Формы работы с родителями
методическая разработка (5 класс)

Бирюкова Кристина Вячеславовна

 Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности обучающихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 

 

Pодители - глaвные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника.

Система воспитательной работы в общеобразовательных школах складывается на основе взаимодействия школы, родителей и педагогов.

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, помощь в подготовке концертно-конкурсных мероприятий и посещение этих мероприятий);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.

Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности:

Традиционные:

  1. Родительские собрания
  2. Индивидуальные консультации педагога
  3. Открытые уроки и внеклассные мероприятия
  4. Помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий

     Нетрадиционные:

  1. Родительские конференции
  2. Практикумы
  3. Родительские чтения
  4. Родительские вечера

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ

 Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности обучающихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

  • родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;
  • тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
  • собрание должно носить как теоретический, так и практический характер:
  • анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;
  • собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей обучающихся.

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Индивидуальная консультация помогает преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта между родителями и педагогами. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

  • особенности здоровья ребенка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивации учения;
  • моральные ценности семьи.

Примерная тематика консультаций для родителей

Плохая память ребенка. Как ее развить?

Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

Наказания детей. Быть или не быть?

Тревожность детей. К чему она может привести?

Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и  пути ее преодоления.

Талантливый ребенок в семье.

Друзья детей – друзья или враги?

Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Открытые уроки и внеклассные мероприятия

Цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями педагога, демонстрация успехов учеников.

Такие виды работы позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

Помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий.

Очень важно для развития тесных контактов между Школой, родителями и учениками привлекать родителей к подготовке различных классных и школьных мероприятий, а именно: концертов, выставок, конкурсов и др. Любая подобная совместная деятельность приносит огромную пользу не только Школе в связи с тем, что у нее появляются добровольные помощники, но и, в значительной степени, семье, так как у родителей и детей это увеличивает время общения, которого, к сожалению, очень не достает.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ

Родительские конференции (общешкольные, классные) предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.

Примерные темы родительских конференций – проблемы совмещения обучения о различных образовательных организациях, вредные привычки, неумение организовать свое свободное время.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с pодителями. Она дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении.

Родительские чтения oбычно организуются следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера (проводятся в классе 1-2 раза в год без присутствия детей) – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительский вечер – это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Примерные темы родительских вечеров

 Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

  Праздники нашей семьи.

 «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

  Песни, которые пели и поют наши дети.

И традиционные, и нетрадиционные формы взаимодействия педагогов  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Для этого родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые, чаще всего, оказывается втянут и невольный объект конфликта – ребенок.

Правила сотрудничества с родителями 

  • Всегда помните, что родитель и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка.
  • Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь - самые лучшие дети в мире, несмотря на их успехи или неудачи в шоле.
  • Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
  • Постоянно информируйте родителей о процессе обучения, успехах и продвижении в развитии ребенка.
  • Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в школе, так и вне нее.
  • Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет.
  • Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей - это может вызвать отрицательную реакцию.
  • Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.

Педагогам и родителям на заметку:

  • если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  • если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
  • если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
  • если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
  • если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
  • если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
  • если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
  • если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
  • если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

В заключение хочется отметить, что воспитательный процесс, несомненно, будет успешным, а сотрудничество с родителями – плодотворным, если девизом педагога станут слова «Каждому ребенку - свою долю аплодисментов».



План

работы с родителями на 2022-2023 учебный год

Цель:                                                                                                                      

Организовать сотрудничество родителей и школы в совместной воспитывающей деятельности и взаимодействие со школой в воспитательном процессе. Развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями.

Задачи:

  • Включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми.
  • Оказание помощи родителям в семейном воспитании.  
  • Совместная со школой организация социальной защиты детей.
  •  Организация здорового образа жизни в семье и школе.
  • Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.  Изучение семей учащихся, положение детей в семье, условий их жизни.

сентябрь - май

Классный руководитель,

Социальный педагог

Обследование материально-бытовых условий вновь прибывших семей

сентябрь, октябрь

Классный руководитель

Рейды «Неблагополучная семья»,              

«Подросток»

в течение года

Классный руководитель Род. комитет

Социальный педагог

Формирование банка данных о семьях и семейном воспитании

Классный руководитель

Социальный педагог

Составление социального паспорта школы.

Социальный педагог

2.  Повышение психолого- педагогических, нравственно-правовых знаний для родителей.

сентябрь-май

Классный руководитель

Зам. директора по ВР

Ознакомление родителей с нормативно правовой базой школы

сентябрь-октябрь

Классный руководитель

Зам. директора по УВР

 «Особенности переходного возраста. Профилактика нервных срывов, утомляемости, курения и других вредных привычек»

ноябрь

Классный руководитель

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

«Профилактика детского травматизма, правила безопасного поведения в школе и дома»

декабрь

Классный руководитель

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

«Ответственность перед законом: что необходимо знать детям и родителям»

февраль

Классный руководитель

Зам. директора по ВР

Круглый стол «Безопасное лето»

май

Кл. руководители

Зам. директора по ВР

3. Проведение общешкольных и классных родительских собраний.

сентябрь - май

Классный руководитель

Администрация школы

Зам. директора по ВР

Организационные классные родительские собрания (1-9 кл.)

сентябрь

Классные руководители

Общешкольное родительское собрание

«Духовно-нравственные ценности воспитания в семье»»

ноябрь

Администрация школы

Классный руководитель

Классные родительские собрания 

ежемесячно

Классный руководитель

Родительское собрание «Об особенностях экзаменационной кампании» (9 кл.)

декабрь

Администрация школы

Общешкольное родительское собрание «Здоровая семья – здоровый ребенок»

апрель

Администрация

4.  Проведение индивидуальных и групповых консультаций.

сентябрь - май

Классный руководитель

Зам. директора по ВР

 «Школьная тревожность и ее преодоление»

в течение года

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

«Обязанности родителей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних детей»

в течение года

Классный руководитель

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

5. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

в течение года

Классный руководитель

Зам. директора по ВР

Участие в подготовке традиционных общешкольных форм работы (День знаний, День учителя, Новогодние мероприятия, выставка творчества, 8 марта и др.)

в течение года

Классный руководитель

Зам. директора по ВР

Участие в профориентационной работе

в течение года

Классный руководитель

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

Участие в совете профилактики

в течение года

Классный руководитель

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

6. Участие родителей в управлении школой.

в течение года

Классный руководитель

Зам. директора по УВР

Совет родителей классов.

Совет родителей школы.

в течение года

Классный руководитель

Зам. директора по ВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формы работы с родителями"

"Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью". "Без семьи - мы , я имею ввиду школу - были бы бессильны"  В.А.Сухомлинский.Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной вос...

Презентация "Формы работы с родителями"

В презентации показаны разные формы работы с родителями. Этот материал используется на заседании МО классных руководителей....

формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками

Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....

Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.

Реализация  проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи  школы и поднять ее на более высок...

«Формы работы с родителями обучающихся 6 -7классов за первое полугодие 2014-2015 учебного года» /из опыта работы Рыбаковой Веры Васильевны, классного руководителя 6-7 классов/

“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.Сухомлинский Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школ...

«Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей

Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок- надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение. Ребен...

Из опыта работы: эффективные формы работы с родителями

Одним из важных направлений  работы  классного руководителя является работа с семьёй в которой растет и воспитывается ребенок,  где и   формируется его личность, характер и мо...