Эссе "Волшебная палочка для учителя: не путать с указкой"
статья по теме
Краткая аннотация статьи: Данная статья содержит прикладную информацию – психологические советы и рекомендации для тех, кто испытывает разочарование в своей профессии, но не желает с этим мириться; для тех, кто верит в возможность действительного изменения школы. Автор статьи с легкой долей иронии и юмора пытается изменить уставший взгляд учителя на свою профессию и предлагает свои пути гармонизации педагогической деятельности.
Статья не похожа на привычные педагогические работы стилем изложения; и возможно вызовет неоднозначные отзывы. Тем не менее, чтение статьи поможет снизить стрессовую нагрузку и улучшить настроение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Заметки для учителя | 60 КБ |
dokument_microsoft_word.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Люфт Елена Валерьевна МОУ «СОШ № 10» г.Когалым
«Учителя города – новой школе»
Эссе на тему: «Волшебная палочка для учителя: не путать с указкой»
(Новый взгляд на старую школу)
Автор статьи: Люфт Елена Валерьевна
Должность: Учитель биологии; вторая квалификационная категория
Место работы: МОУ «СОШ №10»
Краткая аннотация статьи: Данная статья содержит прикладную информацию – психологические советы и рекомендации для тех, кто испытывает разочарование в своей профессии, но не желает с этим мириться; для тех, кто верит в возможность действительного изменения школы. Автор статьи с легкой долей иронии и юмора пытается изменить уставший взгляд учителя на свою профессию и предлагает свои пути гармонизации педагогической деятельности.
Статья не похожа на привычные педагогические работы стилем изложения; и возможно вызовет неоднозначные отзывы. Тем не менее, чтение статьи поможет снизить стрессовую нагрузку и улучшить настроение.
Работая в школе не первый год, я вдруг решилась на маленькую авантюру…поделиться опытом своей работы с вами, мои дорогие коллеги.
В 1999 году придя в школу молодым специалистом, я в полной мере ощутила состояние «первый раз в первый класс» Мысли кипели, идеи сыпались на голову одна за другой, казалось, вот оно счастье! Огромное поле, которое нужно засеять добрым, разумным и вечным, а главный пахарь здесь – я!
Прошло время, а деятельность по возделыванию культур все не приносило удовлетворения. То ли семена каждый год попадались бракованные, то ли с техникой не везло, то ли удобрений не хватало, а то и самому пахарю что-то постоянно мешало.
Время переходило в месяцы, месяцы в года, а запланированный урожай не давал нужных плодов, иногда судьба педагогическая все-таки давала попробовать на вкус эту сладкую ягодку полного удовлетворения от работы. Воспоминания об этом вкусе будили надежду и давали сил сеять снова, снова и снова…
Масло в огонь, а может и ложку дегтя то и дело подливали такие же измученные пахари, которые работая на износ, довольствовались вкусом полыни, забыв ягодку на вкус. В какой-то момент мысли снова закипели, и уставший мозг стал думать, как увеличить КПД своей деятельности, и вкушать ягодки с урожая как можно чаще, а лучше ежедневно! О результатах своей рефлексии и самоанализа я обязательно отчитаюсь, а пока, позвольте продолжить сопоставлять деятельность Вавилова и Сухомлинского в рамках образовательного процесса.
Итак, какие «сельскохозяйственные» атрибуты нашей системы образования мы имеем? Конечно же, поле! Поле, площадь которого растет с каждым годом в геометрической прогрессии. Вот уж где простор для деятельности! Техника… под стать полю тоже становится все серьезнее, габаритнее, с большим пакетом инструкций к инструкциям, которая скорее отпугивает, чем помогает сложностью своего механизма. И удобрения, а они, по моему мнению, не менялись с тех самых времен, когда обезьяна превращалась в человека. Имея такие исходные данные волей- неволей приходится задумываться не только над вопросом Чернышевского «Что делать?», но и принимать решения в мировой гамлетовской задаче «Быть или не быть?»
Мы живем в прекрасной стране, которую и умом не понять и фашисту смерть, а посему прислушаемся к совету простой русской женщины, которая со всех каналов телевидения настойчиво призывает «Будь! Сделай же что-нибудь!» И сделаем! Уже делаем! Главное, научиться получать пользу от содеянного, и суметь найти способы повысить не только качественные показатели успеваемости, но и стабильное эмоциональное удовлетворение от любимой профессии!
Издержки профессии дают о себе знать, поэтому я не нашла другого способа рассказывать о своем опыте, как только делиться рекомендациями, тем более, все рекомендуемые методики с дидактикой мной проверены, с собой согласованы, а вами вполне могут быть приняты к сведению и при желании использованы.
Так как же повысить урожай, простите, результативность своего труда? И как мучительно не грустить в конце учебного года, при составлении отчета о проделанной работе и самоанализа, о бесцельно прожитом времени? Здесь самое время прислушаться к учителям географии, которые со всей ответственностью скажут, что главное в этом деле – атмосфера, климат и погода! Начнем с малого. Это малое любой женщине легко поддается! Погоду наворотить - пару пустяков…главное не ошибиться в миссии! А миссия как вы поняли, быть солнцем! Ласковым, теплым, ярким; таким, чтоб везде и всегда; таким, чтоб из маленькой искорки хотя бы маленькое пламя; в общем, таким, чтоб любые инновационные технологии и новаторские идеи внедрялись легко и эффективно!
