"Готов ли Ваш ребёнок к школе?"
методическая разработка по теме

Обыдина Елена Геннадьевна

Рекомендации для родителей, как самим проверить, готов ли ребёнок к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_shkole_-_Inet.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рекомендации для родителей: «Готов ли Ваш ребёнок к школе»

   Каждый поступающий в школу ребенок прежде всего должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Чтением дети обычно овладевают легче, чем письмом, а многие даже приходят в школу уже умеющими читать. Самое главное, чтобы ребёнок читал осознанно, понимая, что он читает. Труднее даётся овладение письменной речью.

    Ещё до начала обучения грамоте у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки (своего рода умения). К ним относятся следующие:

  1. полноценность владения речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух, а также определять присутствие и примерное место заданных звуков в слове);
  2. достаточность словарного запаса;
  3. сформированность грамматических систем, выражающаяся в умении грамматически правильно оформлять предложения и образовывать от одних слов другие;
  4. владение связной речью;
  5. сформированность зрительно – пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и их расположении в пространстве по отношению друг к другу);
  6. что касается зрительно – пространственных представлений, то их сформированность необходима для чёткого усвоения ребёнком зрительных образов букв.
  7. необходимо развитие тонкой ручной моторики, что является

          предпосылкой овладения письмом.

    Действительно, чем лучше будет развита ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая на этой основе письменная речь. Письменная речь является лишь отражением (или как бы переводом в письменную форму) имеющейся у человека устной речи.

   К сожалению, не у всех детей названные предпосылки письма бывают сформированы к началу школьного обучения, однако нередко родители попросту не замечают этой задержки и впервые она обнаруживается лишь в процессе уже начавшегося обучения грамоте, когда на базе этих предпосылок должны приобретаться гораздо более тонкие умения и навыки. Та, например, несформированность зрительно – пространственных представлений, не причиняющая особых «неприятностей» в дошкольном возрасте, существенно затрудняет усвоение ребёнком сходных по начертанию букв и приводит к появлению в его письме специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно своевременно выявить такого рода отставание в развитии детей и обязательно преодолеть его до начала обучения грамоте.

                    Как обстоят дела со звуками речи

    Успешность обучения ребёнка грамоте во многом определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв (или письменных знаков) обозначается не что иное, как звуки устной речи. Следовательно, для того чтобы усвоить буквы, необходимо очень чётко ориентироваться в звуках: уметь правильно их произносить, безошибочно различать на слух, определять наличие или отсутствие, а также и приблизительное место расположения заданного звука в слове. Если же поступивший в школу ребёнок не владеет названными умениями, то его или вообще не удастся обучить грамоте или, в лучшем случае, он будет писать с многочисленными специфическими ошибками, которые не смогут быть преодолены без специальной логопедической помощи.

    Рассмотрим все названные выше умения в отдельности.

  1. Все ли звуки речи произносятся правильно

    Для проверки правильности звукопроизношения попросите ребёнка повторить за Вами слова:

             С – сук, коса, автобус;

             СЬ – сети, письмо, гусь;

             З – зонт, коза;

             ЗЬ – земляника, обезьяна;

             Ц – цепь, кольцо, палец;

             Ш – шуба, шишка, душ;

             Ж – жук, ножи;

             Ч – чайник, бочка, ключ;

             Щ – щетка, ящик, плащ;

             Р – ракета, арфа, тигр;

             РЬ – репа, гриб, фонарь;

             Л – лампа, волк, стул;

             ЛЬ – лента, олень, соль;

             Й – яблоко, майка, змей.

     

  1. Все ли речевые звуки различаются на слух

    Если в процессе обследования будут выявлены звуковые замены (сыплёнок, калтина, вампа, куси) то их необходимо обязательно устранить до начала обучения ребёнка грамоте. Следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее, чем к 5-6 годам.

    Необходимость чёткого различения всех звуков речи на слух связана с тем, что запись любого слова предполагает умение определить («опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то во время письма он неизбежно будет испытывать трудности при выборе соответствующих этим звукам букв.

   

          Задание 1.

