Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 года
план-конспект
Подбор упражнений и методов работы с неговорящими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_2_-3_goda.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические занятия с неговорящими
детьми 2-3 лет
Развитие общего и речевого подражания в играх. Наряду с развитием понимания речи и расширением пассивного словаря неговорящих детей раннего возраста, перед логопедом стоит важная задача – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений. Данная статья описывает систему логопедических игр, в основе которых лежит развитие у детей общего и речевого подражания. Эти игры проводились автором статьи в ходе логопедической работы с детьми с задержкой развития речи и общим недоразвитием речи, и показали очень хорошие результаты. Кроме этого, описанные ниже игры с успехом применялись в работе с детьми раннего возраста, имеющими другие нарушения: ЗПР (задержка психического развития), отставание в умственном развитии, нарушения эмоционально-волевой сферы. Добиться положительной динамики в занятиях с детьми 2-3 лет с нарушениями речи можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет логопеду возможность побуждать ребенка к повторению речи. Так как занятия с неговорящими детьми раннего возраста обладают рядом особенностей (см. ниже), можно утверждать, что организация игр для развития подражания в данном случае является оптимальной формой проведения занятий на начальном этапе логопедической работы. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед должен знать психологическую характеристику детей раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, мышления, деятельности и т.д. Также следует принять во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи: может иметь место повышенная утомляемость, невнимательность и т.д. С учетом перечисленных параметров, логопедические занятия с детьми 2-3 лет имеют ряд специфических особенностей. Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста. Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении. Элементы обучения необходимо вводить в ходе организации специальных игр. Необходимо достижение эмоционального контакта между педагогом и ребенком. Необходимо многократное повторение словесного материала. Игры для развития общего подражания. Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого, тем более у ребенка с нарушениями развития. Под понятием «общее подражание» мы понимаем подражание движениям, действиям, мимике. Способность малышей подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно. Мы предлагаем следующую последовательность развития общего подражания:
1. Делаем зарядку! Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие движений; развитие понимания речи. Ход игры: Дети выстраиваются в ряд, на достаточном расстоянии. Педагог становится напротив детей. Он предлагает детям поиграть в игру. Педагог выполняет определенные действия, комментируя их следующими словами:
Чтобы поддержать интерес к игре, в дальнейшем, когда дети запомнят предлагаемые движения, можно выбирать ведущего из числа детей. 2. Птички. Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите детям поиграть в птичек. Комментируйте свои действия словами: 3. Мишка косолапый. Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите детям игру в мишку. 4. Ладошки. Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи; развитие кистей рук. Ход игры: Эта игра проводится сидя за столом. Чтобы стало возможно осуществление серии движений, сначала следует научить выполнять отдельно следующие движения: одновременно положить ладошки на стол ладонями вниз, ладонями вверх, поставить ладошки на ребро, зажать ладошки в кулачок. Когда дети освоят эти движения и без труда смогут воспроизводить их, становится возможным проведение игры «Ладошки». 5. Водичка. Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Дети стоят в ряд, педагог становится напротив. 6. Солнышко и дождик. Цель: развитие подражания движениям и действиям взрослого, учить внимательно слушать речевую инструкцию. Ход игры: Договоритесь с малышами, где у вас будет домик. Это может быть лежащий на полу ковер – общий для всех дом. В другой раз у каждого ребенка может быть свой домик – обруч, лежащий на полу, сложенная в форме круга скакалка, или стульчик. Когда играете на улице, домики можно нарисовать мелом на асфальте 7. Деревце. Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите детям поиграть в деревца. Комментируйте свои действия словами: 8. Вот такие мы! Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите детям новую игру. Ну-ка, давайте покажем что мы умеем делать! Повторяйте за мной! Мы ногами топ, топ, топ! Вот какие мы молодцы! Игры для развития речевого подражания. В предложенных играх ставятся задачи развития как общего, так и речевого подражания, но в данном разделе подражание речи взрослого выступает на первое место. Для этого взрослый многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи, и побуждает детей повторить эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы детей в любом виде, взрослый же дает детям только образец правильной речи. Подражание речи взрослого также проходит несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение звуков, слогов, слов или фраз:
Варианты речевого подражания в ниже перечисленных играх мы предлагаем именно в этой последовательности: звуки – аморфные слова – слова – фразы. На наш взгляд, такая форма предложения материала является наиболее удобной, т.к. позволяет педагогу гибко подбирать подходящий вариант, в зависимости от уровня развития речи детей и их возраста. Помните, что на начальном этапе логопедической работы с неговорящими детьми допустимы любые ответы ребенка, в зависимости от его возраста и речевых возможностей. Не следует требовать от ребенка 2-3 лет точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи. 1. Поиграем на дудочке. Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфного слова ДУ-ДУ. Ход игры: Предложите детям «поиграть» на дудочке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую дудочку, поиграйте на ней. Затем изобразите игру на дудочке с помощью движений и озвучьте ее. Давайте поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? ДУ-ДУ-ДУ! Повторяйте за мной! «Дудим» и одновременно движениями рук изображаем игру на дудочке. 2. Поиграем на балалайке. Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфного слова ЛЯ-ЛЯ. Ход игры: Предложите детям «поиграть» на балалайке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую балалайку и поиграйте на ней или покажите картинку с ее изображением. Затем изобразите игру на балалайке с помощью движений и озвучьте ее. 3. Позвеним колокольчиком. Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ДОН-ДОН, ДИН-ДОН, ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ. Ход игры: Предложите детям «позвенеть» колокольчиком. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящий колокольчик и позвените им. Затем изобразите, как звените колокольчиком с помощью движений и речи. 4. Бьём в барабан. Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ТА-ТА-ТА, БОМ-БОМ-БОМ, БАМ-БАМ-БАМ. Ход игры: Предложите детям «поиграть» на барабане. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящий барабан. Затем изобразите игру на барабане с помощью движений и озвучьте ее. 5. Самолётики. Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука У. Ход игры: Предложите детям поиграть в самолетики. Летит самолёт Прямо вперёд! 6. Пароходики. Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ы. Ход игры: Предложите детям поиграть в пароходики. 7. Машинки. Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение (приблизительное) звука Ж; аморфного слова БИ-БИ. Ход игры: Предложите детям поиграть в машинки. 8. Паровозики. Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ЧУ-ЧУ и ТУ-ТУ. Ход игры: Предложите детям поиграть в паровозики. 9. Гости. Цель: развитие подражания речи взрослого – повторение аморфного слова ТУК-ТУК и подражаний крикам животных: КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др.; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др.; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др. Ход игры: Постройте вместе с малышами домик из конструктора (можно соорудить домик из стула, столика, накрытого одеялом, и т.п.) и предложите поиграть в игру «Гости». Заранее приготовьте следующие игрушки (мягкие или резиновые): курочка, собачка, кошка, коровка, гусь, утка, лошадка и др. 10. На! Дай! Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение слов НА и ДАЙ; повторение фраз НА МЯЧИК, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ и т.д. в самых разных ситуациях (игровых и бытовых) с самыми разными предметами. Ход игры: Продемонстрируйте детям игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайчику маленький мячик со словами: А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!» Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками. Раздайте малышам игрушки и предложите повторить игру. 11. Куколка. Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука А; аморфного слова ЛЯ-ЛЯ; слова КУКЛА; фраз КУКЛА СПИТ, КУКЛА ТАНЦУЕТ, КУКОЛКА ПОЁТ ПЕСЕНКУ и др. Ход игры: Раздайте детям кукол и предложите игру. 12. Большие ноги идут по дороге. Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ТОП-ТОП; слов НОГИ, НОЖКИ, ДОРОГА; фраз БОЛЬШИЕ НОГИ, НОГИ ИДУТ и т.д.; развитие движений. Ход игры: Предложите детям игру «Ноги и ножки». Развитие глагольного словаря. Особое внимание следует уделить обучению детей употреблению слов-глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи. К таким глаголам относятся: ДАЙ, НА, ИДИ, КАТИ, ЛОВИ, СТОЙ и др. |
Литература:
- Диагностический материал для оказания психокоррекционной помощи детям 1-3 лет с проблемами в развитии. Авт.-сост. Т.Б.Кротова, О.А. Мишина и др., М., АРКТИ, 2010.http://www.arkty.ru/novinki.html
и для занятий можно помотреть этих же авторов:
- Цикл занятий по развитию речи у детей 1-3 лет с проблемами в развитии. Авт.-сост. Т.Б.Кротова, О.А. Мишина и др., М., АРКТИ, 2010.
- Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1-3 лет с проблемами в развитии. Авт.-сост. Т.Б.Кротова, О.А. Мишина и др., М., АРКТИ, 2010.
и еще для разработок своих конспектов занятий использую:
- Обучение в игре: конспекты коррекционно-развивающих занятий по математике и развитию речи для детей 3-4 лет. Авт.-сост.И.Г. Божкова. Волгоград: Учитель, 2008.http://www.uchmag.ru/estore/e45543/content/
- Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. Дество-пресс, СПб, 2010.http://www.labirint.ru/books/208602/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа с неговорящими детьми в специальных классах
В статье рассматривается содержание логопедической работы с учащимися, имеющими системное недоразвитие речи тяжелой степени....
Из опыта работы по ипользованию сказки в логопедической работе с неговорящими детьми дошкольного возраста.
В статье раскрываются эффективные приемы использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с неговорящими дошкольниками....
Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет
Стимулирование речевой активности у детей раннего возраста. Примерные игры и упражнения для неречевого и речевого подражания....
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с неговорящими детьми по развитию общей моторики
Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми...
Система коррекционно-логопедической работы с неговорящими детьми
Данный материал явдляется творческим осмыслением материалов семинаров Заслуженного учителя РФ, директора ГБОУ №1708, учителя-логопеда высшей категории Тамары Никифоровны Новиковой-Иванцовой. Пре...
Система коррекционно-логопедической работы с неговорящими детьми (часть 2)
Данный материал явдляется творческим осмыслением материалов семинаров Заслуженного учителя РФ, директора ГБОУ №1708, учителя-логопеда высшей категории Тамары Никифоровны Новиковой-Иванцовой. Пре...
Система коррекционно-логопедической работы с неговорящими детьми (часть 3)
Данный материал явдляется творческим осмыслением материалов семинаров Заслуженного учителя РФ, директора ГБОУ №1708, учителя-логопеда высшей категории Тамары Никифоровны Новиковой-Иванцовой. Пре...