Ограничиваясь заданным объемом текста, а значит и мыслей, я перейду непосредственно к психотехникам, которые и помогают быть мне солнцем, вернее маленьким солнышком, так как и я, еще только учусь. Но эти извлеченные уроки дают мне колоссальную поддержку в нашей нелегкой профессии, отчего мне и захотелось поделиться с вами, мои дорогие коллеги, и может кому-то помочь.
Шаг первый. Дорога туда!
Дорога на работу ни с какой дорогой в дюнах не сравниться. Уж очень она быстрая, и не потому, что короткая, а потому, что мчимся мы на своих ногах, обгоняя любой вид транспорта. Такой целеустремленностью мы вводим в заблуждение не только прохожих, но и самих себя. Причины спешки не убедительны, ответы размывчаты, а порой не известны. Профессиональная привычка: спешить, чтоб все успеть!
Остановись! Вдохни, выдохни, обязательно посмотри на небо…после этих манипуляций лицо невольно расслабится, уголки губ приподнимутся, а взгляд с агрессивно –блуждающего заменится на сознательно-рассматривающий. Возможно, с первого раза не получится, тогда стоит слегка напрячься, чтоб суметь расслабиться. И вот теперь летящей походкой (не путать с рысцой ломовой лошади), не забывая про взгляд, мчимся на работу. Почему мчимся? А потому что работать-то как хочется! Если семь раз подряд обмануть свой мозг, он поверит, и действительно захочет работать, а со временем начнет созидать, и творить. При таком движении в полете мир вокруг вас заиграет необычными красками, звуками и запахами!
Обратите внимание, как много людей с утра вам желают здоровья! На каждое детское «здрасте» ответ лучше держать «Доброе утро, Ванечка!» Это доброе утро Ванечка с Машенькой надолго в памяти сохранят и возможно эмоционально окрашенной рефлексией донесут до вашего урока.
Бдительность терять все-таки не стоит, в ловушку мрачной тучи легко можно попасться, если встретить свою коллегу, которая походку перепутала (см. выше) и уговаривает вас заняться хоровым пением. Песня легкая, всем известная, та самая, которую Некрасов стоном называл. Сопротивляйтесь! Время еще даже не половина восьмого, зачем удлинять свой рабочий день собственными руками? Тем более учителям уже давно за сверхурочные не платят, да и отгулы вам за это тоже вряд ли дадут. Поэтому о работе молчим, и не думаем даже. Рано еще! Лучше обсудить рецепты кулинарные, сны вещие, хлопоты житейские, да мало ли тем жизненных.
Знаю по опыту своему, что труднее всего дается быть солнышком тем учительницам, которые еще и мамочками по совместительству работают. Этих работников каждое утро подозрения мучают, что их родные дети в сговоре с инженером по охране труда и пожарными. А посему учебные тревоги по эвакуации детей из здания в условиях стихийного бедствия им приходится осуществлять ежедневно. Как говорится, тяжело в ученье – легко в бою!
Шаг второй. Школа
Распахнув двери любимой школы, мы за считанные секунды попадаем в водоворот бесконечных событий и страстей. Бегущие и орущие дети с энергией взрывной волны, обладают уникальной способностью наводить хаос, смуту и мышиную возню не только вокруг себя, но и внутри морально и материально незащищенного учителя. Бедняжка учитель, истерзанный мыслями «за что мне все это?», «как невыносимо новое поколение после уничтожения пионерской организации», «когда меня уже оставят в покое?», твердой поступью все-таки направляется в класс, чтоб раскрыть тайны мирозданья. Кажется, что даже стены этого образовательного учреждения требуют от нас отчетов, мониторингов, циклограмм и рабочих программ. Кошмарная работа, самая неблагодарная в мире… Достаточно! Самое время вспомнить, что в школу пришло Солнце. Солнце обладает мудростью просыпаться до того, как в мире наступает суета. Как прекрасна школа в половине восьмого утра! Тихо и спокойно. По коридору ходят несколько учеников, прилежных и послушных-послушных. Видимо, под воздействием утренней атмосферы, дети становятся не совсем адекватными, и любые просьбы учителя выполняют не хуже, чем двое из ларца. Нужно поспешить – ровно в восемь, все станет на круги своя.
Умиляет тетя Маша, намывающая с самого утра стены и окна, тем самым напоминающая нам о том, что и это наш дом. А как приятен тонкий аромат кофе, выплывающий из некоторых кабинетов! Вот на что действительно нужно успеть, так это на утренний кофе в своем кабинете. Медленно, со вкусом, наслаждаемся каждым глотком, в конце концов, у нас еще десять минут до работы. Ну а в 7.45 – пора! После приятной прогулки до работы, доброго приветствия сотрудников, послушного выполнения просьб и ароматного кофе – настроение становится солнечным. И ведь действительно уже хочется и… поработать! Вот он вам – педагогический прием: создание ситуации успеха.
