пальцы помогают говорить.
консультация
О взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук. Рука, пальцы, ладони — главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, стимулируя тонкую моторику, можно активизировать и зоны, отвечающие за речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paltsy_pomogayut_govorit.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальцы помогают говорить.
О взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук. Рука, пальцы, ладони — главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, стимулируя тонкую моторику, можно активизировать и зоны, отвечающие за речь.
Некоторые приёмы, которые помогут развить мелкую моторику рук у ребёнка дошкольного возраста:
- Составление фигур из счётных палочек. С их помощью развивается ручная умелость, ловкость, координация, речь, мышление, воображение, сообразительность.
- Использование прищепок. В играх с прищепками ребёнок задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме.
- Разнообразное нанизывание. Можно нанизывать пуговицы, бусы, рожки, сушки.
- Пальчиковые игры. Это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
- Игрушки-шнуровки. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук.
- Конструкторы, пазлы, мозаики. Различные конструкторы развивают мелкую моторику и пространственное мышление. 4Собирая пазлы, ребёнок развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление.
- Лепка из пластилина. При помощи пластилина ребёнок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев.
- Рисование и раскрашивание. Детям нравится рисовать не только кистью, но и пальцем, ладошкой, зубной щёткой, ватной палочкой.
- Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание, самостоятельное ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.
Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых.
Преимущества пальчиковой гимнастики:
- выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи;
- игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка;
- малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять;
- если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями;
- развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений;
- у малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия.
С какого возраста рекомендуется заниматься пальчиковой гимнастикой? Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте уже от трёх месяцев.
Примеры упражнений для развития подвижности и гибкости рук:
- «Бодание кулачками». Ребёнок сжимает пальцы рук в кулачки, затем крепко прижимает их друг другу, как будто два кулачка «бодаются». Повторить упражнение несколько раз
- «Проверка сцепления». Ребёнок сцепляет пальцы в «замок»: правый и левый кулачки чуть-чуть раскрывает и «вкладывает» друг в друга. Пальцы сжимает. Затем тянет руки в разные стороны. Повторить упражнение несколько раз, меняя руки.
- «Давай обнимемся». Ребёнок сцепляет пальцы обеих рук и давит подушечками пальцев на тыльные стороны ладоней. Повторить упражнение несколько раз.
- «Пальчики прыгают». Ребёнок сгибает пальцы рук и соединяет их ногтями (большой палец с большим, указательный с указательным и так далее). Затем он резко распрямляет пальцы и соприкасается с подушечками. Потом снова ногтями, опять подушечками и так далее. Повторить упражнение несколько раз.
Перед игрой нужно обсудить с ребёнком её содержание, отработать необходимые жесты, движения. Все указания даются спокойным, доброжелательным голосом, чётко, без лишних слов. При необходимости следует оказывать помощь.
О важности развития мелкой моторики рук у ребёнка дошкольного возраста можно сказать следующее:
Развитие мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев. Они необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Вот ещё несколько причин, почему нужно развивать мелкую моторику:
- Улучшается зрительно-моторная координация. Например, ребёнок может налить воду из бутылки в стакан или наполнить тарелку супом.
- Развивается мозг, формируются новые нейронные связи. Ребёнок в прямом смысле умнеет: придумывает свои способы решения тех или иных задач, учится творить.
- Совершенствуется речь, расширяется словарный запас, тренируется правильное произношение.
- Обучение становится результативнее — ребёнок легче и быстрее усваивает новое, например складывает слоги в слова и вникает в правила игр.
- Появляется навык ухода за собой: освоив туалет, ребёнок учится самостоятельно умываться, чистить зубы, мыться без помощи взрослых.
- Повышается независимость и самооценка — например, ребёнок может самостоятельно одеться или поесть. Эти умения придают уверенности в себе и своих силах.
Главная задача родителей в развитии мелкой моторики — помогать или хотя бы не мешать ребёнку изучать себя и окружающий мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальцы помогают говорить.
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука — это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука — ...
Пальцы помогают говорить.
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, худ...
Презентация "Пальцы помогают говорить".
Презентация инновационного опыта работы по теме: "Развитие мелкой моторики пальцев рук"....
Развитие пальцевой моторики. Информационный материал для родителей "Пальцы помогают говорить"
В коррекционной работе по преодолению речевых недостатков у детей дошкольного возраста важная роль отводится развитию тонкой произвольной моторики обеих рук. Необходимо привлекать внимание...
Факультатив по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальцы помогают говорить"
Известно, что развитие моторики рук и пальцев тесно связано с развитием речи и мышления. Развитие рук помогает в дальнейшем хорошо говорить, подготавливает руку к письму, активизирует мыслительные пр...
"Почему пальцы помогают говорить?"
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тел...
Консультация "Пальцы помогают говорить"
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у дошкольников...