Метафорические карты в пространстве консультирования (случай из практики)
консультация

Мощевитина Ирина Александровна

Метафорические карты в процессе консультирования могут быть чудесным помощником, который и успокоит, и заземлит, и структурирует, и отвлечет в нужный момент, и мотивацию повысит, и ресурс даст и откроет вовремя дверь к новому видению и пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individ.konsultirovanie_primer.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метафорические карты в пространстве консультирования

(индивидуальное консультирование, случай из практики)

К школьному психологу часто обращаются родители тех детей, которые теряют мотивацию к чему-либо, у которых трудности с самооценкой, повышенный уровень личностной тревожности, выраженные коммуникативные нарушения. И первым этапом всегда является знакомство и диагностика. Психолог старается прояснить для себя и параллельно для участников процесса все тонкости и нюансы сложившейся ситуации. Часто самому родителю сложно определиться с чего начать, тогда использование ассоциативных карт в работе психолога становится единственно эффективным инструментом: можно дать колоду в руки и предложить найти картинку, которая привлечет его внимание, напомнит о том, что беспокоит больше всего. Описание картинок – это безопасно. Клиент рассказывает про себя, но как будто не про себя. И в этом случае можно получить более объективную картину происходящего, мы бережно обходим сопротивление, и клиент часто говорит то, что скрыто, отрицается или вытесняется, кажется неудобным и неправильным.

Метафорические карты в процессе консультирования могут быть чудесным помощником, который и успокоит, и заземлит, и структурирует, и отвлечет в нужный момент, и мотивацию повысит, и ресурс даст и откроет вовремя дверь к новому видению и пути.

Индивидуальное консультирование, случай из практики

Инициатива встречи

Родитель (мама) пришел сам и сформулировал причину встречи так: «Наш классный руководитель посоветовала обратиться к Вам, чтобы понять, почему изменилось поведение Насти. Раньше она была активной, любознательной, а теперь пассивно сидит на уроках, инициативы не проявляет («лишь бы не заметили и не спросили»). В общем, стала какая-то неуверенная, как будто чего-то боится».

Описание ребенка

Анастасия К., 10 лет, 3 класс.

Состав семьи: мать, отец, сын (18 лет), дочь (10 лет). Оба родителя имеют высшее образование, сын – студент 1-го курса института.

Жалобы (со слов мамы):

  • учитель обратила внимание, что Настя в ситуации проверки знаний (ответ, контрольная работа) стала не уверена в себе: не поднимает руку, молчит, даже если знает, остро реагирует на неудачу (неправильный ответ), что приводит к ухудшению школьной успеваемости;
  • при выполнении домашних заданий боится ошибок: не проявляет инициативы при выполнении незнакомых заданий; при выполнении заданий по образцу часто задает вопросы «это правильно?», «а можно так?»;
  • измененилось поведение: появилась робость/неуверенность, тревожность, очень переживает неудачи (плачет).

Гипотеза /Основная проблема: нарушение психологического здоровья – социальные страхи, страх самовыражения.

Запрос:

Получить рекомендации по преодолению поведенческих проблем ребенка («Помогите ей избавиться от этих страхов»).

Описание консультации

Этап 1. Знакомство и начало беседы

Установление контакта с родителем через приветствие и представление себя (этот этап был сокращен, т.к. мои встречи с родителями детей, обучающихся в нашей школе, имеют регулярный характер в рамках родительских собраний).

Была оговорена возможность записи хода консультирования («Вы не будете возражать, если я буду записывать некоторые детали? Они очень важны для понимания трудностей, и я не хотела бы упустить их»). И хотя мама дала согласие, в ходе беседы она несколько раз высказывала пожелание, чтобы эта информация не разглашалась («я думаю, что классному руководителю не надо это рассказывать», «когда на родительских собраниях обсуждаются учебные трудности детей, мне кажется, и другие родители понимают, что это про мою Настю говорят»). Также мама каждый раз обращала внимание, какие именно записи я (консультант) делаю. После этого её фразы становились сдержанными и продуманными, чувствовалось внутреннее напряжение. В результате я отказалась от записей по ходу консультации.

