«Разработка конспекта мотивационной беседы, направленной на повышение заинтересованности родителей в результатах освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы»
методическая разработка

Жирнова Маргарита Юрьевна

В музыкальной школе большую роль играет самостоятельная домашняя работа. Которая представляет для ребенка определенную сложность. Здесь требуется мотивация со стороны родителей. Которая должна перейти в самомотивацию ребенка. Необходимо нацелить родителей на позитивные действия, чтобы помочь ребенку адаптироваться к новым условиям с целью вызвать в нем положительные эмоции, чтобы создать у ребенка потребности в занятиях музыкой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota-_2023.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая работа:

«Разработка конспекта

мотивационной беседы,

направленной на

повышение заинтересованности родителей

в результатах освоения ребенком

дополнительной общеобразовательной

программы»

 

Вводная часть:

Актуальность:

Многие родители детей школьного возраста сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. У одних детей мотивация к учебному процессу исчезает, не успев появится, у других - утрачивается со временем по разным причинам. Вопрос остается актуальным и по сей день во многих семьях. Родители решают этот вопрос своими методами. Некоторые родители ставят в пример успешных людей, пугают ребенка работой дворником, грузчиком, кто- то уверен, что интерес ребенка к обучению  зависит от учителей,  и перекладывают  с себя ответственность на школу. Другие предлагают : наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, телефона, прогулок и т.д. Среди таких родителей встречаются и те, которые прибегают к старым методам как ремень.

В музыкальной школе  большое значение имеют занятия дома: выполнение домашнего задания, обрабатывание навыков. В музыкальной школе большую роль играет самостоятельная домашняя работа  и,  когда нет рядом педагога и некому тебя побуждать к деятельности, когда надо самому ребенку заставить себя работать, представляют для него определенную сложность. Здесь требуется мотивация со стороны родителей, которая должна перейти в самомотивацию ребенка.

Цель :

Создать условия для формирования у родителей мотивации к обучению в семье, сменить «слабую» позицию  родителей на «сильную». Помочь родителям осмыслить причины детских неудач, стимулировать положительные перемены в жизни ребенка ; нацелить родителей на позитивные действия, что бы помочь ребенку адаптироваться к новым условиям с целью   вызвать в нем положительные эмоции, чтобы создать у ребенка потребности в занятиях музыкой.  

Задачи:

  • Применить метод общения через сотрудничество;
  •  Учитывать особенности возраста, пола, индивидуально – психологические особенности, социальный статус, уровень образования, ментальные и профессиональные особенности родителей;  
  •  Заранее провести анкетирование детей, что бы выявить мотивационные ресурсы ребенка;
  • Раскрыть родителям значимость их отношения к процессу обучения ребенка;
  • Объединить усилия педагога и родителей в создании у детей мотивации к обучению.

Целевая аудитория:

  • Родители детей младших классов.

 

Необходимые материалы и оборудование :

  • Проектор для вывода информации ;
  • Проекционный экран;
  • Компьютер;
  • Фото и видео материалы показательных выступлений младших и старших классов;
  • Диаграммы, таблицы, схемы с необходимой педагогической и методической информацией.

Ожидаемый результат:

  • Изменение отношения родителей к проблеме и появление их готовности к позитивным изменениям.

Основная часть :

Конспект мотивационной беседы, направленной на повышение заинтересованности родителей в результатах освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы, согласно возраста , индивидуальных  и психологических особенностей детей.

Проведение родительского собрания в форме диалога

 

Педагог : «Сегодня мы поговорим, как помочь ребенку, при обучении в музыкальной школе»

 Педагог : «Скажите, для чего Вы отдали ребенка в музыкальную  школу ?»

- Разные ответы родителей.

Педагог : «Чтобы  ребенок успешно обучался игре на фортепиано, чтобы он получал удовольствие от самой деятельности , что для этого надо:  просто ходить в школу, на уроки, не опаздывать, приносить учебные принадлежности, хорошо себя вести на уроке, слушать объяснения педагога. И все ?»

- Разные ответы родителей.

Педагог : «Скажите, а нужно ребенку выполнять домашние задания, которые педагог пишет в дневнике?»

Родители - Что же ему школу бросить? Когда он будет все совмещать? Так ли важна музыка?

Педагог : «Как Вы думаете , будет ли Ваш ребенок выполнять домашние задания сам, без вашей помощи и контроля?

