Социальный проект "Дорога к дому"
проект
Социальный проект «Дорога к дому" по обеспечению прав и интересов ребенка на воспитание в родной семье, восстановление и развитие позитивных детско- родительских отношений, восстановление субъектов кровной семьи в условиях социально- реабилитационного центра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_doroga_k_domu.doc | 248 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета детства» в г.Барыше»
Социальный проект
«Дорога к дому»
Обеспечение прав и интересов ребенка на воспитание в родной семье и восстановление и развитие позитивных детско- родительских отношений, восстановление субъектов кровной семьи в условиях социально- реабилитационного центра.
Автор:
Социальный педагог
Лазарева Елена Ивановна
Срок реализации: 1 год
Цель: Обеспечение прав и интересов ребенка на воспитание в родной семье и восстановление и развитие позитивных детско- родительских отношений, восстановление субъектов кровной семьи в условиях социально- реабилитационного центра.
Задачи:
- совершенствовать комплекс социально- реабилитационных мероприятий с биологическими родителями, родственниками воспитанников по формированию их положительной мотивации на восстановление детско- родительских отношений;
- обеспечить психолого- педагогическую работу с ребенком по преодолению последствий психологической травмы, формированию мотивации к возврату в кровную семью;
- оказание помощи семье в решении личных психоэмоциональных проблем и сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов;
- совершенствовать работу по вопросам социальной защиты, психологической, медицинской и педагогической реабилитации воспитанников, воспитанию позитивного образа семьи;
- организация межведомственного взаимодействия социальных служб с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, направленной на восстановление или отмену ограничения их в родительских правах;
Направления деятельности по проекту:
Центральным звеном в реализации проекта является организация и работа по восстановлению кровной семьи, направленной на восстановление или отмену ограничения родителей в родительских правах, а также на сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов в условиях социально- реабилитационного центра.
- диагностика и реабилитация ребенка на протяжении всего периода проживания в учреждении до возврата родителям или усыновлении;
- поиск и установление контактов с кровными родителями и родственниками, сбор информации;
- оценка перспектив работы с родителями по восстановлению детско- родительских отношений и кровной семьи;
- оценка безопасности возвращения ребенка в кровную семью;
- организация контактов и встреч ребенка с биологическими родителями или родственниками;
- подготовка родителей к восстановлению детско- родительских отношений и семьи, педагогическое просвещение родителей, совместный анализ причин необходимости восстановления семьи;
- работа по формированию позитивного образа семьи у воспитанников в условиях социально- реабилитационного центра;
- подготовка ребенка к воссоединению с родителями (возвращение в кровную семью);
Степень реализации проекта
Необходимость реализации проекта обусловлена тем, что содержание ребенка в учреждении в большинстве случаев приводит к различного вида нарушениям в его развитии, условия компенсации при этом минимальные, а это, в свою очередь, чревато серьезными последствиями для формирования личности и затрудняет дальнейшую социализацию ребенка. Поэтому, воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства и привязанности, и постоянства отношений, что является основой полноценного развития личности.
Основная часть восстановленных в родительских правах – это родители, которые были не лишены, а ограничены судом в своих правах на определенный период времени и причина лишения была «не выполнение родительских обязанностей».
