Вопросы профессионального самоопределения школьников
материал
Как понять, кем стать вашему ребенку в будущем, какую ему выбрать профессию?«Ваша задача как родителей — поддержать детей в этот непростой период. Выбор профессии отразится на всей их жизни. Главное — не давить на подростка и помочь ему выбрать актуальную профессию.
Почему школьники часто идут учиться туда, где нет перспектив?
Формула успешного выбора профессии.
Хочу - это твои интересы, склонности, желания, мечты.
Могу - это твои психофизические возможности, здоровье, способности, т. е. профессиональная пригодность.
Надо - это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.
Если подросток сможет совместить свои ХОЧУ + МОГУ + НАДО, то его профессиональный выбор будет удачным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 595.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Как понять, кем стать в будущем вашему ребенку?
Проблема профессионального самоопределения приобрела в настоящее время особую актуальность. Правильно выбранная профессия влияет не только на определение жизненных планов человека, повышение самоуважения и позитивное представление о себе, но и на общество в целом, ведь под профессиональным самоопределением понимается выбор того направления деятельности, в котором человек сможет себя реализовать и проявить лучшим образом, быть наиболее полезным обществу, в котором он живёт.
Ученые выделяют следующие варианты отношения к самоопределению и трудоустройству на рынке труда в процессе профориентации:
- игнорирование рынка труда – в основе отношения лежит надежда на помощь в трудоустройстве родителей, образовательных учреждений, родственников;
- адаптация к рынку – построение своей профессиональной жизни по существующим общественным стереотипам, нацеленность на успех;
- отношение к рынку в условиях жесткой конкуренции– подготовка выпускников школ к активным действиям в условиях рыночной экономики, конкурентноспособности.
К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремлённые в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.
Кем стать? Этот вопрос задавал себе в жизни каждый подросток и, как правило, у каждого учащегося возникают трудности профессионального самоопределения.
Как вы думаете, какие приоритеты ставят наши учащиеся при выборе будущей профессии? Ребятам был задан вопрос: «Какие требования Вы предъявляете к своей будущей профессии?» И вот каковы оказались результаты.
По их мнению, профессия должна быть:
На 1 месте - Престижной;
2. Хорошо оплачиваемой;
3. Интересной;
4. С хорошими условиями труда;
5. Её легко было приобрести;
6. Соответствовать желанию родителей;
7. Можно было учиться и работать с друзьями;
8. Востребованной на рынке труда.
Как вы видите, большинство выпускников, выбирая профессию, свои собственные интересы и склонности ставят на третье место по степени важности, а возможность трудоустройства - и вовсе на восьмое место и совершенно не учитывают свою профессиональную направленность, которая является одним из важнейших моментов в процессе профессионального выбора.
На сегодняшний день в мире насчитывается более 20 тыс. профессий и почти 40 тыс. специальностей, а количество узких специализаций подсчитать вообще очень сложно.
Необходимо научиться ориентироваться в мире профессий. Все профессии принято классифицировать:
По характеру труда:
- Физический или умственный труд
- Исполнительский или творческий характер
По уровню квалификации:
- Профессии, требующие высшего образования;
- Профессии, требующие среднего профессионального образования;
- Профессии, не требующие квалификации;
По предмету и характеру труда:
- Человек
- Техника
- Знаковая система (информация)
- Художественный образ
- Природа.
И что же делать родителям в этот сложный, напряженный момент в жизни ребенка?
«Ваша задача как родителей — поддержать детей в этот непростой период. Выбор профессии отразится на всей их жизни. Главное — не давить на подростка и помочь ему выбрать актуальную профессию
Почему школьники часто идут учиться туда, где нет перспектив?
Вот несколько причин:
Давление родителей. Наверняка вы хотите для своего ребёнка самого лучшего. Но есть проблема: то, что было хорошо во времена вашей молодости, зачастую бесполезно для современного подростка. Принципы выбора профессии меняются из года в год, и чаще всего родительский опыт в этом вопросе уже бесполезен. Ответственность за выбор профессии будет нести подросток. Поэтому стоит учитывать его личные пожелания, пусть они и кажутся вам слишком заоблачными.
Желание получить диплом топового вуза. Существует стереотип, что диплом мехмата МГУ или филологическое образование откроют двери в успешную карьеру. К сожалению, это не так. Математики из МГУ тоже могут оказаться за кассой «Вкусно — и точка», а филологи стать грузчиками. Конечно, у выпускника будет преимущество перед соискателями без «корочки». Но никто не сможет гарантировать ему успешную карьеру и высокую зарплату.
Неосознанный выбор профессии. Не спорим: пойти навстречу мечте прекрасно. Но при выборе профессии стоит быть реалистом. Чтобы определить, какая из перспективных специальностей подходит именно вашему ребёнку, нужно досконально изучить рынок труда, пройти профориентацию. Перед выбором профильных предметов и подачей документов ребенку важно понять, чего хочет он сам.
Родителям в таком вопросе важно довериться ребенку, прислушиваться к его желаниям. Но одновременно не возлагать такую большую ответственность на ребенка. Это тонкое дело, в котором не стыдно обратиться за помощью.
Старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи. Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Поэтому не правы те, кто считает, что старшеклассники только переоценивают себя, а также те, кто помогает, что они себя недооценивают. Им свойственно и первое, и второе.
Выбирая профессию, старшие школьники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств. Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.
Таким образом, можно делать вывод о том, что профессиональное самоопределение - это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение личности оказывают влияние социальные условия и межличностные отношения в коллективе. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, её активности, ответственности за своё становление.
