Использование метафорических карт и рисуночных техник в консультативной работе с родителями
статья

Мощевитина Ирина Александровна

Потенциал и ресурсы родительского собрания как группового консультирования: чтобы повысить интерес родителей к предлагаемой информации и поставить их в активную позицию, мотивировать их к дальнейшему взаимодействию, в ходе его проведения можно использовать различные интерактивные методы и техники. Метафорические карты и рисуночные техники могут быть в этом деле чудесным помощником, который и успокоит, и заземлит, и структурирует, и отвлечет в нужный момент, и мотивацию повысит, и ресурс даст и откроет вовремя дверь к новому видению и пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon МАК и рисуночные техники52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метафорических карт и рисуночных техник в консультативной работе с родителями

Психологическое консультирование является одним из видов профессиональной психологической помощи. Слово «консультирование» происходит от латинского слова consultare – совещаться, заботиться, советоваться. Буквально консультировать означает давать совет или советоваться по интересующей проблеме.

Существует множество различных определений консультирования. Широко известное определение Ю.Е. Алешиной предлагает рассматривать консультирование как «непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа».

Определение, предложенное Е. Лютовой-Робертс: «Психологическое консультирование – это процесс взаимодействия между помогающей стороной и стороной, обращающейся за помощью, который включает применение специалистом психологических теорий и коммуникативных навыков для решения личных проблем, трудностей и стремлений клиента».

Небольшое отступление:

Многочисленные исследования показывают, что включенность родителей в жизнь школы способствует позитивному отношению ребенка к школе, академической успеваемости учеников, приобретению социальных навыков и улучшению поведения, т.е. взаимодействие школы с родителями – важный аспект образовательной успешности ребенка.

Почему же возникают трудности во взаимодействии школы и семьи?

Выделим наиболее существенные барьеры, препятствия в их общении:

  • Организационные факторы (Работающим мамам и папам действительно непросто найти время, чтобы встретиться с педагогом или психологом, частично справиться с этим препятствием помогает наличие определенных алгоритмов индивидуальной работы);
  • Установки и психологическое состояние родителей (консультирование родителя по поводу ребенка отличается от консультирования взрослого клиента по его собственным проблемам не только процедурно, но и содержательно). Работа с родителем по проблемам ребенка вроде бы выглядит как работа по внешнему запросу: родитель обращается к психологу по поводу ребенка, однако это обращение напрямую затрагивает его самого. Известно, как важно для родителей, чтобы их ребенок был успешен. С самого раннего возраста родители создают всё необходимое для этого, пытаясь научить ребенка плавать раньше, чем ходить, а читать – раньше, чем говорить. И помимо «простой» родительской любви и заботы, здесь кроется один важный момент: успешность ребенка – это показатель успешности и компетентности родителей как в их собственных глазах, так и в глазах социума. Поэтому необходимо всегда помнить, что мама или папа, приходящие за помощью по поводу ребенка, могут рассматривать ситуацию консультации как оценочную, проверочную, и формирование у них доверия к психологу – профессиональная задача консультанта;
  • Устойчиво сложившиеся схемы и приемы взаимодействия с родителями, которые имеют неконструктивный характер (групповые консультации, напоминающие просветительские лекции, и индивидуальные консультации, на которых мы сталкиваемся с сопротивлением родителя – «полечите ребёнка, а я как-нибудь сам справлюсь»);
  • Кратковременность консультирования, т.е. наличие достаточно ограниченного времени на консультативную беседу (обусловлена реальными условиями школьной психологической службы: большим количеством учащихся на одного психолога, а также типичной установкой родителей решить все вопросы за одну встречу).

Консультирование по форме может быть:

  • Групповое,
  • Индивидуальное.

Говоря о групповом консультировании, хочется напомнить о потенциале родительского собрания и выделить его ресурсы:

  • Собрание дает возможность обратиться к максимально широкой родительской аудитории, поэтому просвещение или информирование по той или иной тематике будет наиболее продуктивным;
  • Родители, присутствующие на собрании, во многом имеют сходные интересы (возраст детей, определенные тенденции, существующие в конкретном классе (группе детей), похожие заботы, связанные с тем или иным этапом школьной жизни;
  • Поскольку именно в формате родительского собрания преимущественно происходит взаимодействие родителей и школы, оно позволяет сделать шаги по пути налаживания конструктивного сотрудничества психолога с родителями.

Однако использование этих ресурсов осложняется спецификой позиции, которую, как правило, родители занимают на собрании. Часто собрание воспринимается родителями как формальное, скучное мероприятие, они пассивно выслушивают информацию или активно вступают в конфронтацию. Чтобы преодолеть подобную позицию, повысить интерес родителей к предлагаемой информации и поставить их в активную позицию, мотивировать их к дальнейшему взаимодействию, максимально использовать потенциал собрания, в ходе его проведения можно использовать различные интерактивные методы и техники.