К сожалению, оставаться в солнечном настроении до конца рабочего дня трудно. Это и правда жизни, и специфика профессии. И все-таки это возможно. Опять же, ссылаясь на регламент, я хочу поведать самые действенные для меня, но не стандартные методы избежать туч.
Первое, кто нам может испортить настроение, это Иванов из 7д, или вообще весь 7д. Уверенна, вы использовали все методы и рычаги воздействия от родителей до администрации, но не помогает. Так бывает! Не волнуйтесь, и на него есть управа, мощнее любой записи в дневнике и докладной действует. Итак, замучил вас своей педагогической запущенностью этот Иванов, будем клин клином вышибать. Берем листочек тетрадный, лучше в клеточку и мнем его несколько раз для пущего воздействия. Затем берем ручку красную и пишем, все, что о нем думаем, дурак, мол, ты Иванов, бездарь и бестолочь, лупить тебя мало… и рожицу кривую обязательно рисуем – вместо печати. Сами понимаете, в наше время человека из букашки только бумажка с печатью делает. После того, как составите самую искреннюю и правдивую характеристику на учащегося и заверите ее своей печатью, рвите ее на мелкие кусочки и со словами громкими или совсем не слышными «Я прощаю тебя, Иванов, за то, что ты не можешь быть таким, каким я тебя хочу видеть» выкидываете в урну.
Не буду говорить о чувствах, которые вы испытаете, одно скажу: Иванов вам с этой минуты таким родным покажется…вот уж волшебная сила в бумажках с печатями!
Чувствую, что так и хочет моя коллега подметить, что способ этот подойдет только для учительницы с 8 разрядом, а что делать тем, которые с категориями? Поверьте, мои дорогие коллеги, на слово, может эта методика научности не имеет, но практичности и актуальности ей не занимать. Попробуйте – получится! А если не подействует, повторите. Повторенье – мать ученья! А может характеристика не совсем расширенной была?
Второе потенциальное пятно на Солнце - это родители Иванова. То они неопознаны, то данный вид связи для нас недоступен, а то и вообще родители пребывают в неведении, что у них еще наследник имеется. Есть и на этот случай способ быстрого реагирования: учитель – родитель – ребенок. Способ этот не мной придуманный, его уже лет 6 активно практикуют страны Прибалтики и в Германии. Суть его проста – используем для общения смс - сообщения. Обязательно на родительском собрании объясняем и предупреждаем родителей о сигналах и возможных причинах реагирования. Выясняем, все ли согласны на данный способ оповещения. Как правило, 99 % родителей на все согласны. Этот способ удобен всем. Учителю не нужно выискивать удобное время для звонка, выдумывать правильные слова для разговора, а главная заслуга метода в том, что родители от своих дел не отрываются, чувством вины не нагружаются и защитные агрессивные механизмы не выстраиваются. Имеется определенная информация для родителей от учителя «Ваня систематически….» скорость реагирования родителей в десятки раз превышает скорости реагирования на запись в дневнике.
Вопрос так и просится, а не дорогое ли это удовольствие смс-общения? В европейских странах эти услуги оплачивают родители. В России об этом лучше не заикаться, о нас государство позаботилось. Посмотрите в расчетный лист, неужели вы до сих пор наивно полагаете, что эти 100 рублей вам платят за метод литературу? При нынешних-то ценах на литературу. Просто всем некогда, надеются на учительскую изобретательность. Операторы сотовых связей пошли на уступки: пожалуйста, получайте блок смс в 300 штук за эти деньги! Как только вы этот способ примените в действии и получите результат, эта строчка в расчетке будет просматриваться с особым уважением. И кстати, используя интернет, смс-ки можно отправлять бесплатно. Вот, еще и деньги сэкономите. Голь на выдумку хитра!
Шаг третий. Щекотливее прежнего.
Солнечный небосклон с необычайной легкостью затмевает административный аппарат школы. Грозы и молнии то и дело сверкают, отчего становится страшно даже самому аппарату. Успокойтесь, без паники! Каждый выполняет свою работу. А мы к тому же от русских мужиков не многим отличаемся, а значит и нам, чтоб перекреститься, гром этот обязательно нужен.
Если вдруг нежданно-негаданно гром среди ясного неба гремит приказом и наказом о предстоящих аттестациях, аккредитациях, проверках, срезах, мониторингах и других «…ах!» самое время раскрывать зонтик. Зонт – это ваш ум, и не простой, а аналитический. Если учесть все вами составленные аналитические отчеты, то практически каждый учитель обладает сверханалитическим мозгом! Как только вы получаете от руководящих работников какое – либо поручение, включайте мозг, анализируя полученную информацию, за доли секунды определяйте если у вас выбор «буду – не буду?» В 99,9 % на вопрос «буду – не буду» ответ – «надо!» Поэтому возьмем быка за рога! После того как поручение произнесено моментально отвечайте « Конечно! Я это сделаю! Без проблем!» Если перестали верить в чудеса, используйте данную методику. Она не только все суровые явления природы утихомиривает, но и радугой небо озаряет. Парадокс лишь в том, что фраза, сказанная вами, внушает доверие всем, кроме вас. Вы еще какое-то время будете пребывать в легком шоке, в этом и есть сложность метода убедить себя «Я сделаю это легко! Без проблем!» Со временем вы оцените эти волшебные слова по достоинству, когда они произносятся, возникает ощущение, что вместе с поручением вам дали дополнительный заряд энергии. Вернее, вы смогли найти еще один способ черпнуть ресурс внутри себя и оставаться при этом наполненным жизнью. Глаза боятся – руки делают. А сердце и мозг постарайтесь оставить в покое…
Шаг четвертый. Последний звонок на сегодня.
