Методическая разработка урока по теме "Потерянное поколение"
методическая разработка (11 класс) по теме

Полякова Лариса Викторовна

Методическая разработка урока по домашнему чтению на основе отрывка из произведения Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен» в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich_razrabotka_remark.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по домашнему чтению на основе отрывка из произведения Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен» в 11 классе

Выполнила: Полякова Лариса Викторовна, учитель иностранного языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76» города Котласа Архангельской области

Тип урока- комбинированный, интегрированный немецкий язык и литература

Межпредметные связи- немецкий язык и литература

Форма проведения- беседа с рассуждением

Формы работы: парная, индивидуальная, групповая

Тема урока: « Потерянное поколение» анализ отрывка произведения Э,М. Ремарка на немецком языке «На Западном фронте без перемен»

Цель: научить анализировать текст, исследовать приёмы Я- перспективы

Задачи:

Обучающие-1)познакомить с биографией немецкого писателя Э. М. Ремарка

2) обучать умению воспринимать текст как единое целое художественное произведение

3)обучать работе со словарем, умению видеть лексическую нагрузку слова

Развивающие- 1) развивать умения применения лексического материала в области страноведения  2) развитие культурологического мышления учащихся

Воспитывающие: 1) воспитание гуманистических традиций, интереса к зарубежной литературе 2) воспитание понимания зарубежной литературы как части национальной культуры, отражающей жизнь нации

Оснащение: учебник И. Л. Бим «Шаги-7» немецкий язык ,Москва, Просвещение 2009

Фото писателя, интернет-ресурсы:www.em-remarque.ru/ biografija.htm, русско-немецкий словарь и немецко-русский словарь Москва, Русский язык 1989 под редакцией Н. В. Глен-Шестаковой

85 устных тем по немецкому языку , Москва, Айрис Пресс, 2003

ФОРМИРУЕМЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Личностные- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами

Регулятивные- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные- поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, извлечение необходимой информации, выбор оснований и критериев для сравнения, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителями-предметниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речи

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Знакомство с биографией Ремарка
  3. Беседа на основе услышанного текста
  4. Чтение отрывка на немецком языке и запись новых лексических единиц
  5. Обсуждение прочитанного в группах
  6. Формулировка выводов
  7. Рефлексия и домашнее задание

Краткий конспект урока

  1. Организационный момент

Приветственное слово учителя и приглашение познакомиться с биографией великого немецкого писателя, романами которого зачитывался весь мир и актуальность его романов в наши дни .Какие романы этого писателя вы знаете, какие экранизации смотрели? Ответы учеников краткие, большинство называют роман «Три товарища».

Какие темы в творчестве этого писателя близки вам особенно? (любовь, дружба, нравственные идеалы)

  1. Знакомство с биографией

Биография Ремарка Эриха Марии (1898-1970)

Эрих Пауль Ремарк родился в городке Оснабрюк. Отец будущего писателя работал переплетчиком, мальчик с детства много читал и увлекался литературой. С 1904 по 1912 годы он обучался в школах Оснабрюка и позднее решил продолжить учёбу в Королевской учительской семинарии, куда и поступил в 1915 году.21 ноября 1916 года Ремарк был призван в армию, служба продолжалась до 1919 года и навсегда определила в жизни будущего писателя очень многое: отношение к  жизни, к войне, любви и дружбе. От службы в батальоне запаса 78-го пехотного полка остались 3 ранения и бесценный жизненный опыт. В 1916 году в июне вышла в свет его первая публикация о службе юноши, о её трудностях и маленьких радостях. Позднее Ремарка перевели нести службу на Западный фронт в Хам-Ленглете. 31 июля 1917 года писатель получил ранение осколком гранаты в шею, правую руку и левую ногу и долго лечился в госпиталях.

9 сентября 1917 года скончалась его мать, которую он горячо любил и поменял в её честь свое имя на Эрих Мария Ремарк. В 1918 году в апреле читатели увидели вторую публикацию Ремарка «Я и ты».Отказывается от присужденной ему награды и представляет интересы объединения учащихся католической учительской семинарии в Берлине и Ганновере в качестве секретаря организации. Свой первый роман «Приют грёз» он написал в 1920 году. Работал учителем, но нигде долго не задерживался и вел богемный образ жизни. В 1923 году был издан роман «Гэм»и Ремарк стал работать редактором в журнале «Sport im Bild».В 1927 году началась его работа над романом»На Западном фронте без перемен». Но путь до читателя был длинным и тернистым: сначала в 1928 году он вышел в газетном варианте в «Vossische Zeitung».Всего роман выдержал 43 издания и был переведён на 36 языков. Сенсация в Германии! В 1930 году роман был экранизирован и удостоился Оскара, режиссер-Льюис Майлстоун. В 1932 году начались неприятности с немецкими властями и Ремарк эмигрирует в Швейцарию, в 1936 году выходит роман «Три товарища « на датском языке. В 1938 году началась работа над романом «Триумфальная арка», а в 1940 году Ремарк переезжает в США. Горе в его семье случается в 1943 году, когда в Берлине казнили его сестру.(Позднее её именем назовут улицу в Берлине). Прожив 9 лет в США, Ремарк возвращается в Европу. Душевные потрясения, недопонимание со стороны  коллег, запои и постоянная работа подорвали здоровье Ремарка и он скончался 25 сентября 1970 года.