Родители – Что же нам уйти с работы?

Педагог : «Скажите, без ежедневной работы дома он научится игре на фортепиано?»

Некоторые родители – Как-нибудь научиться, другие – Скорее всего нет.

Педагог : «Тогда для чего вы отдали ребенка в музыкальную школу, что бы он лишь бы чем-то был занят , т.е вам не важна цель поступления ребенка в музыкальную школу?»

Ответы родителей ...

Педагог : «У детей, обучающихся в музыкальной школе естественно возникают различные проблемы и трудности, которые нужно преодолеть.  Для этого нужна помощь не только педагогов, но и родителей».

Реакция некоторых мам :  смотрят с недопониманием. Слышны возгласы , что они «не учились в музыкальной школе», «ничего не понимают , и вообще они работают»

Педагог : «Скажите, хотите ли вы, что бы у  Вашего ребенка была сформирована мотивация , интерес к занятиям музыкой, который постепенно в дальнейшем  перейдет в самомотивацию ученика , и в развитие  его самостоятельности.

Родители задумались, многие согласились.  

Педагог : «Что такое мотивация, как Вы думаете? »

Ответы родителей.

Педагог : Мотив – «движущая сила». Мотивация – это создание и поддержание у обучающегося интереса к изучаемому материалу. Отсутствие или снижение мотивации может быть вызвано разными причинами. На уроках я использую свои педагогические методы повышения мотивации, но родители так же влияют на мотивацию своего ребенка. Как Вы повышаете у ребенка желание учится?

Ответы родителей.  

Педагог : «Как Вы думаете, какая главная причина?»

Ответы родителей.

Педагог : «Причина в неумении учится, необходимо выявлять слабые стороны Вашего ребенка , ликвидировать постепенно его недостатки, обязательно отмечать успехи  ,что бы ребенок не терял веру в себя. Надо помнить , что ребенок подражает взрослому. Очень важно Ваше отношение к его учебе , если вы открыто выражаете свое недовольство занятиями ребенка, плохо отзываетесь о школе , педагоге, не являетесь любителем особенно классической музыки не стоит ждать формирования положительной мотивации у ребенка. Вы должны поменять свое отношение к школе, не высказывать при ребенке и не показывать своих негативных мыслей  и эмоций . Для эффективной работы ребенка ему нужна мотивация , он должен понимать зачем ему нужно заниматься музыкой. Есть дети, которые могут, но не хотят заниматься. Это говорит об отсутствии внутренней мотивации у ребенка. Ребенок считает занятия музыкой бесполезным делом. Некоторые родители думают, так зачем на него тратить такие усилия. Значит задача родителей состоит в том , что бы зародить желание заниматься этим делом. Именно «здесь и сейчас» а не в далеком будущем. Это длительная работа , требующая от родителей значительных усилий , но приносящая большое «вознаграждение.

Родителям надо с уважением относится к труду своего ребенка. Слушать его игру, интересоваться  его делами в музыкальной школе ,спрашивать не только про оценки, а что нового , интересного ,было сегодня в школе, над чем работали на уроке, что хорошо получается , а что не очень. Надо обязательно показывать свою заинтересованность делами ребенка ,быть на всех его выступлениях , классных и школьных концертах. Совместно с ребенком обсуждать выступления его и других детей, подбадривать его.

Устраивать домашние концерты , поощрять дружбу с ребятами, любящими музыку ,так же занимающимися музыкой. Помочь в применении своих знаний и умений. Рекомендовать классному руководителю участие Вашего ребенка в классных концертах. Рассказывать ребенку, где в дальнейшем он может применить свои музыкальные знания в будущем.

Если в семье нет стремления к познанию , познавательной деятельности, то у ребенка тоже. Родители должны показать свой пример познавательной деятельности. Если взрослый уделяет мало времени ребенку, то нужно проанализировать достаточно ли ребенок получает от Вас любви. Бывает, что если  дети очень опекаются родителями, то они могут вырасти несамостоятельными , безынициативными , пассивными. Таких детей надо приучать к самостоятельности. Если есть у ребенка мотивация, то ему легче и интереснее заниматься дома , выполнять задания.  »        

  Педагог : «Скажите, хотите ли Вы, что бы у Вашего ребенка была сформирована мотивация  ,стремление к действию , достижению успехов, что бы он полюбил музыку, был заинтересован, что бы у него была сформирована потребность в занятиях музыкой».

