Психология для родителей
методическая разработка

Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребёнка. Внимание учёных объясняется не только профессиональной проблематикой, но свидетельствует и о наличии значительных трудностей в развитии этого социального института. Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, которым характерен высокий уровень проявления «проблемности».

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от N 273-ФЗ (последняя редакция), для детей с ограниченными возможностями здоровья создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. В связи с введением инклюзивного образования, детям с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться в общеобразовательных школах. Это способствует нормальной социализации таких детей.

Но практика свидетельствует о том, что такие семьи нуждаются в оказании и психологической помощи в том числе. Дети должны обучаться и воспитываться в специальных условиях, включая и создание адекватной микросоциальной среды в семье. Следует отметить, что часть родителей, обеспокоенная возникшими проблемами, пытается разрешить их собственными силами. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) принимают активное участие в создании родительских ассоциаций, просветительских фондов, центров милосердия и социального партнерства. Осуществление психологической помощи семьям рассматриваемой категории позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений. Разнообразные формы обучения как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях, работа с детьми, имеющими выраженные психофизические недостатки, включают такую семью в поле коррекционного воздействия в качестве основного стабилизирующего фактора социальной адаптации ребёнка.

В последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Этому способствовал ряд событий, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми-инвалидами (до этого всего на региональном уровне), определенная трансформация массового сознания граждан, ещё не так давно представлявших инвалидность только в медицинском аспекте, динамичный рост числа центров реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от N 273-ФЗ (последняя редакция) гарантирует права для получения образования людьми с ОВЗ и создает оптимальные условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Особое внимание уделяется социальному обслуживанию детей-инвалидов, развитию социально-реабилитационных услуг. В системе органов социальной защиты населения стали действовать специализированные реабилитационные центры и отделения реабилитации в качестве структурных подразделений в учреждениях общественного обслуживания семьи. Но всё это недостаточно отражается на решении внутренних психологических проблем родителей ребёнка с ОВЗ.

Детство человека с ограниченными возможностями, его реабилитация и адаптация в социуме являются ключевыми для становления его личности.

Изучением семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ в отечественной литературе занимались такие ученые как Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, Р.Ф. Майрамян, М.М. Семаго, К.Л. Белопольская, Л.М. Шипицина, М.С. Певзнер, И.Ю. Левченко, Г.А. Мишина, А.И. Раку, И.А. Скворцов, А.С. Спиваковская, В.В. Юртайкин. Как показал анализ их работ, большинство из них посвящены теоретическим и практическим аспектам работы с самим ребенком, а вот работ, рассматривающих помощь целой семье, где воспитывается и живет больной ребенок - не достаточно.

Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда тяжелый психологический стресс для родителей. Неблагоприятная динамика нарушений в развитии у детей оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей, так как они находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Как следствие у них, формируются личностные нарушения, проявляющиеся в разных эмоциональных состояниях и реакциях, в эмоциональной неустойчивости родителей.

Поскольку изначально именно семья является ресурсом для личностного развития ребенка с ОВЗ, возникает необходимость сохранения и поддержания психического и психологического здоровья членов семей, имеющих такого ребенка.

В этой связи возникает необходимость обобщения и систематизации информации о детях данной категории в целом и о семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью разработки эффективных мер предупреждения и коррекции личностных нарушений родителей, а также с целью описания основных направлений и форм работы с такими семьями.

Таким образом, необходимо не просто изучать особенности семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, но и разработать систему психологической помощи и поддержки таким семьям. Однако, оказание эффективной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, сложный процесс, поскольку отсутствует целостный методологический подход к определению содержания, механизмов, форм и методов психологической помощи таким семьям.

Основная цель работы педагога-психолога в данном направлении – это социально-психологическая поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психологическая поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ, заключается:

  1. На психологическом уровне - необходимостью профилактики стресса, имеющего пролонгированный характер, который в свою очередь оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей.
  2. На социальном уровне - необходимостью установления доверительно-поддерживающих отношений между родителями, поскольку происходит деформация во взаимоотношениях между родителями больного ребенка, вследствие чего нередко наблюдаются разводы, а также семья становится малообщительной и избирательной в контактах, то есть формируется ограниченный микросоциум, в котором преимущественно и воспитывается ребенок.
  3. На соматическом уровне - необходимостью прерывания патологической цепочки, которая от заболевания ребенка ведет к психогенному стрессу у матери (родителей), который, в свою очередь, провоцирует соматические или психические заболевания.

Психологическую поддержку родителей мы рассматриваем как систему мер, направленных на:

  • снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;
  • укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;
  • формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;
  • установление адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания.

Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ предполагает, как индивидуальную (семейную), так и групповую формы работы. Эффективность работы зависит от участия родителей в прослушивании лекций по особенностям психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в тренингах, направленных на коррекцию эмоциональных состояний, межличностных и детско-родительских отношений.

Учитывая особенности семей, воспитывающих детей с ОВЗ, для оптимального сотрудничества с ними важными являются позитивность консультирования, преодоление пассивной позиции семьи.

Работу с родителями, воспитывающих ребенка с ОВЗ целесообразно проводить в двух направлениях:

1. Информирование родителей о психологических особенностях ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений.

После проведенных диагностических мероприятий психолог знакомит родителей с результатами обследований на индивидуальных консультациях и беседах. Проведение тематических родительских собраний, групповых консультаций способствуют расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии, о типичных возрастных закономерностях в развитии личности. Обобщив результаты диагностической работы, а также на основании запросов родителей, психолог формирует родительские группы. Подбор семей проводится с учетом сходства проблем и запросов. Работа с родительскими группами проводится в форме родительских семинаров, которые включают в себя лекционные приемы и групповые дискуссии. Групповые дискуссии способствуют повышению мотивации родителей в совместной работе и вовлеченности в решении обсуждаемых проблем. Такая форма работы позволяет родителям осознать, что они не одиноки, что подобные трудности испытывают и другие семьи. В процессе дискуссий у родителей возрастает уверенность в своих родительских возможностях, они делятся опытом, знакомятся с психолого-педагогическими приемами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается в рекомендательной форме. Такой демократичный стиль в общения психолога с родителями позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребенка.

2. Обучение эффективным способам общения с ребенком осуществляется путем проведения детско-родительских игр, тренингов, совместных коррекционных занятий с детьми.

Стимуляция оптимальных взаимоотношений между детьми и их родителями достигается успешно в семейных и детско-родительских группах, состоящих из нескольких семей. Групповая форма работы способствует конструктивному переосмыслению личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые, более адекватные эмоциональные реакции, вырабатывает ряд социальных навыков, особенно в сфере межличностного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ.

   Образовательная школьная среда, в которую попадает ребёнок, достигнув определённого возраста, безусловно, развивает и воспитывает детей. Однако важнейшим условием обеспечения псих...

Памятка психологов для родителей

О воститании культуры поведения ц детей...

Работа психолога с родителями учащихся на родительских собраниях

Презентация сопровождает доклад на конференции по данной теме...

для родителей. книга-психолог.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

рассматриваютмя интересные вопросы и пути их решения....

Рекомендации педагога-психолога для родителей подростков.

Рекомендации для родителей: "Как правильно вести себя с подростком"...

Советы психологов для родителей и выпускников при подготовке к ЕГЭ

В экзаменационный период родители сами часто испытывают стресс – едва ли не больший, чем ребенок. Поэтому самая важная задача взрослого – удержать в себе свою собственную тревогу....

Формы взаимодействия педагога-психолога с родителями ________________________________________

Выступление на пед.совете"Формы взаимодействия педагога-психолога с родителями"...