Воспитание без насилия (жестокость и физические наказания в семье).
консультация
Предварительный просмотр:
Воспитание без насилия (жестокость и физические наказания в семье).
Родителями быть нелегко, но плохо,
если нелегко от этого нашим детям.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мне хотелось бы затронуть очень важный вопрос: Воспитание без насилия. Жестокость и физические наказания в семье.
За последнее десятилетие термин “жестокое обращение с детьми” вошел в нашу жизнь, стал широко использоваться.
Нет сомнения в том, что большинство родителей любит своих детей и желает им добра. Заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удовольствиями и удобствами ради того, что может быть полезно ребенку или доставляет ему радость.
Легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если кто-то чужой – сосед, прохожий, знакомый – попытается ударить их ребенка или как-то обидеть его…. При всем при том, некоторые родители сами способны поднять руку на своего ребенка или, по крайней мере, не исключают возможности использования физических наказаний.
Физические (телесные) наказания – это использование физической силы с намерением воздействовать на ребенка, чтобы он почувствовал боль, но без нанесения серьезного ущерба (ран, увечий, ожогов и пр.), с целью исправления или контроля его поведение.
Почему же отдельные родители применяют физические наказания:
Чаще всего прибегают к данному методу воспитания те родители, которых самих в детстве воспитывали так же.
Другой причиной является отсутствие желания, а также времени на воспитание малыша, проведение продолжительных бесед, объяснение его неправоты. Ведь намного быстрее и легче ударить ребенка, нежели сесть с ним и поговорить о его проступках, помочь ему понять собственную неправоту;
Отсутствие даже элементарных знаний о процессе воспитания детей также приводит к применению физических наказаний. Родители берут в руки ремень только от безысходности и от незнания, как совладать с непослушным чадом.
Иногда причиной становится вымещение обиды и злости за собственные неудачи, предыдущие и нынешние. Например на работе неприятности, в автобусе нахамили, а тут еще непослушный ребенок, крутящийся под ногами.
Применяя физические наказания следует знать, что они не проходят бесследно для наших детей.
Последствия физических наказаний
- Постоянное ожидание наказание, страх и боязнь боли может привести к нервному расстройству (неврозу).
- Ребенок подвергающийся физическим наказаниям имеет низкий уровень самооценки, что вызывает трудности в общении со сверстниками, в социализации в окружающем обществе.
- Дети, которые подвергаются телесным наказаниям со стороны взрослых, усваивают правило «Кто сильнее, тот и прав». Отсюда повышенная агрессивность детей.
- Регулярные избиения и жестокие наказания вызывают в детях постоянную тревогу и страх, что мешает учебе и создает множество проблем с учителями и сверстниками.
- Родители должны задуматься о так называемом «законе бумеранга». Каждый раз, поднимая руку на своего ребенка, подумайте, что он вырастет, а вы постареете и утратите былую силу. Ваш малыш постепенно будет отдаляться от вас и замыкаться в себе, оставаясь наедине со своими бедами. Став взрослым, он вряд ли поможет старикам – родителям, скорее наоборот, создаст множество проблем.
- Дети от таких родителей уходят в никуда. Они готовы жить в подвалах, находиться в плохих компаниях, пить и курить, принимать наркотики лишь бы снова не подвергаться избиению. Некоторые дети пытаются свести счеты с жизнью.
Уважаемы родители! Телесные наказания и битьё детей, даже если они не приводят к издевательствам, абсолютно неприемлемы. Применение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека.
Возникает правомерный вопрос: как же наказывать ребенка за проступок.
Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств.
Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
Следует помнить, что наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.
Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.
Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
За один проступок – одно наказание.
Смысл наказания – вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.
К педагогически оправданным наказаниям относятся:
1. Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
2. Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
3. Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.
4. Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью.
5. Иногда можно использовать наказания как метод «естественных последствий»: насорил – убери за собой. Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания.
6. Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия.
7. Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это.
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребёнок, каким войдёт он во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут вам найти выход в сложной ситуации, но важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, их личный пример, а не их слова и нравоучения. Хотелось бы закончить выступление стихотворением, ещё раз подтверждающим это.
Товарищи взрослые! Вы в ответе
За все, что сделали ваши дети.
Дело было вечером.
Делать было нечего.
-А у нас в квартире газ.
А у вас?
-А у нас водопровод.
Вот!
-А у нас сегодня папа
Пришел домой навеселе.
Кошку выбросил в окошко,
Вместо кошки стало две.
-А мой папа, между прочим,
Не ночует дома ночью.
-А мой папа – бегемот.
Его мама так зовет.
-Бегемотом удивил,
Да я у папы – крокодил.
Брат – осел, сестра – свинья.
Зоопарк, а не семья.
-А у нас соседка Нюра – дура,
У нее извилин мало.
Это мама так сказала.
-А у нас сосед соседа
Бил вчера велосипедом.
-Велосипедом – ерунда,
Вот мотоциклом – это, да!
-Ах, ты драться? Получи!
Где тут были кирпичи?
Петя Вову колотил,
Вова Петю укусил,
Два забора поломали,
Две рубахи изодрали,
Час каталися в пыли,
А потом домой пошли.
Папа с мамой от ужаса белые:
«Что с ребенком улица сделала».
А ведь улица-то дело пятое,
Ведь не улица виноватая!
-Товарищи взрослые! Вы в ответе
За все, что делают ваши дети!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы жестокого обращения с детьми в семьях. Внутрисемейное насилие.
Формы жестокого обращения с детьми в семьях. Внутрисемейное насилие....
Домашнее насилие, профилактика жестокого обращения с детьми в семье
Материалы для родительского собрания в школе на тему домашнего насилия и правовых последствиях жестокого обращения с детьми...
Буклет. Где заканчивается наказание как метод воспитания и начинается жестокое обращение
В данной брошюре рассматривается проблема жестокого обращения с детьми...
Профилактика насилия, агрессии и жестокого обращения с несовершеннолетними в семье
Программа "Профилактика насилия, агрессии и жестокого обращения с несовершеннолетними в семье"...
Диагностическая работа по профилактике жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье и среди сверстников.
Подростковый возраст – это важнейший этап в развитии самосознания. Для развития самооценки и формирования полного и точного представления о себе как индивидуальности крайне важно нау...
программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия»,
Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия», создана с целью соблюдения прав и законных интересов н...