работа с родителями по воспитанию школьников
статья (8 класс)
Предварительный просмотр:
Актуальность
Некоторое время назад я стала свидетельницей неприятного поведения подростка в автобусе. Ситуацию разрешили «мирным путём», но одна фраза, которую высказала пассажирка врезалась в память и стала поводом для размышлений и действий.
«Куда смотрит Школа?»
В течение десятилетий в нашей стране осуществлялась политика превращения воспитания из семейного в общественное. И педагоги, и родители были убеждены, что именно Школа призвана осуществить основной вклад в формирование личности ученика. В связи с такой постановкой вопроса многие педагоги видели свою миссию в том , чтобы учить, контролировать действия родителей, указывать на их ошибки и недостатки в воспитании детей. Именно поэтому основной формой работы с родителями оказались родительские собрания (как правило с монологом учителя). Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает сейчас, поскольку связана с резкими изменениями требований к человеку со стороны общества. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, должны отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за судьбу свою и страны.
Времена меняются. И моё мнение такое, что обе стороны (родители и учитель) должны быть заинтересованы в раскрытии и развитии лучших качеств и свойств ребенка, необходимых для его самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы уважения и доверия, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. В современной школе значительно возрастает роль классного руководителя, так как он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя считаю – воспитательную, так как воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене и вне школы, и дома.
Семья играет важную роль в воспитании детей. Считаю, что в школе должен быть налажен тесный контакт с социальным окружением, в том числе и прежде всего с родительской общественностью. Именно общение с родителями через разнообразные формы деятельности помогает им не только изучить своих детей, их интересы и привычки, но и осознать важность взаимодействия. Взаимодействие учителя с семьей – это не замена домашнего воспитания общественным или наоборот, а их взаимодополняемость в созидании личности ребенка. Это взаимодействие, сотрудничество должно проявляться во всех видах деятельности. От согласованности действий семьи и учителя зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека.
Старый школьный афоризм гласит: ―Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Как я сказала выше, ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет классный руководитель. Поэтому главной задачей моей, как классного руководителя, является установление взаимоотношений с семьей. Уверена в том, что только коллективное воспитание может принести желаемые результаты. Поэтому я стараюсь строить воспитательную работу в классном коллективе, рассчитывая именно на родительскую поддержку. Считаю, что воспитательная работа в школе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Основа взаимодействия классного руководителя и семьи в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Представим, что семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что ребенок, уходя в море, вовсе отрывается от берега. Ведь моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, чем он обязан берегу. Школа и семья – партнеры, волею судеб расположившиеся в одной лодке и во имя интересов ребенка желающие плыть к вполне определенному пункту движения – Счастью ребенка. И доплывут, если объединят общие усилия.
Формы работы с родителями постоянно меняются.
1.Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили своё значение из-за малой эффективности, из-за недостаточной обратной связи. При этом взаимодействие родителей с учителем на родительском собрании проходило в основном на вербальном уровне — один говорит, остальные слушают. Я давно ушла от подобного формата. И применяю активные формы работы, при которых родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками разговора. Применяю различные интерактивные методы: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые игры. Собрания «родители + дети».
- Индивидуальные консультации. Родитель рассказывает учителю о своём ребёнке: особенности здоровья, об его увлечениях и интересах, особенностях характера, об устоях и ценностях семьи. Можно заполнить анкету «Мой ребёнок», где родитель расскажет о нём , об отношении к школе и на что хотел бы обратить внимание учителей.
- Индивидуальные собеседования. Провожу по мере надобности. Вручение памяток.
- Пресс-конференция с родителями. Отличается от обычного собрания тем, что на неё приглашаю психолога, учителей предметников, завучей, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы.
- Участие в социальных акциях и рейдах(«Мягкие лапки», «Бессмертный полк», «Посылка на СВО», «Письмо солдату», «Засветись»)
- Тематические выставки (книги, фотографии, детские рисунки, совместные творческие работы)
- Родительские конференции, Мастер-классы для родителей и детей
- Посещение семей
- Проведение совместных классных часов, посещение предприятий города (профориентация)
- Совместное творчество ( подготовка и участие в различных конкурсах, показы, выставки работ)
- Совместный отдых ( поездки в театр, кинозал, походы, спортивные праздники)
- Он-лайн пространство ( сайт «Быть родителем», QR-коды на опросы, консультации, Googl- формы для обратной связи, голосование, сетевые проекты)
- Взаимодействие с родительским комитетом класса. (На заседании родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, я с родителями вырабатываю способы реализации идей и решений, принятых собранием. Родительский комитет класса стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.)
14. Не так давно дистанционная форма взаимодействия с родителями стала одной из ключевых. Она значительно расширяет возможности эффективного общения и оказания помощи родителям в вопросах развития и воспитания детей.
