Я- не часть потерянного поколения
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Ермашева Наталья Викторовна

Аннотация. В статье раскрывается актуальная проблема роли семьи и школы в системе образования и воспитания современного подрастающего поколения, рассмотрены формы и основные технологии взаимодействия семьи и школы, описан личный опыт работы учителя.

         Ключевые слова: сотрудничество, образование, образовательный процесс, школа, взаимодействие, семья, родители, технологии.

           Annotation: The article reveals the current problem of the role of family and school in the system of education and upbringing of the modern younger generation, examines the forms and basic technologies of interaction between family and school, and describes the personal experience of a teacher.

         Key words: cooperation, education, educational process, school, interaction, family, parents, technologies,.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Взаимодействие семьи и учителя27.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Я -не часть потерянного времени и поколения

Ермашева Наталья Викторовна, 

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа № 17 социального развития и успеха» МО «Город Майкоп», старшиий преподаватель кафедры гуманитарного и эстетического ГБУ ДПО РА «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации».

Аннотация. В статье раскрывается актуальная проблема роли семьи и школы в системе образования и воспитания современного подрастающего поколения, рассмотрены формы и основные технологии взаимодействия семьи и школы, описан личный опыт работы учителя.

         Ключевые слова: сотрудничество, образование, образовательный процесс, школа, взаимодействие, семья, родители, технологии.

           Annotation: The article reveals the current problem of the role of family and school in the system of education and upbringing of the modern younger generation, examines the forms and basic technologies of interaction between family and school, and describes the personal experience of a teacher.

         Key words: cooperation, education, educational process, school, interaction, family, parents, technologies,.

Перетягивание каната: школа требует одно, а общество, СМИ, семья, улица учат другому- достаточно не только актуальная, но и болезненная проблема. Даже педагоги внутри школы действуют не всегда согласованно. Необходимость и важность взаимодействия всех педагогов в этом процессе очевидны.

Успех в процессе воспитания  возможен только при условии объединения усилий  всех участников процесса воспитания. Единство требований к воспитанию ребенка-это ведущее условие эффективности воспитания.

Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются Крыловскому "Квартету" — герои которого, как известно, как бы не садились, а музыки не получилось. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Трудно достичь  успеха в учебно-воспитательной работе, если одни добиваются от учащихся порядка и организованности, а другие проявляют нетребовательность и либерализм. Бывает, что педагог не согласен с мнением коллектива, критикует поступки и действия других педагогов ,что недопустимо.

Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности ребенка. Не зная, кому верить и за кем идти ,ребенок не только не может определить и выбрать" правильное" авторитетное влияние, но и испытывает психические перегрузки, влекущие неуспеваемость, потерю места и мнения в коллективе. Ученик будет просто играть на «слабых струнах» педагогов, у него не появится отчётливого понимания, что такое хорошо, а что такое плохо.

Отсутствие единых требований – зло, которое, хотим мы этого или нет, рождает у ребёнка приспособленчество и двоедушие.  

Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.

По словам А. С. Макаренко,не вседозволенность и безграничный либерализм, а требовательность при максимальном уважении к личности.

Условиями осуществления этого принципа являются следующие:

1. Обеспечение системы в предъявлении требований;

2. Последовательное усложнение требований;

3. Закрепление и совершенствование ранее предъявлявших требований;

4. Настойчивость в предъявлении требования; 

Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания, как на уроках, так и во внеурочное  время.

В своей воспитательной деятельности я применяю системный подход и убеждена в том, что в новой социальной ситуации необходимо по-иному строить воспитательную работу с учащимися, поэтому выделила три основных направления (уровни воспитательной работы:

1- «Я и мой класс» (изучение индивидуальных и групповых характеристик класса) 5-6 классы

2- «Мы – богатство наших  Я» (деятельность по сплочению и формированию классного коллектива) 7-9 классы

3 – «Я в мире, мир во мне» (деятельность по воспитанию социально-адаптированной личности) 10-11 классы.

Цель воспитательной системы -  формирование творческой личности, человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире в условиях коллективной деятельности.

Основными задачами являются:

- формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка;

- организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности классного коллектива;

- обеспечение благоприятного психологического климата в классе.