Мрачной тучей нависает на нас еще один вопрос: как за один рабочий день сделать то, что обычно делается за три дня и три ночи? А вот так – играючи! Тем более нам с первого курса пединститута твердили, что «Игра – это один из эффективных методов активизации учебного процесса». Вот и будем играть в «Рыбалку на золотую рыбку». Для рыбалки нужны снасти, удочку оставим для практикантов, они на рыбалку любительскую ходят, так…между - прочим…для удовольствия, а нам нужно профессиональные сети! Расставляем сети, вернее раскрываем органайзер, желательно такой формы, чтобы вся неделя с высоты учительского взгляда просматривалась. Составляем список всех рыбок, которых нужно сегодня поймать и съесть.
Внимание! Ознакомьтесь с инструкцией по технике безопасности во время рыбалки. Оценивайте ситуацию реально, не жадничайте, не ставьте завышенных целей, но и тунеядством не занимайтесь. Равномерно распределите усилия по ловле рыб на дни недели. Главное, ничего и никого не пропустить. Кильками не пренебрегайте. Их тоже необходимо вносить в список, они хоть и маленькие, зато берут количеством, а галочки и на их головах приятно ставить.
Уха с улова учителя-предметника и классного руководителя получается насыщенная, наваристая! А если вам удалось поймать всех запланированных рыбок, золотая рыбка тут как тут, желания ваши исполняет. Первое – получите облегчение, все позади. Второе – получите чувство удовлетворения от работы, день прошел не зря. Третье, загадайте какое хотите.
Кстати сказать, если вам не нравится рыбалка, ловите пернатых. Синяя птица тоже исполняет желания.
Рабочий день закончился.
Стоп. Не закрывайте сети. Еще раз просмотрите планируемый на завтра улов, скорректируйте, проанализируйте, оцените, улыбнитесь и закройте сеть-органайзер. Собирайтесь и мчитесь домой. Почему мчаться? Так ведь домой-то, как хочется!
Послесловие
Вы спросите: а многих ли профессиональных успехов я достигла, работая в школе. Не поверите, все мои заслуги незначительны по масштабам аттестационного листа высшей категории, но, на мой взгляд, я все же имею очень значимую для себя награду. Я полюбила свою профессию. Я научилась приходить в школу с хорошим настроением и уходить в бодрости духа, я научилась получать удовлетворение от своей деятельности, вне зависимости от результатов, я научилась уважать детей, даже если они безнадежно ленивы, я научилась понимать свою администрацию и принимать всех своих коллег такими, какие они есть.
Однажды одна из моих коллег поделилась со мной своими мыслями, у нее создалось впечатление, что я сорвалась с цепи. Не скрою, на какой-то момент я почувствовала в глубине души легкую потерю эмоционального баланса, но уже в следующий момент я испытала необъяснимое чувство веселья. Благодарность моему аналитическому уму! А ведь действительно сорвалась! Самая большая проблема системы образования, что все мы сидим на цепи. Мы сковали себя жалостью к себе за тот нелегкий, скудно оплачиваемый труд, которая разрушает нашу душу. Мы сковали себя цепью из верениц проблем, которые якобы доставляет нам наша профессия. Мы сковали себя настолько, что наша душа, зажатая тисками наших неадекватных мыслей, разучилась радоваться, смеяться, петь и танцевать даже тогда, когда все пространство пропитано атмосферой праздника. Я действительно сорвала цепь и обрела свободу. Свободу для того, чтобы быть Учителем в моем понимании этого слова. Свободу быть счастливой женщиной, работающей учительницей! Конечно, быть успешным и счастливым - это труд, но за этот труд вознаграждают очень высокими гонорарами.
Мои дорогие коллеги, заканчивая свой слегка ироничный разговор, я искренне надеюсь, что вы сумели понять мои мысли, читая не только по строкам, но и между ними.
Творите, учите, создавайте, перевоплощайтесь, ругайте, говорите, объясняйте, заполняйте, горите, ведите! Делайте, что хотите – главное, наслаждайтесь своими творениями!
Я та, что весна,
Я та, что река,
Я та, что пою,
Я та, что цвету,
Я та, что нежна,
Я та, что строга,
Я – в той, что мечты
Я - в той, где есть ты
Предварительный просмотр:
Люфт Елена Валерьевна МОУ «СОШ № 10» г.Когалым
«Учителя города – новой школе»
Эссе на тему: «Волшебная палочка для учителя: не путать с указкой»
(Новый взгляд на старую школу)
Автор статьи: Люфт Елена Валерьевна
Должность: Учитель биологии; вторая квалификационная категория
Место работы: МОУ «СОШ №10»
Краткая аннотация статьи: Данная статья содержит прикладную информацию – психологические советы и рекомендации для тех, кто испытывает разочарование в своей профессии, но не желает с этим мириться; для тех, кто верит в возможность действительного изменения школы. Автор статьи с легкой долей иронии и юмора пытается изменить уставший взгляд учителя на свою профессию и предлагает свои пути гармонизации педагогической деятельности.