   Хлопнуть в ладоши (или показать соответствующую букву), если в слове буден слышен звук Ж. При этом сначала в предлагаемых ребёнку словах не должно быть других шипящих или свистящих звуков, а сам звук Ж надо произносить несколько подчёркнуто. Для слухового восприятия предлагаются, например, такие слова:

              ЖУК,  ПОЖАР,  ТАРЕЛКА,

              ЖИРАФ,  КОТ,  ЛАМПА,

              ЖАБА,  ЛУЖА,  КНИГА,

              ПИРОЖОК,  БУМАГА,  ЛЫЖИ,

              КОЖА,  ЛУК,  ЖАКЕТ,

              КРОТ,  ЖУРНАЛ,  ПРОЖЕКТОР,

              ЛОМ,  ЖАЛО,  ЁЖИК,

              ВЬЮГА,  БУРЯ,  ДОЖДИК,

              ГРОМ,  ЖИЛЕТ,  ЖЕЛТОК,

              КРАН,  КРУЖЕВО,  КОТЁЛ,

              ПРУЖИНА,  ЛОЖБИНКА,  КУБИК,

              ЖАРА,  ЛЕТО,  НОЖИК.

           Задание 2.

    Вспомнить и назвать несколько слов сначала со звуком З, а затем со звуком Ж. Показать соответствующие буквы.

           Задание 3.

    Услышав в слове звук З или Ж, показать нужную букву или хлопнуть в ладоши.

              ЖАВОРОНОК, КОЖА, ЗУБЫ,

              ЖИР, ЗАБОТА, ЭТАЖЕРКА,

              ЗАКОЛКА, ЗДАНИЕ, РУЖЬЁ,

              НЕЗАБУДКА, ЖАТВА, ДРУЖБА,

              БОРОЗДА, РАЗГОВОР, ВАЖНОСТЬ,

              АБАЖУР, КРУЖОК, ЗАМОК.

           Задание 4.

    Это задание сложнее, поскольку ребёнок не только должен различать звук З и Ж между собой, но отличать их от других свистящих и шипящих звуков.

             СВИСТОК, ЛУЖИЦА, СУШКА,

            ЧАЩА, СТРЕКОЗА, СУГРОБ,

            АСТРА, ЗАЯЦ, ЛАНДЫШ,

            ЗОЛУШКА, ФЛАЖОК, ЧАСЫ.

    Так можно играть с любыми звуками по аналогии.

  1. Выделяются ли отдельные звуки в составе слова

    Для записи любого слова ребёнок дожжен не только уметь отличать друг от друга все составляющие это слово звуки, но и отчётливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов.

            Задание 1.

    Выделение звука на фоне слова. Ребёнку предлагается узнать, есть ли в предъявляемых ему на слух словах заданный звук. Например: «Есть ли звук Р

в слове РОЗА?» Далее предлагается определить наличие этого звука в следующих словах:

                    КАРТИНА, СЫР,  СУШКА,

                    ВОРОНА,  САНКИ,  ПАРАШЮТ,

                    ВЕТЕР,  СТРУНА,  ШКАТУЛКА,

                    РАНЕЦ,  КАРАНДАШ,  ЛУНА,

                    ТЕТРАДЬ, ПЕНАЛ, ТОПОР,

                    ГОРА,  СУГРОБ,  ОБЛАКО

    Ребёнок должен уловить лишь само наличие звука в слове, без определения места этого звука.

             Задание 2. 

   Выделение первого звука из слова.

                    УЛИЦА,  УТКА,  АЗБУКА,

                    УЛЕЙ,  ОСЕНЬ,  ОЗЕРО,

                    ИВА,  АИСТ,  УЛИЦА,

                    КРАН,  КРЫША,  ТРАВА

             Задание 3.

    Выделение последнего звука из слова.

                    СУП,  ТОРТ,  КРОТ,

                    МАК,  ПАЛЕЦ,  ОБРУЧ,

                    ДОМ,  СТОЛ,  СЛОН,

                    ОКНО,  ВЕСНА,  КЕНГУРУ

             Задание 4.

