пальцы помогают говорить.
консультация

Даниленко Олеся Викторовна

О взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук. Рука, пальцы, ладони — главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка.  В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, стимулируя тонкую моторику, можно активизировать и зоны, отвечающие за речь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paltsy_pomogayut_govorit.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Пальцы помогают говорить.

О взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук. Рука, пальцы, ладони — главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка.  В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, стимулируя тонкую моторику, можно активизировать и зоны, отвечающие за речь. 

Некоторые приёмы, которые помогут развить мелкую моторику рук у ребёнка дошкольного возраста:

  • Составление фигур из счётных палочек. С их помощью развивается ручная умелость, ловкость, координация, речь, мышление, воображение, сообразительность. 
  • Использование прищепок. В играх с прищепками ребёнок задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. 
  • Разнообразное нанизывание. Можно нанизывать пуговицы, бусы, рожки, сушки. 
  • Пальчиковые игры.  Это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. 
  • Игрушки-шнуровки. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. 
  • Конструкторы, пазлы, мозаики.  Различные конструкторы развивают мелкую моторику и пространственное мышление. 4Собирая пазлы, ребёнок развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление. 
  • Лепка из пластилина. При помощи пластилина ребёнок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев. 
  • Рисование и раскрашивание. Детям нравится рисовать не только кистью, но и пальцем, ладошкой, зубной щёткой, ватной палочкой. 
  • Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание, самостоятельное ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. 

Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. 

Преимущества пальчиковой гимнастики

  • выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи; 
  • игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка; 
  • малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять; 
  •  если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями; 
  • развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений; 
  • у малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. 

С какого возраста рекомендуется заниматься пальчиковой гимнастикой? Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте уже от трёх месяцев. 

 Примеры упражнений для развития подвижности и гибкости рук

  • «Бодание кулачками». Ребёнок сжимает пальцы рук в кулачки, затем крепко прижимает их друг другу, как будто два кулачка «бодаются». Повторить упражнение несколько раз
  • «Проверка сцепления». Ребёнок сцепляет пальцы в «замок»: правый и левый кулачки чуть-чуть раскрывает и «вкладывает» друг в друга. Пальцы сжимает. Затем тянет руки в разные стороны. Повторить упражнение несколько раз, меняя руки. 
  • «Давай обнимемся». Ребёнок сцепляет пальцы обеих рук и давит подушечками пальцев на тыльные стороны ладоней. Повторить упражнение несколько раз. 
  •  «Пальчики прыгают». Ребёнок сгибает пальцы рук и соединяет их ногтями (большой палец с большим, указательный с указательным и так далее). Затем он резко распрямляет пальцы и соприкасается с подушечками. Потом снова ногтями, опять подушечками и так далее. Повторить упражнение несколько раз. 

Перед игрой нужно обсудить с ребёнком её содержание, отработать необходимые жесты, движения. Все указания даются спокойным, доброжелательным голосом, чётко, без лишних слов. При необходимости следует оказывать помощь.

О важности развития мелкой моторики рук у ребёнка дошкольного возраста можно сказать следующее:

Развитие мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев. Они необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. 

Вот ещё несколько причин, почему нужно развивать мелкую моторику:

  • Улучшается зрительно-моторная координация. Например, ребёнок может налить воду из бутылки в стакан или наполнить тарелку супом. 
  • Развивается мозг, формируются новые нейронные связи. Ребёнок в прямом смысле умнеет: придумывает свои способы решения тех или иных задач, учится творить. 
  • Совершенствуется речь, расширяется словарный запас, тренируется правильное произношение. 
  • Обучение становится результативнее — ребёнок легче и быстрее усваивает новое, например складывает слоги в слова и вникает в правила игр. 
  • Появляется навык ухода за собой: освоив туалет, ребёнок учится самостоятельно умываться, чистить зубы, мыться без помощи взрослых. 
  • Повышается независимость и самооценка — например, ребёнок может самостоятельно одеться или поесть. Эти умения придают уверенности в себе и своих силах. 

Главная задача родителей в развитии мелкой моторики — помогать или хотя бы не мешать ребёнку изучать себя и окружающий мир. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальцы помогают говорить.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука — это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука — ...

Пальцы помогают говорить.

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, худ...

Презентация "Пальцы помогают говорить".

Презентация инновационного опыта работы по теме: "Развитие  мелкой моторики пальцев рук"....

Развитие пальцевой моторики. Информационный материал для родителей "Пальцы помогают говорить"

В коррекционной работе по преодолению речевых недостатков у детей дошкольного возраста  важная роль отводится развитию тонкой произвольной моторики обеих рук.  Необходимо привлекать внимание...

Факультатив по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальцы помогают говорить"

Известно, что развитие моторики рук и пальцев тесно связано с развитием речи и мышления. Развитие рук помогает в дальнейшем хорошо говорить, подготавливает руку к письму, активизирует мыслительные пр...

"Почему пальцы помогают говорить?"

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тел...

Консультация "Пальцы помогают говорить"

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у дошкольников...