Семья и школа: взгляд в одном направлении
материал

Цели:

познакомить родителей с результатами исследований ученых о влиянии семейной атмосферы на развитие моральных качеств подростка;

выявить особенности взаимоотношений между ребёнком и родителями;

выявить роль семьи в воспитании детей;

побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_vospitanii_sovremennyh_detey.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Килимово муниципального района

Буздякский район Республики Башкортостан

Семья и школа: взгляд в одном направлении

Составитель: Атнагулова Лиза Римовна

2022 год

Эпиграф:                                                           

Ребенок — это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.

Цели:

познакомить родителей с результатами исследований ученых о влиянии семейной атмосферы на развитие моральных качеств подростка;

выявить особенности взаимоотношений между ребёнком и родителями;

выявить роль семьи в воспитании детей;

побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семьях.

Дети – это наше будущее, поэтому от того, сколько внимания, труда и усилий мы вложим в их воспитание, зависит очень многое.

Вырастить своего ребенка, привив ему хорошие и положительные качества и черты характера, хочет любой родитель. И, конечно, это одна из самых не простых и легких задач, но вполне выполнимых. Главное быть хорошим примером, учителем, а особенно другом и помощником по жизни.

Многие специалисты, в области педиатрии, уверены, что такие качества, как чуткость и отзывчивость у ребенка закладываются именно родителями. А остальные жизненные факторы – влияние сверстников и его окружение, будут дополнять то, что заложено в ребенке с рождения.

Дети, воспитанные в приятной и доброжелательной атмосфере, вырастают, обычно, уже более подготовленными к вращению в социуме и проявлению внимания и чуткости к окружающим их людям. А, сами, получая достаточно внимания и заботы, прекрасно растут и развиваются. Единственное, что можно пожелать родителям – это не скупиться на проявление знаков внимания и не стесняться выражать свои чувства. Это подобно воде и солнечному свету, которые питают растение, так и родители, выражая свою любовь и проявляя к ребенку хорошее отношение и понимание, тем самым, помогают ему расти психически и морально здоровыми.

Проводите с ребенком как можно больше времени, играя и общаясь с ним. Ведь именно игры являются неотъемлемой частью умственного и эмоционального развития детей, а также приобретение ими навыков общения. Чтение тоже является одним из важных пунктов в воспитании детей, так как помогает им понять и разобраться, что хорошо, а что плохо, приобрести моральные ценности.

Во многом, от того, насколько вы можете вложить самого себя, свою любовь и внимание, время и терпение в ребенка, зависит то, каким он вырастет.

Правильно и должным образом воспитанные  дети,   никогда и ни в чем не подведут своих родителей.
  Иногда слышишь: «Моего ребенка ничего не интересует,  ему нигде не интересно».
    Знаете, так не бывает, дети очень от природы любознательны, находчивы и хорошо все воспринимают и запоминают. И если хоть иногда подключить вышеизложенное в данной книге, то, поверьте где-то в памяти у них что-то и останется, а потом обязательно даст нужные результаты и соответствующие плоды.
    А что делать, спросите вы?  
Ежедневно, уделять больше внимания досугу детей, особенно в дни школьных каникул, выявлять и развивать их интересы.
Ведь родители иногда сами формируют в них безделье (когда некуда деваться), безволие если постоянно за них решать их проблемы, не спрашивать и не  прислушиваться к их мнению.
Нужно заложить в ребёнке сознание, что хотя бы иногда надо с кем-то, чем-то делиться. И тогда ребёнок не  вырастит  безразличным и невнимательным к окружающему его Миру.
Если мы с детства это не привили, от вас они скорое всего – тоже не видели акты милосердия,  то можно представить какими они вырастут. 
Кроме того, ребёнок всегда должен  чувствовать, знать,  быть уверенным, что вы ему всегда и во всём поможете. Постараетесь найти выход из любой неординарной  ситуации, в затруднительном  положении.  Будете ему во всём опорой. Поэтому, чаще  интересуйтесь его успехами, делами, проблемами. Если ребёнок погрустнел или печален, то постарайтесь узнать причину и найти выход. Радуйтесь вместе с ним его успехам, поощряйте нужные начинания, а не упрекайте постоянно: «Зачем это нужно? Устанешь, недоспишь». Ничего -  всё восполнится!
А элементы непослушания и несерьёзного отношения ко всему в жизни проявляются в раннем возрасте. Если тогда вы занимались попустительством, не уделили детям должного внимания, не контролировали опоздания в школу или домой после уроков и до сна, если ребёнок был предоставлен самому себе – то плачевный итог такого воспитания предопределён.
 Сюда же относится отношение родителей к его занятиям в школе. Если ребёнок  уверен, что обязательно получит от родителей порицание, недовольство, холодность в отношениях (я исключаю  ругань, распускание рук), то особого рвения к занятиям не проявит. Если ребенок не подготовился, должным образом, к урокам, надо уточнить по какой причине он не выполнил  определённый предмет. Возможно - он не смог сделать это  в силу непонимания, от того, что был пробел в предыдущих занятиях; надо терпеливо разобраться в этом, обязательно найти время восполнить пробел в знаниях и уже - потом всё пойдёт хорошо. Если вы  сомневаетесь в своих знаниях, то изыщите возможность нанять репетитора, или обратитесь к  школьному педагогу с просьбой уделить внимание вашему ребёнку после занятий в школе.  
Не кивайте, пожалуйста, на то, что материально это вам не под силу. Изыщите такую возможность, даже если вам  придётся воздержаться от очередной покупки, обязательного посещения гостей, свадеб. Деньги, потраченные на развитие его интеллектуального и духовного развития, никогда не пропадут даром, а надежно будут вложены в развитие, а в пожилом возрасте вы с лёгкостью на сердце будете пожинать плоды своего повседневного труда, связанные с постоянным беспокойством за его будущее, недосыпанием, иногда, если требовала ситуация, недоеданием. 
Последнее следует  делать, только в том случае, если ребёнок  старательный, стремится к познанию, тянется  к знаниям и т.п. Если же ребёнок растёт неблагодарным, считает, что родители ему обязаны, постоянно требует дозволенного и недозволенного, то таким - приносить себя в жертву не нужно, потакая и прощая ему  все его недочёты и прегрешения. Всё равно – не поймёт и не оценит! 
Когда он будет замечать, что вы поделитесь с ним съестным, разделяете с ним свои радости, печали, огорчения и др., он уже не будет расти эгоистом.
                                                            *******   
Каждый, даже маленький человечек сугубо индивидуален. У него могут быть  некоторое сходство с вами, роднёй, но в целом он совершенно не похож (я не имею виду  внешнее сходство) ни на  кого – он сам индивидуум!  Он – индивидуален,  и то, что присуще ему, чем он наделён от рождения относится только к нему.
Поэтому нужно бережнее относиться к нему как к отдельной персоне, стараться выяснить и определить его интересы, восприятие действительности. Прислушиваться к его мнению по тому или другому вопросу. Не надо заблуждаться  в том, что он ещё мал, ничего не понимает, забывая, что у него есть свой ум (разум), восприятие и анализ, логика.
  Ему дано прожить свою жизнь, пройти свой путь в его постоянном, движении, развитии, становлении как Человек, как Личность.
Нельзя ломать его, растить себе подобное, насаждать и навязывать свои мысли, позицию по каждому вопросу. Относитесь к нему как к взрослому, равному, единственному в своём роде.  У ребёнка  всегда появляется интерес к тому, что его окружает, а также и к среде, где он растёт. Многое повергает его удивлению. Ему всё хочется знать, всё до мелочей. Поэтому он  часто проявляет инициативу попробовать всё самому, задаёт много вопросов касательно того, что в данный момент его интересует.
 Взрослые должны, просто обязаны отнестись  к таким проявлением с должным вниманием, постараться вникнуть в суть вопроса, доходчиво объяснить, что это такое и как с этим обращаться.
Если это непосильно родителям, постараться выявить интеллектуальные возможности и предпочтения своего ребёнка, обратившись к более интеллектуальным людям, попросите у них  совета и помощи для  дальнейшего развития ребёнка, (хотя бы только совета!) Пусть вам не будет безразлична судьба, возможно неординарного ребёнка.      
  Никогда не следует отмахиваться от просьбы детей, выкроить время и  выслушать его, поиграть  с ним, разобраться с содержанием увиденного и прочитанного. Категорически не допускается обрывать его излияния после просмотра киноленты, занятий, прогулки и т.п. типа: Отстань! Не мешай! Я устала (л), нет времени, потом расскажешь!
Увидев такое отношение с вашей стороны – потом – может и  не быть! А потом, вы будете удивляться, что они с вами ничем не делятся, ничего не рассказывают.
  У детей много вопросов, но нельзя вспахать поле за одну ночь. То есть ребёнку надо постоянно уделять много внимания, его занятиям и досугу с тем, чтобы с ростом познания накапливать багаж знаний и чем больше будет этот багаж, тем смышленей и более  развитым  он будет.
  Другое дело, если вы будете выступать не только в роли воспитателя, а наставника, покровителя данной личности.
Если будете помогать ему в раскрытии и развитии, присущих только ему индивидуальных качеств,  то получите положительные результаты.
Вообще я не понимаю родителей, которые жалуются на то, что детям много задают, что они устают (от чего?) от учебы, от познания, получения нужной информации от того, что в дальнейшем поможет им стать образованным, знающим, интеллектуальным человеком. А чтобы действительно стать таковым, надо много времени тратить на образование, интеллектуальный рост, много читать, работать над собой.
А бездельничать – это называется отдыхать. От безделья устают, изнывают больше. Дети  при этом расхолаживаются, выбиваются из ритма и режима. Они  неохотнее возвращается к урокам, учебе, работе над повышением духовного потенциала и всей цепочке событий и явлений, из которых состоит жизнь, чтобы состояться  в качестве  целеустремленного, умного и творческого молодого человека, отличающегося  от жизни безынициативного и безликого, мало духовного.
Помните, что будущее детей – в ваших руках и от этого зависит, какими они будут, когда вырастут.

