работа с родителями по воспитанию школьников
статья (8 класс)
Предварительный просмотр:
Актуальность
Некоторое время назад я стала свидетельницей неприятного поведения подростка в автобусе. Ситуацию разрешили «мирным путём», но одна фраза, которую высказала пассажирка врезалась в память и стала поводом для размышлений и действий.
«Куда смотрит Школа?»
В течение десятилетий в нашей стране осуществлялась политика превращения воспитания из семейного в общественное. И педагоги, и родители были убеждены, что именно Школа призвана осуществить основной вклад в формирование личности ученика. В связи с такой постановкой вопроса многие педагоги видели свою миссию в том , чтобы учить, контролировать действия родителей, указывать на их ошибки и недостатки в воспитании детей. Именно поэтому основной формой работы с родителями оказались родительские собрания (как правило с монологом учителя). Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает сейчас, поскольку связана с резкими изменениями требований к человеку со стороны общества. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, должны отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за судьбу свою и страны.
Времена меняются. И моё мнение такое, что обе стороны (родители и учитель) должны быть заинтересованы в раскрытии и развитии лучших качеств и свойств ребенка, необходимых для его самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы уважения и доверия, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. В современной школе значительно возрастает роль классного руководителя, так как он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя считаю – воспитательную, так как воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене и вне школы, и дома.
Семья играет важную роль в воспитании детей. Считаю, что в школе должен быть налажен тесный контакт с социальным окружением, в том числе и прежде всего с родительской общественностью. Именно общение с родителями через разнообразные формы деятельности помогает им не только изучить своих детей, их интересы и привычки, но и осознать важность взаимодействия. Взаимодействие учителя с семьей – это не замена домашнего воспитания общественным или наоборот, а их взаимодополняемость в созидании личности ребенка. Это взаимодействие, сотрудничество должно проявляться во всех видах деятельности. От согласованности действий семьи и учителя зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека.
Старый школьный афоризм гласит: ―Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Как я сказала выше, ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет классный руководитель. Поэтому главной задачей моей, как классного руководителя, является установление взаимоотношений с семьей. Уверена в том, что только коллективное воспитание может принести желаемые результаты. Поэтому я стараюсь строить воспитательную работу в классном коллективе, рассчитывая именно на родительскую поддержку. Считаю, что воспитательная работа в школе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Основа взаимодействия классного руководителя и семьи в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Представим, что семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что ребенок, уходя в море, вовсе отрывается от берега. Ведь моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, чем он обязан берегу. Школа и семья – партнеры, волею судеб расположившиеся в одной лодке и во имя интересов ребенка желающие плыть к вполне определенному пункту движения – Счастью ребенка. И доплывут, если объединят общие усилия.
Формы работы с родителями постоянно меняются.
1.Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили своё значение из-за малой эффективности, из-за недостаточной обратной связи. При этом взаимодействие родителей с учителем на родительском собрании проходило в основном на вербальном уровне — один говорит, остальные слушают. Я давно ушла от подобного формата. И применяю активные формы работы, при которых родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками разговора. Применяю различные интерактивные методы: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые игры. Собрания «родители + дети».
- Индивидуальные консультации. Родитель рассказывает учителю о своём ребёнке: особенности здоровья, об его увлечениях и интересах, особенностях характера, об устоях и ценностях семьи. Можно заполнить анкету «Мой ребёнок», где родитель расскажет о нём , об отношении к школе и на что хотел бы обратить внимание учителей.
- Индивидуальные собеседования. Провожу по мере надобности. Вручение памяток.
- Пресс-конференция с родителями. Отличается от обычного собрания тем, что на неё приглашаю психолога, учителей предметников, завучей, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы.
- Участие в социальных акциях и рейдах(«Мягкие лапки», «Бессмертный полк», «Посылка на СВО», «Письмо солдату», «Засветись»)
- Тематические выставки (книги, фотографии, детские рисунки, совместные творческие работы)
- Родительские конференции, Мастер-классы для родителей и детей
- Посещение семей
- Проведение совместных классных часов, посещение предприятий города (профориентация)
- Совместное творчество ( подготовка и участие в различных конкурсах, показы, выставки работ)
- Совместный отдых ( поездки в театр, кинозал, походы, спортивные праздники)
- Он-лайн пространство ( сайт «Быть родителем», QR-коды на опросы, консультации, Googl- формы для обратной связи, голосование, сетевые проекты)
- Взаимодействие с родительским комитетом класса. (На заседании родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, я с родителями вырабатываю способы реализации идей и решений, принятых собранием. Родительский комитет класса стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.)
14. Не так давно дистанционная форма взаимодействия с родителями стала одной из ключевых. Она значительно расширяет возможности эффективного общения и оказания помощи родителям в вопросах развития и воспитания детей.