   

    Определение места звука в слове (в начале, середине, конце). Сначала убедитесь в том, что ребёнок понимает значение самих этих слов, для чего попросите его показать начало, середину и конец строки, верёвки, линейки и т.д. затем предложите ему определить, в каком месте слова находится, например, звук Ш.

         начало                            середина                           конец

         ШУМ                              МЫШКА                          ДУШ

         ШКОЛА                         МЕШОК                           КАМЫШ

Примерные слова для определения в них места звука Ш:

                   ШТОРМ,  ШИЛО,  ТИШЬ,

                   ШАЛАШ,  ШИШКА,  МАШИНА,

                   ШАЛУН,  МЫШЬ,  КРЫША,

                   ШУТКА,  ПОДУШКА,  РОМАШКА,

                   КОШКА,  ЛЯГУШКА,  ШАР,

                   ЁРШ,  ШАКАЛ,  ШАРФ,

                   БРОШКА,  КРЫША,  ШУБА

    Если ребёнок справится со всеми этими заданиями, можно перейти к упражнениям в более точном звуковом анализе слов. Например: назвать первый, второй, третий и т.д. звуки в словах СТОЛ, СУМКА, КАРТИНА; определить, какой звук слышится после (перед) О в слове ВОЗДУХ и т.п.

                  Достаточен ли запас слов

    Словарный запас ребёнка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причём в нём должны быть представлены все основные части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребёнка и обобщающие слова (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т.п.) , которые начинают усваиваться детьми примерно с трёх – трёх с половиной лет.

  1. называние предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребёнка спрашивают о том, КАКИЕ ОН ЗНАЕТ ДЕРЕВЬЯ, ЦВЕТЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т.п.);

  1. нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов (например, ребёнка спрашивают о том, КАКИМ ОДНИМ СЛОВОМ МОЖНО НАЗВАТЬ МЕДВЕДЯ, ВОЛКА, ЛИСУ, ЗАЙЦА, БЕЛКУ);

  1. подбор признаков к определённому предмету (БРУСНИКА МЕЛКАЯ, КРАСНАЯ, КИСЛАЯ, СПЕЛАЯ, ЛЕСНАЯ);

  1. подбор возможных действий к предмету (ДЕТИ БЕГАЮТ, ПРЫГАЮТ, ИГРАЮТ, СМЕЮТСЯ, КУПАЮТСЯ);

  1. подбор предметов к заданному действию (ЛЕТАЮТ ПТИЦЫ, БАБОЧКИ, СТРЕКОЗЫ, КОМАРЫ, САМОЛЁТЫ, ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ);

  1. подбор синонимов, то есть слов, близких по значению (ПОГОДА ХОРОШАЯ, ТЕПЛАЯ, СОЛНЕЧНАЯ);

  1. подбор антонимов, то есть слов с противоположным значением (ХОРОШИЙ – ПЛОХОЙ, ТОЛСТЫЙ – ТОНКИЙ, ДЛИННЫЙ –  КОРОТКИЙ).

  1. Имена существительные

          Задание 1.

    Попросите ребёнка назвать предметы, относящиеся к различным смысловым группам, для чего задайте ему такие вопросы:

  1. Каких ты знаешь животных (домашних и диких)?
  2. Каких ты знаешь птиц, рыб, насекомых?
  3. Какие ты знаешь деревья, цветы?
  4. Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды?
  5. Какую ты знаешь мебель?
  6. Какую ты знаешь посуду?
  7. Какую ты знаешь одежду, обувь?

          Задание 2.

    Вы перечисляете отдельные предметы каждой логической группы, а ребёнок называет их одним словом.