Статья не похожа на привычные педагогические работы стилем изложения; и возможно вызовет неоднозначные отзывы. Тем не менее, чтение статьи поможет снизить стрессовую нагрузку и улучшить настроение.
Работая в школе не первый год, я вдруг решилась на маленькую авантюру…поделиться опытом своей работы с вами, мои дорогие коллеги.
В 1999 году придя в школу молодым специалистом, я в полной мере ощутила состояние «первый раз в первый класс» Мысли кипели, идеи сыпались на голову одна за другой, казалось, вот оно счастье! Огромное поле, которое нужно засеять добрым, разумным и вечным, а главный пахарь здесь – я!
Прошло время, а деятельность по возделыванию культур все не приносило удовлетворения. То ли семена каждый год попадались бракованные, то ли с техникой не везло, то ли удобрений не хватало, а то и самому пахарю что-то постоянно мешало.
Время переходило в месяцы, месяцы в года, а запланированный урожай не давал нужных плодов, иногда судьба педагогическая все-таки давала попробовать на вкус эту сладкую ягодку полного удовлетворения от работы. Воспоминания об этом вкусе будили надежду и давали сил сеять снова, снова и снова…
Масло в огонь, а может и ложку дегтя то и дело подливали такие же измученные пахари, которые работая на износ, довольствовались вкусом полыни, забыв ягодку на вкус. В какой-то момент мысли снова закипели, и уставший мозг стал думать, как увеличить КПД своей деятельности, и вкушать ягодки с урожая как можно чаще, а лучше ежедневно! О результатах своей рефлексии и самоанализа я обязательно отчитаюсь, а пока, позвольте продолжить сопоставлять деятельность Вавилова и Сухомлинского в рамках образовательного процесса.
Итак, какие «сельскохозяйственные» атрибуты нашей системы образования мы имеем? Конечно же, поле! Поле, площадь которого растет с каждым годом в геометрической прогрессии. Вот уж где простор для деятельности! Техника… под стать полю тоже становится все серьезнее, габаритнее, с большим пакетом инструкций к инструкциям, которая скорее отпугивает, чем помогает сложностью своего механизма. И удобрения, а они, по моему мнению, не менялись с тех самых времен, когда обезьяна превращалась в человека. Имея такие исходные данные волей- неволей приходится задумываться не только над вопросом Чернышевского «Что делать?», но и принимать решения в мировой гамлетовской задаче «Быть или не быть?»
Мы живем в прекрасной стране, которую и умом не понять и фашисту смерть, а посему прислушаемся к совету простой русской женщины, которая со всех каналов телевидения настойчиво призывает «Будь! Сделай же что-нибудь!» И сделаем! Уже делаем! Главное, научиться получать пользу от содеянного, и суметь найти способы повысить не только качественные показатели успеваемости, но и стабильное эмоциональное удовлетворение от любимой профессии!
Издержки профессии дают о себе знать, поэтому я не нашла другого способа рассказывать о своем опыте, как только делиться рекомендациями, тем более, все рекомендуемые методики с дидактикой мной проверены, с собой согласованы, а вами вполне могут быть приняты к сведению и при желании использованы.
Так как же повысить урожай, простите, результативность своего труда? И как мучительно не грустить в конце учебного года, при составлении отчета о проделанной работе и самоанализа, о бесцельно прожитом времени? Здесь самое время прислушаться к учителям географии, которые со всей ответственностью скажут, что главное в этом деле – атмосфера, климат и погода! Начнем с малого. Это малое любой женщине легко поддается! Погоду наворотить - пару пустяков…главное не ошибиться в миссии! А миссия как вы поняли, быть солнцем! Ласковым, теплым, ярким; таким, чтоб везде и всегда; таким, чтоб из маленькой искорки хотя бы маленькое пламя; в общем, таким, чтоб любые инновационные технологии и новаторские идеи внедрялись легко и эффективно!
Ограничиваясь заданным объемом текста, а значит и мыслей, я перейду непосредственно к психотехникам, которые и помогают быть мне солнцем, вернее маленьким солнышком, так как и я, еще только учусь. Но эти извлеченные уроки дают мне колоссальную поддержку в нашей нелегкой профессии, отчего мне и захотелось поделиться с вами, мои дорогие коллеги, и может кому-то помочь.
Шаг первый. Дорога туда!
Дорога на работу ни с какой дорогой в дюнах не сравниться. Уж очень она быстрая, и не потому, что короткая, а потому, что мчимся мы на своих ногах, обгоняя любой вид транспорта. Такой целеустремленностью мы вводим в заблуждение не только прохожих, но и самих себя. Причины спешки не убедительны, ответы размывчаты, а порой не известны. Профессиональная привычка: спешить, чтоб все успеть!
