"Педагогическая гостиная для родителей будущих первоклассников" как форма работы по просвещению родителей
методическая разработка

Акиньшина Ирина Юрьевна

Как создать систему психолого педагогическогопросвещения родителей воспитанников при формировании готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akinshina_irina_yurevna.docx.pptx2.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Педагогическая гостиная для родителей будущих первоклассников» – как форма работы по просвещению родителей. Выполнила: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 69» Акиньшина Ирина Юрьевна Воронеж 2023

Слайд 2

Одной из задач педагогов ДОУ является подготовить детей к учебной деятельности. Т олько с помощью совместных усилий ДОУ и семьи, их тесном сотрудничестве можно добиться успешной подготовки ребенка к школе. Но у родителей нет опыта, и они недостаточно обладают педагогической культурой, чтобы обеспечить ребенку полную, всестороннюю подготовку к школьному обучению. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей. Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Квалифицированная психологическая помощь не всем доступна в финансовом отношении. Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей может стать детский сад. Актуальность

Слайд 3

Цель: создать систему психолого-педагогического сопровождения родителей воспитанников при формировании готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению Задачи : - оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад; - повышать психолого-педагогическую культуру родителей; выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания; способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом

Слайд 4

Использование только традиционных методов и форм работы с семьей: родительские собрания родительские уголки консультации анкетирование папки-передвижки является недостаточным Одной из современных форм взаимодействия с семьей является организация на базе ДОУ «Педагогической гостиной для родителей будущих первоклассников», которая нацелена на совместное решение актуальной для родителей и педагогов задачи — всесторонней подготовки детей к обучению в школе.

Слайд 5

Участники- родители детей подготовительной группы (законные представители) Участие родителей добровольное Принципы работы гостиной: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики, конфиденциальность. Занятия проводятся на безвозмездной основе в игровых помещениях детского сада с использованием ИКТ. Планирование работы ведётся по результатам мониторинга родительских запросов (или запросов законных представителей ребёнка). Периодичность занятий: 1 раз в месяц (последняя пятница месяца) Количество занятий: 7. Продолжительность занятий: 45 мин -1 час ( в вечернее время).

Слайд 6

Технология взаимодействия носит поэтапный характер: 1 этап - «Ознакомление родителей с актуальными проблемами современной школы». Беседа с родителями проходит под девизом: «Готовим к школе родителей!» 2 этап - «Ознакомление родителей с уровнем психологической готовности их ребенка к школьному обучению». Проведение диагностического обследования дошкольников в присутствии родителей (законных представителей ) ( с использованием 10 диагностических карт). 3 этап - «Ознакомление родителей с эффективными способами и направлениями подготовки детей к школе»

Слайд 7

рассматриваются вопросы: - какие ступени подготовки должен пройти ребенок - чем важна игра в дошкольный период детства - как обеспечить ребенку физиологическое и психологическое благополучие в переход от дошкольного воспитания к школьному обучению и другие вопросы. - с какими сложностями можно столкнуться в 1 классе 3 этап - «Ознакомление родителей с эффективными способами и направлениями подготовки детей к школе» родителям предлагаются практические рекомендации

Слайд 8

В повседневной жизни готовность к школе часто понимается, прежде всего, как умение ребенка читать и считать. Но такое убеждение, чаще всего у родителей, в корне неправильно. Мотивационная готовность. Психологическая готовность к обучению в школе — это так же мотивация : желание учиться, получать знания это умение слушать учителя и выполнять его задания определенный уровень развития мышления, памяти, внимания. Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Школа должна быть привлекательна своей главной деятельностью – школьной (познавательный интерес). «Как вызвать интерес у ребенка к обучению в школе?» Расскажите ребенку о своих школьных годах. Организуйте дома рабочее место для будущего школьника. Поиграйте с ребенком в «школу ». Отмечайте любой успех ребенка в учебных занятиях

Слайд 9

В рамках гостиной практикуем родителей, чтобы ребенок мог уверенно держать ручку, ножницы, как развивать мелкую моторику. Вот некоторые рекомендации: Развитию мелкой моторики способствует: Лепка из глины и пластилина. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Изготовление поделок из бумаги. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Конструирование. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д. Нанизывание бус и пуговиц. Плетение косичек из ниток, венков из цветов. Все виды ручного творчества: вязание, вышивание, художественное выпиливание и т. д. Переборка круп. «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. (проведение пальчиковой гимнастики «Снежок», «Кулачок, ребро, ладонь» Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Слайд 10

: Игры Развивающие: шашки, домино, лото, пазлы , игры-лабиринты, различные мозаики и конструкторы Сюжетно-ролевые игры Театрализованные игры Народные игры Игры со строительным и природным материалом: шишками, камешками, ракушками, песком, снегом, водой Для старших дошкольников необходимы развивающие игры, которых сейчас довольно много в продаже. Можно рекомендовать родителям следующие игры Соблюдать условия игры: - четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры; -занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребенка: -во время игры давать ребенку возможность быть в роли, как участника, так и ведущего; -варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания; -обязательно поощрять победителя игры Играя дома вместе с детьми, родители должны соблюдать несколько условий:

Слайд 11

Наиболее полезны для подготовки детей к школе игры, которые: - формируют внимание, - память , - развивают логическое мышление, - развивают речь, - для развития слуховой дифференциации звуков, связной речи и словаря рекомендуем :

Слайд 12

Внимание – оно должно носить произвольный характер . Его развитие во многом позволит облегчить процесс обучения в начальной школе, когда от ребенка потребуется делать не то, что хочется, а то, что необходимо. Для развития внимания можно проводить следующие игры: в статье газеты вычеркивать, подчеркивать определенные буквы в течении 2-х минут, главное без ошибок; запомнить предметы в течении 3-4 секунд и перечислить их; игры-лабиринты (проследить дорожку).