  1. корова, лошадь, коза, кролик, овца, кошка, собака;

  1. тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось, обезьяна, жираф, слон, бегемот, носорог;

  1. бабочка, стрекоза, жук, паук, муха, комар, пчела, оса;

  1. щука, лещ, окунь, судак, сиг, камбала, треска, сом, корюшка, салака;

  1. сосна, ель, берёза, дуб, осина, клён, рябина, лиственница, тополь, черёмуха, каштан, липа, ива;

  1. вишня, малина, клубника, земляника, крыжовник, смородина, клюква, брусника, черника, голубика;

  1. тарелка, вилка, нож, чашка, блюдце, стакан, кружка, чайник, самовар, графин, кувшин, солонка, маслёнка, сковорода, кастрюля;

  1. стол, стул, кресло, табуретка, кровать, диван, шкаф, сервант, буфет, тумбочка;

  1. пальто, шуба, плащ, куртка, платье, кофта, свитер, жакет, юбка, брюки, майка, трусы, сарафан, халат;

  1. сапоги, валенки, туфли, ботинки, боты, кеды, тапки;

  1. пила, топор, молоток, рубанок, клещи, отвёртка, дрель;

  1. трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход, метро.

    Для проверки знания ребёнком обобщающих слов ему предлагаются названия лишь трёх – четырёх из перечисленных предметов каждой группы. Остальные предметы, уже после подбора для них обобщающего слова, ребёнок должен, по возможности, назвать самостоятельно.

  1. Глаголы

    Для проверки наличия в словаре ребёнка достаточного количества глаголов предложите ему ответить на такие вопросы:

  1. Кто как передвигается?

         человек ходит

         птица…

         рыба…

         змея…

         кузнечик…

  1. Кто как подаёт голос?

корова мычит

лошадь…

коза…

свинья…

собака…

кошка…

волк…

медведь…

тигр…

змея…

ворона…

кукушка…

голубь…

соловей…

утка…

гусь…

курица…

лягушка…

комар…

жук…

  1. Кто как ест?

собака кость грызёт

кошка молоко…

курица зерно…

корова траву…

  1. Кто чем занимается?

повар варит

врач…

учитель…

ученик…

строитель…

художник…

пианист…

писатель…

портниха…

прачка…

уборщица…

фотограф…

продавец…

покупатель…

  1. Что может делать это животное?

собака лает, играет, кусается, ласкается, служит…

кошка…

волк…

медведь…

заяц…

змея…

лягушка…

    Обратите внимание на подобранные ребёнком глаголы – будут ли только привычные слова (типа ЕСТ, СПИТ, ХОДИТ, ЛЕЖИТ, СТОИТ), или он сумеет дать действиям животных более тонкие определения, типа:

                     КРАДЁТСЯ,  СКРЫВАЕТСЯ,  СПАСАЕТСЯ,

                     ПРЯЧЕТСЯ, ВЫСЛЕЖИВАЕТ, ДОГОНЯЕТ,

                     УБЕГАЕТ, ЗАТАИЛСЯ, БРОСИЛСЯ,

                     ПОДПРЫГНУЛ, СХВАТИЛ, ВЗОБРАЛСЯ,

                     НЫРНУЛ, ВЗЛЕТЕЛ, СКРЕБЁТСЯ,

                     ШУРШИТ, ВЫГЛЯДЫВАЕТ, НАБЛЮДАЕТ и т.п.

  1. Имена прилагательные

Задание 1.

  1. Какого вкуса эти продукты?

сахар сладкий

соль…

лук…

лимон…

  1. Какого цвета эти продукты?

огурец зелёный

помидор…

арбуз…

слива…

лимон…

апельсин…

перец…

сахар…

орехи…

          Задание 2.

    Назвать как можно больше признаков каждого из перечисленных ниже предметов с учётом характерных для них величины, веса, формы, цвета, вкуса, запаха, температуры, материала, принадлежности и т.п. Например: яблоко большое, тяжелое, круглое, красное, сладкое, ароматное, прохладное…; платье длинное, шерстяное, тёплое, мягкое, серое, вязаное, мамино

          стол –

          лента –

          куртка –

          арбуз –

          лимон –

          собака –

          заяц –

          Задание 3.

     Назвать как можно больше предметов, имеющих данный признак. Что бывает длинным? (нитка, лента, верёвка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, волосы…) Плохо, например, если ребёнок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребёнку следующие вопросы:

         Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным)?

         Что бывает высоким (низким)?

         Что бывает зелёным (красным, синим)?

         Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?

         Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?

         Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревянным)?  

           

         Что бывает тяжелым (лёгким)?

         Что бывает глубоким (мелким)?

         Что бывает колючим (острым, хрупким)?