Итог первого этапа: родитель осознает проблему ребенка, самостоятельно сформулировал жалобы и запрос, понимает возможные трудности в более взрослом возрасте («это может помешать ей быть успешной»).

Этап 2. Распрос клиента (диагностическая беседа и уточнение гипотезы).

Для уточнения гипотезы я попросила привести примеры, описать ситуации, в которых Настя проявляет неуверенность, тревожность, что вызвало у мамы затруднение («Даже не знаю, какой именно случай будет показательным», «И кроме того, я не очень хороший рассказчик»).

Тогда я предложила с помощь картинок[1] описать один день из жизни Насти: чем занимается, что чувствует, кто рядом.

Карта 1

Карта 2

Карта 3

Карта 4

М.: Кроме школы Настя занимается танцами (карта 1) и английским языком – это ей пригодится в жизни. Конечно, пока еще рано судить, есть ли у неё способности, но мне бы хотелось, чтобы мы могли ею гордиться, как и Настиным братом. Еще ей нравится рисовать (карта 2), но, по-моему, это несерьезное занятие, и для этого ее увлечения вполне достаточно уроков рисования в школе. Я всегда поддерживаю своих детей (карта 3), помогаю справляться с трудностями, мне нравится участвовать в их делах. Когда у Насти какое-то мероприятие – концерт или выступление в школе – я всегда рядом. У нас много родственников, я бы назвала нас кланом: дяди, братья мужа, у всех в семьях есть дети. И когда мы собираемся вместе (карта 4), нам есть о чем рассказать друг другу – и детям, и взрослым, вот как на этой картинке: все смотрят и восхищаются танцем девочки.

П.: Правильно ли я поняла, что Настя любит танцевать и рисовать? Рассказывает ли она об этих увлечениях дноклассникам, подругам, сестрам?

М.: Некоторые рисунки, наиболее удачные я вставила в рамки, и они висят у Насти в комнате. Их могут видеть все, кто приходят к нам в гости. А насчет любит ли Настя танцевать…(долго молчит, как будто подбирает слова). На этих занятиях я настаиваю… Это дисциплинирует, делает девочку грациозной, и кроме того, умение красиво двигаться под музыку еще никому не помешало. Перед каждым выступлением мне приходится уговаривать Настю, что ничего в этом страшного нет, не стоит волноваться, представь, что ты танцуешь в пустом зале… Пока справляться с тревогой у нее получается плохо, да и с танцами тоже: то движения забудет, то в такт со всеми не попадает (грустно усмехается).

П.: Рассказывая о Насте, Вы выбрали карточки. Есть ли на них что-то общее для всех?

М.: Я не вижу лица ребенка, как будто оно скрыто от меня…(долго молчит, двигает карточки, меняет их местами)... как будто не хочу видеть. Может мне трудно признать, что Настя не такая, как Артем: он – активный, целеустремленный, она – тихая, впечатлительная…какая-то спокойная, чаще мне приходится побуждать её к действию.

П.: Попробуйте представить, что чувствует этот ребенок на картинках. Если бы он повернулся к нам, какое выражение лица мы бы увидели?

М.: Чувствует напряжение, как от тяжелой работы, выражение тоски, как будто хочет сказать «когда же это кончится» (карта 1). Этот ребенок так увлечен своим занятием, что ему всё равно на какой поверхности рисовать – лист бумаги или стена дома, было бы пространство для творчества, но если он обернется, думаю, что мы увидим испуг «а вдруг не понравится?» (карта 2). Опять напряжение, и даже поддержка мамы не помогает побороть страх. А еще почему-то мне кажется, что эта девочка чувствует вину, что мама недовольна ею (карта 3). На этой картинке девочка вообще закрыла глаза, лишь бы не видеть оценивающие взоры…теперь я вижу, что эти взрослые не восхищаются, а оценивают «ну-ка, покажи, что ты умеешь», как судьи (карта 4).