Воспитательная работа ведется с учетом возрастной психологии, планируется по направлениям:  «Здоровье»,  «Интеллект», «Общение»,  «Нравственность», «Досуг», «Гражданин», «Патриот», «Семья», «Аналитико-диагностическое».

Также в работе использую технологию коллективного творческого дела, способствующую воспитанию общественно-активной творческой личности, способной приумножить общественную культуру. Технология мастерских позволяет учащимся личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, перспективы «будущего»; проделать путь от «культуры полезности к культуре достоинства».

Мой классный коллектив особенный: 5 класс (32 человека) и 11 класс (28 человек) класс -сформировался как гармонично развитый коллектив с уже сложившимся самоуправлением, где каждый ребенок не только знает свои обязанности, но и с большим желанием стремится их выполнять. Дети 5А и11А класса отличаются повышенным чувством справедливости, ответственностью, организованностью, собранностью. Как же мне удается воспитывать такой большой коллектив, спросите вы. Планирую работу как мама троих детей, ведь воспитывать своих детей-это тоже труд!

 С каждым годом усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Идет ярко выраженный процесс массового воспитания через коллектив. Рождаются коллективные традиции. («День рождения моего класса», «День свободного слова», «Прощай, …. класс!» и творческие проекты.)

Классные часы отличаются разнообразием тематики и форм проведения (час общения, беседы «Мы и наши отцы», «Моя семья  - чудесное место для жизни», «Эгоист или альтруист», «Человеческие взаимоотношения», "Я -не часть потерянного времени). Регулярно провожу выездные мероприятия со своими классами, во время которых органично сочетаются воспитательные и образовательные моменты, расширяется кругозор учеников, происходит сплочение коллектива. Дети в данной ситуации раскрываются с разных сторон, что помогает им избавиться от недомолвок и недопонимания в повседневной жизни.

 Структура классного самоуправления сформирована по форме школьного. Я выступаю всего лишь в роли консультанта, помогающего правильно спланировать работу, разобраться в конфликтных ситуациях. Каждый учащийся несет ответственность за организацию и проведение определенного дела. На высоком уровне ведется работа в направление «Патриот». Мои пятиклассники и одиннадцатиклассники воспринимают заботу о людях как обыденное, нужное; получают радость от общения с ними. Ведется исследовательская работа по изучению исторического прошлого и настоящего родного края. Осуществляется взаимосвязь с библиотекой, музеями, культурными центрами. Проходят встречи с ветеранами, тружениками города, писателями.

Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Педагогам следует рекомендовать  соблюдения этих же требований в семье, консультируя родителей, и надо всегда помнить и о необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива.  

Все это позволит избежать многих разногласий и даже конфликтных ситуаций между всеми участниками воспитательного процесса.

Если мнение педагогов школ по данной теме понятно и очевидно, то мнение родителей  очень разное.

Один из родителей, который" был воспитан в свое время", на собрании задал вопрос :

«Требования в воспитании. Единство требований.  А нужно ли оно?»

«Сколько воспитателей — столько и требований

Казалось бы, общепризнанное, обоснованное, ортодоксальное педагогическое правило: все, кто причастен к воспитанию ребёнка, должны вести себя в одном ключе – и требовать одно, и прививать одно, и давать одинаковые оценки — требования в воспитании должны быть едины.

Иначе, мол, ребёнок будет дезориентирован, научится обманывать, выстроит свою «неправильную», выгодную ему, иерархию отношений к воспитателям и прочее."

То есть, грубо говоря, папа и мама, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, и каждый, кто соприкасается с нашим ребёнком, должны "дудеть в одну дудку" и строго продвигать наше чадо в означенное его светлое будущее.

Так нужно ли единство требований?

Во-первых, естественно, так не бывает: даже, если мы сильно напряжёмся и договоримся, мы всё равно не станем ОДИНАКОВЫМИ как учителями ,так и родителями.

А во-вторых, это, по-моему, абсолютно и НЕ НУЖНО. Даже в пределах семьи.

Пусть папа, мама, бабушки и дедушки, учителя будут РАЗНЫМИ для ребёнка. Разными не только внешне, по статусу, по близости, но и РАЗНЫМИ воспитателями.