Сообщество ВК «Наша Школа»
Электронная почта
Сайт Школы
Телеконференции
Мессенджеры, чат, СМС-рассылка
ЭДЖ
Информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум».
Дистанционное взаимодействие с родителями школьников в учебно- воспитательном процессе позволяет взаимодействовать, экономить время , работать с родителями в удобное для них время и в удобном месте. Благодаря такому взаимодействию родители выходят на новый уровень общения с собственными детьми. Главное, чтобы сетевая модель была рабочей, а дистанционное взаимодействие- эффективным. Интернет даёт каждому то, что тот ищет, и моя задача как можно раньше показать детям и их родителям все положительные возможности Сети, и уберечь от негатива и предупредить о возможных опасностях.
Используя в работе с родителями компьютерные технологии, я могу помочь раскрыться замкнутым, скрытным родителям, ведь часто люди не очень хотят обсуждать накопившиеся проблемы в присутствии других. С такими родителями использую онлайн-консультации, для которых родителям вовсе не нужно выделять специальное время. При организации дистанционной работы с родителями опираюсь на нормативные документы, регламентирующие такую деятельность. Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений. В общении с родителями посредством компьютерных технологий выделяю ряд преимуществ:
- возможность оперативно доносить информацию;
- получение быстрого обратного отклика на информацию от родителей;
- проведение онлайн-анкетирования, опросов и более быстрая обработка результатов;
- использование как групповой, так и индивидуальной форм работы с каждым родителем.
Следует помнить, что мобильные мессенджеры используются для обмена короткими сообщениями, напоминаниями о сроках или договоренностях, а также с целью группового обсуждения и скорейшего достижения единого мнения по актуальным вопросам. Группы, созданные в социальных сетях, представляют собой универсальный способ связи, так как родители не только видят сообщения, которые я размещаю , но и могут комментировать их, общаться друг с другом. Такой способ связи мотивирует родителей на комментирование, обсуждение возникающих вопросов. Это уже совсем иной новый уровень работы с родителями. Важно создать такой дизайн и наполнение групп, которые будут раскрывать суть созданной группы. Дистанционное общение с родителями посредством контактных групп в сети интернет приводит к обновлению форм и методов взаимодействия педагога и родителей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно-компьютерных технологий, публичности и открытости педагога и образовательного учреждения в целом. Систематическое, осознанное, продуктивное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием компьютерных технологий позволяет существенно улучшить взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Социальные сети дают возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, в оценке качества образования, в обсуждении и создании проектов, концепций, которые определяют стратегию развития образования в стране.
В нашем классе я вместе с родителями и ребятами сформировали самые различные традиции.
Например:
- традиция поздравления именинников;
- выпуск тематических классных газет;
- выставка творческих работ и проектов учащихся;
- Масленица;
- День Матери (видеопоздравления)
- Международный женский день (изготовление открыток)
- День защитника Отечества;
- Здравствуй, Новый год!
- День Знаний
Самое главное- традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком.
ПАМЯТКА как активизировать участие родителей в установлении партнёрских отношений с с классным руководителем.
- Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
- Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей.
- Привлекайте родителей к участию в мероприятиях, конкурсах, выставках.
- Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать.
- Высказывайте свою признательность им.
- Делайте ударение на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.
- Напоминайте родителям, что рады любому их участию.
- Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
Таким образом,используя различные формы и средства общения с родителями, создаётся благоприятный микроклимат между самими ребятами и семьёй в целом, необходимы для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности детей; повышается уровень педагогической и психологической грамотности родителей. Ведь только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по военно-патриотическому воспитанию школьников
Система работы по военно-патриотическому воспитанию школьников...

Научно- исследовательская работа Краеведение в экологическом воспитании школьников.
История, природа родного края, общение с ними, изучение всего этого способствует формированию экологической культуры, правил поведения в природе. Мы предоставляем возможность увидеть насколько п...

Из опыта работы по художественно - эстетическому воспитанию школьников на уроках биологии и во внеурочное время
Презентация по данной теме содержит материал, элементы которого могут быть использованы при проведении уроков и внекласнных мероприятий по предмету...

Проектно - исследовательская работа – как способ экологического воспитания школьников
В статье автор делится своим опытом ведения проектно – исследовательской работы со школьниками, методах привлечения внимания людей к охране ландшафтов родного края....

Инновационные технологии в системе воспитательной работы как средство повышения воспитанности школьников
Без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования (Уровня воспитанности) выпускников....

Статья "Краеведческая работа как элемент духовного воспитания школьников
Статья посвящена организации краеведческой работы в школе. Главный акцент сделан на воспитание духовно богатой личности, любящей свою Родину. Обобщен опыт работы по использованию краеведческого матери...