Что же должно лечь в основу выбора будущей профессии?
Что следует учитывать при выборе профессии? Благодаря чему человек может достигнуть успехов профессиональной деятельности
Формула успешного выбора профессии.
Хочу - это твои интересы, склонности, желания, мечты.
Могу - это твои психофизические возможности, здоровье, способности, т. е. профессиональная пригодность.
Надо - это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.
Если подросток сможет совместить свои ХОЧУ + МОГУ + НАДО, то его профессиональный выбор будет удачным.
Чтобы вам и вашему ребенку было проще сделать правильный выбор, мы подготовили список актуальных профессий.
Что входит в перечень профессий будущего
Чтобы разобраться в профессиях будущего, нужно их изучить. «РБК Тренды» проанализировали прогнозы футурологов и исследователей по всему миру, составили свой список 150 профессий будущего. В него вошли реалистичные профессии, которые уже появились или в ближайшее времяпоявятся в 19 отраслях.
Медицина
Экология
Информационные технологии (IT)
Биотехнологии
Робототехника
Сельское хозяйство
Транспорт
Энергетика и ресурсы
Строительство
Легкая промышленность
Социальная сфера
Безопасность
Бизнес и финансы
Детские товары и сервисы
Образование
Масс-медиа
Культура и искусство
Туризм и гостеприимство
Космос
Топ-10 актуальных специальностей в 2024 году
- IT-специалист
- Инженер
- Психолог
- Специалист в сфере онлайн-образования
- Врач
- Работник сельского хозяйства
- Логист
- Архитектор
- Дизайнер
- Маркетолог
Какие навыки и компетенции необходимо развивать, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда сегодня?
В профессиональной среде все навыки принято делить на две большие группы. Это hard skills и soft skills.
Источник - Онлайн школа Skysmart: https://skysmart.ru/articles/useful/top-10-aktualnyh-specialnostej
Hard skills или жёсткие навыки — это основные профессиональные навыки, которые напрямую помогают специалисту выполнять свои рабочие задачи.
У каждой профессии они разные. У программиста, например, это владение языком, на котором он пишет скрипты, базами данных, библиотеками, математические знания и т. д. Всему этому учат на профильных курсах и в вузе.
Soft skills или гибкие навыки — это дополнительные способности, которые облегчают работу, делают её продуктивнее и помогают наладить здоровые отношения с коллегами.
И хотя такие навыки не помогают работе прямо, многие работодатели признаются, что soft skills влияют на решение, брать человека на должность или нет. Именно поэтому в Skysmart обучают этим навыкам на любом из курсов. Вот несколько важных:
критическое мышление;
умение планировать;
проактивность;
навыки самостоятельной работы;
коммуникация с коллегами;
эмоциональный интеллект и другие.
Также современным специалистам важно знать английский язык хотя бы на уровне Intermediate. И неважно, на кого вы хотите пойти учиться: это будет полезно всегда.
Уважаемые родители! Главное — сохранять спокойствие и открывать новые профессии в лице своих детей!
Список использованной литературы
1. Карякина Е.В. Особенности и проблемы профессионального самоопределения старшеклассников Режим доступа: http://r.kem-edu.ru/profsch2008/22_karayakina.pdf (19.02.2011).
2. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие/Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – 5-е изд., испр. и доп. – М: Академия, 2010. – 494 с.
3. Пятницкая Г.И. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников на современном этапе» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук». Выпуск № 2(4)/ 2011. – С.828-830.
4. Сеничева Н.Н. Методическое и информационное сопровождение образовательного процесса на примере ИСЭРТ РАН [Текст] / Н.Н. Сеничева, Д.В. Соколова // Проблемы и перспективы современной науки: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. – Ставрополь, 2014. – С. 57-62.
5. Соколова Д.В., Сеничева Н.Н. Психологическая готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению // Вопросы территориального развития // Выпуск 5(25). 2015. – 1-7 с.
6. Стукалова Н.А.. К проблеме мотивации профессионального самоопределения старшеклассников» Библиотека КиберЛенинка: Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/semi-gruppy-riska-v-strukture-tipologii-neblagopoluchnyh-semey#ixzz40n864mrE (дата обращения 23.03.2017)
7. Хабибулин Д.А., Юревич С.Н. Самообразование как педагогическая проблема // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы ХIII Межд. научно-практ. конф.: в 5 ч. Ч. 5 / Межд. академия пед. образования; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ.; отв. ред. Д.Ф. Ильясов. – М.; Челябинск: изд-во ЧИППКРО, 2012. –С. 28-35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы профессионального самоопределения школьников
Презентация авторской программы на педагогическом совете....

Элективный курс "Профессиональное самоопределение школьников" 9 класс
Курс «Профессиональное самоопределение школьников» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 20 часов, 1 час в неделю.. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческо...

Проект "Мой выбор" в профессиональном самоопределении школьников
Программа элективного курса "Мой выбор"...

Галантер Л.И. МОУ СОШ № 2 г.Горячий Ключ "Профессиональное самоопределение школьников" (из опыта работы).
Профессиональное самоопределение – это процесс, который является очень важным и достаточно трудным для подрастающего поколения. Будущая профессия часто выбирается неосознанно, без учета личностн...
Применение эвристических методов в поддержке образовательно – профессионального самоопределения школьника
Профессиональное самоопределение школьников...

Классный час "Всему начало - отчий дом: роль семьи в профессиональном самоопределении школьника"
Классный час в 9 классе направлен на создание в семье условий для сознательного выбора профессии школьниками 15-16 лет. На воспитательном мероприятии присутствуют ученики, родители, психолог и консуль...

Родительское собрание "Роль родителей в вопросах профессионального самоопределения подростка"
Родительское собрание в рамках реализации программы профессионального сопровождения обучающихся 9-х классов...