         Задание 4.

    Назвать противоположные признаки предметов.

          добрый   –  злой

          старый    –

          чёрный    –

          светлый   –

          большой  –

          длинный  –

          высокий   –

          широкий  –

          толстый   –

          острый    –

          весёлый   –

          смелый    –

          быстрый  –

          горячий   –

          густой      –

          больной   –

       Задание 5.

    Назвать похожие признаки предметов.

   

          Тёплый        –

          медленный   –

          высокий       –

          весёлый        –

          плохой         –

       Задание 6.

    Проверьте понимание ребёнком переносных значений некоторых имён прилагательных. Попросите его объяснить, что значат выражения:

        ЗОЛОТЫЕ РУКИ

        ЖЕЛЕЗНОЕ СЕРДЦЕ

        СВЕТЛАЯ ГОЛОВА

        ТОНКИЙ УМ

        ГОРЯЩИЕ (ГОВОРЯЩИЕ, ОСТРЫЕ) ГЛАЗА

        ЛЕТЯЩАЯ ПОХОДКА

        ТЁПЛАЯ ВСТРЕЧА

        СЛАДКИЙ (БАРХАТНЫЙ) ГОЛОС

        ШЁЛКОВЫЕ ВОЛОСЫ

        МЕДНЫЙ ЛОБ

        ДЛИННЫЙ (ЗЛОЙ, ОСТРЫЙ) ЯЗЫК

        КОРОТКАЯ ПАМЯТЬ

        ОСТРЫЙ СОУС

        ГОРЬКАЯ ПРАВДА

        СЛАДКАЯ ЛОЖЬ

  1. Наречия

    Ребёнок, имеющий в своём словаре достаточно большой запас наречий, при ответах на вопросы: КАК? ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? должен уметь употреблять в своей речи примерно такие наречия:

  1. О временах года, суток, и др.:

СЕГОДНЯ, ЗАВТРА, ПОСЛЕЗАВТРА, ВЧЕРА, ПОЗАВЧЕРА;

УТРОМ, ВЕЧЕРОМ, ДНЁМ, НОЧЬЮ;

ВСЕНОЙ, ЛЕТОМ, ОСЕНЬЮ, ЗИМОЙ;

СКОРО, ДАВНО, НЕДАВНО, РАНО, ПОЗДНО.

  1. О погодных условиях:

ТЕПЛО, ХОЛОДНО, ЖАРКО, ПРОХЛАДНО;

ДОЖДЛИВО, ПАСМУРНО, МОКРО, СЫРО, СУХО;

СВЕТЛО, ТЕМНО, СУМРАЧНО, СОЛНЕЧНО, ТУМАННО;

ПЫЛЬНО, ВЕТРЕНО, МОРОЗНО, СНЕЖНО.

  1. О расположении предметов в пространстве:

ВЫСОКО (ВВЕРХУ), НИЗКО (ВНИЗУ, СНИЗУ);

ДАЛЕКО (ВДАЛИ, ВДАЛЕКЕ),  БЛИЗКО (ВБЛИЗИ);

ВПЕРЕДИ, СЗАДИ, СБОКУ;

СЛЕВА, СПРАВА, ПРЯМО.

  1. О направлении движения:

ВВЫСЬ, ВВЕРХ, ВНИЗ;

ВПЕРЁД, НАЗАД, ВБОК,

ВЛЕВО, ВПРАВО,

НАЛЕВО, НАПРАВО,

НАПРЯМИК.

                    Усвоены ли грамматические нормы языка

    Имеется в виду выяснение вопроса о том, овладел ли ребёнок на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и т.п.) без изменения при этом основного значения слова. Например, слова стол, столом, столы выражаются лишь разные отношения этого слова в предложении, но стол при этом так и остаётся столом. При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, - образуются так называемые однокоренные слова. Так, слова стол, столик, столовая, настольный, столица являются уже различными словами, а не разными формами одного слова.

    Проверка сформированности у ребёнка грамматических систем важна потому,  что  даже  очень  большой  словарный  запас  не решает проблему

полноценности устной речи. Важно ещё умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически правильно согласовывать слова между собой.

