Социальный проект "Дорога к дому"
проект

Лазарева Елена Ивановна

Социальный проект  «Дорога к дому"   по  обеспечению  прав и интересов ребенка на воспитание в родной семье,  восстановление и развитие позитивных детско- родительских отношений, восстановление субъектов кровной семьи в условиях социально- реабилитационного центра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_doroga_k_domu.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета детства» в г.Барыше»

Социальный проект

«Дорога к дому»

 

 Обеспечение прав и интересов ребенка на воспитание в родной семье и восстановление и развитие позитивных детско- родительских отношений, восстановление субъектов кровной семьи в условиях социально- реабилитационного центра.  

        Автор:                                                    

Социальный педагог                                                                                          

Лазарева Елена Ивановна

                                                                                 

                                                                            Срок реализации: 1 год

 

Цель: Обеспечение прав и интересов ребенка на воспитание в родной семье и восстановление и развитие позитивных детско- родительских отношений, восстановление субъектов кровной семьи в условиях социально- реабилитационного центра.   

Задачи:

-  совершенствовать   комплекс социально- реабилитационных мероприятий с биологическими родителями, родственниками воспитанников по формированию их положительной мотивации на восстановление детско- родительских отношений;

- обеспечить психолого- педагогическую работу с ребенком по преодолению последствий психологической травмы, формированию мотивации к возврату в кровную семью;  

- оказание помощи семье  в решении личных психоэмоциональных проблем и  сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов;

- совершенствовать  работу по вопросам социальной защиты, психологической, медицинской и педагогической реабилитации воспитанников, воспитанию позитивного образа  семьи;

-  организация межведомственного  взаимодействия социальных служб  с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, направленной  на восстановление или отмену ограничения их в родительских правах;

Направления деятельности по  проекту:

Центральным звеном в реализации проекта является организация  и работа по восстановлению кровной семьи, направленной  на восстановление или отмену ограничения родителей в родительских правах, а также на сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов в условиях социально- реабилитационного центра.    

- диагностика и реабилитация ребенка на протяжении всего периода проживания в учреждении до возврата родителям или усыновлении;

- поиск и установление контактов с кровными родителями и родственниками, сбор информации;

- оценка перспектив работы с родителями по восстановлению детско- родительских отношений и кровной семьи;

- оценка безопасности возвращения ребенка в кровную семью;

- организация контактов и встреч ребенка с биологическими родителями или родственниками;

   - подготовка родителей к восстановлению детско- родительских отношений и семьи, педагогическое просвещение родителей, совместный анализ причин необходимости восстановления семьи;

- работа по формированию позитивного образа семьи у воспитанников в условиях социально- реабилитационного центра;

- подготовка ребенка к воссоединению с родителями (возвращение в кровную семью);

   Степень реализации проекта

      Необходимость реализации проекта обусловлена тем, что содержание ребенка в учреждении в большинстве случаев приводит к различного вида нарушениям в его развитии, условия компенсации при этом минимальные, а это, в свою очередь, чревато серьезными последствиями для формирования личности и затрудняет дальнейшую социализацию ребенка. Поэтому, воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства и привязанности, и постоянства отношений, что является основой полноценного развития личности.

    Основная часть восстановленных в родительских правах – это родители, которые  были не лишены, а ограничены судом в своих правах на определенный период времени и причина лишения была «не выполнение родительских обязанностей».  

    Причинами бездействия родителей по восстановлению родительских прав могут быть:

- Низкий доход, низкий уровень воспитания и образования, отсутствие элементарных знаний об ответственности за своих детей;

- Юридическая безграмотность по вопросам воспитания и ухода за ребенком приводит мам на судебном заседании к психологическому шоку от того, что у них отняли ребенка, а затем идет страх снова  пережить отрицательные эмоции в суде;

- Изначально родители бояться прийти в учреждение и здесь необходима серьезная работа специалистов по привлечению в учреждение для того, чтобы замотивировать родителей на восстановление в своих правах;