Слайд 13

Развитие произвольной памяти у детей – сознательное запоминание. Для этого используйте приемы: разучивайте стихи, скороговорки, сочиняйте сказки; просите повторять наизусть услышанный текст, пересказывать его своими словами; запоминание различных предметов, их количество, взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали окружающей обстановки; запоминание последовательности цифр (номер телефона). Игровое упражнение с родителями «Давайте поиграем»: перечислите 9 слов: Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать (если ребенок повторил 7 слов – высокая произвольность памяти, 4-6 – средний степень привольности, 3-4 – низкая степень) В наше время выпускается много книг для развития памяти, используйте их для игр с ребенком дома (показ литературы по теме).

Слайд 14

Мышление – у детей 6-7 лет носит логический характер. Для развития мышления дома проводите следующие игровые упражнения: сравнение двух почти одинаковых рисунков (найти различия); «четвертый лишний» (слова, картинки); «Чего не хватает?» Развитие мелкой моторики – умение свободно владеть карандашом или кистью при разных приемах рисования; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей. Важно научить ребенка правильно держать пишущий предмет.

Слайд 15

Для развития речи детей можно применять следующие игровые упражнения : Можно поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы. Разговорная речь Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Учить грамотно отвечать на поставленные вопросы (простыми и сложными предложениями

Слайд 16

Для развития слуховой дифференциации звуков можно показать ребенку две картинки. Произнесите слово и попросите ребенка показать названный предмет. Пример:(з-с) коза — коса (с-т) санки — танки (с-ш) мишка — миска (р-л) рожки — ложки (р-л) рожки — ложки (ш-щ) чашка — чаща (г-к) гости — кости (д-т) плоды — плоты (б-п) башня — пашня Для развития связной речи , предложите ребенку рассказать, что он видит на картинке. Обратите внимание, что ребенок должен не только перечислить увиденные им предметы, а назвать время суток, дать имена, объяснить, что делают люди. Для развития словаря можно провести следующие игровые упражнения: 1. Название предметов, относящихся к разным группам, например: деревья, цветы, овощи, мебель. 2. Нахождение общих названий для группы предметов (чашка, стакан, блюдце — посуда). 3. Подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый (лимон). 4. Подбор действий к предмету (птица …, собака …). 5. Подбор предметов к действию (лает …, мяукает …). 6. Подбор слов, близких по значению: хороший — приятный. 7. Подбор слов противоположных по значению: хороший – плохой, здоровый -больной, добро – зло

Слайд 17

Родителям рекомендуем следующую литературу:

Слайд 18

Получив теоретические знания и необходимую литературу родители дома со своими детьми используют их на практике. По мере выполнения заданий высылают фотоотчет в родительско -воспитательские чаты интернет мессенджеров ( VK Сферум ) , что привлекает других родителей тоже задуматься о проблемах подготовки к школе. . Осуществляя подготовку к школе, необходимо учитывать особенности детей. Одарённые дети отличаются выраженным познавательным отношением к окружающему миру, любят новые дела и творческие задания, обладают широким кругом умений. Они активно проявляют интерес к школе и неплохо читают. Такие дети получают наиболее сложные задания. Эти задания мы размещаем в приемной и затем они их выполняют дома с родителями:

Слайд 20

Я думаю, что взаимодействие с родителями в рамках Педагогической гостиной окажется весьма успешным. Мы всегда открыты для общения, готовы дать квалифицированную консультацию, родители могут получить ответ на самый, казалось бы, неразрешимый вопрос и высказать свое мнение. Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях. Таким образом, представленная в этой презентации система совместного сотрудничества даст положительные результаты .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные формы работы логопеда с родителями.

Речевые нарушения  поможет исправить логопед, опираясь на помощь и поддержку родителей....

Нетрадиционные формы работы логопеда с родителями

Внедрение современных компьютерных технологий в дошкольную логопедическую практику позволяет сделать просветительскую работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Связь с ...

Педагогическая гостиная «Единство урочной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребенка на личностное развитие в рамках ФГОС».

Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы. Значит, в новой школе...

мероприятие «В гости к Веселому язычку» педагогическая гостиная для родителей

Вашему малышу исполнилось шесть лет, он уже кажется совсем большим – многое знает и  умеет, и не за горами школа....

Психолого-педагогическая гостиная для родителей в ОКУ «Центр «Ступени»

В материале представлена система совместных психолого-педагогических занятий с родителями, основной целью которых является развитие личности ребенка с помощью родителей и при их активном участиии...

Выступление на тему:"Формы работы специалистов с родителями с использованием информационных технологий"

Выступление на тему: "Формы работы специалистов с родителями с использованием информационных технологий"...

Педагогическая гостиная Р.П. Мильруда: из опыта работы учителя английского языка

Как эффективно организовать работу в 7 классе на уроке английского языка, используя региональный компонент? Делюсь опытом работы с  УМК "Просвещение"...