Готов ли Ваш ребёнок к школе?
консультация

Васильева Жанна Евгеньевна
За окнами уже звездопадный август. Быстро пролетели два летних месяца. Не за горами начало нового учебного года. Особенно волнуются родители первоклассников. Отдавать или нет малыша в школу, если ему чуть больше 6 лет? А что делать, если ребёнку почти семь, а он явно пребывает  в полном детстве, увлечён играми,  ни о какой школе думать не хочет?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_gotovnosti_pervoklassnikov_k_shkole.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

В рубрику «Актуальное мнение».

Готов ли Ваш ребёнок к школе?

За окнами уже звездопадный август. Быстро пролетели два летних месяца. Не за горами начало нового учебного года. Особенно волнуются родители первоклассников. Отдавать или нет малыша в школу, если ему чуть больше 6 лет? А что делать, если ребёнку почти семь, а он явно пребывает  в полном детстве, увлечён играми,  ни о какой школе думать не хочет? Попробую осветить наиболее актуальные проблемы, которые обычно возникают в душе  встревоженных родителей. Прежде всего, следует рассмотреть вопрос школьной зрелости. Это совокупность  нескольких параметров: состояние здоровья ребёнка, развитие когнитивной сферы, произвольной саморегуляции,  мотивации учения, наличие начальной социализации,  уровень самооценки, аспект семейных ожиданий от ребёнка. Только в том случае, если все параметры личности отвечают требованиям, можно говорить о достаточном уровне школьной зрелости и смело вести Вашего малыша за школьную парту. Итак, обо всех компонентах готовности к школе по порядку.                                                                 Компонент 1: Без здоровья - никуда, даже в детские года.                                                          Если ребёнок  болеет хроническими заболеваниями, ослаблен, перенёс операцию, то начало школьной жизни рекомендовано не ранее 7-7,5 лет. При этом родителям крайне важно  провести детальное обследование  его состояния здоровья, подлечить хронические заболевания. Лучше всего это сделать заранее, ведь с приходом в школу возрастают все виды нагрузки на растущий организм, поэтому легко могут обостриться хронические заболевания. Родителям будет достаточно проблемно одновременно лечить и учить чадо.  Кроме того, у будущего первоклассника должны быть проверены специалистами  нормы физического развития. Если вес, рост, зрение, слух, моторика, мышечный тонус, состояние нервной системы и здоровья в целом  соответствуют нормам, то при оптимальном сочетании последующих факторов, медики могут разрешить обучение с 6 лет 2 месяцев. Разумеется, с особого письменного заявления родителей. Если у ребенка целый перечень заболеваний, инвалидность, то может быть рассмотрен вопрос с администрацией школы об удовлетворении образовательных потребностей в форме надомного обучения или (в особых случаях) выбора индивидуальной адаптированной программы. Это обычно происходит по рекомендациям консилиума врачей, ПМПК.  В любом случае – психическое и физическое здоровье ребёнка – залог успешности в школе и безболезненного протекания адаптации. Поэтому, уважаемые родители, постарайтесь в предшкольные и первые школьные месяцы обеспечить Вашему первокласснику  максимально благоприятные условия:  хорошее полноценное питание, содержащее  белки, овощи и фрукты, а не бесполезные сладости. Важны соблюдение режима дня, полноценный сон, разумное привитие навыков ЗОЖ и основ закаливания.                                                Компонент 2: Интеллект, смекалка, любознательность – помогут в школе быть успешным обязательно!                                                                                                         Самое пристальное  внимание следует обратить на развитие когнитивной  сферы ребёнка. Умственные способности,  развитие речи, достаточные память и внимание помогут  малышу ощутить успех за школьной партой. Специально обгонять школьную программу и натаскивать  чадо в счёте, чтении и письме не надо, поскольку таким образом можно получить, во-первых, неправильно сформированный навык, попробуй тогда переучи, во-вторых, переутомить и отвратить от школы, как от чего-то чрезмерно трудного  и неинтересного. Общайтесь с малышом. Читайте ему сказки, детские книги, побуждайте к ответу на ваши вопросы многосложными предложениями, Развивайте внимание и  память: сравнивайте картинки, учите запоминать мелкие детали в детских играх и любимых игрушках, побуждайте описывать предметы, выдавать оценочные суждения: «Мне нравится мой новый школьный ранец, потому что…».  Не забудьте про развитие мелкой моторики рук, ведь это поможет потом маленьким пальчикам быстрее и лучше освоить письмо.  