- Проблема социального иждивенчества родителей. Родители утрачивают обязанности и освобождаются от забот и хлопот ответственности за судьбу ребенка, получают свободу, разрываются родственные связи. Они видят, что ребенок накормлен, оде, за ним ухаживают, он имеет то, чего не мог бы получить, проживая с родителями. Поэтому педагоги не редко слышат, как родители говорят своим детям «слушайся воспитателей, не переживай, здесь хорошо и т.д.»;

- Очень серьезно стоит проблема с жильем мам, которые пытаются восстановить свои родительские права: отсутствие или аварийное жилье, проживание совместно с родственниками – алкоголиками;

  Родители, которые лишены или ограничены в родительских правах, зачастую способны воспитывать своих детей самостоятельно, но те или иные обстоятельства (моральные, материальные) лишают их возможности восстановить свои родительские права. Поэтому  специалистам социально- реабилитационного центра необходимо объединить свои усилия по организации и реализации комплекса  мероприятий, направленных на поддержку и сопровождение биологических родителей, а при необходимости родственников воспитанников в восстановлении кровной семьи.          Необходима активная и продолжительная поддержка родителей, лишенных родительских прав  со стороны специалистов социально- реабилитационного   центра «Планета детства» в  оказании   диагностической, коррекционной, консультационной, правовой,  педагогической, психологической  помощи, а также оказания иных социальных услуг.

  • Педагогическая   помощь родителям во взаимодействии с детьми заключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании.
  • Психологическая, социально-психологическая поддержка, направленная на создание социально- реабилитационных мероприятий с биологическими родителями, родственниками воспитанников по формированию их положительной мотивации на восстановление детско- родительских отношений.
  • Координационная – направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

         При   работе   с семьей используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналоги, мини-тренинги. Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей – тренинги, которые дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль, лидера  при обмене информацией,    развивает активность и уверенность родителей.

         Известно, что решение проблемы возвращения воспитанника в кровную семью возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:

     - создание в учреждении и вне его поддерживающей среды для возвращения ребенка в кровную семью;

     - реализация индивидуальной для каждого воспитанника программы восстановления отношений с кровными родителями и родственниками;

     - выявление и учета особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, степени их готовностии ресурсности к выполнению родительских функций при принятии решения о возвращении ребенка;

     - реализация практических мероприятий по подготовке родителей к исполнению своей родительской роли;

      В настоящее время проводится следующая работа с кровными семьями по изучению возможности передачи ребенка:

   -  предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы:

  - установление контакта специалистов с членами семьи;

  - выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;

  - определение плана выхода семьи из трудной жизненной  ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны  ведомств системы профилактики, стимулирование родителей к самопомощи;

  - реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно;

  Взаимодействие с органами образования, социальной защиты, органами внутренних дел:

- работа с родителями (беседа с родителями, выяснение причин, желания и возможности восстановления семьи);

  - организация работы психолого-медико-педагогического консилиума по изучению последствий встречи с родителями (близкими родственниками) на ребенка;

- организация семинаров, бесед, консультаций по вопросам подготовки воспитанников к проживанию в кровных семьях;

- сбор информации о родителях и ближайших родственниках ребенка (изучение личного дела воспитанника, переписка с органами опеки и попечительства);

- подготовка родителей к встрече с ребенком;

- взаимодействие с соответствующими органами и учреждениями (специалисты по охране прав детей, судебные исполнители, полиция, комиссия по делам несовершеннолетних и т.д.) по подготовке и отмены судебного решения;

-  участие в процессе работы по восстановлению родительско- детских отношений;

- оценка готовности и желания  ребенка к контакту с родными (психологическое и педагогическое тестирование мотивации ребенка);

- подготовка ребенка к контакту и взаимоотношениям с родными родителями и ближайшими родственниками (при его положительном решении и желании);

Технология деятельности специалистов СРЦН «Планета детства» по возвращению воспитанников в кровную семью (этапы работы):

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

1.

Сбор информации о родителях и ближайших родственниках ребенка:

- изучение личного дела воспитанника;

- переписка с органами опеки и попечительства;

- беседа с родственниками, которые посещают ребенка.

