Значение формирования речевого этикета в дошкольном возрасте.
консультация
Данный материал может быть использован в работе учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etiket.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Значение формирования речевого этикета
в дошкольном возрасте»
Общество нуждается в образованной, воспитанной личности. Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами – надежная гарантия личностного успеха.
Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи и если определенный уровень владения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Дети, не владеющие навыками культуры общения, менее успешны в познавательной деятельности и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации к школе.
Усваивая этикетную лексику, ребенок «присваивает» часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для той культурной среды, в которой он находится. Введение словесных формул речевого этикета в общую систему речевого взаимодействия дошкольника с окружающими взрослыми и сверстниками будет способствовать формированию комфортного коммуникативного поля и оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка.
Этикет является достоянием и показателем культуры, основой воспитанного человека, помогающей понимать как необходимо вести себя в жизненных ситуациях современного общества, находить общий язык с другими людьми.
Дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребёнком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребёнок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков младенца до свободного оперирования богатым набором слов,
грамматическим строем языка.
Речь детей к концу дошкольного возраста внятна,
подавляющее их большинство в этом возрасте свободно владеет
ею. Успешному развитию речи способствуют целенаправленные
воздействия семьи и детского сада.
Немаловажная сторона речевого развития ребёнка-дошкольника –
культура речевого поведения – речевой этикет.
Как, например, ребёнку обратиться к взрослому?
В каких случаях говорить «вы», а в каких – «ты»? Какие выражения
употребить, когда надо попросить о чёмлибо, если совершил неловкость? Эти и многие другие элементы культурно речевого поведения составляют часть общего языкового развития ребёнка. К
сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на эту сторону воспитания лишь тогда, когда в той или иной жизненной
ситуации обнаруживается невоспитанность ребёнка.
Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. А. С.
Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами – всё это для ребёнка имеет большое
значение». Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.
А часто ли вы обращаетесь к своему ребенку не в форме
приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста»,
благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости?
Признаемся себе, что мы спешим отметить дурное в его поведении, а ведь малыш, ещё только постигающий, «что такое хорошо и
что такое плохо», так нуждается в одобрении, в образцах правильной вежливой речи.
Выражения «доброе утро», «спокойной ночи», «спасибо»
являются неотъемлемыми составными речевого этикета, как и слова «здравствуйте», «до свидания» произносимые приветливо и с улыбкой.
Приучите сынишку или дочку всякий раз, когда понадобится вещь,
принадлежащая другому члену семьи, товарищу, спрашивать разрешения. Например: «Мама, разреши взять твой зонт?», «Таня, можно взять твой карандаш?» и т. п.
Спрашивая разрешения, ребёнок тем самым выражает уважение к правам другого человека. Сколько детских конфликтов может быть предотвращено, если вовремя воспитать привычку спрашивать разрешения.
Речевой этикет предписывает внимательно слушать говорящего, не
перебивать, усиленно не жестикулировать, рассказывая о чём-либо, не говорить с набитым пищей ртом.
Всему этому также надо учить детей. Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с
четырёх лет дети уже могут и должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству (кроме близких и родных).
В высказываниях некоторых детей слишком часто звучит слово «хочу», за которым нередко кроются эгоистические начала. Конечно, не в слове дело, но всё же стоит призадуматься над
этим и уж во всяком случае не потакать бесконечным «хочу» и «не хочу». Научите ребёнка пользоваться выражениями: «разрешите,
пожалуйста», «можно поиграть?» и т. п. Если в семье ребёнок то и дело слышит «растяпа», «дурень», «разгильдяй» и т. п., эти слова прочно входят в его собственный лексикон и никак не украшают ни его речь, ни отношения с теми, кому адресуются.
Если вы считаете нужным сделать ребёнку замечание, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать, оставшись с ребёнком наедине.
Освоение ребёнком речевого этикета в доступных его возрасту пределах повышает культуру его речи.
Источники:
1. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно.- СПб: Норинт, 2002.
2. Акишина А.А. Русский речевой этикет. - М.: Просвещение. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение игровой деятельности на занятиях специальным фортепиано для детей дошкольного возраста (5-7лет).
Актуальность данной темы состоит в том, чтобы при помощи игровых приемов на уроках специального инструмента суметь привлечь и заинтересовать ребенка такой сложной на...
«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
«Мелкая моторика руки и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста»
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность....
Значение художественней литературы в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленно...
Статья "Значение логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста"
Статья раскрывает вожное значение логоритмики в развитии дошкольников на музыкальных занятиях....
Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста....
Значение логоритмики в воспитании детей дошкольного возраста
Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе методик и у...