Лепите, рисуйте, разукрашивайте, собирайте мозаику и  соответствующий возрасту конструктор,  и непременно разговаривайте с Вашим первоклассником, ведь хорошая богатая речь - показатель высокого интеллекта и умения общаться. Обязательно поддержите малыша, похвалите, подбодрите, если кубики не складываются или что-то не получается. Ваше доброе слово поможет поверить в себя  и добиться успеха. Помните! Всё начинается с детства! Такие неправильные негативные суждения родителей в адрес ребёнка, как: «Вечно у тебя ничего не выходит!» способны надолго выбить  из колеи, сформировать комплекс неудачника на всю жизнь.                                                       Компонент 3. Спокойно, без угроз и нотации добиваемся развития произвольной саморегуляции. К моменту поступления в школу ребёнок должен понимать, что учёба - ответственное и важное дело, его обязанность. Это уже не игра, от которой можно отказаться в любую минуту, а серьёзное занятие. Здесь всем управляет девиз «Надо!», а свои:  «Не хочу! Не буду!» вместе с игрушками лучше оставить дома. Кстати, небольшую куклу или маленького мишку можно на первых порах приносить на уроки ИЗО, технологии, чтобы ребёнок знакомил своего «друга детства» с первыми успехами и достижениями: «Смотри, кукла, как твоя хозяйка научилась лепить домик!»  Детские психологи допускают такую возможность, но злоупотреблять игрушками нельзя, ведь в 6,5- 7 лет психика ребёнка постепенно перестраивается с ведущей  игровой деятельности на учебную. Как правило, у дошкольников яркое восприятие, хорошая память, внимание легко переключается с одного на другое. Поэтому родителям крайне важно развить произвольную саморегуляцию: научить слушать и слышать, спокойно сидеть,  выполнять задание  и концентрироваться на нём не менее 20 минут.  Иначе Вашему малышу придётся очень трудно на уроке, он будет крутиться - вертеться, и даже при хороших интеллектуальных способностях многое упустит, создаст проблемы всему классу и себе, в первую очередь. Хвалите малыша за проявление усидчивости, приучайте его 15-20 минут в день сосредоточенно выполнять порученное дело: собирать лего, пазлы, штриховать картинку. Если от природы нервная система ребёнка легко возбудимая, у него, так называемый подвижный темперамент или синдром гиперактивности (СДВГ), то надо заранее проконсультироваться с детским психоневрологом. Доброжелательно и настойчиво следовать его рекомендациям, развивать у ребёнка достаточный уровень саморегуляции. Разумеется, ни о каком раннем зачислении в 1 класс (раньше 7- 7,5 лет) в таком случае не может быть и речи, потому что индивидуальные особенности нервной системы или её функциональные отклонения не позволят ему учиться успешно, приведут к дезадаптации и поведенческим проблемам.                                                              Компонент 4: Мотивация ученья - в школу бодро с настроением. Дошкольник должен не только мочь, но и хотеть учиться. Он должен испытывать потребность в знаниях, учиться не ради родительского поощрения (конфет, гаджетов), а потому что он уже большой, ответственный, должен многого достичь в жизни. Насильно, как известно, можно добиться только отторжения учёбы (о чём свидетельствуют слёзы, жалобы, симуляция болезней) или не менее вредного психологического манипулирования родителями: «Если я сделаю это, Вы мне купите то». Когда ребёнок грезит школой, любознателен и здоров, обучение допустимо с достаточно юного возраста, но не ранее 6 лет 2 месяцев. А как быть, если чаду почти 7, но он капризничает и никак не хочет идти в школу? Здесь важен правильный родительский подход: успокоить, рассказать в позитивном ракурсе об ученье, сводить на экскурсию, показать  будущий класс, красочные учебники, книги,  доброжелательно, с опорой на свой опыт детства провести беседу о том, что в школе здорово и она ждёт  юного почемучку. Обычно не хотят идти в школу слишком избалованные или неуверенные в себе дети, поэтому важно создать в семье благоприятную атмосферу ожидания учебных успехов ребёнка и веры в его силы. А вот от излишних объёмов ненужной информации (ТВ, компьютерные и телефонные игры) лучше оградить, поскольку она засоряет мозг и мешает продуктивно усваивать нужные знания. Иногда педагоги печально констатируют, что малыш знает все рекламные сленги из телеэфира, но элементарно не может рассказать о себе и своей семье.                     