Специалисты Службы сопровождения семей с детьми.

2.

Установление контактов, получение дополнительной информации о состоян6ии дел:

- беседа воспитателя, социального педагога, педагога- психолога с родителями.

Социальный педагог

Педагог- психолог

Воспитатели

3.

Оценка возможности и необходимости работы с родителями:

- психорогическое и педагогическое тестирование мотивации родителей на восстановление семьи и возврат ребенка из  СРЦН;

- изучение уровня притязаний, личностных качеств, нравственных ценностей

Педагог- психолог

4.

Оценка готовностии желания ребенка к контакту с родными (психологическое и педагогическое тестирование мотивации ребенка)

Педагог- психолог

Социальный педагог

5.

Подготовка ребенка к контакту и взаимоотношениям с родными и ближайшими родственниками (при его положительном решении и желании).

Зам. директора

Педагог- психолог

Социальный педагог

Воспитатели

6.

Анализ последствий встречи для ребенка и родителей (работа психолого-медико-педагогического консилиума).

Директор

Специалисты Службы

7.

Принятие решения о проведении работы по возвращению ребенка в кровную семью.

Директор

Специалисты Службы

8.

Взаимодействие с соответствующими органами и учреждениями по подготовке отмены судебного решения.

Специалисты Службы

9.

Участие в процессе работы по восстановлению детско- родительских отношений специалистов СРЦН.

Директор, зам. директора по РР, воспитатели, педагог- психолог, медицинские работники

Ожидаемые результаты:

В рамках проекта будут реализованы следующие  критерии оценки способности родителей выполнять родительские функции:

    - увеличение количества воспитанников, переданных в кровную семью;

    - отсутствие возвратов (вторичного сиротства) из кровной семьи;

    - сокращение периода проживания ребенка в социально- реабилитационном центре;

   - основной уход (удовлетворение базовых потребностей ребенка – в пище, жилье, чистоте, обеспечение одеждой, гигиене, предоставление медицинской помощи);

   - обеспечение безопасности ребенка (угроза нанесения ребенку вреда, отсутствие доступа к опасным предметам в быту, неизбежность жестокого обращения);

- эмоциональное тепло (как родители проявляют свою привязанность, есть ли необходимый физический контакт, комфорт, расположение; уваджение привязанностей ребенка к другим людям, предоставление контактов с ними);

- обеспечение познавательного интереса и интеллектуального развития ребенка (обеспечение его доступа к играм, кружкам, спорту, дополнительному обучению);

- руководство поведением и установление границ в поведении ребенка;

- обеспечение стабильности (стабильность отношений, поддержка контактов со значимыми людьми).

- внедрение современных форм и методов социальной работы с родителями лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, направленной на восстановление или отмену ограничения их в родительских правах по восстановлению кровной семьи  в деятельность социально- реабилитационного центра – разработка программы «Родные узы».

План реализации

комплекса социально- реабилитационных мероприятий по формированию положительной мотивации родителей по  восстановлению кровной семьи.

п/п

Содержание деятельности

Используемые средства

Ответственные

Критерии результативности

1.

Анализ особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, составление карты социального контакта.

Работа с личными делами воспитанников.

Собеседование с родителями, родственниками воспитанников.

Зам. директора по РР, социальный педагог, педагоги- психологи.

1.Круг социальных контактов биологических родителей.

2.Определение группы родителей, родственников для сотрудничества.

2.

Оценка возможности выполнять родительские обязанности и создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в семье.

Обследование жилищных условий, экономического дохода семьи.

Специалисты органов опеки и попечилельства

Социальный педагог

1.Акт обследования жилищных условий.

2.Справка с места работы родителей.

3.Характеристика с места работы, от соседей, родственников.

3.

Определение характера помощи родителям, ориентированным на восстановление родительских функций.

Разработка планов восстановления детско- родительских отношений.

Зам. директора по РР, социальный педагог, педагоги- психологи, биологический родитель.

