Родительское собрание «Координация усилий семьи и школы в профессиональном определении выпускника».
материал (11 класс)
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 11 классе
«Координация усилий семьи и школы в профессиональном определении выпускника».
Цель: содействие формированию у родителей отчетливых представлений о роли семьи в профессиональной ориентации старшеклассников.
Задачи: 1. Показать родителям часто встречающиеся ошибки в выборе профессии.
2. Способствовать формированию у родителей понимания значения самостоятельного выбора будущей профессии подростком.
3. Информировать родителей о современном рынке труда и востребованных профессиях.
4. Познакомить родителей с результатами профессиональной направленности учащихся 11-х классов.
5. Расширить знания о возможности выбора и получения профессии в учебных заведениях г. Нижневартовска.
Участники: родители учащихся 11-го класса, классный руководитель, педагог-психолог.
Оборудование:
- компьютерная презентация;
- выставка книг «Образование и карьера»;
- памятка «Как выбрать профессию»;
- памятка «Профессии, которые будут востребованы на рынке труда через несколько лет»;
- информационный бюллетень «Учебные заведения г. Нижневартовска»;
- Рефлексивный лист.
План родительского собрания:
I. Подготовительная работа:
- Написание сочинений на тему «Этот непростой выбор».
- Опрос учащихся 11 класса, анкетирование «Ошибки при выборе профессии». (Приложение 1).
- Подготовка материала к беседе «Ошибки в выборе профессии».
- Подготовка материала для беседы «О современном рынке труда: востребованные профессии». Создание информационных листов для родителей. (Приложение 2).
- Подборка специальной литературы на тему «Образование и карьера» (материал для выставки).
- Составление памяток для учащихся и родителей по выбору профессии. (Приложение 3).
- Составление бюллетеня «Учебные заведения г. Нижневартовска». (Приложение 4).
- Проведение тематического классного часа в 11 классе «Типичные ошибки при выборе профессии».
II. Родительское собрание.
1. Мотивация родителей.
2. Вступительное слово учителя.
3. Беседа с родителями, организация дискуссии.
4. Обсуждение выводов дискуссии.
5. Выступление педагога-психолога.
6. Анализ и обсуждение тестирования учащихся.
7. Информирование родителей о востребованных профессиях на рынке труда.
8. Информирование родителей об учреждениях высшего и среднего профессионального образования г. Нижневартовска.
9. Выдача памяток «Как выбрать профессию».
10. Подведение итогов
11. Рефлексия.
Ход собрания.
Перед родительским собранием классный руководитель расставляет школьную мебель в форме круглого стола. Учитель приветствует родителей, предлагая им занять места за круглым столом.
I. Мотивация родителей.
Учитель обращается к родителям выпускников, зачитывает им притчу «Лавка возможностей».
– Уважаемые родители, приветствую вас за нашим круглым столом. Хочу начать нашу встречу с притчи «Лавка возможностей»:
Однажды человеку приснился сон, будто он идёт по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на то, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи – изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.
Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он тут же исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивлённый, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», – сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».
II. Вступительное слово учителя.
Учитель обращается с речью к родителям обучающихся.
– Действительно, сейчас наших детей, которые стоят перед непростым выбором: куда пойти учиться после окончания школы, можно сравнить с семенами. И очень хотелось бы всем нам: вам, родителям, и мне, классному руководителю, чтобы эти семена упали в плодородную почву.
– За несколько дней до нашей встречи я попросила ребят написать о своём внутреннем состоянии накануне сдачи экзаменов и выбора будущей профессии, попросила написать вопросы, которые волнуют ребят в связи с этим. Я зачитаю несколько строчек из написанного ими. Это то, что тревожит почти всех.
Зачитываются отрывки из сочинений учащихся.
Что будет дальше? Куда пойти учиться? Как устроить будущую жизнь? Выпускники стоят перед серьезным выбором. Перед нашей встречей я провела опрос среди учащихся 11а класса.
Классный руководитель знакомит родителей с результатами опроса учащихся 11а класса.
– За несколько дней до нашей встречи я попросила учащихся 11а класса поучаствовать в опросе. Ребятам был задан один вопрос: «Вы уже выбрали будущую профессию?». По результатам опроса, около 50% выпускников ещё не определились окончательно с выбором профессии. Нам, взрослым – учителям, родителям, надо помочь молодым найти свой путь. Надеюсь, что эта встреча будет для всех нас небесполезной.
III. Беседа с родителями. Организация дискуссии.
Учитель задаёт вопросы родителям учащихся.
1. Что, на ваш взгляд, самое главное при выборе профессии?
2. Встречались ли вам люди, которые, как вам кажется, ошиблись в выборе профессии? Как они живут и что чувствуют? Какие ошибки можно совершить при выборе профессии?
Классный руководитель вовлекает родителей в дискуссию, в ходе которой формулируются и записываются учителем на доске ошибки, которые, по мнению родителей, влияют на выбор профессии. Предполагается, что родители назовут следующие ошибки: выбор по принципу «престижная/непрестижная» профессия, выбор «за компанию», учёт при выборе только заработной платы, незнание или переоценка способностей ребёнка, незнание реального состояния здоровья ребёнка, выбор профессии родителем за ребёнка, выбор без учёта ситуации на рынке труда, недостаточное владение информацией об учебных заведениях, отождествление профессии и учебного предмета, неверное представление о характере и условиях труда профессии.
Далее классный руководитель предлагает родителям проставить рейтинг ошибок, влияющих на профессиональный выбор.
IV. Обсуждение выводов дискуссии.
Учитель подводит итоги организованной дискуссии, делает следующие выводы.
– Существует 3 группы ошибок, допускаемых при выборе профессии:
· незнание самого себя;
· незнание мира профессий;
· незнание правил выбора профессии.
– Как показывает составленный нами рейтинг ошибок, а это подтверждают и педагоги-психологи, люди, профессионально занимающиеся самоопределением выпускников, одной из существенных ошибок при выборе профессии является незнание или необъективная (завышенная или заниженная) оценка своих способностей. Другими словами, ошибок при выборе профессии можно избежать, если реально представлять собственные возможности, знать особенности своей нервной системы, памяти, внимания, мышления, правильно оценивать уровень подготовленности, интересы и склонности. Поэтому выбрать профессию по душе могут помочь тесты, направленные на профессиональное самоопределение. Такое тестирование было проведёно в нашем классе педагогом-психологом.
V. Выступление педагога-психолога.
Педагог-психолог знакомит родителей учащихся 11-х классов с результатами анкетирования профессиональной направленности учащихся 11 класса, даёт рекомендации родителям. Педагог-психолог информирует родителей о том, что существует множество видов профориентационных тестов. В России наиболее распространена методика профориентирования академика Е.А.Климова, в ней профессии дифференцированы на пять сфер: общение, знаковая система, природа, техника, художественный образ.
VI. Анализ и обсуждение тестирования учащихся.
Учитель знакомит родителей с вопросами анкеты, которая была предложена учащимся ранее на классном часе «Типичные ошибки при выборе профессии». (Приложение 1).
– Мы с ребятами уже обсуждали проблему выбора профессии на классном часе «Типичные ошибки при выборе профессии». Им было предложено, как и вам сейчас на нашем собрании, проставить рейтинг ошибок, влияющих на профессиональный выбор. Давайте сравним ваш рейтинг ошибок и рейтинг, составленный учащимися.
Учитель демонстрирует на слайде презентации рейтинг ошибок, составленный учащимися, предлагает родителям сравнить рейтинги и дать комментарий. Учитель обращает внимание родителей на то, что ошибки при выборе профессии указывают не только на ошибку, но и на то, какой фактор выбора профессии является важным для родителей и детей.
Учитель независимо от результатов анализа результатов опроса, акцентирует внимание родителей учащихся на то, что учащиеся должны быть самостоятельными при выборе профессии, и обращается к родителям со следующим словом.
– Я думаю, что ваша роль, роль родителей, в профессиональном выборе ребят наиболее значима. Оказывая помощь своим детям в решении этой непростой проблемы, надо пользоваться принципом: «Не навреди». Родители могут сформировать у детей предубеждения против некоторых профессий или, что ещё хуже, сделать выбор за ребёнка или навязать ему свой выбор. Поэтому выбор профессии всё-таки должен сделать сам ребёнок, исходя из понимания того, какие у него, а не у родителей, есть желания, цели, мечты. Психологи советуют в решении этого вопроса не проявлять авторитарности: прежде чем высказать собственное мнение, внимательно выслушайте соображения ребенка, оцените его способности и наклонности, разберитесь в его стремлениях и мотивах. Хорошо, когда отношения родителей и детей в вопросе выбора профессии основаны на взаимном доверии и уважении, носят характер своеобразного сотрудничества.
VII. Информирование родителей о востребованных профессиях на рынке труда.
Учитель обращает внимание родителей на то, что при выборе профессии надо учитывать ситуацию на рынке труда. Учителям выдаётся распечатанная заранее информация о профессиях, которые будут востребованы на рынке труда через несколько лет.
– По статистике, сегодня до половины выпускников, а по некоторым направлениям до 80%, работают не по специальности. Одна из причин – неправильный выбор профессии, без учета требований рынка труда. Среди крупных кадровых центров и хэдхантинговых компаний, работающих в России, был проведён опрос в отношении будущего многих специальностей. В результате исследования был составлен рейтинг специалистов, которые всегда смогут найти высокооплачиваемую работу в нашей стране после 2015 года. Вот этот список.
Классный руководитель выдаёт родителям список востребованных профессий. (Приложение 2).
VIII. Информирование родителей об учреждениях высшего и среднего профессионального образования г. Нижневартовска.
Учитель, обращаясь к родителям обучающихся, обращает их внимание на выставку «Образование и карьера», которая была подготовлена совместно с библиотекарем школы. Далее классный руководитель выдаёт информационный бюллетень «Учебные заведения г. Нижневартовска».
– Следующий шаг на пути успешного профессионального самоопределения – выбор вуза. Совместно с библиотекарем МБОУ «СШ № 25» мы организовали выставку «Образование и карьера», составили информационный бюллетень «Учебные заведения г. Нижневартовска», в котором указаны официальные сайты учреждений высшего и среднего профессионального образования г. Нижневартовска, где можно найти интересующую вас информацию об условиях приёма абитуриентов, направлениях деятельности этих образовательных организаций, условиях обучения и проживания студентов и др. (Приложение 4).
IX. Выдача памяток «Как выбрать профессию».
Классный руководитель выдаёт памятки «Как выбрать профессию».
– Уважаемы родители, предлагаю вам памятки «Как выбрать профессию», надеюсь, они помогут вам и вашим детям избежать ошибок при выборе профессии.
X. Подведение итогов.
Учитель подводит итоги встречи, приглашает посетить консультации школьного психолога.
– Уважаемые родители, уверена, что разговор на тему профориентации будет продолжен. Вы сможете посетить беседы, лекции, родительский лекторий, которые будут организованы как в рамках школы, так и в рамках классного коллектива. Напоминаю, что для вас в «МБОУ СШ № 25» работает школьный психолог, который будет рад видеть вас на индивидуальных консультациях во вторник с 14.00 до 16.00. Ведь правильно выбранный путь в школе – залог успеха в будущем! А успешный человек всегда счастлив!
XI. Рефлексия.
– Уважаемые родители, благодарю вас за работу за нашим круглым столом. Я буду Вам благодарна, если Вы поможете мне понять, насколько продуктивна была моя деятельность как организатора этого круглого стола. Хочу предложить вам несколько вопросов по итогам нашего мероприятия. Ваши ответы помогут мне в организации дальнейшей работы по профориентации старшеклассников.
Учитель выдаёт родителям выпускников лист рефлексии.
Рефлексивный лист.
Полезно ли было данное мероприятие для Вас? __________________________
Что Вы выбрали положительного из мероприятия? _____________________
Будут ли Вам полезны те рекомендации и памятки, которые Вы получили на родительском собрании? ____________________________________________
Будете ли Вы использовать данные рекомендации в общении с детьми?___________________________________________________________
Какие вопросы вы хотели бы обсудить при следующей встрече? ___________
Список источников
1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – М.: «Вако», 2008.
2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. –М.: «Вако», 2008.
3. Психологическое сопровождение выбора профессии // Под ред. Митиной Л.М. – М.: Фликта, 2003
4. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990
4. Сайт: http://festival.1september.ru
Представляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.
__________________________ ____________________________
подпись расшифровка подписи
«_____»_____________________20__г.
Приложения.
Приложение 1. Анкета «Ошибки выбора профессии».
Расставьте в порядке возрастания их значимости ошибки, которые, на ваш взгляд, влияют на выбор профессии. В правой колонке расставьте цифры (в порядке возрастания) рейтинга ошибки профессионального выбора.
Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение) | |
Незнание своего здоровья | |
Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии. | |
Устаревшее представление о характере и условиях труда в конкретной профессии. | |
Предубеждения в отношении престижности профессий. | |
Отождествление учебного предмета с профессией | |
Перенос отношения к человеку на профессию | |
Выбор профессии «за компанию» | |
Неумение определить пути получения профессии. | |
Заработная плата | |
Несамостоятельность выбора (заставили родители) |
Приложение 2. Памятка для родителей.