Родители все согласны.  

 Педагог : «Практика показывает, что мотивировать можно любого ребенка. Сегодня в Третьем тысячелетии , самые дальновидные представители педагогики делают ставку на искусство и в первую очередь на занятия музыкой. Наука давно доказала , прямую зависимость между успехами в музыке и успехами в общеобразовательной школе. Занятия музыкой развивают пространственное мышление, стимулируют работу головного мозга ,способствуют развитию речи и памяти: развивают трудолюбие, воспитывают терпение, силу воли, усидчивость. Особо воздействуют на психику и здоровье  человека. Что еще дает ребенку музыкальная школа ? Музыка развивает эмоциональность детей  ,чувство ритма , музыкальный слух . Игра на музыкальных инструментах развивает координацию и мелкую моторику рук. Это положительно сказывается на развитие мозга. Расширяется кругозор. Обучение в музыкальной школе развивает коммуникативность и эстетический вкус. Занятие музыкой развивают интеллектуально , воспитывают волю  и дисциплину , сближают детей и родителей.

Наша общая главная задача состоит в том , что бы сделать игру на фортепиано приятным и увлекательным занятием детей, в конечном счете сделать музыку для ребенка увлечением в жизни.»

Показываю видео ролик выступления детей младшего возраста на показательно уроке,  а затем  выступления этих же детей в старших классах .

Педагог : «Скажите, как изменились дети?»

Ответы родителей …

Педагог : «Исполнение детей стало уверенным, вдумчивым, артистичным, осознанным, музыкальным, техничным. Видна увлеченность ребят, яркость исполнения.

Для того что бы помочь детям в домашних занятиях , надо знать некоторые правила, которые создадут более комфортную обстановку, вызовут у ребенка положительные эмоции, а не протест. Обязательно читайте ребенку задания в дневнике, что бы он последовательно выполнял их. Часто у детей возникает иллюзия на счет обучения. Ребята воспринимают это как игру и считают, что еще немного и они заиграют на инструменте, а это длительная и трудоемкая работа, которая требует от детей усидчивости и терпения. Свободного времени остается мало. В результате у детей пропадает интерес к учебе и желание ее продолжать. Если родители не найдут нужных слов, что бы поддержать ребенка, то он в конце концов может бросить учебу.

В музыкальной школе тот же учебный процесс, что и в основной школе. Уроки , расписание, учебные сборники. Дети могут опаздывать на урок, забывают придти, путают занятия, не берут с собой ноты, и конечно, здесь необходима помощь родителей в организации обучения. Необходима составить режим дня, расписание, для ребенка, выбрать удобное для ребенка время занятий, может быть разделить его на 2 части. Сейчас часто некоторые дети остаются на весь день одни, и для того, чтобы начать заниматься немотивированному ребенку надо заставить себя заниматься. Здесь нужна воля, которая в младших классах развита очень слабо. По этому, в первую очередь необходима мотивация ребенка к занятиям. Конечно, педагоги в школе работают над развитием у детей самостоятельного мышления. На уроках я провожу беседы , задаю вопросы, то есть через диалоги с детьми : «Как ты думаешь?», «Почему не получилось? », «Что надо сделать?», «На что обратить внимание?».

Пианист и педагог Генрих Нейгауз говорил: «Хорошие родители - важнее хороших педагогов.» Каким бы педагог не был, профессионалом высшего класса, если родители не поддерживают ребенка в получении музыкальных знаний, если дома они не организуют процесс домашней работы, не контролируют выполнение домашних заданий, то успешного обучения ребенка в музыкальной школе не получится.  И задача родителей        -  приобщить детей к музыкальным занятиям, не пускать все на самотек. Но бывают родители которые не хотят в этом участвовать, воспринимая все как не нужную для них обузу. Они не  хотят быть перегруженными  домом, работой, детьми, идут в отказ, когда их приглашают на уроки. Они вообще считают, что ребенку домашняя работа не обязательна. Все должен сделать педагог. «Я привела ребенка, а Вы занимайтесь». Когда были дистанционные уроки ,они помогли нам увидеть недостатки в домашней работе: дети не всегда правильно сидят за инструментом дома, не следят за игровым аппаратом, у многих не настроенные инструменты. Есть родители очень сознательные, а есть равнодушные.  Одна мама почти год ходила по – своему желанию ко мне на уроки, записывала каждое мое слово на телефон и, конечно, учебный процесс шел у такого ребенка быстрее и успешнее. А другую маму я еле уговорила придти ко мне на урок, но она, при этом, не следила, за происходящем на уроке, а просматривала интересующую ее информацию в телефоне. Всем своим видом показывая равнодушие и безучастие.

