Использование средств ИКТ для эффективного и своевременного взаимодействия между учителем и родителями обучающихся
статья

Елена Алексеевна Юхтанова

Средства ИКТ технологий помогают педагогу повысить взаимодействие работы с родителями обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование средств ИКТ для эффективного и своевременного взаимодействия между учителем и родителями обучающихся

 Взаимодействие школы и семьи - это взаимодействие педагогов, обучающихся и родителей в процессе их совместной деятельности. В первую очередь сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение приоритетных целей и задач деятельности, совместное планирование намечающей работы, совместное распределение деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместная оценка и контроль результатов, а так же прогнозирование новых целей и задач. 

Основной целью сотрудничества школы и семьи является организация благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей, которая является обязательной основой для взаимодействия участников образовательного процесса. 

В настоящее время, значительно увеличилась роль информационных технологий в жизни людей. Современное общество активно включилось в  процесс, называемый информатизацией. Он включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации через информационные технологии.

Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями обучающихся, а также популяризировать деятельность учителя и школы в целом.

Поэтому, необходимость применения средств  ИКТ для взаимодействия учителя  с родителями  учеников актуальна как никогда, это связано еще и с тем, что традиционные формы работы с родителями демонстрируют низкую эффективность в повышении уровня педагогической культуры родителей и не охватывают особую категорию родителей, которые больше других нуждаются в общении с педагогом.

   Использование средств ИКТ направлено, прежде всего, на улучшение  качества образовательного процесса, которое в свою очередь, зависит от тесного взаимодействия родителей (законных представителей) и образовательного учреждения.  

Преимущество применения средств ИКТ для взаимодействия с семьями учащихся заключаются в следующем:

• минимизируется время доступа родителей к информации;

• обеспечивается оперативная осведомленность в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребёнка;

• обеспечивается индивидуальный подход к родителям обучающихся;

Для решения данной проблемы, необходимо активизировать и популяризировать специальные сайты с использованием видеоресурсов и мультимедийного потенциала, предназначенные для повышения уровня педагогической культуры родителей, педагогического потенциала семьи.


      Решающую роль в решении данного вопроса играет своевременный и адекватный обмен информацией, касающейся всех направлений работы с родителями и общения с ними, вооружив их средством дистанционного оперативного обмена информацией относительно работы школы.

Рассмотрим несколько основных средств ИКТ, используемых для повышения эффективности взаимодействия школы, педагога и родителей.

  1. Электронная почта. Посредством неё родители получают информацию о событиях образовательного учреждения или ссылки на образовательные сайты для просвещения.

Важно, при составлении писем необходимо помнить о структуре письма. Начинаться письмо всегда должно со слов «Уважаемые родители», иметь деловой стиль, корректное написание и завершаться словами «С уважением…».

  1. Сайт школы. Он служит источником информации учебного, методического и воспитательного характера.  

      Наличие сайта школы дает родителям возможность оперативно получать информацию о специфике работы школы, о проводимых мероприятиях. При этом коллективные формы информационного взаимодействия не отрицают возможности получения каждым родителем индивидуальной или конфиденциальной информации. Сайт  школы может содержать подсистему разделения прав и полномочий пользователей. Любой родитель может обладать своим правом доступа. При помощи своего сайта школа может стать для родителей источником учебных или методических материалов, благодаря которым родители получат информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию школьников с учетом той деятельности, что осуществляется в школе.

  1. Мессенджеры. Программы для смартфона или персонального компьютера, позволяющие обмениваться текстовыми сообщениями, телефонными звонками и даже разговаривать с использованием видеосвязи (WhatsApp, ВКотакте, Telegram)

Наиболее часто используемым способом взаимодействия с родителями является мессенджер WhatsApp, который является наиболее востребованным, доступным и  эффективным способом взаимодействия с родителями.    Приложение – WhatsApp - популярная бесплатная система мгновенного обмена текстовыми сообщениями для мобильных и иных платформ с поддержкой голосов голосовой и видеосвязи.

Родители могут позвонить учителю, отправить смс-сообщение, задать любой волнующий их вопрос или сообщить о проблеме, кроме этого, доступен быстрый обмен видео и фотографиями.  

Страничка в Вконтакте, Instagram - данный способ также является эффективным и доступным способом педагогического просвещения родителей.

Как показывает практика, данный способ взаимодействия с родителями эффективен в том случае, если родители заинтересованы в получении необходимых педагогических знаний и находятся в процессе поиска нужной им информации по воспитанию детей, а «пассивные» или чрезмерно занятые родители, к сожалению, реже заходят на такие сайты.

Следует подчеркнуть, что при всех вышеописанных формах телекоммуникационного общения родителей и учителя, необходимо прививать всем участникам взаимодействия чувство этики общения, самоуважения и уважения к собеседнику.

При использовании этих и многих других факторов информатизации работы  учителя с родителями надо учитывать, что одним из самых главных следствий такого взаимодействия является воспитание и обучение ребенка с ОВЗ.

Умелое, и научно обоснованное применение соответствующих электронных ресурсов и  средств ИКТ способствует взаимодействию учителя и родителей учеников с ОВЗ.

Подводя итог, можно сказать, что использование средств ИКТ при взаимодействии с родителями усиливает взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

дает возможность учитывать своеобразие условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания; сочетать индивидуальный подход к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы; поддерживать взаимосвязь разных форм работы с родителями; одновременно влиять на родителей и детей; обеспечивать в работе с родителями определенную последовательность, систему.

Используемые источники:

 Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании / В.Ф. Ефимов // «Начальная школа». – 2009. – №2. – С. 43-46.

https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-v-rabote-obrazovatelnoy-organizatsii-s-roditelyami-obuchayuschihsya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины конфликтов между учителями и родителями и пути их разрешения

Материал содержит информацию о причинах конфликтов с позиции учителя и родителей. В работе даны рекомендации учителям и  родителям, как избежать конфликтов....

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями обучающихся

Материал включает описание форм и видов взаимодействия с родителями, а также тренинг, позволяющий проанализировать собственное отношение к своей семье и подумать о направлении коррекции отношений в се...

Конфликт между учителем и родителями.Пути их решения.

Рекомендации по безконфликтному решению споров....

План взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся

План взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся...

План взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся

План взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся...

Взаимодействию между учителем физической культуры и учеником сегодняшнего дня.

В настоящее время в Российской Федерации образованию необходима модернизация учебно – воспитательного процесса, и особенно в этом касается методик в преподавание уроков на физической культуре. В...