Значение логоритмики в воспитании детей дошкольного возраста
учебно-методический материал на тему

Копысова Екатерина Сергеевна

     Логоритмика  является  своеобразной  формой  активной  терапии,  средством  взаимодействия  в  комплексе   методик  и  учебной  дисциплины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_logoritmiki_v_vospitanii_doshk-ov.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ИГРИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТ №1

Методическая работа

«Значение логоритмики в воспитании детей дошкольного возраста»

   

                                                                Работу выполнила:

                                                                Копысова Е.С.                                                

                                         Преподаватель МБОУ ДОД    

                                                                Игринской детской школы искусств №1

Игра, 2013г.

   Ритмическая  организация  является  основой  жизни. Все,  окружающее нас,  живет  по  законам  ритма.  Смена  времен  года,  дня  и  ночи, биение  сердца,  возрастные  процессы все  это  и  многое  другое  подчинено  определенному  ритму.  По  выражению  Э.Жака. Далькроза,  « ритм  есть  движение  материи,  логически  и  пропорционально   распределенной  во  времени  и  пространстве».

          Данные  физиологии  и  психологии  доказывают  тесную  взаимосвязь  слуховых  ощущений   с  мышечными.

Еще  великий  русский  физиолог  И.М.  Сеченов   отмечал, что  слуховое  и  мышечное  восприятие  связано  с  временными  ощущениями. Советский ученый,  невролог,  и  психиатр  Б.М.Бехтерев  доказал,  что  вначале   на  маленького  ребенка  заметное  воздействие  оказывает  ритм,  а  лишь  затем звуковысотные  сочетания  и  тембр  звучащей  музыки.  

     Ритмические  движения  способствуют  активации  различных  анализаторных  систем,  становлению  интегративной  деятельности  человека.  Поэтому развитием  чувства  ритма  рекомендуется  заниматься  с  самого  раннего  возраста  и  в  доступной  для  дошкольников  форме:  ритмических  упражнениях и  играх.

     Логоритмика  является  своеобразной  формой  активной  терапии,  средством  взаимодействия  в  комплексе   методик  и  учебной  дисциплины. Первое  понимание  логоритмики   основано  на  сочетании  слова,  музыки  и движения.  Взаимоотношения  указанных  компонентов   могут  быть  

разнообразными,   с  преобладанием  одного  из  них  или  связи  между  

ними.

     Второе  понимание  логоритмики  обусловливает  включение  ее  в  любую реабилитационную  методику  воспитания,  обучения  и  лечения  людей  с

различными  аномалиями  развития  и  нарушения  речи. Целью  логоритмики  является  преодоление  речевого  нарушения  путем  

развития   и  коррекции  неречевых  и  речевых  психических   функций  и  в  конечном  итоге  адаптация  человека  к  условиям   внешней  и  внутренней  среды.  Задачи  логоритмики  определяются  как  оздоровительные,  

образовательные,  воспитательные,  коррекционные.

     В педагогическом  аспекте  логоритмика - это  система  физических  упражнений, построенная на  связи движений  с  музыкой.    Она  способствует  воспитанию  познавательной,  волевой  и  эмоциональной  сфер  личности,  гармоническому  физическому  и  художественному  развитию  детей,  развитию  музыкального  слуха,  внимания  и  восприятия,  комплексных  видов  памяти,  выразительности  движений,  формирует  эмоциональную  отзывчивость  и  музыкально – ритмическое  чувство,  учит  движениями  выражать  характер  и  темп музыкального  произведения,  развивает  музыкально-речевые  способности, расширяет  певческий  диапазон.  На  занятиях  логоритмики   формируются  представления  о  музыкальном,   двигательном,  речевом,  изобразительном  ритмах  и  осуществляется  в  неразрывном  единстве.

В игровой форме  дети  осваивают  и  закрепляют  понятия  величины, формы  и  цвета  предметов,  овладевают  движениями  общей  и  мелкой  моторики,  учатся  находить  ритмическую  организацию  в  музыке  и  речи,  знакомятся  с  элементарными  приемами  самомассажа.

      Комплексно – игровой  метод  наиболее целесообразен  для  развития  познавательных  процессов  и  соответствует  детским  психофизическим  данным.  Такое   построение   кружковых  занятий   позволяет  добиться  устойчивого  внимания  на  протяжении всего   занятия  и  соответственно  повышает  результативность  в  усвоении знаний.    

      Занятия  включают  в  себя  пальчиковые  и  подвижные  игры,  песни  и  

стихи.  Сопровождаемые  движениями,  двигательные  упражнения,  

несложные  танцы.  

     Речевой  материал  доступен  в  лексическом   отношении,  включает  малые  формы  русского  фольклора  и  стихи  современных  детских  поэтов.  Значительная  роль  в  работе  по  осознанию  ритмического  строя  речи  принадлежит  играм,  созданным  на  основе  стихотворного  текста.  Эти  игры  учат  малышей  координировать  движения  со  словом,  что  способствует,  в  первую  очередь,  речевому  развитию  детей.

      Все  упражнения  проводятся  по  подражанию.  Речевой  материал  

предварительно  не  выучивается.  

       Главная  задача  преподавателя  - создание  на  занятиях  атмосферы праздника,  радости.

      Логоритмика направлена  на  овладение  чувством  ритма,  что  способствует  формированию  у  ребенка  целостного  восприятия  пространства  и  времени,  гармонизации  психического  развития  детей.