  1. Правильно ли изменяются слова и согласуются ли они друг с другом

Задание 1.

    Образовать множественное число от следующих имён существительных:

                  слон        –

                  журавль  –

                  глаз         –

                  окно        –

                  стул         –

                  дерево     –

                  день         –

                  лоб           –

                  ухо           –

                  медвежонок  –

                  бельчонок     –

    В случае неправильного образования форм множественного числа при выполнении ребёнком заданий (дéревы или деревá вместо деревья, ухи вместо уши, бельчонки вместо бельчата и т.п.) необходимо в дальнейшем специально поупражнять его в образовании однотипных форм. Например:

                 ФОНАРИ, БУКВАРИ,

                 ОБЛАКА, ВЕЧЕРА, ДЕЛА,

                 ПОЛЯ, МОРЯ, ТОПОЛЯ,

                 КЛОЧЬЯ, КРЫЛЬЯ, ПЕРЬЯ,

                 КОЛОСЬЯ, ДРУЗЬЯ, СЫНОВЬЯ;

                 ЗАЙЧАТА, МЫШАТА,

                 ЛЬВЯТА, ТИГРЯТА.

            Задание 2.

    Согласование прилагательных с существительными.

  1. Предложите ребёнку добавить к каждому данному существительному прилагательные ВЫСОКИЙ и ЗЕЛЁНЫЙ ( по типу «море синее и глубокое»):

Куст какой?      –

Трава какая?    –

Дерево какое?   –

Деревья какие? –

 

  1. К приведённым ниже именам существительным самостоятельно подобрать по нескольку имён прилагательных, например: СОЛЬ БЕЛАЯ, СОЛЁНАЯ, МЕЛКАЯ.

Снег какой?  –

Река какая?   –

Море какое? –

Леса какие?   –

    Задание 3.

Согласование существительных с числительными.

  1. Предложите ребёнку закончить каждое из прочитанных Вами словосочетаний, например: четыре дома, а пять…(домов).

Один шар, а пять…

Одна ложка, а семь…

Один медведь, а пять…

Одна пуговица, а десять…

Одна капля, а десять…

Одно ухо, а шесть…

Один лоб, а пять…

Одна шея, а пять…

Одно зеркало, а семь…

Одна люстра, а десять…

  1. Усложните задание за счёт большего разнообразия окончаний имён существительных, например: Один дуб, два… (дуба), пять… (дубов).

Одна сосна, две…, пять…

Одно стекло, два…, пять…

Один тополь, два…, шесть…

Одно море, два…, пять…

Одна берёзка, две…, пять…

Один ручей, два…, пять…

Один соловей, два…, семь…

Одно дерево, два…, пять…

Один стул, два…, десять…

Один котёнок, два…, пять…

           Задание 4.

 Употребление предлогов.

  1. Попросите ребёнка закончить следующие предложения:

Яблоки растут… (НА ЯБЛОНЕ);

Яблоко упало… (С ЯБЛОНИ);

Упавшие яблоки лежат… (ПОД ЯБЛОНЕЙ);

Птица пролетела высоко… (НАД ЯБЛОНЕЙ);

Мальчик подошёл… (К ЯБЛОНЕ);

Девочка отошла… (ОТ ЯБЛОНИ).

  1. Попросите ребёнка ответить на такие вопросы:


Откуда мы возьмём ручку, если она В ПЕНАЛЕ? (ИЗ ПЕНАЛА);

Откуда мы возьмём ручку, если она НА СТОЛЕ? (СО СТОЛА);

Откуда мы достанем ручку, если она упала ПОД СТОЛ? (ИЗ – ПОД  СТОЛА);

Откуда мы достанем МЯЧ, если он закатился ПОД ШКАФ? (ИЗ – ПОД  ШКАФА);

Откуда мы возьмём тапки, если они  ПОД СТУЛОМ? (ИЗ – ПОД СТУЛА);

Откуда выйдет мальчик, если он стоит ЗА КРЕСЛОМ? (ИЗ – ЗА КРЕСЛА);

Откуда выедет машина, если она остановилась ЗА УГЛОМ (ИЗ – ЗА УГЛА).

