Речевая культура первоклассника
методическая разработка

Тирон Татьяна Ивановна

Современные дети часто не чувствуют дистанции со взрослыми, учителем. Говорят слишком много и не к месту, вклиниваются в разговор учителей, считая свои проблемы очень важными. Часто дети подходят к учителю и говорят одновременно, перебивая друг друга. Осознание правил поведения на уроке происходит медленно. Дети с большим трудом привыкают к необходимости поднять руку для ответа, не высказываться без разрешения учителя и слушать своих одноклассников и учителя не перебивая.

Вероятно, таким же образом дети ведут себя в других местах и дома. Очевидно, что вопрос культуры речи первоклассников нужно рассмотреть на родительском собрании, чтобы вместе с родителями выработать правильные совместные подходы к  формированию речевого этикета детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_kultura_pervoklassnika.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая культура первоклассника

Школьная жизнь предъявляет к первоклассникам много новых правил.

От соблюдения правил школьной жизни во многом будет зависеть успешность обучения каждого ребёнка. Адаптироваться к школьным правилам очень непросто многим детям, хотя многие правила поведения должны были быть сформированы ещё в дошкольной жизни.  

Современные дети часто не чувствуют дистанции со взрослыми, учителем. Говорят слишком много и не к месту, вклиниваются в разговор учителей, считая свои проблемы очень важными. Часто дети подходят к учителю и говорят одновременно, перебивая друг друга. Осознание правил поведения на уроке происходит медленно. Дети с большим трудом привыкают к необходимости поднять руку для ответа, не высказываться без разрешения учителя и слушать своих одноклассников и учителя не перебивая.

Вероятно, таким же образом дети ведут себя в других местах и дома. Очевидно, что вопрос культуры речи первоклассников нужно рассмотреть на родительском собрании, чтобы вместе с родителями выработать правильные совместные подходы к  формированию речевого этикета детей.

Любое высказывание учащегося на уроке оценивается учителем с точки зрения

  • правильности содержания
  • уместности высказывания
  • логичности его построения
  • языкового оформления.

Эти же критерии могут взять для себя и родители, чтобы оценивать речевые высказывания детей более осознанно.

В раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за шалости происходит усвоение базовых формул речевого этикета.

Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.

В повседневной жизни мы постоянно общаемся с людьми. Любой процесс общение складывается из определённых этапов:

начало разговора (приветствие / знакомство);

основная часть, беседа;

заключительная часть разговора.

Каждый этап общения сопровождается определёнными штампами, традиционными словами и устойчивыми выражениями – формулами речевого этикета. Данные формулы существуют в языке в готовом виде и предусмотрены на все случаи жизни.

К формулам речевого этикета относятся слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста), приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас,  до свидания), обращения (ты, вы, дамы и господа). С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро, а из европейских языков — прощания: всего хорошего, всего доброго.

К сфере речевого этикета относятся способы выражения радости, сочувствия, горя, вины, принятые в данной культуре. Так, например, в некоторых странах считается неприличным жаловаться на трудности и проблемы, а в других недопустимо рассказывать о своих достижениях и успехах. Круг тем для бесед различен в разных культурах.

Для речевой культуры и успешной учёбы у детей должны быть сформированы умения слушать и понимать речь учителя и учащихся, внимательно относиться к высказываниям других (стихи, пересказы).

У речи есть, наряду с другими, две очень важные функции: коммуникативная и регулирующая. Коммуникативная функция – это общение, хранение и передача опыта. Речевая коммуникация предписывает, что ребёнок:

  • должен быть достаточно активен в общении,
  • уметь слушать и понимать речь,
  • легко входить в контакт с детьми и взрослыми, строить общение с учетом ситуации,
  • ясно и последовательно выражать свои мысли,
  • пользоваться формами речевого этикета.

Истоки регулирующей функции находятся в общении со взрослыми и её суть заключается в умении подчиняться речевой инструкции взрослого. В идеале – подчиняться с однократно произнесённой просьбы или требования.

Исследования, проведенные А. Р. Лурия, показали, что дети, как правило, подчиняют свои действия ситуативным обстоятельствам, а не слову. Для того, чтобы ребенок в своих действиях руководствовался словесной инструкцией, необходимо создать специальные условия.

Из регулирующей функции происходит тесно связанная с ней функция планирования — планирования человеком своей деятельности и поведения в обществе, деятельности и поведения окружающих его людей. Регулятивная функция позволяет ребенку планировать и регулировать свое поведение в общении, а со временем — сознательно контролировать свои эмоции и поступки. Таким образом, возникает необходимость разработки заданий и упражнений для комплексного и дифференцированного развития этих функций.

Таким образом, можно сделать вывод, что регулирующая функция является одним из важных факторов развития произвольного поведения, исходя из следующего:

-  Регулирующая функция речи помогает фиксировать результаты действия;

 - Речь сопровождает действие (ребенок анализирует условия задачи, ищет средство достижения цели и производит нужное действие);

 - Регулирующая функция речи помогает ребенку дать словесный отчет о сделанном действии в целом;

 - Речь фиксирует образ предстоящего действия, и таким образом становится регулятором действия;

- Регулирующая функция речи помогает объективировать собственные действия и осознавать их. Ребенок не приспосабливается к противостоящему его требованиям обществу и не подчиняется ему, он изначально находится и развивается внутри этого общества, в практической связи с ним. Решающую роль в этом процессе играет речевое общение ребенка с другими людьми. Слово, будучи, прежде всего инструментом общения между людьми, становится затем средством мышления и средством овладения своим поведением.

Гордеева, Т. Г. Регулирующая функция речи и произвольное поведение детей / Т. Г. Гордеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 8 (55). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/55/7588/ (дата обращения: 26.12.2024).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация " Речевое развитие первоклассников"

Презентация на тему " Речевое развитие первоклассников". Для ребенка  хорошая речь  - залог успешного обучения и развития. В презентации рассказывается о формировании речевой деятельности пе...

Урок-проект "Речевая культура и речевая агрессия"-9 класс

          Этот урок - итог проектной деятельности с учащимися 9-го класса по изучении словарного запаса школьников и взрослого населения, разговор о бережном использова...

«Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры»

Цель данного эссе: развитие интереса к русскому языку и воспитание потребности к его изучению....

Речевая готовность первоклассников

Практикум для родителей при поступлении ребенка в 1 класс. Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников....

Обучение речевой иноязычной культуре первоклассника – как неотъемлемая часть внеурочной деятельности

В данной статье речь идёт об обучении речевой иноязычной культуре первоклассников. Иноязычная культура - это интегративное образование, включающее в себя совокупность языковых, этнических и поведенчес...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...