Причинами бездействия родителей по восстановлению родительских прав могут быть:
- Низкий доход, низкий уровень воспитания и образования, отсутствие элементарных знаний об ответственности за своих детей;
- Юридическая безграмотность по вопросам воспитания и ухода за ребенком приводит мам на судебном заседании к психологическому шоку от того, что у них отняли ребенка, а затем идет страх снова пережить отрицательные эмоции в суде;
- Изначально родители бояться прийти в учреждение и здесь необходима серьезная работа специалистов по привлечению в учреждение для того, чтобы замотивировать родителей на восстановление в своих правах;
- Проблема социального иждивенчества родителей. Родители утрачивают обязанности и освобождаются от забот и хлопот ответственности за судьбу ребенка, получают свободу, разрываются родственные связи. Они видят, что ребенок накормлен, оде, за ним ухаживают, он имеет то, чего не мог бы получить, проживая с родителями. Поэтому педагоги не редко слышат, как родители говорят своим детям «слушайся воспитателей, не переживай, здесь хорошо и т.д.»;
- Очень серьезно стоит проблема с жильем мам, которые пытаются восстановить свои родительские права: отсутствие или аварийное жилье, проживание совместно с родственниками – алкоголиками;
Родители, которые лишены или ограничены в родительских правах, зачастую способны воспитывать своих детей самостоятельно, но те или иные обстоятельства (моральные, материальные) лишают их возможности восстановить свои родительские права. Поэтому специалистам социально- реабилитационного центра необходимо объединить свои усилия по организации и реализации комплекса мероприятий, направленных на поддержку и сопровождение биологических родителей, а при необходимости родственников воспитанников в восстановлении кровной семьи. Необходима активная и продолжительная поддержка родителей, лишенных родительских прав со стороны специалистов социально- реабилитационного центра «Планета детства» в оказании диагностической, коррекционной, консультационной, правовой, педагогической, психологической помощи, а также оказания иных социальных услуг.
- Педагогическая помощь родителям во взаимодействии с детьми заключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании.
- Психологическая, социально-психологическая поддержка, направленная на создание социально- реабилитационных мероприятий с биологическими родителями, родственниками воспитанников по формированию их положительной мотивации на восстановление детско- родительских отношений.
- Координационная – направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
При работе с семьей используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналоги, мини-тренинги. Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей – тренинги, которые дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль, лидера при обмене информацией, развивает активность и уверенность родителей.
Известно, что решение проблемы возвращения воспитанника в кровную семью возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
- создание в учреждении и вне его поддерживающей среды для возвращения ребенка в кровную семью;
- реализация индивидуальной для каждого воспитанника программы восстановления отношений с кровными родителями и родственниками;
- выявление и учета особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, степени их готовностии ресурсности к выполнению родительских функций при принятии решения о возвращении ребенка;
- реализация практических мероприятий по подготовке родителей к исполнению своей родительской роли;
В настоящее время проводится следующая работа с кровными семьями по изучению возможности передачи ребенка:
- предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы:
- установление контакта специалистов с членами семьи;
- выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;
- определение плана выхода семьи из трудной жизненной ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны ведомств системы профилактики, стимулирование родителей к самопомощи;
- реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно;
Взаимодействие с органами образования, социальной защиты, органами внутренних дел:
- работа с родителями (беседа с родителями, выяснение причин, желания и возможности восстановления семьи);
- организация работы психолого-медико-педагогического консилиума по изучению последствий встречи с родителями (близкими родственниками) на ребенка;