Итог второго этапа: мама согласна с тем, что у Насти нарушение психологического здоровья – страх самовыражения, зона конфликта – ситуации самопредъявления и оценивания, способ поведения в таких ситуациях – ожидание неудач, избегание усилий.

Этап 3. Интерпретация проблемы (поиск причин / «Почему?»)

П.: Вас больше всего беспокоит, как я поняла, изменения в поведении Насти – неуверенность, тревожность, страх. Для того чтобы понять причины этого, попробуйте вспомнить, когда в жизни Насти появились ситуации оценивания.

М.: В прошлом учебном году появились первые оценки и сначала, как и у Артема, это были все «пятерки», но закончить 2-ой класс отличницей Насте не удалось (в голосе чувствуется сожаление). Конечно, мы ее за это не ругали, но папа иногда подшучивал «Не хочешь ты видно, Настя, висеть на Доске почёта», «Правильно, дочь: не всем быть умными, кто-то должен и мир украшать». И если с домашними заданиями по математике я еще могла ей помочь, то с английским языком у меня самой трудности. Поэтому мы решили записать Настю на дополнительные занятия в Школу иностранных языков, объяснив ей это тем, что, когда мы поедем в отпуск за границу, у нас будет свой переводчик (раньше эту функцию выполнял Артем).

П.: Вы несколько раз упоминали о сыне. Не могли бы Вы рассказать, какие отношения у Насти с братом.

М.: Артем, как старший, всегда Настю опекает и защищает, даже когда она бывает виновата. Вот один из таких примеров, Настя пошла в гости к подружке-однокласснице, ее попросили прийти домой к определенному часу, потому что к этому часу должен был вернуться Артем с подготовительных курсов (уезжая рано утром, он оставил ключи от квартиры). Настя забыла, вовремя с ключами не пришла, и Артем («уставший, голодный» – комментарии мамы) должен был дожидаться на лавке у подъезда. Когда мы с папой стали потом говорить Насте, что все члены семьи имеют обязательства друг перед другом, и мы в данной ситуации на тебя надеялись, а ты всех подвела – просто «забыла». На что Артем сказал, что он сам хорош, - тоже просто забыл ключи.

Настя братом гордится («как и мы с папой» - комментарии мамы) и даже пыталась ему подражать: попросила купить ей такую же рубашку в красную клетку, берет его ручки, карандаши, попыталась читать книгу, которую он прочитал… Вот только в учебе не удается походить на него (опять в голосе чувствуется сожаление). Именно Артему она первому рассказывает о своих неприятностях: в школе какая неудача, с подружкой что-то не поделили или на танцах какое-то движение не получается… А вот про свои маленькие победы любит рассказывать, когда мы собираемся все вместе, например, за ужином.

П.: Если я Вас правильно поняла, то получается, что радостными впечатлениями Настя готова делиться со всеми, а вот в ситуациях, неприятных для неё (трудности, неудачи, неуспех), идет к брату. Как Вы думаете, с чем это может быть связано?

М.: Может быть, Настя идет к брату за поддержкой: Артем слушает, иногда рассказывает истории, как у него тоже не все получалось в школе, как над ним смеялись мальчишки, когда он не мог подтянуться на турнике и висел, извиваясь как червяк, как однажды, получив «двойку» по своей любимой математике, он выкинул тетрадь, а сказал, что потерял… мне даже кажется, он специально сочиняет эти истории (потому что я такого не помню), чтобы успокоить Настю. Нам же с папой Настя рассказывает только то, за что мы ее можем похвалить. Вот недавно участвовала в школьном конкурсе чтецов, мы долго к нему готовились, и, хотя она не заняла никакого места, все равно приятно…возможно, в следующий раз выступит более удачно.

В ходе беседы было замечено, что мама постоянно сравнивает Настю с ее старшим братом, причем не в пользу дочери («Артем в этом возрасте был более самостоятельным», «Уже в этом возрасте он проявлял желание участвовать в математических олимпиадах», «Я не помню, чтобы мне приходилось помогать ему с домашними заданиями»). На неоднократные просьбы говорить о Насте (т.к. именно её трудности и изменения в поведении явились поводом для данной консультации), мама говорила, что даже не замечает, что переходит на рассказы о сыне («Наверно потому, что он сейчас живет и учится в другом городе»).

П.: А с кем теперь Настя может поделиться своими чувствами, переживаниями?

М.: (долго молчит, снова возвращается к картам–образам, двигает их, складывает стопкой) …Получается, что радостью она с нами делится, а грусть–тревогу носит в себе. Ведь за неудачу не похвалят. Я всегда поддерживаю своих детей, помогаю справляться с трудностями, но как бы изначально нацеливаю на успех: «ты сможешь, ты справишься», «в следующий раз постарайся и точно получится», а на самом деле не даю права на ошибку. Из стопки выбирает карту 2 –Теперь я понимаю, почему Насте нравится рисовать – там нет шаблонов, стереотипов, твори, как хочешь, а значит, не будет ошибок и неудач – и в этой деятельности она успешна, хотя повторюсь, я не считаю это занятие серьезным.

Неуверенность в себе и снижение самооценки – следствие того, что родитель одновременно требует (ожидает от ребенка) обязательной успешности и обесценивает успешность в «неодобряемом» виде деятельности. Получается, что ребенок вынужден жить желаниями родителей.

Отношение родителя к Насте можно охарактеризовать как амбивалентное: мать хочет от неё самостоятельности, аргументируя, что та становится старше, но одновременно никак эту «взрослость» в ней не подтверждает и не поощряет, а скорее наоборот – возит в школу и из школы, сопровождает на занятия студии танцев, «не обременяет» обязанностями в помощи по дому (со слов мамы девочку даже в школу отдали позже сверстников, «чтобы продлить детство»).

Тенденция избегать усилий, ухудшившаяся школьная успеваемость – сигнал о неспособности соответствовать предъявляемым к ней требованиям.

Итог третьего этапа: мама понимает причины сложившейся ситуации.

Этап 4. Реориентация (поиск оптимальных действий / «Что делать?»)

П.: Возвращаясь к образному портрету Насти (смотрим на карты), что хочется изменить в сложившейся ситуации?

Дальнейшая работа с картами и внутреннее переосмысление ситуации проходит в молчании. Поменяв все карты на новые, мама начинает рассказывать новую историю.

М.: Вот эта картинка (карта 1) точно про Настю: она тоже часто сидит в такой позе и фантазирует, сочиняет какие-нибудь истории, в основном про животных подводного царства или несуществующих обитателей других планет. В прошлом году они с Артемом даже сделали мне в подарок на день рождения книжку «Сказки от Насти»: Настя сочиняла и диктовала, а Артем набрал текст на компьютере. Самый главный почитатель настиных рисунков – наша кошка Марта (карта 2). Причем удовольствие от такого общения получают обе: кошке нравятся кисти – они из волоса какого-то зверя, то ли белка, то ли колонок, а Настя рада безмолвному слушателю – она, когда рисует, обычно что-нибудь напевает («А поет плохо: ни голоса, ни слуха – не каждый выдержит такую какафонию» - комментарии мамы). Кстати, в той книжке «Сказки от Насти» к каждой истории были и рисунки. Выбирая эту карту (карта 3), я испытываю какое-то двойственное чувство: девочка поливает себя, чтобы расти – это о самостоятельности, о праве выбора и опыте; но это меня и беспокоит – как будто мне это кажется преждевременным, хочется это отдалить, пусть еще побудет маленькой, чтобы мне было о ком заботиться. Получается, что мне это необходимо для подтверждения собственной ценности «хорошая мать».