Остановись! Вдохни, выдохни, обязательно посмотри на небо…после этих манипуляций лицо невольно расслабится, уголки губ приподнимутся, а взгляд с агрессивно –блуждающего заменится на сознательно-рассматривающий. Возможно, с первого раза не получится, тогда стоит слегка напрячься, чтоб суметь расслабиться. И вот теперь летящей походкой (не путать с рысцой ломовой лошади), не забывая про взгляд, мчимся на работу. Почему мчимся? А потому что работать-то как хочется! Если семь раз подряд обмануть свой мозг, он поверит, и действительно захочет работать, а со временем начнет созидать, и творить. При таком движении в полете мир вокруг вас заиграет необычными красками, звуками и запахами!
Обратите внимание, как много людей с утра вам желают здоровья! На каждое детское «здрасте» ответ лучше держать «Доброе утро, Ванечка!» Это доброе утро Ванечка с Машенькой надолго в памяти сохранят и возможно эмоционально окрашенной рефлексией донесут до вашего урока.
Бдительность терять все-таки не стоит, в ловушку мрачной тучи легко можно попасться, если встретить свою коллегу, которая походку перепутала (см. выше) и уговаривает вас заняться хоровым пением. Песня легкая, всем известная, та самая, которую Некрасов стоном называл. Сопротивляйтесь! Время еще даже не половина восьмого, зачем удлинять свой рабочий день собственными руками? Тем более учителям уже давно за сверхурочные не платят, да и отгулы вам за это тоже вряд ли дадут. Поэтому о работе молчим, и не думаем даже. Рано еще! Лучше обсудить рецепты кулинарные, сны вещие, хлопоты житейские, да мало ли тем жизненных.
Знаю по опыту своему, что труднее всего дается быть солнышком тем учительницам, которые еще и мамочками по совместительству работают. Этих работников каждое утро подозрения мучают, что их родные дети в сговоре с инженером по охране труда и пожарными. А посему учебные тревоги по эвакуации детей из здания в условиях стихийного бедствия им приходится осуществлять ежедневно. Как говорится, тяжело в ученье – легко в бою!
Шаг второй. Школа
Распахнув двери любимой школы, мы за считанные секунды попадаем в водоворот бесконечных событий и страстей. Бегущие и орущие дети с энергией взрывной волны, обладают уникальной способностью наводить хаос, смуту и мышиную возню не только вокруг себя, но и внутри морально и материально незащищенного учителя. Бедняжка учитель, истерзанный мыслями «за что мне все это?», «как невыносимо новое поколение после уничтожения пионерской организации», «когда меня уже оставят в покое?», твердой поступью все-таки направляется в класс, чтоб раскрыть тайны мирозданья. Кажется, что даже стены этого образовательного учреждения требуют от нас отчетов, мониторингов, циклограмм и рабочих программ. Кошмарная работа, самая неблагодарная в мире… Достаточно! Самое время вспомнить, что в школу пришло Солнце. Солнце обладает мудростью просыпаться до того, как в мире наступает суета. Как прекрасна школа в половине восьмого утра! Тихо и спокойно. По коридору ходят несколько учеников, прилежных и послушных-послушных. Видимо, под воздействием утренней атмосферы, дети становятся не совсем адекватными, и любые просьбы учителя выполняют не хуже, чем двое из ларца. Нужно поспешить – ровно в восемь, все станет на круги своя.
Умиляет тетя Маша, намывающая с самого утра стены и окна, тем самым напоминающая нам о том, что и это наш дом. А как приятен тонкий аромат кофе, выплывающий из некоторых кабинетов! Вот на что действительно нужно успеть, так это на утренний кофе в своем кабинете. Медленно, со вкусом, наслаждаемся каждым глотком, в конце концов, у нас еще десять минут до работы. Ну а в 7.45 – пора! После приятной прогулки до работы, доброго приветствия сотрудников, послушного выполнения просьб и ароматного кофе – настроение становится солнечным. И ведь действительно уже хочется и… поработать! Вот он вам – педагогический прием: создание ситуации успеха.
К сожалению, оставаться в солнечном настроении до конца рабочего дня трудно. Это и правда жизни, и специфика профессии. И все-таки это возможно. Опять же, ссылаясь на регламент, я хочу поведать самые действенные для меня, но не стандартные методы избежать туч.
Первое, кто нам может испортить настроение, это Иванов из 7д, или вообще весь 7д. Уверенна, вы использовали все методы и рычаги воздействия от родителей до администрации, но не помогает. Так бывает! Не волнуйтесь, и на него есть управа, мощнее любой записи в дневнике и докладной действует. Итак, замучил вас своей педагогической запущенностью этот Иванов, будем клин клином вышибать. Берем листочек тетрадный, лучше в клеточку и мнем его несколько раз для пущего воздействия. Затем берем ручку красную и пишем, все, что о нем думаем, дурак, мол, ты Иванов, бездарь и бестолочь, лупить тебя мало… и рожицу кривую обязательно рисуем – вместо печати. Сами понимаете, в наше время человека из букашки только бумажка с печатью делает. После того, как составите самую искреннюю и правдивую характеристику на учащегося и заверите ее своей печатью, рвите ее на мелкие кусочки и со словами громкими или совсем не слышными «Я прощаю тебя, Иванов, за то, что ты не можешь быть таким, каким я тебя хочу видеть» выкидываете в урну.