- организация семинаров, бесед, консультаций по вопросам подготовки воспитанников к проживанию в кровных семьях;
- сбор информации о родителях и ближайших родственниках ребенка (изучение личного дела воспитанника, переписка с органами опеки и попечительства);
- подготовка родителей к встрече с ребенком;
- взаимодействие с соответствующими органами и учреждениями (специалисты по охране прав детей, судебные исполнители, полиция, комиссия по делам несовершеннолетних и т.д.) по подготовке и отмены судебного решения;
- участие в процессе работы по восстановлению родительско- детских отношений;
- оценка готовности и желания ребенка к контакту с родными (психологическое и педагогическое тестирование мотивации ребенка);
- подготовка ребенка к контакту и взаимоотношениям с родными родителями и ближайшими родственниками (при его положительном решении и желании);
Технология деятельности специалистов СРЦН «Планета детства» по возвращению воспитанников в кровную семью (этапы работы):
№ п/п | Мероприятия | Ответственные |
1. | Сбор информации о родителях и ближайших родственниках ребенка: - изучение личного дела воспитанника; - переписка с органами опеки и попечительства; - беседа с родственниками, которые посещают ребенка. | Специалисты Службы сопровождения семей с детьми. |
2. | Установление контактов, получение дополнительной информации о состоян6ии дел: - беседа воспитателя, социального педагога, педагога- психолога с родителями. | Социальный педагог Педагог- психолог Воспитатели |
3. | Оценка возможности и необходимости работы с родителями: - психорогическое и педагогическое тестирование мотивации родителей на восстановление семьи и возврат ребенка из СРЦН; - изучение уровня притязаний, личностных качеств, нравственных ценностей | Педагог- психолог |
4. | Оценка готовностии желания ребенка к контакту с родными (психологическое и педагогическое тестирование мотивации ребенка) | Педагог- психолог Социальный педагог |
5. | Подготовка ребенка к контакту и взаимоотношениям с родными и ближайшими родственниками (при его положительном решении и желании). | Зам. директора Педагог- психолог Социальный педагог Воспитатели |
6. | Анализ последствий встречи для ребенка и родителей (работа психолого-медико-педагогического консилиума). | Директор Специалисты Службы |
7. | Принятие решения о проведении работы по возвращению ребенка в кровную семью. | Директор Специалисты Службы |
8. | Взаимодействие с соответствующими органами и учреждениями по подготовке отмены судебного решения. | Специалисты Службы |
9. | Участие в процессе работы по восстановлению детско- родительских отношений специалистов СРЦН. | Директор, зам. директора по РР, воспитатели, педагог- психолог, медицинские работники |
Ожидаемые результаты:
В рамках проекта будут реализованы следующие критерии оценки способности родителей выполнять родительские функции:
- увеличение количества воспитанников, переданных в кровную семью;
- отсутствие возвратов (вторичного сиротства) из кровной семьи;
- сокращение периода проживания ребенка в социально- реабилитационном центре;
- основной уход (удовлетворение базовых потребностей ребенка – в пище, жилье, чистоте, обеспечение одеждой, гигиене, предоставление медицинской помощи);
- обеспечение безопасности ребенка (угроза нанесения ребенку вреда, отсутствие доступа к опасным предметам в быту, неизбежность жестокого обращения);
- эмоциональное тепло (как родители проявляют свою привязанность, есть ли необходимый физический контакт, комфорт, расположение; уваджение привязанностей ребенка к другим людям, предоставление контактов с ними);
- обеспечение познавательного интереса и интеллектуального развития ребенка (обеспечение его доступа к играм, кружкам, спорту, дополнительному обучению);
- руководство поведением и установление границ в поведении ребенка;
- обеспечение стабильности (стабильность отношений, поддержка контактов со значимыми людьми).
- внедрение современных форм и методов социальной работы с родителями лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, направленной на восстановление или отмену ограничения их в родительских правах по восстановлению кровной семьи в деятельность социально- реабилитационного центра – разработка программы «Родные узы».
План реализации
комплекса социально- реабилитационных мероприятий по формированию положительной мотивации родителей по восстановлению кровной семьи.
