Буклет "Развитие речевого дыхания"
материал
При нарушенном произношении звуков у детей часто нарушается речевое дыхание, и если не уделять дыхательной гимнастике должного внимания, то правильного произношения можно так и не добиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx | 108.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Многие думают, что для правильного произношения звуков достаточно тренировать органы артикуляции. При нарушенном произношении звуков у детей часто нарушается речевое дыхание, и если не уделять дыхательной гимнастике должного внимания, то правильного произношения можно так и не добиться.
Речевое дыхание отличается от физиологического, т. е. того дыхания, как мы дышим обычно. При речевом дыхании выдох намного длиннее вдоха. Вдох в речи короче, интенсивнее, глубже, чем в обычном дыхании и делается через рот. Для того, чтобы говорить красиво и четко, нам нужно произносить часть фразы или целую фразу на одном выдохе. Паузы при речевом дыхании делаются при вдохе и не должны быть слишком короткими или продолжительными, иначе речь станет не связной и отрывистой.
Как проверить речевое дыхание?
Понаблюдайте за ребенком, если у малыша обнаружите один или более ниже перечисленных признаков, значит, речевое дыхание нарушено:
- Когда ребенок говорит, речь становится тише к концу фразы;
- Когда ребенок говорит, наблюдаются быстрые, короткие «задыхивания» посреди фразы или слова;
- Ребенок дышит слишком часто, речь прерывают частые выдохи;
- Ребенок говорит «в нос». Обнаружить носовое произношение можно так: зажмите пальцами нос ребенка и попросите произносить какое-нибудь слово (в предложенных словах не должно быть звуков М, Н, Б). Если у ребенка носовое произношение, то пальцами в ощутите толчки воздуха в ноздрях ребенка, на слух носовое произношение так же станет заметнее;
- Ребенок произносит звук Р горлом;
- Ребенок произносит звук Л, шипящие или свистящие звуки с горловым признаком, при этом слышится звук, напоминающий Х или Г.
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
Работа над речевым дыханием заключается в следующем:
- в выработке длительного ротового выдоха;
- в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.
Что же такое речевое дыхание:
- вдох через нос, выдох осуществляется ртом;
- губы при выдохе немного открыты;
- выдох продолжительный и плавный;
- не поднимать плечи;
- не надувать щеки при выдохе.
Рекомендации при проведении дыхательной гимнастики:
- осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи);
- проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;
- помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики;
- упражнения на развитие дыхания повторять 3-5 раз.
Упражнения для тренировки речевого дыхания:
«Шарик» (развитие физиологического дыхания)
Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).
«Наслаждаемся запахами». Ребенок вдыхает аромат цветов, фруктов, пряностей. Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
«Гармошка». Ребенок стоит прямо, руки опущены. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.
«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».
«Сдуй бабочку с цветочка». Сдуть легким, длительным ротовым выдохом бабочку с цветка, лежащего на ладони на уровне рта ребенка.
«Облачко»
На уровне рта ребенка подвешены на ниточках бумажные капельки. Предложите ребенку плавно подуть (губы «трубочкой»).
«Буря в стакане»
Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.
«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.
«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.
«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.
«Кораблики»
Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.
«Буря в стакане». Подуть через трубочку в стакан с водой до образования пузырей. Чем дольше выдыхаем, тем дольше продолжается буря.
«Подуем с блинчика»
Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.
«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.
«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.
«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.
«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фуууу.
Песенки лесных зверят». Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э-и,а-э-и, а-э-и.
«Фокус»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
«Дракончик». Приклеиваем полоску салфетки на кончик языка, расположенного на нижней губе. Сильно дуем, чтобы возникла вибрация.
Используйте специальные тренажеры, дудочки, губные гармошки, выдувайте мыльные пузыри.
И еще несколько правил:
- ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением (вдох должен быть спокойным);
- следите, чтобы ребенок не надувал щеки; Вдох должен быть спокойным;
- занимайтесь только со здоровым ребенком, в хорошем расположении духа;
- не занимайтесь долго, т.к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение;
- делайте все упражнения вместе с ребенком, ведь ничто так не сближает, как совместный досуг;
- и, конечно же, ХВАЛИТЕ ребенка за его достижения!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35 «Малышок»
Формирование слоговой структуры слова
учитель-логопед:
Кошкарева Т. А.
Шадринск, 2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое дыхание. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Правильное речевое дыхание, четкая, ненапряженная артикуляция являются основой и для звучного голоса....
Урок РРС иФп в 10 классе на тему: День Космонавтики. Текст "Путь к звёздам".Речевое дыхание. Пауза. Звуки М, МЬ - Б, БЬ.
Урок в 10 классе включает в себя работу над развитием речевого слуха и формированием произносительной стороны речи. Учащимся предъявляется текст, задания к тексту и вопросы по анализу текста. Пр...
Упражнения для развития речевого дыхания
Комплекс упражнений для развития речевого дыхания...
Статья "Развитие речевого дыхания на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи"
Статья написана с целью самообразования и для того чтобы поделится опытом, выслушать рекомендации и советы других логопедов по этой теме....
Коррекционно-развивающие упражнения и игры на развитие речевого дыхания, голоса, моторной сферы, слухового внимания и восприятия
Подборка коррекционно-развивающих упражнений и игр на развитие, речевого дыхания, голоса, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, слухового внимания и восприятия, предназначенных для работы с...
Речевое дыхание
Этапы работы над формированием правильного речегого дыхания....
«Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»
Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи выраб...