  1. Образует ли ребёнок новые слова

Задание 1.

    Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов.

           Большой графин, а маленький …

           Большая банка, а маленькая …

           Большой лес, а маленький …

           Большой ручей, а маленький …

           Большое зеркало, а маленькое …

           Большое перо, а маленькое …

           Большое колесо, а маленькое …

           Большая башня, а маленькая …

           Большая кастрюля, а маленькая …

           Большие сапоги, а маленькие …

          Задание 2.

    Образование глаголов при помощи приставок.

           Весной птицы прилетают, а осенью …

           На дерево залезают, а с дерева …

           По дороге ходят, а через дорогу …

           Воду в стакан наливают, а из стакана …

           Через канаву перепрыгивают, а через реку …

           Воду нечаянно разлили, а крупу …

          Задание 3.

    Образование имён прилагательных.

  1. Образование относительных прилагательных (обозначающих материал, из которого сделан предмет).

         Дом из камня  –

         Платье из шёлка  –

         Шарф из шерсти  –

         Ложка из серебра –

         Кольцо из золота  –

         Ваза из хрусталя   –

         Кораблик из бумаги –

  1. Образование притяжательных прилагательных (у лисы хвост лисий).

         У зайца хвост … и уши тоже …

         У медведя хвост …, а у волка – …

         У мышки хвост …, а у рыбы – …

         У барсука нора …, а у крота – …

         У папы плащ…, а у тёти – …

              Владеет ли ребёнок связной речью

    Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребёнок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью как средством общения, способным при необходимости (например, при переписке) заменить собою устную речь. В очень сложном положении оказываются те дети, которые при поступлении в школу почти не владеют или плохо владеют устным пересказом, не умеют «связно рассказывать» о различных событиях своей жизни.

    Особенно активно связная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе всё усложняющейся игры у ребёнка постепенно формируется регулирующая функция речи. Но если при построении предложений перед ними стояла задача оформления грамматически правильной связи между отдельными словами, то при построении связного высказывания речь идёт уже о логической связи между отдельными предложениями.

    С целью проверки состояния у ребёнка связной речи попросите его рассказать о том, как он провёл свой день, что он видит на любой сюжетной картинке. Дети, хорошо владеющие связной речью, смогут составить большой и связной рассказ, нередко дополненный даже событиями из их собственной жизни. Другие дети окажутся в состоянии рассказать о содержании картинки или о прошедшем дне лишь двум или несколькими не связанными друг с другом предложениями, нередко к тому же грамматически неправильно оформленными. Третья группа детей просто перечислит действия или изображённые предметы и явления на картине, не сумев построить даже отдельных предложений, например: «ЗИМА, СНЕГ, ГОРКА, ДЕТИ, СОБАКА, ТУТ КАТАЮТСЯ…» Понятно, что о достаточном уровне развития связной речи можно говорить лишь в отношении первой из названных групп детей, тогда как последняя группа не владеет даже фразовой речью (к сожалению, бывает и такое на самом пороге школы!).

    До овладения связной речью следует научить ребёнка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок. Прочитав вслух сказку, задайте по её содержанию вопросы в строгом соответствии с ходом развития описанных в ней событий. Полные ответы ребёнка на эти вопросы, по сути дела, и будут являться почти пересказом прочитанной сказки (например, по сказке «Репка»).

    Для упражнений в рассказывании можно использовать следующее:

  1. пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;
  2. пересказ просмотренного мультфильма;
  3. рассказ о событиях прошедшего дня;
  4. рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;
  5. заканчивание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?);
  6. составление рассказа по известному его концу (что было до этого?) и пр.

Сформированы ли зрительно – пространственные представления

    Необходимость усвоения начертаний букв, с которой ребёнок сталкивается

 при обучении грамоте, предполагает достаточный уровень развития у него зрительно – пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза (различение предметов по их форме и величине, их расположению в пространстве по отношению друг к другу; владение такими понятиями, как больше и меньше, вверху и внизу, слева, справа и т.п.). Если  ребёнок не разбирается в подобных вещах, то ему будет очень сложно усвоить зрительные образы букв, в особенности близких по начертанию (например, в и д, ш и т; у п палочка короткая, а у р – длинная; и и ш, ц и щ, л и м и т.п.).

 

  1. Как обстоят дела со зрительным вниманием и памятью

Задание 1.

        «Кто появился, чего не стало»?

    Возьмите 8-10 картинок из лото, дайте ребёнку 5-10сек., чтоб он запомнил картинки. Замените 1-3 картинки и спросите, какие картинки новые, вместо каких они появились.

          Задание 2.

     «Что изменилось»?

    В это группе заданий количество предъявляемых для зрительного восприятия предметов остаётся одним и  тем же. Изменяется только порядок их расположения. Сложность заданий возрастает, за счёт увеличения числа предметов.

    Во всех заданиях этой группы ребёнок должен ответить на один и тот же вопрос: «какие картинки поменялись местами»?

  1. Достаточно ли развиты зрительный анализ и синтез

    Для проверки состояния зрительного анализа и синтеза предлагаются такие задания, которые рассчитаны на нахождение различий в сходных на первый взгляд картинках.

  1. Умеет ли ребёнок различать и сравнивать предметы по величине

    Для выяснения представлений ребёнка о величине предметов важно проверить знание им следующих признаков: большой,  маленький, высокий, низкий, длинный, короткий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Кроме того, необходимо проверить умение ребёнка правильно соотносить эти признаки между собой по принципу противоположности  (например, толстый – тонкий, а не толстый – узкий; высокий – низкий, а не высокий – маленький). Важно и знание ребёнком словесных обозначений этих признаков.

Задание 1.

        «Большой – маленький – средний».

   

    Попросите ребёнка показать: большого, маленького и среднего МЕДВЕДЯ; большую, маленькую и среднюю РЫБУ; большое, маленькое и среднее ЯБЛОКО, большой, маленький и средний МЯЧ . Если ребёнок справиться с этим заданием, попросите его назвать величину показанного Вами предмета (большой, маленький, средний).

          Задание 2.

       «Высокий – низкий».

    Попросите ребёнка показать высокое и низкое ДЕРЕВО, высокую и низкую ГОРУ, высокий и низкий ДОМ, высокого и низкого ЧЕЛОВЕКА. Далее, указав на высокое (низкое) дерево, спросите ребёнка о том, какое это дерево (высокое, низкое).

    Также можно поиграть со словами: длинный – короткий (лента, платье); толстый – тонкий (книга, верёвка, дерево); широкий – узкий (речка, юбка, лента, мост, дорожка).

  1. Понятны ли пространственные отношении между предметами

    Для этого попросите ребёнка показать на улице, дома, на картинке показать, что расположено далеко,  а что близко; что находится впереди, а

что сзади; высоко – низко; впереди – сзади; справа – слева. Последнее задание самое сложное. Сначала попросите ребёнка показать его левую – правую руку. Встаньте напротив ребёнка, в таком положении пусть ребёнок покажет Вашу левую – правую руку (ногу, ухо, глаз, плечо, бровь, коленку). Это же самое задание пусть он выполнит у изображенного на картинке человека.

    У детей, испытывающих трудности в выполнении заданий при обучении грамоте, возникают затруднения в усвоении зрительных образов букв, наблюдается склонность к зеркальному изображению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нужно ли готовить ребёнка к школе?

В статье даются рекомендации родителям будущих первоклассников о том как нужно готовить ребёнка к школе....

«МОЙ РЕБЁНОК – ПОДРОСТОК. ГОТОВ ЛИ Я ?»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «МОЙ РЕБЁНОК – ПОДРОСТОК. ГОТОВ ЛИ Я ?»...

«Готов ли ваш ребёнок к школе?»

Будущие первоклассники и их родители как праздника ждут первого дня занятий в школе. Ещё за долго до этого дня родители приобретают всё необходимое своему ребёнку. И вот 1 сентября нарядные и торжеств...

Готов ли Ваш ребёнок к школе?

«Готов ли Ваш ребёнок к школе?»...

Советы родителям "Готов ли ваш ребёнок к школе?"

В "советах" собраны основные критерии готовности детей к школьному обучению....