Профилактика насилия, агрессии и жестокого обращения с несовершеннолетними в семье
материал по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Ведменская Лариса Валерьевна

Программа "Профилактика насилия, агрессии и жестокого обращения с несовершеннолетними в семье"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа «Профилактика насилия, агрессии и жестокого обращения с несовершеннолетними в семье»

Автор-составитель: Ведменская Л.В.,

педагог-психолог МОУ СШ № 97

г. Волгоград

Родительский дом и семья являются для несовершеннолетних детей гарантами стабильности и надежности. Однако в современных условиях снизился воспитательный потенциал семьи, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, обострение криминогенной ситуации привело к снижению уровня защищенности детей и подростков.

В современном мире предотвращение насилия - одна из самых актуальных задач. Несмотря на широкую распространенность семейного насилия, оно часто скрыто от «посторонних», его как бы не существует в нашей жизни. По болезненности, - как для непосредственно страдающих, так и их близких, по сложности выявления, силе и длительности негативных последствий, - насилие в семье является одной из самых серьезных проблем общества [Григович, 2005].

Насилие в семье - социальное явление. Оно охватывает различные слои общества и практически все возрастные группы населения. Дети - это самая незащищенная и уязвимая социальная группа, которая очень часто страдает от семейного насилия.

Существуют два подхода, объясняющие причины жестокости в семье: социальный и психологический.

Социальный подход рассматривает жестокость в семье как принятую социокультурную обусловленность решения конфликта путем насилия в социальной группе. Причинами выступают стереотипы семейных отношений, воспитание с детства, низкое социальное и материальное положение в семье, постоянные ссоры и проблемы, которые приводят к стрессам, а те — к жестокому обращению со своими домочадцами.

Психологический подход объясняется наличием психологических заболеваний у членов семьи, отрицательного личного опыта родителей, пережитого ими в детстве, характерами личности, поведения ребенка или родителей, а также употреблением алкоголя и наркотиков.

 Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление, оно наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, формирует в будущем социально дезадаптированных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. [Алексеева, 2006]

Насилие проявляется в самых различных ситуациях и формах. В последнее время возросло насилие в семье, которое, как правило, проявляется как жестокое обращение с детьми и подростками. По статистике, в каждой четвертой российской семье имеют место факты насилия. Насилие с детьми и подростками, как правило, происходит в следующих группах семей: алкоголики и наркоманы; малообеспеченные семьи; семьи, в которых один из родителей или оба безработные, так как этим родителям не хватает педагогических знаний.

Цель программы: профилактика насилия, агрессии и жестокого обращения с несовершеннолетними в семье.

Задачи программы:

  1. Способствовать формированию позитивных межличностных отношений в семье;
  2. Способствовать созданию условий для воспитания личности учащихся, их высокой самооценки и адекватного функционирования в среде;
  3. Предотвратить факты жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними;
  4. Оказать социальную, психологическую, педагогическую помощь и поддержку несовершеннолетним, попавшим в ситуацию жестокого обращения в семье;
  5. Оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов;
  6. Создать информационное и методическое руководство для педагогов, родителей, учащихся по профилактике насилия и жестокого обращения;
  7. Оказание комплексной помощи семьям, в которых установлены факты жестокого обращения с детьми.

Целевая группа: семьи, имеющие несовершеннолетних детей.

Ресурсное обеспечение программы:

Временные ресурсы: сроки реализации программы – один учебный год.

Финансовые ресурсы: программа реализуется за счет средств общеобразовательного учреждения и спонсорских вложений.

Социальные ресурсы: социальные партнеры - отдел полиции, отдел по опеке и попечительству.

Материально-технические ресурсы:

  • оборудование для проведения занятий;
  • компьютерные и информационно-коммуникативные средства;
  • технические средства (магнитная доска, мультимедийный проектор, видеокамера);
  • оснащение помещений (столы, шкафы, настенные доски для объявлений);

Ожидаемый результат:

  1. Увеличение числа детей, знающих свои права, обученных способам защиты своей жизни, чести, здоровья;
  2. Урегулирование внутрисемейных отношений с целью предотвращения повторных случаев жестокого обращения с детьми, вывод семьи из кризисной ситуации;
  3. Снижение количества семей, в которых имеются факты жестокого обращения с детьми.

Реализация программы.

Этапы реализации программы:

I этап – подготовительный:

  1. Анализ Банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
  2. Подготовка методических материалов и проведение обучающих занятий для несовершеннолетних и их семей.

II этап – практический:

Реализация мероприятий данной программы.

