Инновационные технологии в системе воспитательной работы как средство повышения воспитанности школьников
статья на тему
Без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования (Уровня воспитанности) выпускников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инновационные технологии | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии
в системе воспитательной работы
как средство повышения
воспитанности школьников
Учитель математики
ГБОУ школа № 57 Приморского района
Санкт – Петербурга
Черногорова Светлана Валерьевна
2018 год
…Творчество есть необходимость существования,
и все, что выходит за пределы рутины
и в чем заключена хоть йота нового,
обязано своим происхождением
творческому процессу человека.
Л.С. Выготский
Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия России, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально – значимых целей. В связи с этим в системе российского образования наблюдается переход от школы, распространяемой моноидеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося. Этот процесс заключает в себе следующие тенденции:
1. Направленность на поддержание и защиту развития личности, на создание оптимальных условий для её творческого развития, на «формирование социальной адаптированности и мобильности в условиях рыночной экономики».
2. Обретение школьником своего «лица» в процессе усвоения им накопленной культуры и выращивание своей собственной.
3. Развитие школы как единого «благоустроенного государства» с целью создания условий для созидательной деятельности каждого учителя, педагогического коллектива в целом.
Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня обучения (уровня воспитанности) выпускников.
Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяются по- разному, в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:
1. инновация рассматривается как результат творческого процесса;
2. инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
В основе развития новой образовательной системы лежат современные технологии обучения. Сейчас мы не можем представить уроков и внеклассных мероприятий без использования ИКТ.
Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени обучающихся. Направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также с методами его информатизации.
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса, учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально – педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров, музеев с последующим обсуждением, социально – значимая деятельность, трудовые акции). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и организации ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурного интереса школьников, способствовать решению нравственных задач.
Учитывая особенности внеурочной работы, перед педагогами ставится задача организации внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании преимущества информационных и коммуникационных технологий и обеспечения:
- повышения эффективности и качества внеурочной и внеклассной деятельности;
- активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеурочной деятельности школьников;
- углубления межпредметных связей, за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации;
- усиления практической направленности знаний, полученных в рамках внеурочных мероприятий;
- закрепление знаний, умений, навыков в области информационных технологий;
- формирование устойчиво познавательного интереса школьников к интеллектуально – творческой деятельности, реализаций с помощью средств ИКТ;
- повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
- осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
- развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.
Основными целями информатизации внеурочной деятельности школьников являются:
- вовлечение учащихся в построение единого информационного пространства (создание сайта);
- формирование мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;
- формирование отношения к компьютеру как к инструменту для обучения, общения, самовыражения, творчества (сайт класса);
- развитие творческого, самостоятельного мышления, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыком использования информационных технологий (классные газеты, уголки, информационные стенды, листовки);
- развитие и формирование устойчивого познавательного интереса к интеллектуально – творческой деятельности и творческой активности обучающихся (участие в интерактивных интеллектуальных играх, диспутах, ученических конференциях, в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, городского, регионального, международного уровней);
- развитие материально – технической базы системы общего среднего образования (компьютерные классы, интерактивные доски, оргтехника, учебно – методический комплекс);
- организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей (школьный сайт);
- внедрение средств ИКТ в социально – воспитательную работу;
- развитие способности свободного культурного общения (объединение по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района), бывшими выпускниками;
- оперативное информирование родителей о ходе и результатах обучения. Использование средств информатизации для привлечения родителей и общественности к обучению и воспитанию школьников.
Мы рассматриваем ИКТ как принципиально новое средство обучения, призванное изменить роли и функции участников педагогического процесса, а также развивать способности обучающихся к творчеству в учебной и внеурочной деятельности.
В нашей школе посредством ИКТ сегодня осуществляется:
- подготовка исходных материалов средствами текстовых и графических редакторов (пишутся сценарии мероприятий, рефераты, сочинения, создаются презентации);
- создание графических изображений (диаграммы, графики);
- сканирование, обработка цифрового изображения (фотографии);
- создание звукового сопровождения и видеоизображений;
- выполнение разнообразных творческих работ;
- оформление результатов работ на компьютере;
- подготовка тезисов и творческих работ в электронном виде;
- поиск, исследование, конкурсные работы в Интернет - пространстве;
- создание Интернет – сайта;
- проведение классных часов, бесед, викторин;
- использование мультимедийной продукции;
- организация праздников;
- проведение родительских собраний.
Все это способствует всестороннему развитию личности ребенка и организации его содержательного досуга, повышению уровня воспитанности школьников.
Достигнутая успешность инновационной деятельности в нашей школе зависит не только от активного использования ИКТ в образовательном и воспитательном процессе, но и от того, что в нашем коллективе царит творческая атмосфера и позитивный эмоциональный фон взаимодействия учителей, также совместная конструктивная работа с обучающимися и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования обучащихся с ограниченными возможностями здоровья
Программа работы школы по методической теме...
"Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы по работе с родителями как средство повышения воспитанности школьников"
"Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.СухомлинскийАктуальность проблемы заключается в том, что гармоничное развитие личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество...
Доклад "Инновационные технологии в системе воспитательной работы"
В докладе представлены воспитательные инновационные технологии....
«Сотрудничество классного руководителя и родителей как средство повышения воспитанности школьников»
Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и восп...
Инновационные технологии в системе воспитательной работы.
Главной отличительной чертой образования является особое внимание к индивидуальности школьника и его личности в целом....
Тема: «Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя как залог успешности выпускника»
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелиров...
Статья "Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя как залог успешности выпускника"
Статья "Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя как залог успешности выпускника"...