Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»
материал

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети и родители с этим словом. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rechevaya_gotovnost_rebyonka_k_shkole.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Речевая готовность ребёнка к школе»

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети и родители с этим словом. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Для успешного обучения в школе наряду с мотивационной, социально-личностной и интеллектуальной готовностью к школе необходима определенная речевая готовность ребенка к школе. Она включает в себя сформированность всех сторон речевой системы: лексики, грамматического строя речи, связной монологической и диалогической речи, звукопроизношения и фонематических процессов. Особую роль в развитии речи дошкольников играет работа по речевой подготовке детей к школе в условиях семьи.

Речевое развитие в кругу семьи

Очень важно, в кругу семьи, стимулировать у ребенка речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Используйте для этих игр то, что ваш дошкольник видит вокруг, — дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья…». Если ребенок хорошо усвоил названия основных цветов, значит, можно познакомить его и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло- коричневый и т. д.).

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?». Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек…» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента…» — «А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов.

Дети 6 лет рассказывают о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делают это очень выразительно. Попробуйте предложить творческие задания:

«Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

«Говорим по-разному»

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент.

«Бюро путешествий»

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту — в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.

«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

 Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделятьзвуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением. Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

  1. Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей.
  2. Проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи.
  3. Не ругать ребенка за неправильную речь.
  4. Ненавязчиво исправлять неправильное произношение.
  5. Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов.
  6. Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Помните, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребёнка к школе. Консультация для родителей

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста рассказывает о готовности всех разделов речи (звуковая культура, лексикон, связная речь, владение грамматическими категориями) для успешн...

Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе"

В данной консультации для внимания родителей истолковывается понятие "Речевая готовность детей к школе" и анализируются ее основные компоненты....

Консультация для родителей на тему: " Как проверить речевую готовность ребёнка к школе"

Данный материал содержит информацию о сроках речевого развития ребёнка, его произносительной стороны, в норме. Даны рекомендации родителям по выстраиванию с ребёнком правильного речевого общения, стим...

Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе"

C ростом ребенка проблема формирования его речи становится, пожалуй, одной из наиболее важных для родителей.Но, тем не менее, ребенок по мере своего речевого и интеллектуального развития постепен...

Консультация для родителей детей 6-7 лет. "Речевая готовность ребёнка к школе"

Данный материал предназначен для родителей. Может быть использован на родительских собраниях, наконсультациях для воспитателей....