Профессии, которые будут востребованы
на рынке труда через несколько лет.
1 Инженеры Острая нехватка специалистов из этой области наблюдается уже на данный момент. Для страны необходимы грамотные инженера строительной направленности, инженеры-электрики, инженеры-технологи.
2. Специалисты из области сервиса. В стране идет активное развитие сервиса: ночные салоны красоты, бронирование номеров гостиниц в любое время суток в любой стране, круглосуточная доставка продуктов питания на дом и прочее. Запросы людей растут, а их удовлетворение является основной задачей сотрудников beauty-индустрии, туристического бизнеса и прочих сервисов.
3. IТ-специалисты В век технологий организациям нужны грамотные системные администраторы, но, к сожалению, в ВУЗах не могут дать достойных знаний, поскольку рынок IT-технологий стремительно развивается.
4. Медики. Наблюдается в настоящее время нехватка именно узкопрофильных специалистов (офтальмологов, отоларингологов, логопедов, эндокринологов, диетологов, аллергологов, хирургов по различным направлениям).
5. Экологи. На последний момент специалисты-экологи становятся весьма востребованными из-за того, что экологическая обстановка во всем мире с каждым годов все больше ухудшается. Ведь именно от экологии во многом зависит качество жизни людей, а также их здоровье.
6. Химики. Человечество столкнулось с энергетической проблемой. Именно ученые-химики хотят разрешить данную проблему, но пока решение ими не найдено.
7. Личные консультанты и психологи. В данное время проблема психического состояния людей является приоритетной, которую необходимо решать в ближайшее время. Психологи востребованы не только в поликлиниках и учреждениях образования, но и на других предприятиях.
8. Маркетологи. Производители предлагают множество товаров, которые зачастую остаются невостребованными. Маркетологи должны мониторить потребительский рынок и выявлять востребованные товары.
9. Специалисты РR Такие специалисты нарасхват. Ведь в этом деле главное не образование, а чутье, хватка, интерес к делу. А мало кто обладает такими качествами.
10. Специалисты по нанотехнологиям. С развитием науки все больший интерес направлен на расширения области применения нанотехнологий.
Приложение 3. Памятка «Как выбрать профессию».
Уважаемые папы и мамы!
Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы, возможности.
- Дайте своему ребенку право выбора своей будущей профессии.
- Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
- Рассматривайте выбор профессии не только с позиций материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
- Учитывайте личностные качества своего ребенка, которые необходимые ему в данной специальности.
- Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами – консультантами.
- Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
- Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
- Если ваш ребенок ошибся в выборе профессии, не кричите на него за это. Ошибку можно исправить.
- Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.
- Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей.
Приложение 4. Бюллетень «Учебные заведения г. Нижневартовска».
Учреждения высшего профессионального образования. | Сайт/адрес |
| www.aipe-nv. ru |
| www.szifip. ru |
| www.iile. ru |
| www.ibpnv. ru |
| г. Нижневартовск ул. Дружбы народов, 14 |
| www.nggu. ru |
| www.nepi.su |
| www.nvfomgtu. ru |
| www.sibadi.org |
| www.tusur. ru |
| www.tsogu. ru |
| www.susu-nv. ru |
Учреждения среднего профессионального образования. | |
| г. Нижневартовск ул. Чапаева, 15А |
| www.nnt.ugrasu. ru |
| www.npk44. ucos.com |
| E-mail: priem@nv-study. ru |
| www.nsk41. ru |
| www.foatk.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 5классе "КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"
КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ...
Педсовет "Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"
Педсовет "Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...
Родительское собрание по теме "Семья и школа: воспитание толерантности"
Родительское собрание по теме "Семья и школа: воспитание толерантности"...
Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.
Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...
Родительское собрание на тему: «Семья и школа: детство без жестокости и насилия».
Причины возникновения насилия в семье и школе многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи. Одн...
Родительское собрание "Координация усилий семьи и школы в формировании жизненной компетенции учащихся"
Материал содержит описание опыта работы учителя по формированию жизненной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья...
Родительское собрание «Координация действий семьи и школы по вопросам информационной безопасности детей и подростков»
Родительское собрание. В данной разработке рассмотрены вопросы информационной безопасности подростков в сети Интернет....