III этап – аналитический:

Анализ эффективности реализации программы, подведение итогов.

Мероприятия программы

Работа с несовершеннолетними:

  • Анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения;
  • Проведение психологической диагностики;
  • Профилактические классные часы: «Давайте жить дружно!»;
  • Конкурс семейных фотографий «Общее увлечение – путь к семейному сплочению»;
  • Организация встречи с участковыми инспекторами службы по делам несовершеннолетних «Закон на страже детства»;
  • Деловая игра «Имею право!»;
  • Игра «Аукцион ценностей»;
  • Конкурс рисунков «Моя личная безопасность»

Работа с родителями:

  • Анкетирование;
  • Консультирование родителей по проблемам развития внутрисемейных отношений;
  • Беседа с родителями на тему: «Нет!» насилию в семье»;
  • Цикл родительских собраний (организуются социальным педагогом, специалистом по социальной работе, классным руководителем, инспектором ПДН и т.д.) по темам:
  1. Принципы ненасильственного воспитания;
  2. Жестокое обращение с детьми – причины и ответственность;
  3. Нравственные аспекты здоровой семьи.
  • Круглый стол с участием педагогов, родителей и представителей общественности «Воспитание без насилия».


Список литературы

  1. Алексеева Л.С. Проблема жестокого обращения с детьми в семье / Л.С.Алексеева // Педагогика. – 2006. - №5. С. 43-52.
  2. Беляева М.А., Бессонова Н.Н. Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры / М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова. - СПб, 2007.
  3. Большакова О.Н. Межведомственное взаимодействие структур по решению проблем домашнего насилия / О.Н.Большакова, Т.А.Косенкова, Т.В. Сытикова //Социальная работа. 2005. -№ 2. – С. 28 – 30.
  4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга // Краткий лекционный курс. -СПб.: Речь, 2008. - 144 с.
  5. Волков В.В. Правовые аспекты защиты прав ребенка: российский и американский опыт / В.В. Волков–Н.Новгород: НГЦ, 2003.
  6. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком: Общие вопросы и физическое насилие / И.Н. Григович. - Петрозаводск, 2005.- 68 с.
  7. Дети «группы риска»: материалы Международной конференции. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. - 173 с.
  8. Догадина М.А., Пережогин Л.О. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших / М.А. Догадина, Л. О.Пережогин. - М., 2005.
  9. Кузнецова Л.П. Основы технологии социальной работы / Л.П Кузнецова: учеб. пособ. - Владивосток, 2002.-92 с.
  10. Ладыкова О.В. Насилие в семье / О.В. Ладыкова // Проблемы школьного воспитания. - 2002. - № 3. C.73-77.
  11. Морозова Л.Б. Предотвращение насилия по отношению к детям / Л.Б Морозова// Обучение с целью уменьшения насилия. Международная ассоциация «Педагогика ненасилия» - СПб., 2002. С. 150-153.
  12. Орлов А.В. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи / А.В Орлов // Психолог в детском саду. – 2007. - № 3-4.
  13. Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н. К. Асановой.- М.: ВЛАДОС, 1997. - 504 с.
  14. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Социальные корни жесткого обращения с детьми в семьях// Актуальные проблемы современного детства.- М.,2005. С. 84-88.
  15. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 250 с.
  16. Ярская-Смирнова Г.Р., Романова П.В., Антонова Е.П. Домашнее насилие над детьми: стратегии объяснения и противодействия // Социологические исследования, 2008, №1. С. 34 – 39.
  17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- 1999.- 384 с.
  18. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. – СПб.: «Речь», 2004. –256с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними

Этот план профилактических мероприятий разработали в нашей коорекционной школе-интернате VIII вида....

Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними

Методические рекомендации педагогам образовательных учреждений для проведения классных часов, родительских собраний...

Формы жестокого обращения с детьми в семьях. Внутрисемейное насилие.

Формы жестокого обращения с детьми в семьях. Внутрисемейное насилие....

Домашнее насилие, профилактика жестокого обращения с детьми в семье

Материалы для родительского  собрания в школе на тему домашнего насилия и правовых последствиях жестокого обращения с детьми...

Алгоритм действий педагогов по раннему выявлению и профилактике неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с несовершеннолетними

Педагоги школы должны обращать внимание на особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему...

Ознакомление педагогов с правовыми документами по вопросам защиты прав детей, профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними, насилия в отношении детей

Определение термина «Жестокое обращение с детьми» – достаточно сложная задача, так как конкретное его содержание зависит от исторических, религиозных, этнокультурных, социальных особ...