№ п/п | Содержание деятельности | Используемые средства | Ответственные | Критерии результативности | |
1. | Анализ особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, составление карты социального контакта. | Работа с личными делами воспитанников. Собеседование с родителями, родственниками воспитанников. | Зам. директора по РР, социальный педагог, педагоги- психологи. | 1.Круг социальных контактов биологических родителей. 2.Определение группы родителей, родственников для сотрудничества. | |
2. | Оценка возможности выполнять родительские обязанности и создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в семье. | Обследование жилищных условий, экономического дохода семьи. | Специалисты органов опеки и попечилельства Социальный педагог | 1.Акт обследования жилищных условий. 2.Справка с места работы родителей. 3.Характеристика с места работы, от соседей, родственников. | |
3. | Определение характера помощи родителям, ориентированным на восстановление родительских функций. | Разработка планов восстановления детско- родительских отношений. | Зам. директора по РР, социальный педагог, педагоги- психологи, биологический родитель. | 1.План сопровождения по восстановлению детско- родительских отношений. | |
4. | Подготовка родителей к исполнению своей родительской роли. | Групповая и индивидуальная реабилитационная и коррекционная работа с членами семьи по рефлексии прошлого опыта воспитания ребенка, допущенных ошибок. | Зам. директора по РР, социальный педагог, педагоги- психологи. | 1.Стойкая готовность родителей к восстановлению семьи (регулярные посещения ребенка, совместное времяпрепровождения). | |
5. | Социально- юридическая помощь в востановлении родителей в родительских правах. | Составление представлений в суде, юридическое сопровождение в составлении исковых заявлений. | Зам. директора по РР, социальный педагог, педагоги- психологи, юрисконсульт | 1.Представление для судебных заседаний. 2.Исковые заявления. | |
6. | Организация межведомственного взаимодействия с учреждениями системы профилактики при работе с родителями ЛРП, ограниченными в родительских правах. | Индивидуальные беседы, разработка индивидульных программ реабилитации семей, переписка. | Зам. директора по РР, социальный педагог, педагоги- психологи, юрисконсульт | Органы опеки и попечительства, Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске, органы внутренних дел. | |
7. | Сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов. | Разработка планов | Специалисты Службы сопровождения семей с детьми. | План сопровождения после воссоединения семьи. | |
8. | Индивидуальная работа: выезд на дом, изучение ситуации в семье. | Составление акта жилищно- бытовых условий; | Специалисты Службы сопровождения семей с детьми. | Рекомендации, советы по восстановлению статуса семьи; по взаимоотношениям родитель- ребенок-этика; по содержанию и воспитанию ребенка; по изменению и улучшению жизненной ситуации. | |
9. | Привлечение родителей и детей для участия в культурно- массовых и спортивных мероприятиях, проводимых в СРЦН и на территориях сельских и поселковых администраций. | Сценарии праздников, спортивных мероприятий и т.д. | Специалисты Службы сопровождения семей с детьми. | Совместные культурно- массовые мероприятия с участием детей и родителей. |
Условия реализации проекта.
- Профессиональная компетенция специалистов социально- реабилитационного центра по данной проблеме.
- Для реализации данной формы работы необходимо соблюдать ряд этических принципов: принцип самоопределения, принцип добровольности, принцип конфиденциальности, принцип действия в интересах семьи.
- Посещение семьи на дому требует от специалистов деликатности, исключающая поспешности, поскольку малейшая недоработка – и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Методический инструментарий:
- разработка программы «Дорога к дому» по восстановлению кровной семьи;
- анкеты, опросники, тесты и диагностический материал
для детей и родителей из неблагополучных семей;
- тренинги
- разработка памяток, рекомендаций по работе с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, направленной на восстановление или отмену ограничения их в родительских правах; восстановление кровной семьи;
- Исследовательский инструментарий:
- интернет ресурсы;
-мультимедийной оборудование;
- материалы библиотек;
- задания сотрудникам;
- оформление отчетной документации;
Практическая значимость проекта:
В социально- реабилитационном центре «Планета детства» накоплен определенный опыт в работе по возвращению воспитанника СРЦН в кровную семью. Это целостный процесс, направленный на формирование позитивного образа кровной семьи, положительной мотивации ребенка и «бывших» родителей на восстановление детско- родительских отношений, оценку их возможностей выполнять родительские обязанности, организацию работы по восстановлению в родительских правах и созданию условий для возвращения воспитанника социально- реабилитационного центра в кровную семью (родители могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка, одновременно с заявлением родителей о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате или возвращении ребенка родителям). Статья 75 Семейного кодекса РФ гласит: родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителей с ребенком допускаются с согласия администрации социально- реабилитационного центра «Планета детства». Это способствует процессу преодоления ребенком последствий психологической или моральной травмы, восстановлению утраченных ребенком социальных связей и семейных отношений.