Вторая экранизация романа «На Западном фронте без перемен» была в 1979 году, фильм снял Делберт Манн.

3 Беседа на основе услышанного

 Работа в парах

Перескажите кратко биографию Э. М. Ремарка, используя опорные слова:

(wurde geboren, studierte, arbeitete, diente in der Armee, schrieb seine Werke, emigrierte, wurde verfilmt, starb)

Как вы можете прокомментировать слова Ремарка из его романа «Возлюби ближнего своего»

 …В Библии сказано: «Возлюби ближнего своего».Но как возлюбить ближнего своего, если ближние твои желают лишь схватить  тебя   и убить? Ты бежишь от смерти, ставшей реальностью, от ада нацистских гетто, от безнадежности -к надежде … но Надежда Может Обмануть. И тогда- «плачьте не об ушедших, но об оставшихся…»

(среди комментариев  в фронтальной работе называются темы потери Родины и потерянного поколения, трагедии Первой мировой и Второй)

4 Чтение отрывка на немецком языке стр 243

Ich schlage Ihnen vor,einen Auszug aus dem Roman «Im Westen nichts Neues”

Учащиеся читают текст и выписывают новый лексический материал, находят эквиваленты предложенных предложений на немецком языке (смотри сноски стр 243-244)

Война

Der Krieg

Поколение

Die Generation

Мертвый

Tot

Мир

Der Frieden

Стрельба

Das Schiessen

Ручная граната

Die Handgranate

Портить

Verderben

Спасающийся бегством

Der Fluechtende

Бытие

Das Dasein

деятельность

Die Taetigkeit

   

Was steht im Zentrum des in der Ich-Form geschriebenen Werkes?

5. Обсуждение прочитанного в группах , сформулируйте свои высказывания на немецком языке

Почему роман написан от первого лица? Можно ли считать данный роман автобиографичным? Хотят ли главные герои продолжить обучение после войны?

В чем, на Ваш взляд, смысл названия романа, если гибнут люди, а по сводкам радио всё без перемен?

6 Формулирование выводов:

Solche Ziele wie Beruf, Studium, Gehalt keine Bedeutung fuer diese Jungen haben.

Война бессмысленна и ужасна для всего живого.

Ремарка называют символом времени. Попытка создать для себя во времени, «вывихнувшем сустав» забавный, в чем-то циничный, а в чем-то –щемяще-чистый маленький мир верной дружбы и отчаянной любви-таков Ремарк, автор, чья проза не подлежит старению…

7 Рефлексия и домашнее задание

Напишите сочинение-рассуждение о судьбах главных героев диалога, если бы они не погибли на войне.

Приложения: текст из учебника и сообщение о Первой мировой войне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе в соответствии с ФГОС ООО второго поколения.

Констпект урока русского языка в 6 классе  в соответсвии с требованиями ФГОС ООО  на тему " Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО второго поколения

Разработка урока литературы в 5 классе на тему :"Тема человеческого труда в рассказе А.П.Платонова "Никита"...

Методическая разработка урока: «Архитектура ЭВМ пятого поколения»

Цели урока:  дать представление об архитектуре ЭВМ пятого поколения;Задачи урока:Образовательные:Продолжить формирование информационной культуры учащихся.Повысить  уровень усвоения учебного ...

Методическая разработка урока истории в 5 классе (по ФГОС второго поколения)

Урок по истории Древнего мира для 5 класса разработан  в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Тема урока  "Первобытные собиратели и охотники". В разработке указаны ...

Методическая разработка урока химии для 9 класса в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.Тема:"Предельные углеводороды"(мультимедийное сопровождение)

Методическая разработка урока химии для 9 класса "Предельные углеводороды" разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Разработка содержит план-конспект  урока-структуру и х...

Методическая разработка "Литературная ярмарка «От поколения к поколению, от сердца к сердцу» (по книгам о Великой Отечественной войне)"

Представлен методи ческая разработка по теме "Литератураная ярмарка "От поколения к пооклению , от сердца к сердцу"....

Методическая разработка "Урок Победы". Урок литературы в 7 классе по теме: "Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений".

Цель урока: создать условия для выявления правил подготовки и моделирования интервью с ветераном Великой Отечественной войны; донести до сознания обучающихся мысль о масштабности и значении предстояще...