Сообщество ВК «Наша Школа»
Электронная почта
Сайт Школы
Телеконференции
Мессенджеры, чат, СМС-рассылка
ЭДЖ
Информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум».
Дистанционное взаимодействие с родителями школьников в учебно- воспитательном процессе позволяет взаимодействовать, экономить время , работать с родителями в удобное для них время и в удобном месте. Благодаря такому взаимодействию родители выходят на новый уровень общения с собственными детьми. Главное, чтобы сетевая модель была рабочей, а дистанционное взаимодействие- эффективным. Интернет даёт каждому то, что тот ищет, и моя задача как можно раньше показать детям и их родителям все положительные возможности Сети, и уберечь от негатива и предупредить о возможных опасностях.
Используя в работе с родителями компьютерные технологии, я могу помочь раскрыться замкнутым, скрытным родителям, ведь часто люди не очень хотят обсуждать накопившиеся проблемы в присутствии других. С такими родителями использую онлайн-консультации, для которых родителям вовсе не нужно выделять специальное время. При организации дистанционной работы с родителями опираюсь на нормативные документы, регламентирующие такую деятельность. Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений. В общении с родителями посредством компьютерных технологий выделяю ряд преимуществ:
- возможность оперативно доносить информацию;
- получение быстрого обратного отклика на информацию от родителей;
- проведение онлайн-анкетирования, опросов и более быстрая обработка результатов;
- использование как групповой, так и индивидуальной форм работы с каждым родителем.
Следует помнить, что мобильные мессенджеры используются для обмена короткими сообщениями, напоминаниями о сроках или договоренностях, а также с целью группового обсуждения и скорейшего достижения единого мнения по актуальным вопросам. Группы, созданные в социальных сетях, представляют собой универсальный способ связи, так как родители не только видят сообщения, которые я размещаю , но и могут комментировать их, общаться друг с другом. Такой способ связи мотивирует родителей на комментирование, обсуждение возникающих вопросов. Это уже совсем иной новый уровень работы с родителями. Важно создать такой дизайн и наполнение групп, которые будут раскрывать суть созданной группы. Дистанционное общение с родителями посредством контактных групп в сети интернет приводит к обновлению форм и методов взаимодействия педагога и родителей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно-компьютерных технологий, публичности и открытости педагога и образовательного учреждения в целом. Систематическое, осознанное, продуктивное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием компьютерных технологий позволяет существенно улучшить взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Социальные сети дают возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, в оценке качества образования, в обсуждении и создании проектов, концепций, которые определяют стратегию развития образования в стране.
В нашем классе я вместе с родителями и ребятами сформировали самые различные традиции.
Например:
- традиция поздравления именинников;
- выпуск тематических классных газет;
- выставка творческих работ и проектов учащихся;
- Масленица;
- День Матери (видеопоздравления)
- Международный женский день (изготовление открыток)
- День защитника Отечества;
- Здравствуй, Новый год!
- День Знаний
Самое главное- традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком.
ПАМЯТКА как активизировать участие родителей в установлении партнёрских отношений с с классным руководителем.
- Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
- Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей.
- Привлекайте родителей к участию в мероприятиях, конкурсах, выставках.
- Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать.
- Высказывайте свою признательность им.
- Делайте ударение на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.
- Напоминайте родителям, что рады любому их участию.
- Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
Таким образом,используя различные формы и средства общения с родителями, создаётся благоприятный микроклимат между самими ребятами и семьёй в целом, необходимы для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности детей; повышается уровень педагогической и психологической грамотности родителей. Ведь только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по военно-патриотическому воспитанию школьников
Система работы по военно-патриотическому воспитанию школьников...
Научно- исследовательская работа Краеведение в экологическом воспитании школьников.
История, природа родного края, общение с ними, изучение всего этого способствует формированию экологической культуры, правил поведения в природе. Мы предоставляем возможность увидеть насколько п...
Из опыта работы по художественно - эстетическому воспитанию школьников на уроках биологии и во внеурочное время
Презентация по данной теме содержит материал, элементы которого могут быть использованы при проведении уроков и внекласнных мероприятий по предмету...
Проектно - исследовательская работа – как способ экологического воспитания школьников
В статье автор делится своим опытом ведения проектно – исследовательской работы со школьниками, методах привлечения внимания людей к охране ландшафтов родного края....
Опыт работы с родителями по воспитанию здорового ребёнка.
Перед воспитателями стоит задача создания условий для обеспечения воспитания счастливых, физически, психически, психологически здоровых детей. Эта задача не может быть осуществлена без взаимодействия ...
Инновационные технологии в системе воспитательной работы как средство повышения воспитанности школьников
Без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования (Уровня воспитанности) выпускников....