1.План сопровождения по восстановлению детско- родительских отношений.

4.

Подготовка родителей к исполнению своей родительской роли.

Групповая и индивидуальная реабилитационная и коррекционная работа с членами семьи по рефлексии прошлого опыта воспитания ребенка, допущенных ошибок.

Зам. директора по РР, социальный педагог, педагоги- психологи.

1.Стойкая готовность родителей к восстановлению семьи (регулярные посещения ребенка, совместное времяпрепровождения).

5.

Социально- юридическая помощь в востановлении родителей в родительских правах.

Составление представлений в суде, юридическое сопровождение в составлении исковых заявлений.

Зам. директора по РР, социальный педагог, педагоги- психологи, юрисконсульт

1.Представление для судебных заседаний.

2.Исковые заявления.

6.

Организация межведомственного взаимодействия с  учреждениями системы  профилактики  при работе с родителями ЛРП, ограниченными в родительских правах.

Индивидуальные беседы, разработка индивидульных программ реабилитации семей, переписка.

Зам. директора по РР, социальный педагог, педагоги- психологи, юрисконсульт

Органы опеки и попечительства, Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске, органы внутренних дел.

7.

Сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов.

Разработка планов

Специалисты Службы сопровождения семей с детьми.

План сопровождения после воссоединения семьи.

  8.

Индивидуальная работа: выезд на дом,   изучение ситуации в семье.

Составление акта жилищно- бытовых условий;

Специалисты Службы сопровождения семей с детьми.

Рекомендации, советы по восстановлению статуса семьи; по взаимоотношениям родитель- ребенок-этика; по содержанию и воспитанию ребенка; по изменению и улучшению жизненной ситуации.    

9.

Привлечение родителей и детей  для участия в  культурно- массовых и спортивных мероприятиях, проводимых в СРЦН и   на территориях сельских и поселковых администраций.  

Сценарии праздников, спортивных мероприятий и т.д.

Специалисты Службы сопровождения семей с детьми.

Совместные культурно- массовые мероприятия с участием детей и родителей.

Условия реализации проекта.

- Профессиональная компетенция специалистов социально- реабилитационного центра по данной проблеме.

- Для реализации данной формы работы необходимо соблюдать ряд этических принципов: принцип самоопределения, принцип добровольности, принцип конфиденциальности, принцип  действия в интересах семьи.

- Посещение семьи на дому требует от специалистов деликатности, исключающая поспешности, поскольку малейшая недоработка – и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Методический   инструментарий:
  • разработка  программы «Дорога к дому» по восстановлению кровной семьи;

               - анкеты, опросники, тесты   и   диагностический материал  

                 для    детей и родителей из неблагополучных семей;

               - тренинги

                - разработка памяток, рекомендаций по работе с родителями, лишенными родительских прав,  ограниченными в родительских правах, направленной на восстановление или отмену ограничения  их в родительских правах; восстановление кровной семьи;

  • Исследовательский инструментарий:

               - интернет ресурсы;

-мультимедийной оборудование;

- материалы библиотек;

- задания сотрудникам;

- оформление отчетной документации;

Практическая значимость проекта:

 В социально- реабилитационном центре «Планета детства» накоплен определенный опыт в работе по возвращению воспитанника СРЦН в кровную семью. Это целостный процесс, направленный на формирование позитивного образа  кровной семьи, положительной мотивации ребенка и «бывших» родителей на восстановление детско- родительских отношений, оценку их возможностей выполнять родительские обязанности, организацию работы по восстановлению в родительских правах и созданию условий для возвращения воспитанника социально- реабилитационного центра в кровную семью (родители могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка, одновременно с заявлением родителей о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате или возвращении ребенка родителям). Статья 75 Семейного кодекса РФ гласит: родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителей с ребенком допускаются с согласия администрации социально- реабилитационного центра «Планета детства». Это способствует процессу преодоления ребенком последствий психологической или моральной травмы, восстановлению утраченных ребенком социальных связей и семейных отношений.  