Направленность  программы:

Тематическая  направленность  и  организационная  вариативность  

программы  кружка  способствует  формированию  устойчивого  интереса  к  музыкальной  и  речевой  деятельности,  поддерживают    положительное  эмоциональное  отношение  детей  к  логоритмическим  упражнениям,  а,  значит,  помогают  достигнуть  лучшей  результативности  в  обучении  и  воспитании.

Новизна  и  актуальность:

Система  подачи  программных  задач,  методов,  средств  по  знакомству  детей  с  логоритмикой  отработана  с  учетом  возрастных  особенностей  и  методических  требований  в  непосредственно  образовательной  деятельности.  В  занятия  кружка  включены  элементы.  Имеющие  оздоровительную  направленность  (общеразвивающие  упражнения,  упражнения  для  профилактики  плоскостопия,  работа  над  певческим  дыханием  и  развитием  певческого  голоса,  простейшие  приемы  массажа,  гимнастики  для  глаз).  В  занятия  включены  пальчиковые  музыкально-речевые  игры  или  массаж  пальцев. По  насыщенности  акупунктурными зонами  кисть  не  уступает  уху  или  стопе.  В  восточной  медицине  существует  убеждение, что  массаж  большого  пальца  повышает  функциональную  активность  головного  мозга,   указательного  - положительно  воздействует  на  состояние  желудка,  среднего  -  на  кишечник,  безымянного  -  на печень  и  почки,  мизинца -  на  сердце.   Каждое  занятие     логортмикой    включает  в  себя  упражнения  на  релаксацию  под  музыку,  (помогающие  детям  снять  напряжение,  нервную  нагрузку),  чистоговорки,  речевые  или  музыкальные игры,   упражнения  на  развитие  чувства  ритма  или внимания.

Цель  кружка:

  1. Использование  музыкально-логопедической  ритмики,  как  средства  в   организации  в  проведении оздоровительно-образовательного  процесса  с  детьми   3  -  6  летнего  возраста.
  2. Преодоление  речевого  нарушения  путем  развития  и  коррекции  

неречевых  и  речевых  психических  функций  ребенка  через  музыку  и  

движение.

Задачи   кружка:

  1. Создать  на  занятиях  логоритмикой  атмосферу  праздника,  радости;  ввести  ребенка в  мир  музыки  и  развития  речи  с  радостью  и  улыбкой.
  2. Развить  фонематическое  восприятие  и  фонематические  представления.
  3. Выработать   четкость   координированных  движений  во  взаимосвязи  с  речью.
  4. Развить  мелодико -интонационные  и  просодические  компоненты,   творческой  фантазии и  воображения.
  5. Укреплять  костно - мышечный  аппарат.
  6. Развивать  дыхание,  моторные,  сенсорные  функции,  воспитывать  чувство  равновесия,  правильной  осанки,  походки,  грации  движения.
  7. Развивать   речь,  чувства  ритма,  способность  ощущать  в  музыке,  

движениях  и  речи  ритмическую  выразительность.

  1. Развивать  коммуникативные  способности  (общение  детей  друг  с  другом,  творческое  использование  музыкально-ритмических  впечатлений  в  повседневной  жизни).
  2. Развить  способности  восприятия   музыкальных  образов  и  учиться  

ритмично,  выразительно  петь, говорить,  двигаться  в  соответствии  с  данным  образом,  т.е.  перевоплощаться,  проявлять    художественно  -  творческие   способности.

Примерные пальчиковые игры

Мы капусту рубим-рубим (поочередно ударяем ребрами ладоней о поверхность стола),
Мы капусту солим-солим ("солим" небольшими щепотками левой и правой руки). 
Мы капусту трем-трем (потираем ладошки), 
Мы капусту жмем-жмем (сжимаем и разжимаем кулачки).

Предлагаю забавные потешки на ладошке.

Гули-гули Гули-гули полетели(взмахните перед собой кистями рук),
На головку гули сели (положите обе руки на голову).
Сели, посидели (покачайте головой), 
Опять полетели (взмахните перед собой кистями рук).

Водичка-водичка Водичка-водичка(подставьте ладошки под «струю воды»), 
Умой мое личико (ладошками «умываем» лицо),
Чтобы глазки смотрели (поморгайте глазами), 
Чтобы щечки краснели (потрите ладонями щеки). 
Чтоб кусался зубок (пощелкайте зубами). 
Чтоб улыбался роток (широко улыбнитесь). 

 (Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком)

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл.

(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

(Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")

Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

(Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)

Безымянный подбирает,

(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

А мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает!

(Отгибаем мизинчик)

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

По реке плывёт кораблик,

(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

Он плывёт издалека,

(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")

На кораблике четыре очень храбрых моряка.

(Показать 4 пальца)

У них ушки на макушке,

(Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты,

(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки, только кошки да коты!

(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

В конце этой игры можно спросить у ребёнка: - Что за моряки были на кораблике?

Ответ: мышки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ансамблевое музицирование в ДМШ, ДШИ и его значение в музыкальном воспитании учащихся"

С  чем  связана  популярность  ансамблевого  музицирования  среди  учащихся  и  преподавателей  детских  школ  искусств? Какие  в...

Использование логоритмики с детьми младшего возраста с нарушениями речи

Логоритмическое занятие - это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения...

Статья "Значение логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста"

Статья раскрывает вожное значение логоритмики в развитии дошкольников на музыкальных занятиях....

"Значение логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста"

Статья раскрывает значение использования логоритмики в работе с детьми дошкольного возраста....

Рекомендации для родителей: "Значение прогулки для ребенка раннего возраста"

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питат...

Значение логоритмики на музыкальных занятиях

Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач....