Темперамент. Советы по взаимодействию с детьми разного темперамента.
консультация

Сатылбаева Олеся Александровна

Нужно помните о том, что, несмотря на то, что изменить темперамент невозможно, опираясь на пластичность нервной системы, можно повлиять на его проявления. Меры воспитательного воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы сглаживали недостатки темперамента и развивали бы его сильные стороны.

Рассмотрим каждый из типов темперамента подробнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Темперамент - это врожденные индивидуальные особенности человека, которые характеризуют динамическую эмоциональную сторону его поведения. Необходимо помнить, что свойства темперамента врождённые и начинают, провялятся с первых месяцев жизни малыша и почти не меняются в последующие возрастные периоды. Они характеризуют такие особенности человека как эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От темперамента не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация. Вместе с тем тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий личности в окружающей среде, особенности познавательной деятельности. Черты того или иного темперамента проявляются в поведении вашего чада в коллективе, а также в том, как он учиться и играет, переживает и радуется. Помните, что не стоит сваливать на темперамент невоспитанность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания.  Существует четыре основных типа темперамента. Каждому из них присущи свои психологические особенности и их сочетания. Зная их, можно достичь очень многого, а именно:

  • Можно научиться прогнозировать поведение своего малыша в той или иной ситуации, избавив, таким образом, ребенка и себя от многих трудностей;
  • Можно научиться устранять факторы, способные «повредить» его юную душу;
  • Можно научиться использовать в «мирных целях» как положительные черты темперамента, так и отрицательные.

Иными словами, внимательные родители способны научиться управлять темпераментом своего ребенка. Мы познакомимся с характеристиками каждого из них. У некоторых может сложиться мнение о предпочтительности одного темперамента перед другим. Такая убежденность является в корне неверной. Особо хочу подчеркнуть, что ошибочно думать то, что самый «лучший», например. Темперамент-сангвинический, а «худший» - меланхолический. «Плохих» или «хороших» темпераментов не существует. Каждый темперамент, как и любая медаль, имеет две стороны, то есть у каждого из них есть свои отрицательные и положительные черты.

Нужно помните о том, что, несмотря на то, что изменить темперамент невозможно, опираясь на пластичность нервной системы, можно повлиять на его проявления. Меры воспитательного воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы сглаживали недостатки темперамента и развивали бы его сильные стороны.

Рассмотрим каждый из типов темперамента подробнее.

Сангвиники

Сангвиник - это дружелюбный, общительный, жизнерадостный ребёнок. При этом он довольно покладист и рассудителен. У ребёнка очень живая мимика, по его лицу можно прочитать, что он сейчас чувствует. Его может сильно рассмешить или сильно огорчить какой-нибудь пустяк. Слёзы у маленького непоседы быстро появляются и также быстро высыхают. Сангвиник приятен в общение, в детской компании он заводила, выдумщик, фантазёр. Он не только быстро движется, но и быстро говорит. Такой ребёнок легко сходится с людьми, хотя и не отличается устойчивостью в своих привязанностях, интересах. Дети- сангвиники быстро устают от однообразия.

Холерик

Этот темперамент- один из самых ярких темпераментов ребёнка, который приносит родителям бесконечные хлопоты. «Покой нам только снится!»- могут сказать они про своего ребёнка-холерика. Ребёнок с таким типом нервной системы непоседлив, шаловлив, но шумный, несдержанный, суетливый, непослушный, вспыльчивый, драчливый. Речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна. Такие дети невнимательны, им не хватает

рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности. Холерик по натуре командир, но из-за своего вспыльчивого характера постоянно конфликтует со своими сверстниками. Такой ребенок склонен к игре на публику, он постоянно нуждается в зрителях. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания. Он любит активные шумные игры и новые впечатления, отчаянные истории и приключения, Охотно идет на риск. Поступки ребенка зачастую спонтанны, его поведение подобно урагану.

Меланхолики

Меланхолики – это мягкий и пушистый кроха. Меланхолики застенчивы, робки, а нерешительность – одно из основных свойств их характера. Она проявляется во всех движениях, жестах и речи малыша. Его расстраивает и выводит из равновесия любая мелочь. Он ранимо реагирует даже на человеческий голос: попробуйте его чуть повысить – и такой ребенок сразу заплачет. Слезы у меланхоликов неистощимы, ведь они боятся всего, особенно незнакомых людей и новой обстановки. Малыши – меланхолики не только тихие, но еще и добрые, мягкие, открытые, доверчивые. Они очень плохо привыкают к новому коллективу, стремятся быть в «тени».

Флегматики

По упрямству этот ребенок превосходит всех, а дома его, любя, все называют «копушей». Ребенок с таким типом нервной деятельности всегда невозмутим и спокоен. Ему свойственно замедленное, но сильное реагирование, медленное, но прочное запоминание. Малыш не любит перемен, очень медленно привыкает к детскому саду, смене воспитателя, трудно приспосабливается к новому режиму, новых требованиям, рассматриванию с родителями, знакомству с детьми. Чувства флегматика ровные, постоянные и глубокие. Флегматик всё делает обстоятельно, преодолевая все препятствия. В среде детей он отличается спокойствием. Для многих сверстников флегматик скучен, они не приглашают его участвовать в подвижных, активных играх.

Способы взаимодействия с детьми разного темперамента.

Советы для мамы и папы или как правильно воспитывать ребенка - флегматика

  1. Основным подходом в воспитании ребенка – флегматика является принцип, который условно можно назвать «не торопи». Помни о том, что такой малыш не может работать в условиях дефицита времени. Такой сильный раздражитель, как крик – затормаживает ребенка и вместо того, чтобы поторопится, ребенок замирает.
  2. Важно набраться терпения и с малых лет учить флегматика приемам одевания, умывания, ухода за игрушками, книгами.
  3. Нельзя резко обрывать ребенка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности. Призовите на помощь песочные часы, будильник – ребенок будет учиться заканчивать дело до звонка, следить за темпом выполнения задания.
  4. Обязательно хвалите даже за незначительное проявление расторопности.
  5. Учите ребенка рационально распределять время. Если ребенок приступил к выполнению задания, не оставляйте его одного, побудьте рядом, иначе период раскачки и начала дела может растянуться.

Советы для мамы и папы или как правильно воспитывать ребёнка-сангвиника

  1. Основным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать «доверяй, но проверяй». Этот милый ребёнок всегда обещает, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание.
  2. Чтобы избежать поверхностного и небрежного выполнения задания, обратите внимание на качество выполнение работы! Например, не разрешайте приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый. Предложите ребёнку плохо выполненную работу сделать заново: «Что-то мы с тобой кляксы по всему рисунку не заметили?! Попробуй ещё раз дождик мелкий-мелкий нарисовать».
  3. Не ругайте ребёнка за несообразительность, рассеянность, несерьёзность, неаккуратность. Собранность и аккуратность формируется у сангвиника с большим трудом, чем у детей с другим темпераментом. Воспитывайте эти черты примером, занимайтесь с ребёнком и чаще хвалите его.

Советы для мамы и папы или как правильно воспитывать ребенка – холерика

  1. Основным подходом в воспитание ребенка – холерика является принцип, который условно можно назвать «Ни минуты покоя»: поддерживайте и направляйте энергию ребенка на полезные дела.
  2. Не запрещайте ребенку быть активным. Играйте с ним в живые, состязательные, подвижные игры. Энергия, которая дана холерику природой, должна быть использована.
  3.  У детей – холериков от природы слабый тормозной процесс, поэтому их не следует корить за чрезмерное возбуждение, они не услышат слов. Здесь уместны шутки и юмор. Лучше помочь обуздать возбуждение, предложив ребенку другое, интересное и спокойное дело.
  4. Контролировать слишком бурные проявления холериков помогают спокойные игры, интересное хобби. Используйте настольные игры – лото, конструирование, выпиливание, оригами, вышивание, рисование. Словом, все, что нравится вам и ребенку, увлекает вас обоих и требует времени и сил, а значит, усидчивости, сосредоточенности.
  5.  Маленькому холерику выполнить правила общения с другими детьми: уступать, не лезть вперёд, ждать своей очереди. Этого ребенка нужно ежедневно, терпеливо учить, применяя подсказку напоминание, одобрение, замечание.

Советы для мамы и папы или как правильно воспитывать ребёнка -  меланхолика.

  1. Основным подходом воспитание ребёнка - меланхолика является принцип, который условно можно назвать «не навреди».
  2. Помните о том, что ребёнок - меланхолик нуждается в особом понимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте  с ним поласковей, помягче, чаще прибегаете к тактильному контакту: прикасайтесь к нему, гладьте по голове и пр.
  3. У маленького - меланхолика обязательно должен быть в семье человек (мама или папа, бабушка или дедушка, строение или брат), наконец, домашнее животное, которому бы он мог довериться полностью, получать от него тепло и внимание.
  4. При взаимодействии с меланхоликом важен щадящий режим и принцип постепенности. Пока малыш маленький, сузьте круг знакомств и сильных раздражителей, которыми являются незнакомые взрослые, большое количество игрушек, резкий и громкий шум.
  5. Никогда не делайте своему ребёнку замечание на людях - это провоцирует развитие серьезных комплексов.
  6. Не забывайте о быстрой утомляемости, обусловленной слабостью нервных процессов - не перегружайте его развивающими заданиями, в процессе выполнения домашней работы делаете паузу. Помните о том, что даже игры утомляют его и могут и довести до стресса.
  7. Стрессовой для ребёнка - меланхолика является любая ситуация соревнования, старайтесь их избегать.
  8. Проявляйте терпение в развитии активности, смелости, общительности, стимулируйте малыша к проявлению инициативы.
  9. Не пугайте и не запугивайте своего ребенка. Ребенку – меланхолику противопоказаны страшные истории, тревожные фильмы и передачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности общения с детьми разного возраста (семинар для педагогов дополнительного образования)

Чтобы правильно строить общение с ребенком, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей. В материале пребставлена информация о потребностях в общении и его особенностях ...

Педагогический совет тема: Взаимодействие классного руководителя с воспитателем и учителями

Цель истинного воспитания-не только в том, чтобы заставить людей делать добрые дела, но и находить в них радость....

Выступление на педагогическом совете: «Особенности взаимодействия с трудными подростками»

Цель:  Повышение  психолого-педагогической  культуры специалистов  при общении с подростками.Задачи:1. Научиться понимать внутренние мотивы поведения подростка.2. Выявить условия, ...

Статья "Роль совместных спортивных мероприятий в развитии сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного уровня"

Статья "Роль совместных спортивных мероприятий в развитии сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного уровня"...

Рекомендации родителям по эффективному взаимодействию с детьми разных возрастов

Современные родители хотят общаться с ребёнком как с личностью и выстраивать доверительные, уважительные отношения. При этом взрослый остаётся главным: он несёт ответственность за маленького человека ...

Сообщение для педагогов "Такие разные темпераменты у дошкольников"

В своей работе педагоги постоянно взаимодействуют с детьми и не понаслышке знают, какие у них разные темпераменты. Темперамент - врожденное неизменное свойство нервной системы. от него зависит поведен...

Сборник "Практические рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с признаками проявления в поведении аутистических черт»

Материал сборника содержит конкретные практические рекомендации по организации взаимодействия с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра. Сборник адресован родителям детей с РАС, педагога...