        Работа по восстановлению кровной семьи включает несколько блоков:

  1. Блок – Социально- психологическая работа с кровной семьей.
  2. Блок – Психолого- педагогическая работа с ребенком по преодолению последствий психологической травмы, формирование мотивации к возврату в кровную семью.
  3. Блок – Сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов.  

    Воспитание ребенка не в кровной семье  сопровождается множеством потерь для него: потеря генетической, культурной, медицинской истории; потеря (нарушение) окружающей среды, в которой вырос ребенок: дом, игрушки, вещи, домашнее животное, социум (друзья, учителя и т.д.); географические и природные «потери», связанные с перемещением ребенка; потеря родных родителей и кровных родственников – семьи; потеря возможности чувствовать себя частью большинства (относиться к большинству людей) и т.д.

Возможности для передачи ребенка в кровную семью не могут быть равными каждый год и постоянно нарастать. Показатели во многом зависят от того, насколько были разрушены родственные связи в семье и сколько времени требуется для их восстановления. Поэтому показателем результативности своей работы мы считаем позитивную динамику передачи детей в семью (т.е. возвращение в семью прослеживается постоянно, а количество возвращений определяется временем окончания реабилитационной работы с каждой семьей).

Еще один показатель успешности – улучшение отношений в асоциальных семьях, увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек и надлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей. Мероприятия, запланированные в проекте, будут способствовать восстановлению родителей в родительских правах и восстановлению  кровной семьи.    

Перспективы дальнейшего развития проекта:

К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей и родителей, лишенных родительских прав, ограниченные в родительских правах  пополняются новыми именами. Поэтому проект будет актуален и после его завершения. Естественно, он будет дополнен и модернизирован, будут включены новые приемы работы, но основа проекта останется.

Первые шаги по внедрению  проекта

«Дорога к дому»

  Специалисты социально- реабилитационного центра   осуществляют  работу с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, направленной на восстановление или отмену ограничения их в родительских правах  и детьми, помещенными в СРЦН на социальную реабилитацию в рамках Службы сопровождения семей с детьми, а также  в рамках  районных агитпоездов, на которых организуются консультативные площадки по  социально - психологическим, социально- педагогическим,  социально – правовым вопросам, что способствует улучшению  родительско- детских  отношений, психологической обстановке в семье;

С целью проведения массовых реабилитационных мероприятий для родителей  с детьми:

 Проводятся  мероприятия,  направленные на привитие здорового образа жизни, физического оздоровления организма, общение с родителями и сверстниками в неформальной обстановке. Взаимодействия в игровой форме формируют в семье привычку совместного отдыха, желание активно проводить досуг.  В рамках данного проекта с целью внедрения современных методов и форм социальной работы с детьми для занятий используются такие методы как:

а) песочная терапия – предназначена для диагностики и выявления психологических проблем, наличия случаев бытового насилия в семье; для коррекции внутрисемейных отношений и эмоциональной сферы ребёнка;

б) игротерапия – предназначена для проведения ролевых игр, проигрывания жизненных и бытовых ситуаций; отработки навыков межличностного взаимодействия.

в) куклотерапия и сказкотерапия – предназначена для диагностики и коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка; отработки навыков взаимодействия с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социальной адаптации воспитанников детских домов "Сотвори свое будущее сам"

Программа адресована для детских домов и учреждений интернатного типа. Цикл разработанных занятий помогает воспитанникам после выпуска безболезненно пройти социальную адаптацию....

социальная адаптация воспитанников детских домов

материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...

социальная адаптация воспитанников детских домов

материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...

социальная адаптация воспитанников детских домов

материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...

Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома

Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома...

Программа социальной практики «ДОКТОР ДОМА». Занятие "Как правильно комплектовать и использовать домашнюю аптечку"

Программа социальной практики «ДОКТОР ДОМА». Занятие "Как правильно комплектовать и использовать домашнюю аптечку"...

Алгоритм работы социального педагога детского дома по взысканию алиментов с родителей в пользу детей

Алгоритм работы социального педагога детского дома по взысканию алиментов с родителей в пользу детей...