Формы работы с родителями
методическая разработка (5 класс)
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности обучающихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Pодители - глaвные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника.
Система воспитательной работы в общеобразовательных школах складывается на основе взаимодействия школы, родителей и педагогов.
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, помощь в подготовке концертно-конкурсных мероприятий и посещение этих мероприятий);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.
Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности:
Традиционные:
- Родительские собрания
- Индивидуальные консультации педагога
- Открытые уроки и внеклассные мероприятия
- Помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий
Нетрадиционные:
- Родительские конференции
- Практикумы
- Родительские чтения
- Родительские вечера
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности обучающихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
- родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;
- тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
- собрание должно носить как теоретический, так и практический характер:
- анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;
- собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей обучающихся.
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Индивидуальная консультация помогает преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта между родителями и педагогами. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
- особенности здоровья ребенка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивации учения;
- моральные ценности семьи.
Примерная тематика консультаций для родителей
Плохая память ребенка. Как ее развить?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
Наказания детей. Быть или не быть?
Тревожность детей. К чему она может привести?
Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
Талантливый ребенок в семье.
Друзья детей – друзья или враги?
Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Открытые уроки и внеклассные мероприятия
Цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями педагога, демонстрация успехов учеников.
Такие виды работы позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.
Помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий.
Очень важно для развития тесных контактов между Школой, родителями и учениками привлекать родителей к подготовке различных классных и школьных мероприятий, а именно: концертов, выставок, конкурсов и др. Любая подобная совместная деятельность приносит огромную пользу не только Школе в связи с тем, что у нее появляются добровольные помощники, но и, в значительной степени, семье, так как у родителей и детей это увеличивает время общения, которого, к сожалению, очень не достает.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Родительские конференции (общешкольные, классные) предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.
Примерные темы родительских конференций – проблемы совмещения обучения о различных образовательных организациях, вредные привычки, неумение организовать свое свободное время.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
Родительские чтения – очень интересная форма работы с pодителями. Она дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении.
Родительские чтения oбычно организуются следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера (проводятся в классе 1-2 раза в год без присутствия детей) – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительский вечер – это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.
Примерные темы родительских вечеров
Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
Праздники нашей семьи.
«Можно» и «нельзя» в нашей семье.
Песни, которые пели и поют наши дети.
И традиционные, и нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Для этого родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые, чаще всего, оказывается втянут и невольный объект конфликта – ребенок.
Правила сотрудничества с родителями
- Всегда помните, что родитель и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка.
- Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь - самые лучшие дети в мире, несмотря на их успехи или неудачи в шоле.
- Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
- Постоянно информируйте родителей о процессе обучения, успехах и продвижении в развитии ребенка.
- Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в школе, так и вне нее.
- Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет.
- Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей - это может вызвать отрицательную реакцию.
- Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.
Педагогам и родителям на заметку:
- если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
- если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
- если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
- если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
- если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
- если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
- если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
- если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
- если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
- если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
В заключение хочется отметить, что воспитательный процесс, несомненно, будет успешным, а сотрудничество с родителями – плодотворным, если девизом педагога станут слова «Каждому ребенку - свою долю аплодисментов».
План
работы с родителями на 2022-2023 учебный год
Цель:
Организовать сотрудничество родителей и школы в совместной воспитывающей деятельности и взаимодействие со школой в воспитательном процессе. Развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями.
Задачи:
- Включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми.
- Оказание помощи родителям в семейном воспитании.
- Совместная со школой организация социальной защиты детей.
- Организация здорового образа жизни в семье и школе.
- Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. Изучение семей учащихся, положение детей в семье, условий их жизни. | сентябрь - май | Классный руководитель, Социальный педагог |
Обследование материально-бытовых условий вновь прибывших семей | сентябрь, октябрь | Классный руководитель |
Рейды «Неблагополучная семья», «Подросток» | в течение года | Классный руководитель Род. комитет Социальный педагог |
Формирование банка данных о семьях и семейном воспитании | Классный руководитель Социальный педагог | |
Составление социального паспорта школы. | Социальный педагог | |
2. Повышение психолого- педагогических, нравственно-правовых знаний для родителей. | сентябрь-май | Классный руководитель Зам. директора по ВР |
Ознакомление родителей с нормативно правовой базой школы | сентябрь-октябрь | Классный руководитель Зам. директора по УВР |
«Особенности переходного возраста. Профилактика нервных срывов, утомляемости, курения и других вредных привычек» | ноябрь | Классный руководитель Зам. директора по ВР Социальный педагог |
«Профилактика детского травматизма, правила безопасного поведения в школе и дома» | декабрь | Классный руководитель Зам. директора по ВР Социальный педагог |
«Ответственность перед законом: что необходимо знать детям и родителям» | февраль | Классный руководитель Зам. директора по ВР |
Круглый стол «Безопасное лето» | май | Кл. руководители Зам. директора по ВР |
3. Проведение общешкольных и классных родительских собраний. | сентябрь - май | Классный руководитель Администрация школы Зам. директора по ВР |
Организационные классные родительские собрания (1-9 кл.) | сентябрь | Классные руководители |
Общешкольное родительское собрание «Духовно-нравственные ценности воспитания в семье»» | ноябрь | Администрация школы Классный руководитель |
Классные родительские собрания | ежемесячно | Классный руководитель |
Родительское собрание «Об особенностях экзаменационной кампании» (9 кл.) | декабрь | Администрация школы |
Общешкольное родительское собрание «Здоровая семья – здоровый ребенок» | апрель | Администрация |
4. Проведение индивидуальных и групповых консультаций. | сентябрь - май | Классный руководитель Зам. директора по ВР |
«Школьная тревожность и ее преодоление» | в течение года | Зам. директора по ВР Социальный педагог |
«Обязанности родителей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних детей» | в течение года | Классный руководитель Зам. директора по ВР Социальный педагог |
5. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. | в течение года | Классный руководитель Зам. директора по ВР |
Участие в подготовке традиционных общешкольных форм работы (День знаний, День учителя, Новогодние мероприятия, выставка творчества, 8 марта и др.) | в течение года | Классный руководитель Зам. директора по ВР |
Участие в профориентационной работе | в течение года | Классный руководитель Зам. директора по ВР Социальный педагог |
Участие в совете профилактики | в течение года | Классный руководитель Зам. директора по ВР Социальный педагог |
6. Участие родителей в управлении школой. | в течение года | Классный руководитель Зам. директора по УВР |
Совет родителей классов. Совет родителей школы. | в течение года | Классный руководитель Зам. директора по ВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формы работы с родителями"
"Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью". "Без семьи - мы , я имею ввиду школу - были бы бессильны" В.А.Сухомлинский.Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной вос...
Презентация "Формы работы с родителями"
В презентации показаны разные формы работы с родителями. Этот материал используется на заседании МО классных руководителей....
формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками
Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....
Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.
Реализация проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи школы и поднять ее на более высок...
«Формы работы с родителями обучающихся 6 -7классов за первое полугодие 2014-2015 учебного года» /из опыта работы Рыбаковой Веры Васильевны, классного руководителя 6-7 классов/
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.Сухомлинский Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школ...
«Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей
Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок- надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение. Ребен...
Из опыта работы: эффективные формы работы с родителями
Одним из важных направлений работы классного руководителя является работа с семьёй в которой растет и воспитывается ребенок, где и формируется его личность, характер и мо...