Педагог : «Скажите, какую пользу для своего ребенка она приносит, как сформирует мотивацию?»

Родители задумались.

Как можно чаще проявляйте интерес к тому, чем занимается Ваш ребенок. Он должен чувствовать Вашу поддержку, заинтересованность в его успехах или неудачах. Это укрепит в нем желание , старательно обучаться музыке. Самое сложное для ребенка – это организация самоподготовки. Дети учатся в 2 школах, по этому, важно организовать свободное время, что бы ребенок мог отдохнуть и найти время для музыкальной подготовки. Выберете время для ежедневных домашних занятий на фортепиано. Пусть это будут полчаса – час, но это время должно быть регулярным и ежедневным. Можно разделить время домашних занятий на 2 части. Самое главное домашняя подготовка должна быть результативной. По этому, ребенка во время занятий ничего не должно отвлекать. Именно родители должны поддержать, проконтролировать своего ребенка, проявить твердость, заставить его заниматься регулярно. Именно родители должны «заразить» ребенка любовью к музыке, проявить интерес к его увлечению музыкой, правильно организовать домашние музыкальные занятия. Родители могут стать единомышленниками педагога ДМШ в приобщении ребенка к музыке. Основными принципами выполнения домашнего задания должны стать:

  • Систематичность;
  • Ежедневность;
  • Достаточная продолжительность;
  • Осмысленность;
  • Концентрация внимания на поставленной задаче;
  • Результативность.

Психолог Габбасова А.А. указывает, что: «Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие высокая учебная мотивация ) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор, либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации… Не ожидайте немедленных успехов - снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание на месте». Но если Вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет».

А главное - надо помнить: половина людей сдаются на пути к своей целее, по тому, что им никто не сказал «Я верю в тебя, у тебя все получится ».

Я уверена, если мы с Вами будет действовать вместе, терпеливо и систематически – и у нас получится добиться желаемого результата.

Заключительная часть

       

Необходимо проанализировать содержание беседы с родителями на родительском собрании, выявить родителей не со всем согласившихся с тезисами и сообщениями информации , и продолжить с ними общение через индивидуальные беседы  на темы волнующие родителей. Включить в план работы с родителями проведение тематических собраний каждые 3 месяца, беседы , консультирование , посещение на дому. Продолжать анкетирование детей, что бы выявить мотивационные ресурсы обучающихся. Фиксировать содержание бесед и их результаты.

Список используемой литературы

  1. Адаир Дж. «Эффективная коммуникация» (М., Издательство ЭКСМО , 2016)
  2. Габбасова А.А. «Отсутствие мотивации к обучению – 10 ошибок родителей. »
  3. Гофман И . «Фортепианная игра . Ответы на вопросы о фортепианной игре »

М., 1961.

  1. Кирнарская Д. статья : «10 причин, чтобы отдать ребенка в музыкальную школу или школу искусств »
  2. Леонтьев Д.А. и Сапронова Д.В. Опросник «Стремление к изменениям»
  3. Михелис В.Л. «Первые уроки юного пианиста»  
  4. Местюкова М.Н. «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Формирование мотивации для обучающихся»»
  5. Melody Ouyang «Статья пианистки из США «Я не хочу играть на пианино»
  6. Петрушин В.И. «Музыкальная психология  » М .,1997

   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ в МБУДО «ДЕСНОГОРСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА имени М.И

Аналитическая справка  о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения  обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных прог...

Возможности развития гибких компетенций (Soft Skills) в рамках освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности

В настоящее время особую популярность приобретает деление компетенций на два вида: hard skills (жесткие компетенции/навыки) и soft skills (гибкие или мягкие компетенции/навыки). Тема актуальности разв...

Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Вариант 2

На основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (ПрАООП) образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР ...

Результаты освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ

Копия приказа об итогах реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в организации...