В крепко слаженной семье ребёнок растёт честным, трудолюбивым, исполнительным.

Сила воздействия примера родителей зависит и от их авторитета. Чем выше авторитет, тем  сильнее влияние взрослых на формирование характера и поведение детей. АВТОРИТЕТ  родителей – одно из условий правильного воспитания. Отсутствие авторитета обычно ведёт к тому, что дети ни о чём не говорят родителям, на замечания родителей отвечают грубостью и непослушанием. Дети должны видеть в отце и матери своих лучших друзей, с которыми можно поделиться самым  сокровенным, от которых не захочется что-либо скрыть.

Иногда бывает так, что пока ребёнок маленький, он уважает родителей, слушается их, но вдруг наступает момент, когда ребёнок перестаёт подчиняться. Вся беда в том, что родители не замечают изменений, происходящих в детях, они продолжают к ним относиться так как относились к маленьким. Родители теряются в догадках, когда падает их авторитет, объясняют это дурным влиянием товарищей. Авторитет родителей быстро разрушается обычно в тех случаях, когда он построен на ложных основаниях, на чрезмерном обожании ребёнка, удовлетворении всех его желании и капризов или, наоборот, подавлении личности детей и суровом обращении с ними. У родителей отсутствует ровное, достаточно ласковое , вежливое обращение с детьми, при сохранении требовательности и подлежащей строгости. Такие родители грубят, постоянно запугивают,

Осыпают бранными словами, всячески оскорбляют и даже прибегают к физическим наказаниям, считая их радикальными средствами воспитания. Они не понимают, что тем самым бьют по самому дорогому в чувствах ребёнка -по его любви, уважению и  доверию к родителям. В детях воспитывается страх, лживость, озлобленность и ответная грубость.

Особенно отрицательное влияние оказывает на детей отсутствие единства требований у обоих родителей. Ненормальные взаимоотношения между родителями, ссоры и конфликты, недоверие, пьянство- неблагоприятно отражаются на детях, порождают в них чувство отчуждённости замкнутости, иногда даже  враждебное отношение к родителям.

Самое дорогое для нас - дети. Давайте будем терпимыми к ним, ведь и мы взрослые часто ошибаемся.

 «Заповеди воспитания»

1.   Никогда не воспитывай ребёнка в плохом настроении.

2.   Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3.   Предоставьте ребёнку самостоятельность, не контролируйте каждый шаг.

4.   Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и неправильные шаги к цели.

5.   Не пропустите момента, когда достигнут первый успех.

6.   Укажите ребёнку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал её.

7.   Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.

8.   Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

9.   Воспитание – это последовательность целей.

10. Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально – значимые проекты как одна из форм взаимодействия семьи и школы

Происходящие в обществе изменения диктуют необходимость переоценки форм взаимодействия школы и семьи. Социализация ребенка происходит в семье. Школа как общественный институт, не может заменить семью,...

Взаимодействие семьи и школы как одно из условий воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности

Презентация к выступлению на педагогическом совете "Взаимодействие семьи и школы как одно из условий воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности"...

«В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»

Родительское собрание Тема:«В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»...

родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»

родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»...

Практика организации самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Гляденской основной общеобразовательной школы филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней общеобразовательной школы «Взгляд в будущ

Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в за...

Родительский лекторий: "Семья и школа взгляд в одном направлении"

Представлен материал из опыта работы социального педагога Белинской Е.С. ГБОУ школа № 495 С-Пб, материал может быть полезен коллегам при подготовки родительских собраний. Описана работа школы по напра...