли? Время упущено: заинтересовать проще всего до 7 класса, потом сделать крайне сложно. (Травкин). Хорошо, если есть родительский пример. Если не подошла муз.школа – не заставляйте. Конечно и во всем идти на поводу у ребенка нельзя, но и ломать, настаивать заниматься тем, что не соответствует его интересам – нельзя. Просто надо найти то, что будет доставлять радость.
14-16 лет. На вопрос почему ребенок перестает делиться, рассказывать – особенность возраста. Не надо по-прежнему пытаться идти на откровенность. Надо просто постоянно давать понять: чтобы не случилось – мы рядом, мы поддержим, потому что любим.
Родителям и пятиклассников, и восьмиклассников необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе на всех этапах обучения учащихся нельзя недооценивать. Классное родительское собрание – это эффективная форма одновременного взаимодействия с коллективом родителей всего класса. Традиции подготовки и проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными. Они должны способствовать формированию культуры быть родителем, развивать интерес к проблемам педагогики и психологии, преодолевать различные ситуации в воспитании собственных детей.
Сотрудничество и взаимодействие не возникают сами по себе. Они – результат огромных усилий и творчества двух сторон – учителя и родителя. Будем откровенны: в реальной жизни добиться этого бывает неимоверно трудно, особенно с семьями, в которых наблюдается нездоровая обстановка, где родители пьют, ведут аморальный образ жизни. В работе с такими семьями не помогут ни прямое воздействие, ни советы о приёмах воспитания ребенка.
Можно услышать: мол, с «трудными» родителями бесполезно встречаться – они не хотят, не понимают и вообще стараются не пускать учителя дальше порога квартиры. Бывает и такое. Однако всё зависит от того, с чем пришел учитель в семью. Если только с требованиями и обвинениями – это одно; если протягивает руку помощи, предлагает: «Я знаю, вам сейчас тяжело, я понимаю, только вот что делать, давайте обсудим, вместе подумаем»... Нетрудно догадаться, как дальше будет строиться общение. Тут уж самое время раскрыть главный «секрет»: отчего ребёнок растёт нервным, непослушным, строптивым. Глядишь, не сегодня, так завтра родители поймут, что без изменения неблагоприятной семейной атмосферы, своего собственного поведения ожидать положительного исхода в воспитании ребёнка не приходится.
Образовательное учреждение должно жить жизнью семьи. Именно в таких условиях успешно могут решаться задачи приобщения родителей к активному участию в делах школы. Живой интерес вызывают у родителей мероприятия, где они либо сами участники, либо хотя бы зрители. И такие мероприятия у нас проводят многие учителя. Сколько стало присутствовать родителей на школьных праздниках: Весенняя капель, Дни творчества.
Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует.
В течение всей своей практической деятельности классный руководитель и учитель пытаются сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического коллектива, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если родители педагогам доверяют, значит, и дети школе доверяют тоже. А это очень хороший фундамент для сотрудничества, для общего успеха.
Хороший контакт с родителями воспитанников и успешное привлечение их к сотрудничеству, умение классного руководителя заинтересовать воспитанников, организовать совместный интересный досуг играет большую роль в процессе социализации личности: в выборе профессии, приобретении духовных ценностей, взаимоотношениях с разными людьми, становлении характера.
В процессе общения родители получают от учителя практические умения и навыки, опыт и желание советоваться с ним, доверять ему.
Школе никогда не уйти от работы с семьями. Без контакта этих двух социальных институтов воспитание подрастающего поколения становится ущербным. Этому искусству и родители, и учителя должны учиться, обогащаться знаниями средств и методов воспитания, эта необходимость диктуется потребностями самих детей.
Примерная картотека форм и приемов
индивидуальной работы с семьей
1) Составление социологической карты семьи.
2) Индивидуальные и тематические консультации.
3) Посещение семей на дому (приходить не с нотациями и претензиями, а за помощью и советом).
4) Индивидуальная и коллективная психологическая диагностика.
5) Приглашение родителей на классные мероприятия.
6) Привлечение родителей к участию в жизни класса по их творческим и профессиональным интересам.
Как повысить посещаемость родительского собрания
(идеи в копилку классного руководителя)
1) Обращайся к родителям по имени и отчеству.
2) Чаще благодари родителей за помощь.
3) Готовься к каждому собранию как к уроку: продумывай тему, цели, ход собрания.
4) Используй нетрадиционные формы родительского собрания:
– родительские чтения;
– совместное собрание с детьми;
– посещение музея, выставки и совместное обсуждение.
6) Используй цитаты, эпиграфы, привлекающие внимание к теме собрания.
7) Используй цифровые факты для привлечения внимания к проблеме собрания.
8) Давай возможность родителям высказать свою точку зрения по теме собрания.
9) Готовь к собранию выступление детей.
11) Делай выставки работ учащихся.
12) Используй видеоролики о жизни класса.
13) Используй анкеты для детей о родителях.
Визитная карточка семьи
(заполняется при первом знакомстве с родителями)
1) Ф. И. О. родителей и других взрослых членов семьи.
2) Возраст, образование родителей и других взрослых членов семьи.
3) Интересы, увлечения семьи.
4) Традиции, обычаи семьи.
5) Проблемы, которые меня волнуют…
6) Я мог бы организовать в классе…
7) Могу помочь в …
8) О здоровье моего ребенка могу рассказать следующее…
9) Моему ребенку нравится, когда…
10) Моему ребенку не нравится, когда…
11) Положительные качества моего ребенка…
12) Что мне нравится в поведении моего ребенка…
Проект решения педагогического совета
1) Создать копилку материалов для родительского лектория. Использовать данные материалы для проведения тематических родительских собраний.(В течение года; ответственные: заместитель директора по ВР, классные руководители 1–11 классов.) Срок: март 2011года.
2) Вовлекать родителей во внеклассную деятельность школы, в воспитательный процесс: проводить больше активных школьно-семейных мероприятий, привлекать родителей к участию в проведении конкурсов, семейных гостиных, тематических недель, встреч с интересными людьми.
(В течение года; ответственные: классные руководители, руководитель МО классных руководителей, учителя-предметники.)
3) Продолжить профилактическую работу с семьями, оказавшимися в социально опасной ситуации; (В течение учебного года; ответственные: социальные педагоги.)
4) Провести педагогический совет на тему «Психологические особенности школьников» с приглашением психолога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 5классе "КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"
КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ...
Интеграция воспитательных усилий семьи и школы
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в...
Успех ребенка – результат общих усилий семьи и школы.
Успех ребенка – результат общих усилий семьи и школы.(выступление на совещании) Разностороннее развитие личности учащегося требует единства, согласованности действий семьи и учреждени...
Взаимодействие семьи и школы, как основа воспитательного процесса в школе
Аннотация: В данной статье мы рассмотрели актуальную в нынешнее время проблему — взаимодействие семье и школы в воспитательном процессе. В статье было показано, что не только со стороны родителе...
Родительское собрание «Координация усилий семьи и школы в профессиональном определении выпускника».
родительское собрание в 11 классе...
Родительское собрание "Координация усилий семьи и школы в формировании жизненной компетенции учащихся"
Материал содержит описание опыта работы учителя по формированию жизненной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья...
Доклад на тему «Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»
Воспитание детей до сих пор сохраняется в российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остается посредником между ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной ж...