Трудности младшего школьника в овладении письменной речью: как помочь? «Школьные трудности» у леворуких, медлительных и гиперактивных учеников
консультация
Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой – леворукие дети. Леворукие дети (как и праворукие) – разные по своим психологическим и физиологическим особенностям, по своим способностям, интересам и проблемам. Леворукость не является маркером ни каких-то особых способностей, ни свойственных только леворукие проблем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnye_trudnosti_u_levorukih_medlitelnyh_i_giperaktivnyh_uchenikov.docx | 396.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительский лекторий
«Школьные трудности» или как помочь своему ребенку.
Трудности младшего школьника в овладении письменной речью:
как помочь?
(Цикл родительских собраний для родителей обучающихся начальной школы)
Подготовила:
учитель-логопед
высшей категории,
Фокина Людмила Александровна
«Школьные трудности» у леворуких, медлительных и гиперактивных учеников
Цель: формирование у родителей представлений о причинах возникновения школьных трудностей обучения в начальной школе.
Форма проведения: лекторий для родителей.
Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой – леворукие дети. Леворукие дети (как и праворукие) – разные по своим психологическим и физиологическим особенностям, по своим способностям, интересам и проблемам. Леворукость не является маркером ни каких-то особых способностей, ни свойственных только леворукие проблем. В отношении к леворуким и леворукости существуют две противоположные точки зрения: негативная (леворукость – отклонение, у всех леворуких есть нарушения) и позитивно-восторженная (все леворукие гениальны). И первая, и вторая точки зрения далеки от реальности. Среди леворуких людей есть очень успешные, талантливые и даже гениальные (именно о них идет речь, когда вспоминают о Леонардо и Юлии Цезаре, о Наполеоне и Чаплине и многих других), но есть тысячи безвестных неудачников и просто больных людей. Леворукие – неоднородная группа, и это связано, прежде всего, с тем, что происхождение леворукости может быть разным.
Современные знания позволяют выделить два основных вида леворукости – генетическую и компенсаторную (или патологическую) леворукость.
Дети с генетически закрепленной леворукостью могут ничем особенным не отличаться от своих сверстников. А вот ребята с «компенсаторным» вариантом чаще всего требуют повышенного внимания родителей. Не из-за леворукости как таковой, а от того, что у них есть неблагоприятные факторы в развитии, которые могут определять повышенную возбудимость, трудности концентрации внимания, более позднее созревание познавательных функций (речи, моторики, восприятия, мышления, памяти). Все эти особенности проявляются и у праворуких детей, имеющих факторы риска в развитии.
Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно, одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.
Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.
У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. Добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, могут исчезнуть.
У левшей сложнее формируются привычные для людей навыки. Их трудно научить все делать по общепринятому шаблону, например, чистить зубы по утрам, застилать постель, переодеваться после улицы в домашнюю одежду, складывать свои вещи на место и т. д. Такие дети плохо запоминают порядок действий, правильное написание букв.
При воспитании левши всегда следует помнить о его повышенной эмоциональности и ранимости. Такое же отношение к ребенку требуется и в процессе его обучения. Леворукие дети даже больше, чем правши нуждаются в одобрении и похвале. Для него важна положительная оценка его действий со стороны. Поэтому родителям в процессе обучения, как дома, так и в дальнейшем в школе не следует скупиться на похвалу за успешно выполненную работу. Важно суметь развить в ребенке оптимизм и активное отношение к жизни.
Родителям и педагогу стоит очень внимательно проанализировать историю развития ребенка, использовать специальную методику для определения ведущей руки, чтобы уметь прогнозировать проблемы ребенка, а не пытаться их решить через несколько лет трудностей обучения и неудач.
Вследствие своей повышенной эмоциональности леворукие дети очень быстро переутомляются.
Поэтому в процессе их обучения важно соблюдать следующие рекомендации психологов:
- соблюдение распорядка дня;
- обязательный сон и отдых в дневное время;
- небольшая по времени продолжительность занятий (не более 15-20 минут для ребенка возрастом 3-5 лет).
Нужно ли переучивать?
Этот вопрос в настоящее возникает у многих родителей леворуких детей. Еще не так давно в первом классе ребенка с доминантной левой рукой обязательно переучивали.
Почему нельзя этого делать:
- происходит вмешательство в механизмы работы мозга, ведь ребенок таким родился переучив его, особенность работы мозга не изменится;
- переучивание может затормозить нормальное развитие ребенка;
- у детей переученных из левши в правшу могут возникать невротические симптомы (бессонница, головные боли, нарушение аппетита, раздражительность, вялость, заикание, энурез и т.д.);
- обучение дается переученным левшам гораздо сложнее.
Если вы хотите научить ребенка красиво рисовать или писать самостоятельно, обязательно приобретите трафарет или специальные прописи для детей. Только в этом случае у малыша будут получаться аккуратные изображения или буквы. Сегодня в специализированных магазинах можно купить даже гитару для левшей. На таком инструменте научиться играть ребенку будет гораздо проще.
Придерживаясь представленных выше рекомендаций, можно избежать чрезмерной утомляемости ребенка и истощения его нервной системы.
Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий леворукими детьми
- Создайте ситуацию комфорта и успешности.
- Не создавайте эмоциональных проблем.
- Нельзя укорять за неудачи и заставлять часами «тренироваться».
- Не используйте в речи слова типа «опять грязно», «какие корявые буквы» и т.п.
- Поощряйте любой успех ребенка, даже самый малый.
- Требуйте от ребенка не спешить при выполнении письменных заданий или чтении.
- Будьте сдержанным со своим ребенком.
- Перед выполнением домашнего задания поиграйте в пальчиковую игру.
- Домашнее задание можно выполнять под тихую классическую мелодию, что поможет ребенку снять напряжение.
- Следите за правильным держанием ручки во время письма.
- Домашние задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня.
- Будьте снисходительным к почерку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью
советы родителям будущих первоклассников...
Формирование орфографической зоркости младших школьников через овладение обобщенным способом действия
Как научить грамотно писать - эта проблема всегда волновала учителей и ученых. Орфографическая грамотность - составная часть общей языковой культуры и залог точности выражения мысли. Основы орфографич...
Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью
Если в Вашей семье подрастает ребёнок и где-то через год пора в школу, то возникает много вопросов. Один из них – какой литературой следует пользоваться, чтобы подготовить сына или дочь к школе.Многие...
Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий леворуких, медлительных и гиперактивных детей
Данные рекомендации помогут родителям занять правильную позицию при выполнении домашних заданий с детьми...
Трудности овладения письменной речью для детей с ОВЗ
И. Н. Садовникова считает, что применительно к младшим школьникам вернее говорить не о нарушениях, а о трудностях овладения письменной речью....
Трудности младшего школьника в овладении письменной речью: как помочь?
Как известно, письменная речь - это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка, которая формируется только в условиях целенаправленного обучения грамоте и затем соверш...
Трудности младшего школьника в овладении письменной речью: как помочь? «Школьные трудности» у медлительных и гиперактивных учеников
Школьные трудности медлительных детей долгое время остаются без особого внимания учителя и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинств...