Темперамент. Советы по взаимодействию с детьми разного темперамента.
консультация
Нужно помните о том, что, несмотря на то, что изменить темперамент невозможно, опираясь на пластичность нервной системы, можно повлиять на его проявления. Меры воспитательного воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы сглаживали недостатки темперамента и развивали бы его сильные стороны.
Рассмотрим каждый из типов темперамента подробнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Темперамент. Советы по взаимодействию с детьми разного темперамента. | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Темперамент - это врожденные индивидуальные особенности человека, которые характеризуют динамическую эмоциональную сторону его поведения. Необходимо помнить, что свойства темперамента врождённые и начинают, провялятся с первых месяцев жизни малыша и почти не меняются в последующие возрастные периоды. Они характеризуют такие особенности человека как эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От темперамента не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация. Вместе с тем тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий личности в окружающей среде, особенности познавательной деятельности. Черты того или иного темперамента проявляются в поведении вашего чада в коллективе, а также в том, как он учиться и играет, переживает и радуется. Помните, что не стоит сваливать на темперамент невоспитанность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Существует четыре основных типа темперамента. Каждому из них присущи свои психологические особенности и их сочетания. Зная их, можно достичь очень многого, а именно:
- Можно научиться прогнозировать поведение своего малыша в той или иной ситуации, избавив, таким образом, ребенка и себя от многих трудностей;
- Можно научиться устранять факторы, способные «повредить» его юную душу;
- Можно научиться использовать в «мирных целях» как положительные черты темперамента, так и отрицательные.
Иными словами, внимательные родители способны научиться управлять темпераментом своего ребенка. Мы познакомимся с характеристиками каждого из них. У некоторых может сложиться мнение о предпочтительности одного темперамента перед другим. Такая убежденность является в корне неверной. Особо хочу подчеркнуть, что ошибочно думать то, что самый «лучший», например. Темперамент-сангвинический, а «худший» - меланхолический. «Плохих» или «хороших» темпераментов не существует. Каждый темперамент, как и любая медаль, имеет две стороны, то есть у каждого из них есть свои отрицательные и положительные черты.
Нужно помните о том, что, несмотря на то, что изменить темперамент невозможно, опираясь на пластичность нервной системы, можно повлиять на его проявления. Меры воспитательного воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы сглаживали недостатки темперамента и развивали бы его сильные стороны.
Рассмотрим каждый из типов темперамента подробнее.
Сангвиники
Сангвиник - это дружелюбный, общительный, жизнерадостный ребёнок. При этом он довольно покладист и рассудителен. У ребёнка очень живая мимика, по его лицу можно прочитать, что он сейчас чувствует. Его может сильно рассмешить или сильно огорчить какой-нибудь пустяк. Слёзы у маленького непоседы быстро появляются и также быстро высыхают. Сангвиник приятен в общение, в детской компании он заводила, выдумщик, фантазёр. Он не только быстро движется, но и быстро говорит. Такой ребёнок легко сходится с людьми, хотя и не отличается устойчивостью в своих привязанностях, интересах. Дети- сангвиники быстро устают от однообразия.
Холерик
Этот темперамент- один из самых ярких темпераментов ребёнка, который приносит родителям бесконечные хлопоты. «Покой нам только снится!»- могут сказать они про своего ребёнка-холерика. Ребёнок с таким типом нервной системы непоседлив, шаловлив, но шумный, несдержанный, суетливый, непослушный, вспыльчивый, драчливый. Речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна. Такие дети невнимательны, им не хватает
рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности. Холерик по натуре командир, но из-за своего вспыльчивого характера постоянно конфликтует со своими сверстниками. Такой ребенок склонен к игре на публику, он постоянно нуждается в зрителях. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания. Он любит активные шумные игры и новые впечатления, отчаянные истории и приключения, Охотно идет на риск. Поступки ребенка зачастую спонтанны, его поведение подобно урагану.
Меланхолики
Меланхолики – это мягкий и пушистый кроха. Меланхолики застенчивы, робки, а нерешительность – одно из основных свойств их характера. Она проявляется во всех движениях, жестах и речи малыша. Его расстраивает и выводит из равновесия любая мелочь. Он ранимо реагирует даже на человеческий голос: попробуйте его чуть повысить – и такой ребенок сразу заплачет. Слезы у меланхоликов неистощимы, ведь они боятся всего, особенно незнакомых людей и новой обстановки. Малыши – меланхолики не только тихие, но еще и добрые, мягкие, открытые, доверчивые. Они очень плохо привыкают к новому коллективу, стремятся быть в «тени».
Флегматики
По упрямству этот ребенок превосходит всех, а дома его, любя, все называют «копушей». Ребенок с таким типом нервной деятельности всегда невозмутим и спокоен. Ему свойственно замедленное, но сильное реагирование, медленное, но прочное запоминание. Малыш не любит перемен, очень медленно привыкает к детскому саду, смене воспитателя, трудно приспосабливается к новому режиму, новых требованиям, рассматриванию с родителями, знакомству с детьми. Чувства флегматика ровные, постоянные и глубокие. Флегматик всё делает обстоятельно, преодолевая все препятствия. В среде детей он отличается спокойствием. Для многих сверстников флегматик скучен, они не приглашают его участвовать в подвижных, активных играх.
Способы взаимодействия с детьми разного темперамента.
Советы для мамы и папы или как правильно воспитывать ребенка - флегматика
- Основным подходом в воспитании ребенка – флегматика является принцип, который условно можно назвать «не торопи». Помни о том, что такой малыш не может работать в условиях дефицита времени. Такой сильный раздражитель, как крик – затормаживает ребенка и вместо того, чтобы поторопится, ребенок замирает.