Карта 1

Карта 2

Карта 3

Карта 4

От этой картинки (карта 4), хотя я и не вижу лиц, веет каким-то спокойствием и умиротворением: темнота и неизвестность их не пугают, потому что дети чувствуют тепло и любовь родителей. Наверно, я выбрала эту картинку, потому что, к сожалению, сама я не умею показывать свои чувства: погладить, приобнять (я и сама росла в семье, где не проявляли открыто свои чувства). Может, Насте и не хватает этого.

Итог четвёртого этапа: мама понимает, что настоящее общение с Настей не эффективно, понимает необходимость изменения не ребенка, а собственных родительских установок.

Рекомендации:

Предоставление ребенку самостоятельности (соответственно возрасту) – не только обязанности самостоятельно делать что-то (например, заботиться о домашнем животном, совершать мелкие покупки), но и свободного выбора, самостоятельного решения в определенных областях жизни, право на ошибку.

При этом необходимо показывать свою любовь не «за что-то» или при определенных условиях, а несмотря ни на что (ребенок должен быть уверен, что его любят и принимают и успешного, и неуспешного).

Акцентируем внимание не только на наличие безусловной любви, но и на ее демонстрации (через тактильные поглаживания и воодушевляющие высказывания: «Мне нравится то, что у тебя получилось», «Я верю, что ты сможешь», «Ты сумеешь…» – это будет поднимать самооценку и формировать позитивное самоотношение и уверенность в себе).

Анализ результативности консультации

Наблюдаемые изменения:

В чувствах и мыслях: понимание причин изменения в поведении ребенка.

В стремлении изменить поведение: самостоятельность ребенка тревожит маму, т.к. угрожает её собственной нужности, значимости для ребёнка.

Сложность консультирования данного случая состояла в следующих особенностях:

  • непосвященность консультанта (не было предварительной жалобы и запроса педагога–классного руководителя) и кратковременность консультирования (установка клиента–мамы решить все вопросы за одну встречу и желательно без участия ребенка: «Может не стоит Настю расспрашивать об этом, чтобы не пугать лишним вниманием, что с ней что-то не так?»);
  • родители ориентированы на обязательный успех и предъявляют требования, превышающие возможности ребенка (мама не работает, водит Настю на дополнительные занятия /танцы и английский язык/, как она сказала «всю себя посвятила детям»; старший брат, как образец для сравнения и подражания, – закончил школу с медалью), что вызвало трудность «услышать проблему»: даже понимая причины поведенческих проявлений ребенка, маме трудно согласиться на расширение сферы самостоятельности дочери и предоставление ей права на собственный выбор («если я перестану ее опекать и контролировать, то буду виновата в ее неудачах, как плохая мать»).

Находки консультирования:

Использование метафорических (ассоциативных) карт[2] помогло создать безопасную обстановку для самораскрытия в паре «клиент – консультант», дало возможность с помощью метафорических образов разобрать и понять причины трудностей и происходящих изменений в поведении ребенка.


[1] Метафорические (ассоциативные) карты; выбор осуществлялся в открытую.

[2] Для работы были использованы наборы «В поисках смысла», «Источник» / автор Юлия Демидова, проект «Психосфера»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ассоциативные метафорические карты и сказкотерапевтические технологии в работе педагога-психолога и педагога дополнительного образования

Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться...

КАРТА – ОБРАЗ ПРОСТРАНСТВА. Тема «ЛИТОСФЕРА». 6 кл.

Тесты, помогающие ученику лучше освоить навыки работы с физической картой....

Ассоциативные метафорические карты в работе школьного психолога

Метод работы для школьного психолога, позволяющий работать с детскими травмами, стархами, тревогами...

Ассоциативные метафорические карты в работе школьного психолога

Ассоциативные метафорические карты как инструмент психолога в работе с тревогой, страхами и детскими травмами...

Технологическая карта Урока – консультации по математике «Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе»

Технологическая карта урока-консультации "Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе"...

Использование метафорических карт и рисуночных техник в консультативной работе с родителями

Потенциал и ресурсы родительского собрания как группового консультирования: чтобы повысить интерес родителей к предлагаемой информации и поставить их в активную позицию, мотивировать их к дальнейшему ...