Не буду говорить о чувствах, которые вы испытаете, одно скажу: Иванов вам с этой минуты таким родным покажется…вот уж волшебная сила в бумажках с печатями!
Чувствую, что так и хочет моя коллега подметить, что способ этот подойдет только для учительницы с 8 разрядом, а что делать тем, которые с категориями? Поверьте, мои дорогие коллеги, на слово, может эта методика научности не имеет, но практичности и актуальности ей не занимать. Попробуйте – получится! А если не подействует, повторите. Повторенье – мать ученья! А может характеристика не совсем расширенной была?
Второе потенциальное пятно на Солнце - это родители Иванова. То они неопознаны, то данный вид связи для нас недоступен, а то и вообще родители пребывают в неведении, что у них еще наследник имеется. Есть и на этот случай способ быстрого реагирования: учитель – родитель – ребенок. Способ этот не мной придуманный, его уже лет 6 активно практикуют страны Прибалтики и в Германии. Суть его проста – используем для общения смс - сообщения. Обязательно на родительском собрании объясняем и предупреждаем родителей о сигналах и возможных причинах реагирования. Выясняем, все ли согласны на данный способ оповещения. Как правило, 99 % родителей на все согласны. Этот способ удобен всем. Учителю не нужно выискивать удобное время для звонка, выдумывать правильные слова для разговора, а главная заслуга метода в том, что родители от своих дел не отрываются, чувством вины не нагружаются и защитные агрессивные механизмы не выстраиваются. Имеется определенная информация для родителей от учителя «Ваня систематически….» скорость реагирования родителей в десятки раз превышает скорости реагирования на запись в дневнике.
Вопрос так и просится, а не дорогое ли это удовольствие смс-общения? В европейских странах эти услуги оплачивают родители. В России об этом лучше не заикаться, о нас государство позаботилось. Посмотрите в расчетный лист, неужели вы до сих пор наивно полагаете, что эти 100 рублей вам платят за метод литературу? При нынешних-то ценах на литературу. Просто всем некогда, надеются на учительскую изобретательность. Операторы сотовых связей пошли на уступки: пожалуйста, получайте блок смс в 300 штук за эти деньги! Как только вы этот способ примените в действии и получите результат, эта строчка в расчетке будет просматриваться с особым уважением. И кстати, используя интернет, смс-ки можно отправлять бесплатно. Вот, еще и деньги сэкономите. Голь на выдумку хитра!
Шаг третий. Щекотливее прежнего.
Солнечный небосклон с необычайной легкостью затмевает административный аппарат школы. Грозы и молнии то и дело сверкают, отчего становится страшно даже самому аппарату. Успокойтесь, без паники! Каждый выполняет свою работу. А мы к тому же от русских мужиков не многим отличаемся, а значит и нам, чтоб перекреститься, гром этот обязательно нужен.
Если вдруг нежданно-негаданно гром среди ясного неба гремит приказом и наказом о предстоящих аттестациях, аккредитациях, проверках, срезах, мониторингах и других «…ах!» самое время раскрывать зонтик. Зонт – это ваш ум, и не простой, а аналитический. Если учесть все вами составленные аналитические отчеты, то практически каждый учитель обладает сверханалитическим мозгом! Как только вы получаете от руководящих работников какое – либо поручение, включайте мозг, анализируя полученную информацию, за доли секунды определяйте если у вас выбор «буду – не буду?» В 99,9 % на вопрос «буду – не буду» ответ – «надо!» Поэтому возьмем быка за рога! После того как поручение произнесено моментально отвечайте « Конечно! Я это сделаю! Без проблем!» Если перестали верить в чудеса, используйте данную методику. Она не только все суровые явления природы утихомиривает, но и радугой небо озаряет. Парадокс лишь в том, что фраза, сказанная вами, внушает доверие всем, кроме вас. Вы еще какое-то время будете пребывать в легком шоке, в этом и есть сложность метода убедить себя «Я сделаю это легко! Без проблем!» Со временем вы оцените эти волшебные слова по достоинству, когда они произносятся, возникает ощущение, что вместе с поручением вам дали дополнительный заряд энергии. Вернее, вы смогли найти еще один способ черпнуть ресурс внутри себя и оставаться при этом наполненным жизнью. Глаза боятся – руки делают. А сердце и мозг постарайтесь оставить в покое…
Шаг четвертый. Последний звонок на сегодня.
Мрачной тучей нависает на нас еще один вопрос: как за один рабочий день сделать то, что обычно делается за три дня и три ночи? А вот так – играючи! Тем более нам с первого курса пединститута твердили, что «Игра – это один из эффективных методов активизации учебного процесса». Вот и будем играть в «Рыбалку на золотую рыбку». Для рыбалки нужны снасти, удочку оставим для практикантов, они на рыбалку любительскую ходят, так…между - прочим…для удовольствия, а нам нужно профессиональные сети! Расставляем сети, вернее раскрываем органайзер, желательно такой формы, чтобы вся неделя с высоты учительского взгляда просматривалась. Составляем список всех рыбок, которых нужно сегодня поймать и съесть.