Пусть мама требует одно, папа -другое, а учителя- третье — пусть у них будут разные требования в воспитании ребёнка. Только при единственном условии: чтобы это разное в требованиях к ребёнку воспитывало в нем «доброе и вечное», объясняло "что такое хорошо , а что такое плохо" и не прививало  пороки и дурные привычки.

А как иначе наш ребёнок будет приучаться отделять зерна от плевел? Хорошее от плохого? Как будет учиться думать самостоятельно?

Как приучится к тому, что мир противоречив и люди в нем не только хорошие и плохие, но и попросту разные? Как будет не приучаться к категоричности суждений и не авторитарности отношений ни к себе, ни к другим?

А требования в воспитании, методы, оценки пусть будут разными. Главное- не были явно направлены против ребёнка. В конце концов, мы все: и родители, и учителя хотим только хорошего своим детям

Но каждый, это хорошее понимает и реализует по-своему. Это жизнь.

В заключение хочу показать один видеоролик, который использую как на классном часе, так и на родительском собрании. (Показ ролика.)

Характер взаимоотношений родителей и  учителей  нельзя  представлять  как

полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество,  несмотря  на  общность их целей и задач. Важно быть союзниками  с  родителями  учащихся и самими детьми.

Не так ли?

Использованная литература:

  1. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
  2. Николаева Е.И. Тоталитаризм в семье // Ребенок и семья. Самара, 2002.
  3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.
  4.     Клюева, Н.В. Технология работы психолога с учителем / Н.В. Клюева. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 192 с.
  5. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. – Ростов н/Д., 2004.
  6. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / ЕЛ.Мельникова // Образовательные технологии: сб. материалов. - М. : Баласс, 2008. - Вып. 8. - С. 5-55.
  7.  Развитие критического мышления / С.И Зеер-Бек, И.В. Муштавинская. — М. : Просвещение, 2011. - 219 с.
  8. Резапкина, Г.В. // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 2. -С. 92-102.
  9. С.А. Котова,   кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования РГПУ им. А.И. Герцена.
  10.  Селевко, Г.К.Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г.К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2006. - Т.2. - 816 с.
  11. 8.   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010.-31 с.
  12. Вершинин В. Трудный путь к гармонии: Воспитательные парадоксы высокообеспеченной семьи // Народное образование. 2002. № 8.
  13. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Потерянное поколение"

Методическая разработка урока по домашнему чтению на основе отрывка из произведения Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен» в 11 классе...

"Гроза" А. Н. Островского. Часть II. (Молодое поколение в драме). Презентация

К изучению драмы А. Н. Островского "Гроза". В помощь учителю словесности....

Сценарий торжественной части мастер-класса по греко-римской борьбе "Союз поколений"

Сценарий проведения торжественной части мастер-класса по греко-римской борьбе с участием ветеранов спорта. Мастер-класс был разделен на две части: знакомство с историей развития греко-римской борьбы в...

Педагогическое исследование на тему: "Создание ситуации успеха в учебной деятельности, одна из составных частей ФГОС II поколения"

  Важнейшим открытием 2-й половины 20-го века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный и...

Исследовательская работа по литературе Образ «потерянного поколения» в творчестве Эриха Марии Ремарка и Эрнеста Хемингуэя на примере романов «Три товарища», «Прощай, оружие!»

Обоснование выбранной темы: современная напряжённая обстановка в мировом сообществе (события на Украине, ситуация в Европе, военные действия в Сирии) обращает нас к писательскому опыту Эриха Марии Рем...

Книга "И пусть поколения помнят" часть 2

Новая книга о тех, кто воевал В Хоринской СОШ №1 накануне Дня Победы, 7 мая 2021 г., состоялась презентация новой книги «И пусть поколения помнят. 2 часть». О книге подробно рассказали ее составители...

Мониторинг - важная часть воспитательного процесса при введении ФГОС 3 поколения

Статья о мониторинге как о важной части воспитательной работы классного руководителя.Главной целью мониторинга является управление качеством и прогнозирование воспитательного процесса.Основной целью в...