Нравственно-патриотическое воспитание классного коллектива на основе внеурочной краеведческой деятельности (из опыта работы)
опыты и эксперименты
Работа классного руководителя по нравственно-патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
классное руководство | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Евсеева И.Н. учитель истории и обществознания, классный руководитель. МАОУ «Гимназия №87» г. Саратов.
Нравственно-патриотическое воспитание классного коллектива на основе внеурочной краеведческой деятельности (из опыта работы).
Одно из основных направлений работы классного руководителя является нравственно-патриотическое воспитание школьников. Кроме того, труд классного руководителя направлен на решение задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своём городе, области, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Способствовать данному направлению может работа классного руководителя в краеведческом ракурсе.
Локальная история сосредоточена на жизни обычных людей и это более ценно, чем история, изложенная в учебнике. Зарождаясь из привязанности к родным местам и людям, чувство любви к Родине вырастает до понимания своей связи со страной.
Так, при изучении первобытного общества дети имеют возможность познакомиться со стоянками «человека разумного» на территории Саратовской области (например, у села Аряш Новобурасского района (Солёный овраг); у посёлка Непряхин Озинского района (Непряхинская стоянка); на острове Хорошенском (Хорошенький, Хорошев). Чаще всего дети готовят сообщения о стоянках первобытного человека на территории Саратовской области. По возможности посещает Краеведческий музей.
На протяжении многих лет, учащиеся готовят проекты на тему «История страны в истории моей семьи», при выполнении которого дети, обращаясь к членам своей семьи, не только «из первых уст» узнают об их участии в тех или иных событиях, но и выстраивают родословные, порой насчитывающие десяток поколений. Многие ученики с большим удивлением узнают, что их прадеды брали Берлин или были раскулачены. Например, Вдовенко Варя, изучая родословную своей семьи, обращалась в архивы различных субъектов Российской Федерации и проанализировала жизнь и духовный подвиг новомучеников на примере своего деда, других священнослужителей и мирян Саратовской епархии, пострадавших за веру в XX столетии. Или Богданов Иван, изучая материалы семейного архива, на протяжении нескольких лет работал над темой участия своего прадеда в Великой Отечественной войне и даже во Второй мировой: добавил материалы на сайте «Подвиг народа», принял участие в конференции в Хабаровске и т.д.
Ещё больший простор для педагогического творчества представляет социальная жизнь города и района, что, несомненно, позитивно влияет на формирование патриотических чувств, воспитание гражданской позиции учащихся через любовь к своей малой Родине. Изучение местных общественных процессов подталкивает детей к исследовательской деятельности во внеурочное время. Так появились проекты, успешно презентованные на конференциях различного уровня: «Районные краеведческие чтения», «Эврика», «Народы Поволжья: история, образование, культура» и др. Занятие краеведением помогает глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включённых в Конституцию страны: «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Таким образом, использование краеведческого материала в работе классного руководителя и во внеурочной деятельности учащихся позволяет разнообразить методику воспитания классного коллектива, вносит в школьный процесс конкретность и убедительность. Краеведческая работа помогала и помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности, способствует нравственно-патриотическому воспитанию, формируя такие духовно-нравственные ценности российского народа как гражданственность, патриотизм, милосердие, сочувствие, сострадание друг другу, коллективизм, в очередной раз напоминает о преемственности поколений и значимости семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственных качеств личности через организацию досуговой деятельности/из опыта работы
Работа по нравственному воспитанию может быть полезна воспитателям, классным руководителям. В приложениях даны разработки занятий "Делать добро спешите", "Совесть",...
методическая работа "Об особенностях концертмейстерской деятельности" (из опыта работы пианиста-концертмейстера в инструментальных классах ДШИ, хоровых и вокальных коллективах)
методическая работа об особенностях концертмейстерской деятельности в инструментальных классах ДШИ, хоровых и вокальных коллективах....
"Диагностические методы изучения классного коллектива – как основа работы классного руководителя"
Диагностическая работа, в наше время, является основой педагогической деятельности. Хочу поделиться методами изучения классного коллектива!...
Нравственно-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста посредством туристско-краеведческой деятельности. Из опыта работы.
Из опыта работы педагога доплнительного образования МБУ ДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" по социаализации и воспитанию нравственно-патриотических чувств детей начальных класс...
«Воспитание классного коллектива на основе создания традиций»
В данной работе представлен опыт по воспитанию классного коллектива. Взаимоотношения в классе станут моделью будущих взаимоотношений нынешних школьников в обществе. Создание здорового коллектива...
Формирование патриотизма на уроках и внеурочное время в условиях сельской малокомплектной школы на основе краеведческого материала(из опыта работы)
В данной статье раскрывается опыт работы по формированию патриотизма на уроках и внеурочное время в условиях сельской малокомплектной школы на основе краеведческого материала...