Речевая культура первоклассника
методическая разработка
Современные дети часто не чувствуют дистанции со взрослыми, учителем. Говорят слишком много и не к месту, вклиниваются в разговор учителей, считая свои проблемы очень важными. Часто дети подходят к учителю и говорят одновременно, перебивая друг друга. Осознание правил поведения на уроке происходит медленно. Дети с большим трудом привыкают к необходимости поднять руку для ответа, не высказываться без разрешения учителя и слушать своих одноклассников и учителя не перебивая.
Вероятно, таким же образом дети ведут себя в других местах и дома. Очевидно, что вопрос культуры речи первоклассников нужно рассмотреть на родительском собрании, чтобы вместе с родителями выработать правильные совместные подходы к формированию речевого этикета детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_kultura_pervoklassnika.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая культура первоклассника
Школьная жизнь предъявляет к первоклассникам много новых правил.
От соблюдения правил школьной жизни во многом будет зависеть успешность обучения каждого ребёнка. Адаптироваться к школьным правилам очень непросто многим детям, хотя многие правила поведения должны были быть сформированы ещё в дошкольной жизни.
Современные дети часто не чувствуют дистанции со взрослыми, учителем. Говорят слишком много и не к месту, вклиниваются в разговор учителей, считая свои проблемы очень важными. Часто дети подходят к учителю и говорят одновременно, перебивая друг друга. Осознание правил поведения на уроке происходит медленно. Дети с большим трудом привыкают к необходимости поднять руку для ответа, не высказываться без разрешения учителя и слушать своих одноклассников и учителя не перебивая.
Вероятно, таким же образом дети ведут себя в других местах и дома. Очевидно, что вопрос культуры речи первоклассников нужно рассмотреть на родительском собрании, чтобы вместе с родителями выработать правильные совместные подходы к формированию речевого этикета детей.
Любое высказывание учащегося на уроке оценивается учителем с точки зрения
- правильности содержания
- уместности высказывания
- логичности его построения
- языкового оформления.
Эти же критерии могут взять для себя и родители, чтобы оценивать речевые высказывания детей более осознанно.
В раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за шалости происходит усвоение базовых формул речевого этикета.
Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.
В повседневной жизни мы постоянно общаемся с людьми. Любой процесс общение складывается из определённых этапов:
начало разговора (приветствие / знакомство);
основная часть, беседа;
заключительная часть разговора.
Каждый этап общения сопровождается определёнными штампами, традиционными словами и устойчивыми выражениями – формулами речевого этикета. Данные формулы существуют в языке в готовом виде и предусмотрены на все случаи жизни.
К формулам речевого этикета относятся слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста), приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас, до свидания), обращения (ты, вы, дамы и господа). С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро, а из европейских языков — прощания: всего хорошего, всего доброго.
К сфере речевого этикета относятся способы выражения радости, сочувствия, горя, вины, принятые в данной культуре. Так, например, в некоторых странах считается неприличным жаловаться на трудности и проблемы, а в других недопустимо рассказывать о своих достижениях и успехах. Круг тем для бесед различен в разных культурах.
Для речевой культуры и успешной учёбы у детей должны быть сформированы умения слушать и понимать речь учителя и учащихся, внимательно относиться к высказываниям других (стихи, пересказы).
У речи есть, наряду с другими, две очень важные функции: коммуникативная и регулирующая. Коммуникативная функция – это общение, хранение и передача опыта. Речевая коммуникация предписывает, что ребёнок:
- должен быть достаточно активен в общении,
- уметь слушать и понимать речь,
- легко входить в контакт с детьми и взрослыми, строить общение с учетом ситуации,
- ясно и последовательно выражать свои мысли,
- пользоваться формами речевого этикета.
Истоки регулирующей функции находятся в общении со взрослыми и её суть заключается в умении подчиняться речевой инструкции взрослого. В идеале – подчиняться с однократно произнесённой просьбы или требования.
Исследования, проведенные А. Р. Лурия, показали, что дети, как правило, подчиняют свои действия ситуативным обстоятельствам, а не слову. Для того, чтобы ребенок в своих действиях руководствовался словесной инструкцией, необходимо создать специальные условия.
Из регулирующей функции происходит тесно связанная с ней функция планирования — планирования человеком своей деятельности и поведения в обществе, деятельности и поведения окружающих его людей. Регулятивная функция позволяет ребенку планировать и регулировать свое поведение в общении, а со временем — сознательно контролировать свои эмоции и поступки. Таким образом, возникает необходимость разработки заданий и упражнений для комплексного и дифференцированного развития этих функций.
Таким образом, можно сделать вывод, что регулирующая функция является одним из важных факторов развития произвольного поведения, исходя из следующего:
- Регулирующая функция речи помогает фиксировать результаты действия;
- Речь сопровождает действие (ребенок анализирует условия задачи, ищет средство достижения цели и производит нужное действие);
- Регулирующая функция речи помогает ребенку дать словесный отчет о сделанном действии в целом;
- Речь фиксирует образ предстоящего действия, и таким образом становится регулятором действия;
- Регулирующая функция речи помогает объективировать собственные действия и осознавать их. Ребенок не приспосабливается к противостоящему его требованиям обществу и не подчиняется ему, он изначально находится и развивается внутри этого общества, в практической связи с ним. Решающую роль в этом процессе играет речевое общение ребенка с другими людьми. Слово, будучи, прежде всего инструментом общения между людьми, становится затем средством мышления и средством овладения своим поведением.
Гордеева, Т. Г. Регулирующая функция речи и произвольное поведение детей / Т. Г. Гордеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 8 (55). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/55/7588/ (дата обращения: 26.12.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация " Речевое развитие первоклассников"
Презентация на тему " Речевое развитие первоклассников". Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. В презентации рассказывается о формировании речевой деятельности пе...
Урок-проект "Речевая культура и речевая агрессия"-9 класс
Этот урок - итог проектной деятельности с учащимися 9-го класса по изучении словарного запаса школьников и взрослого населения, разговор о бережном использова...
«Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры»
Цель данного эссе: развитие интереса к русскому языку и воспитание потребности к его изучению....
Речевая готовность первоклассников
Практикум для родителей при поступлении ребенка в 1 класс. Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников....
Обучение речевой иноязычной культуре первоклассника – как неотъемлемая часть внеурочной деятельности
В данной статье речь идёт об обучении речевой иноязычной культуре первоклассников. Иноязычная культура - это интегративное образование, включающее в себя совокупность языковых, этнических и поведенчес...
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...