Например, для осуществления работы по психолого-педагогическому просвещению родителей или для обсуждения каких-то актуальных вопросов важно понимать, какова точка зрения родителей по данной проблеме. В этом случае интерактивные приемы представляют собой различные формы экспресс-мониторинга, которые можно быстро провести и которые дают быстрый, наглядный результат, не требуя при этом дополнительной обработки.

Приведем примеры ситуаций, когда может быть востребовано использование метафорических карт и рисуночных техник:

  • Выяснение ожиданий родителей в начале нового периода обучения ребенка в школе (например, в первом или пятом классе).
  • Выяснение уровня осведомленности родителей по той или иной психолого-педагогической проблеме (трудности адаптации или особенности подросткового возраста и т.п.).
  • Выяснение позиции родителей по тому или иному вопросу (распределение ответственности за решение проблем воспитания и т.п.).

Например, при групповой консультации/ психологическом просвещении на родительском собрании можно предложить выполнить задания на следующие темы: «эмоциональные портреты», «каким я вижу своего ребенка», «прошлое, настоящее, будущее», «трудности воспитания» (можно использовать проективные методики «Человечки на дереве», «Семейная мандала», метафорические карты «Роботы», «о Семье»).

Задачей школьного психолога часто ставится оптимизация детско-родительских отношений, решение возникающих конфликтов. И первым этапом всегда является знакомство и диагностика. Психолог старается прояснить для себя и параллельно для участников процесса все тонкости и нюансы сложившейся ситуации. На этом этапе мы часто прибегаем к диагностическим методикам, вербальным или проективным. Обычно роль повествователя берет на себя родитель – мама или папа. Очень здорово, когда удается услышать позицию ребенка, когда он может ее спокойно и рассудительно озвучить. А если нет? Метафорические карты очень хороши на такой консультации на этапе знакомства. Пока мама, например, рассказывает историю о том, как ужасно невыносимо ведет себя ее дитя, а сам ребенок рассматривает обреченно свои ботинки, можно предложить ему отвлечься от обуви и порассматривать интересные изображения, попробовать найти то, что похоже на ситуацию в семье, как он ее видит. И вот к концу маминого повествования, мы можем услышать рассказ самого ребенка «об ослике, который сломал велосипед и ему сейчас обязательно влетит от мамы за то, что он вечно все портит». И мы видим картину уже с двух сторон.

Иногда и самому родителю сложно определиться с чего начать, тогда ему тоже можно дать колоду в руки и предложить найти картинку, которая привлечет его внимание, напомнит о том, что беспокоит больше всего. Описание картинок – это безопасно. Клиент рассказывает про себя, но как будто не про себя. И в этом случае можно получить более объективную картину происходящего, мы бережно обходим сопротивление, и клиент часто говорит то, что скрыто, отрицается или вытесняется, кажется неудобным и неправильным.

Гармонизация детско-родительских отношений – это зачастую трудоемкий, но очень значимый и важный процесс, который зависит не от одного человека, это всегда работа в команде. А команда – структура подвижная, текучая, не всегда стабильная и работу с ней значительно упрощают разные способы заземления: конкретные упражнения, структурированные игры, метафоры и предметы. Метафорические карты и рисуночные техники могут быть в этом деле чудесным помощником, который и успокоит, и заземлит, и структурирует, и отвлечет в нужный момент, и мотивацию повысит, и ресурс даст и откроет вовремя дверь к новому видению и пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метафорических средств языка в работе с одаренными детьми.

Исследовательская работа.Метафорические средства языка на основе произведения Дж.Голсуорси "Сага о Форсайтах"....

Ассоциативные метафорические карты и сказкотерапевтические технологии в работе педагога-психолога и педагога дополнительного образования

Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться...

Тренинг на сплочение коллектива с использованием метафорических ассоциативных карт

Подробное описание тренинга на сплочение коллектива подростков, с использованием метафорических ассоциативных карт и современных средств коммуникации. Цели тренинга:Формирование коммуникативных н...

Консультативная работа с родителями

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся носит системный характер....

консультативная работа с родителями обучающихся

В  школе действует программа работы с родителями, как обязательная деятельность педагогов и родителей по взаимодействию и взаимосодействию в деле обучения и воспитания детей. Внеурочная деятельно...

«Методика использования игровой платформы «На пути к успеху» в работе с родителями»

Одной из форм консультативной помощи родителям является игра, т.к. именно игра позволяет проектировать и отрабатывать навыки взаимодействия, распределять социальные роли, осмысливать индивидуальные и ...