Компонент 5: Начальная социализация, чтобы была успешной к школе адаптация. Будущий первоклассник должен быть социализирован в той мере, чтобы это могло обеспечить беспроблемное пребывание в учебном учреждении. Малышу необходимо уметь приготовить учебные принадлежности к уроку, обслужить себя в столовой, переодеться на урок физкультуру, вежливо общаться с педагогами и сверстниками. У дошкольников, посещающих детские сады, обычно нет отставаний в социализации. Они приучены сотрудничать с детским коллективом. А если ребёнок слишком «домашний» важно заранее привить ему необходимые навыки дома, чтобы малыш не стоял беспомощно полуодетый на урок физической культуры или не страдал оттого, что не может быстро разложить нужные книги и тетради на парте. Следите, чтобы Ваше чадо умело адекватно вести себя в детской среде: не лезло на всех с кулаками, или не сидело в слезах на переменке в углу, потому что не знает, как вступить в игру с остальными детьми. Уже с 3 лет дошкольникам надо создавать позитивное поле социального опыта: давать простые домашние поручения, контролировать поведение в детской среде, учить культуре общения и умению отстоять себя без кулаков и криков. Детские праздники в садике, дома, экскурсии и прогулки, адекватная оценка ребёнка родителями помогут  ему безболезненно влиться в детский коллектив и в тоже время  сохранить свою индивидуальность.                                                                                                                        Компонент 6: Адекватная самооценка. Реальное кино или трагическая сценка?                        У будущего первоклассника должна быть сформирована реальная самооценка. Только тогда он сможет преодолевать неизбежные трудности, ставить значимые цели и достигать их, а не обвинять во всех неудачах других. Часто родители, вырастив чрезмерного эгоиста, упорно не желают понять, как ошибочны  такие их  высказывания: «Малышу в школе трудно, это  учительница плохая, не поняла, какой наш Петенька замечательный». Нельзя  делать даже единственное  чадо этаким  семейным божеством, на удовлетворение растущих запросов которого с детства нацелена вся семья! Это может привести потом к таким кризисам, что горьким эхом откликнется на всей судьбе, ведь ошибки детства перерастают в трагедии взрослых людей, которые так и не нашли своего места в жизни.  Почаще говорите: «Ты - хороший, не лучше, но и не хуже других, ты такой, какой есть, по- своему успешный, ответственный».                                                                      Компонент 7: Аспект семейных ожиданий от ребёнка- «не перегнуть палку» и не «завыть волком» .                                                                                                                           Будущий первоклассник должен чувствовать поддержку семьи, доброжелательный, но серьёзный настрой всех домашних к его новому статусу «ученик». Попытаться с 5 лет правдами и неправдами  устроить ребёнка в «престижный»  класс, выколачивать из него успехи в ученье, выбирать дальнейшую стезю без учёта детского  мнения, - огромная ошибка многих родителей, которые стараются за счёт чада компенсировать свои неудачи, заявляя «Я лучше всех знаю, что ему нужно». Помните, силой достичь успеха невозможно, это только сломает личность и приведёт к страхам и комплексам! Дети вовсе не обязаны  получить то, что не смогли их родители. У каждой, даже совсем маленькой  личности - свой путь и своё  предназначение, место в жизни, со своими собственными интересами и антипатиями, взлётами и падениями.                                                                    И, наконец, уважаемые родители! Будьте объективными, в меру строгими и гуманными наставниками, взвешенно и спокойно оцените, стоит ли отдавать ребёнка в школу рано, может быть, дать ему время на дошкольное детство: весёлую игру в кругу сверстников, постижение нравственных и культурных норм,  общение, интеллектуальное и эмоциональное развитие?  Только взвесив все «за» и «против», обратив внимание на вышеуказанные факторы, можно принять  оптимальное  решение.                            Искренне желаю успехов всем  будущим первоклассникам  и всем ученикам района, мудрости и терпения - педагогам и родителям, чтобы современная школа служила  полезным знаниям, личностному росту, творчеству, формировала для страны успешную и самостоятельную личность.                                                                                       Ж.Васильева.  Психолог высшей категории, МБОУ СОШ с.Стегаловка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Готов ли Ваш ребёнок к школе?"

Рекомендации для родителей, как самим проверить, готов ли ребёнок к обучению в школе....

Нужно ли готовить ребёнка к школе?

В статье даются рекомендации родителям будущих первоклассников о том как нужно готовить ребёнка к школе....

«МОЙ РЕБЁНОК – ПОДРОСТОК. ГОТОВ ЛИ Я ?»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «МОЙ РЕБЁНОК – ПОДРОСТОК. ГОТОВ ЛИ Я ?»...

«Готов ли ваш ребёнок к школе?»

Будущие первоклассники и их родители как праздника ждут первого дня занятий в школе. Ещё за долго до этого дня родители приобретают всё необходимое своему ребёнку. И вот 1 сентября нарядные и торжеств...

Готов ли Ваш ребёнок к школе?

«Готов ли Ваш ребёнок к школе?»...

Советы родителям "Готов ли ваш ребёнок к школе?"

В "советах" собраны основные критерии готовности детей к школьному обучению....