Внимание! Ознакомьтесь с инструкцией по технике безопасности во время рыбалки. Оценивайте ситуацию реально, не жадничайте, не ставьте завышенных целей, но и тунеядством не занимайтесь. Равномерно распределите усилия по ловле рыб на дни недели. Главное, ничего и никого не пропустить. Кильками не пренебрегайте. Их тоже необходимо вносить в список, они хоть и маленькие, зато берут количеством, а галочки и на их головах приятно ставить.
Уха с улова учителя-предметника и классного руководителя получается насыщенная, наваристая! А если вам удалось поймать всех запланированных рыбок, золотая рыбка тут как тут, желания ваши исполняет. Первое – получите облегчение, все позади. Второе – получите чувство удовлетворения от работы, день прошел не зря. Третье, загадайте какое хотите.
Кстати сказать, если вам не нравится рыбалка, ловите пернатых. Синяя птица тоже исполняет желания.
Рабочий день закончился.
Стоп. Не закрывайте сети. Еще раз просмотрите планируемый на завтра улов, скорректируйте, проанализируйте, оцените, улыбнитесь и закройте сеть-органайзер. Собирайтесь и мчитесь домой. Почему мчаться? Так ведь домой-то, как хочется!
Послесловие
Вы спросите: а многих ли профессиональных успехов я достигла, работая в школе. Не поверите, все мои заслуги незначительны по масштабам аттестационного листа высшей категории, но, на мой взгляд, я все же имею очень значимую для себя награду. Я полюбила свою профессию. Я научилась приходить в школу с хорошим настроением и уходить в бодрости духа, я научилась получать удовлетворение от своей деятельности, вне зависимости от результатов, я научилась уважать детей, даже если они безнадежно ленивы, я научилась понимать свою администрацию и принимать всех своих коллег такими, какие они есть.
Однажды одна из моих коллег поделилась со мной своими мыслями, у нее создалось впечатление, что я сорвалась с цепи. Не скрою, на какой-то момент я почувствовала в глубине души легкую потерю эмоционального баланса, но уже в следующий момент я испытала необъяснимое чувство веселья. Благодарность моему аналитическому уму! А ведь действительно сорвалась! Самая большая проблема системы образования, что все мы сидим на цепи. Мы сковали себя жалостью к себе за тот нелегкий, скудно оплачиваемый труд, которая разрушает нашу душу. Мы сковали себя цепью из верениц проблем, которые якобы доставляет нам наша профессия. Мы сковали себя настолько, что наша душа, зажатая тисками наших неадекватных мыслей, разучилась радоваться, смеяться, петь и танцевать даже тогда, когда все пространство пропитано атмосферой праздника. Я действительно сорвала цепь и обрела свободу. Свободу для того, чтобы быть Учителем в моем понимании этого слова. Свободу быть счастливой женщиной, работающей учительницей! Конечно, быть успешным и счастливым - это труд, но за этот труд вознаграждают очень высокими гонорарами.
Мои дорогие коллеги, заканчивая свой слегка ироничный разговор, я искренне надеюсь, что вы сумели понять мои мысли, читая не только по строкам, но и между ними.
Творите, учите, создавайте, перевоплощайтесь, ругайте, говорите, объясняйте, заполняйте, горите, ведите! Делайте, что хотите – главное, наслаждайтесь своими творениями!
Я та, что весна,
Я та, что река,
Я та, что пою,
Я та, что цвету,
Я та, что нежна,
Я та, что строга,
Я – в той, что мечты
Я - в той, где есть ты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад учителя ОБЖ "Пути повышения качества знаний на уроках"
Учитель рассказывает о формах и методах работы на уроках ОБЖ по повышению качества знаний учащихся....
Методические рекомендации для проведения семинара учителей химии «Пути интеграции химических и валеологических знаний».
Каким же образом можно осуществлять интеграцию химических и валеологических знаний в системе школьного химического образования? Необходимо исходить из особого значения химических знаний в повседнев...
Подходы к организации работы с педагогическими затруднениями. Анализ диагностической карты по изучению трудностей в работе учителей и пути решения проблем.
Подхлды к организации работы с педагогическими затруднениями. Анализ диагностической карты по изучению трудностей в работе учителей и пути решения проблем....
Конспект открытого занятия «Чудо-птичка на палочке», в рамках реализации социально-творческого проекта "Дети мастерят. Чудо-птичка на палочке"
Конспект открытого занятия «Чудо-птичка на палочке»,в рамках реализации социально-творческого проекта"Дети мастерят. Чудо-птичка на палочке"...
Сценарий ко Дню учителя "Золотая указка"
Сценарий для проведения школьного мероприятия посвященное Дню учителя.Церемония награждения....
Программа наставничества учитель-ученик «Путь к успеху»
Цель: раскрыть и реализовать творческий потенциал каждого наставляемого.Задачи:1.Диагностика обучающихся, определение наставляемых. Помощь учащимся в раскрытии и оценке своего личного поте...
Эссе на тему "Быть учителем- мой путь!"
У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор быть учителем. Это выбор, сделанный, возможно, в самом раннем детс...
Комментарии
умничка....всё правильно....!
умничка....всё правильно....!