- Важно набраться терпения и с малых лет учить флегматика приемам одевания, умывания, ухода за игрушками, книгами.
- Нельзя резко обрывать ребенка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности. Призовите на помощь песочные часы, будильник – ребенок будет учиться заканчивать дело до звонка, следить за темпом выполнения задания.
- Обязательно хвалите даже за незначительное проявление расторопности.
- Учите ребенка рационально распределять время. Если ребенок приступил к выполнению задания, не оставляйте его одного, побудьте рядом, иначе период раскачки и начала дела может растянуться.
Советы для мамы и папы или как правильно воспитывать ребёнка-сангвиника
- Основным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать «доверяй, но проверяй». Этот милый ребёнок всегда обещает, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание.
- Чтобы избежать поверхностного и небрежного выполнения задания, обратите внимание на качество выполнение работы! Например, не разрешайте приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый. Предложите ребёнку плохо выполненную работу сделать заново: «Что-то мы с тобой кляксы по всему рисунку не заметили?! Попробуй ещё раз дождик мелкий-мелкий нарисовать».
- Не ругайте ребёнка за несообразительность, рассеянность, несерьёзность, неаккуратность. Собранность и аккуратность формируется у сангвиника с большим трудом, чем у детей с другим темпераментом. Воспитывайте эти черты примером, занимайтесь с ребёнком и чаще хвалите его.
Советы для мамы и папы или как правильно воспитывать ребенка – холерика
- Основным подходом в воспитание ребенка – холерика является принцип, который условно можно назвать «Ни минуты покоя»: поддерживайте и направляйте энергию ребенка на полезные дела.
- Не запрещайте ребенку быть активным. Играйте с ним в живые, состязательные, подвижные игры. Энергия, которая дана холерику природой, должна быть использована.
- У детей – холериков от природы слабый тормозной процесс, поэтому их не следует корить за чрезмерное возбуждение, они не услышат слов. Здесь уместны шутки и юмор. Лучше помочь обуздать возбуждение, предложив ребенку другое, интересное и спокойное дело.
- Контролировать слишком бурные проявления холериков помогают спокойные игры, интересное хобби. Используйте настольные игры – лото, конструирование, выпиливание, оригами, вышивание, рисование. Словом, все, что нравится вам и ребенку, увлекает вас обоих и требует времени и сил, а значит, усидчивости, сосредоточенности.
- Маленькому холерику выполнить правила общения с другими детьми: уступать, не лезть вперёд, ждать своей очереди. Этого ребенка нужно ежедневно, терпеливо учить, применяя подсказку напоминание, одобрение, замечание.
Советы для мамы и папы или как правильно воспитывать ребёнка - меланхолика.
- Основным подходом воспитание ребёнка - меланхолика является принцип, который условно можно назвать «не навреди».
- Помните о том, что ребёнок - меланхолик нуждается в особом понимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте с ним поласковей, помягче, чаще прибегаете к тактильному контакту: прикасайтесь к нему, гладьте по голове и пр.
- У маленького - меланхолика обязательно должен быть в семье человек (мама или папа, бабушка или дедушка, строение или брат), наконец, домашнее животное, которому бы он мог довериться полностью, получать от него тепло и внимание.
- При взаимодействии с меланхоликом важен щадящий режим и принцип постепенности. Пока малыш маленький, сузьте круг знакомств и сильных раздражителей, которыми являются незнакомые взрослые, большое количество игрушек, резкий и громкий шум.
- Никогда не делайте своему ребёнку замечание на людях - это провоцирует развитие серьезных комплексов.
- Не забывайте о быстрой утомляемости, обусловленной слабостью нервных процессов - не перегружайте его развивающими заданиями, в процессе выполнения домашней работы делаете паузу. Помните о том, что даже игры утомляют его и могут и довести до стресса.
- Стрессовой для ребёнка - меланхолика является любая ситуация соревнования, старайтесь их избегать.
- Проявляйте терпение в развитии активности, смелости, общительности, стимулируйте малыша к проявлению инициативы.
- Не пугайте и не запугивайте своего ребенка. Ребенку – меланхолику противопоказаны страшные истории, тревожные фильмы и передачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности общения с детьми разного возраста (семинар для педагогов дополнительного образования)
Чтобы правильно строить общение с ребенком, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей. В материале пребставлена информация о потребностях в общении и его особенностях ...
Педагогический совет тема: Взаимодействие классного руководителя с воспитателем и учителями
Цель истинного воспитания-не только в том, чтобы заставить людей делать добрые дела, но и находить в них радость....
Выступление на педагогическом совете: «Особенности взаимодействия с трудными подростками»
Цель: Повышение психолого-педагогической культуры специалистов при общении с подростками.Задачи:1. Научиться понимать внутренние мотивы поведения подростка.2. Выявить условия, ...
Статья "Роль совместных спортивных мероприятий в развитии сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного уровня"
Статья "Роль совместных спортивных мероприятий в развитии сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного уровня"...
Рекомендации родителям по эффективному взаимодействию с детьми разных возрастов
Современные родители хотят общаться с ребёнком как с личностью и выстраивать доверительные, уважительные отношения. При этом взрослый остаётся главным: он несёт ответственность за маленького человека ...
Сообщение для педагогов "Такие разные темпераменты у дошкольников"
В своей работе педагоги постоянно взаимодействуют с детьми и не понаслышке знают, какие у них разные темпераменты. Темперамент - врожденное неизменное свойство нервной системы. от него зависит поведен...
Сборник "Практические рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с признаками проявления в поведении аутистических черт»
Материал сборника содержит конкретные практические рекомендации по организации взаимодействия с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра. Сборник адресован родителям детей с РАС, педагога...