Работа по восстановлению кровной семьи включает несколько блоков:
- Блок – Социально- психологическая работа с кровной семьей.
- Блок – Психолого- педагогическая работа с ребенком по преодолению последствий психологической травмы, формирование мотивации к возврату в кровную семью.
- Блок – Сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов.
Воспитание ребенка не в кровной семье сопровождается множеством потерь для него: потеря генетической, культурной, медицинской истории; потеря (нарушение) окружающей среды, в которой вырос ребенок: дом, игрушки, вещи, домашнее животное, социум (друзья, учителя и т.д.); географические и природные «потери», связанные с перемещением ребенка; потеря родных родителей и кровных родственников – семьи; потеря возможности чувствовать себя частью большинства (относиться к большинству людей) и т.д.
Возможности для передачи ребенка в кровную семью не могут быть равными каждый год и постоянно нарастать. Показатели во многом зависят от того, насколько были разрушены родственные связи в семье и сколько времени требуется для их восстановления. Поэтому показателем результативности своей работы мы считаем позитивную динамику передачи детей в семью (т.е. возвращение в семью прослеживается постоянно, а количество возвращений определяется временем окончания реабилитационной работы с каждой семьей).
Еще один показатель успешности – улучшение отношений в асоциальных семьях, увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек и надлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей. Мероприятия, запланированные в проекте, будут способствовать восстановлению родителей в родительских правах и восстановлению кровной семьи.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей и родителей, лишенных родительских прав, ограниченные в родительских правах пополняются новыми именами. Поэтому проект будет актуален и после его завершения. Естественно, он будет дополнен и модернизирован, будут включены новые приемы работы, но основа проекта останется.
Первые шаги по внедрению проекта
«Дорога к дому»
Специалисты социально- реабилитационного центра осуществляют работу с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, направленной на восстановление или отмену ограничения их в родительских правах и детьми, помещенными в СРЦН на социальную реабилитацию в рамках Службы сопровождения семей с детьми, а также в рамках районных агитпоездов, на которых организуются консультативные площадки по социально - психологическим, социально- педагогическим, социально – правовым вопросам, что способствует улучшению родительско- детских отношений, психологической обстановке в семье;
С целью проведения массовых реабилитационных мероприятий для родителей с детьми:
Проводятся мероприятия, направленные на привитие здорового образа жизни, физического оздоровления организма, общение с родителями и сверстниками в неформальной обстановке. Взаимодействия в игровой форме формируют в семье привычку совместного отдыха, желание активно проводить досуг. В рамках данного проекта с целью внедрения современных методов и форм социальной работы с детьми для занятий используются такие методы как:
а) песочная терапия – предназначена для диагностики и выявления психологических проблем, наличия случаев бытового насилия в семье; для коррекции внутрисемейных отношений и эмоциональной сферы ребёнка;
б) игротерапия – предназначена для проведения ролевых игр, проигрывания жизненных и бытовых ситуаций; отработки навыков межличностного взаимодействия.
в) куклотерапия и сказкотерапия – предназначена для диагностики и коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка; отработки навыков взаимодействия с окружающими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социальной адаптации воспитанников детских домов "Сотвори свое будущее сам"
Программа адресована для детских домов и учреждений интернатного типа. Цикл разработанных занятий помогает воспитанникам после выпуска безболезненно пройти социальную адаптацию....
социальная адаптация воспитанников детских домов
материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...
социальная адаптация воспитанников детских домов
материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...
социальная адаптация воспитанников детских домов
материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...
Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома
Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома...
Программа социальной практики «ДОКТОР ДОМА». Занятие "Как правильно комплектовать и использовать домашнюю аптечку"
Программа социальной практики «ДОКТОР ДОМА». Занятие "Как правильно комплектовать и использовать домашнюю аптечку"...
Алгоритм работы социального педагога детского дома по взысканию алиментов с родителей в пользу детей
Алгоритм работы социального педагога детского дома по взысканию алиментов с родителей в пользу детей...