Родительский клуб «РиД»
методическая разработка
Родительский клуб «РиД»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дружная семейка
Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений
Цель: гармонизация взаимоотношений “родитель—ребенок”.
Задачи: актуализация позитивного эмоционального опыта; осознание семейных ролей и отношений; увеличение взаимной открытости; развитие способности конструктивного взаимодействия; снятие психоэмоционального напряжения.
Условия проведения
Предложенный комплекс занятий может быть использован в качестве сопровождения коррекционно-развивающей работы с детьми 5–7 лет в дошкольном учреждении или в начальной школе (1–2 раза в месяц), а также как краткосрочный тренинг развития детско-родительских отношений. Продолжительность занятия составляет от 45 до 60 минут, в зависимости от темы и целей, а также от количества участников и их работоспособности. Оптимальное число участников в группе не должно превышать 4–6 детско-родительских пар (до 12 человек), так как детям дошкольного возраста еще не свойственна высокая степень саморегуляции и рефлексии.
Занятия рекомендуется проводить в кабинете психолога или в другом помещении, разделенном на несколько зон: рабочая зона, где участники могут удобно расположиться в кругу; “мастерская” для выполнения творческих заданий; должно быть свободное пространство для подвижных игр и ковер для телесно-ориентированных упражнений.
Материалы и оборудование
Бумага форматов А4, А3, А2, цветная бумага различной фактуры, фольга, газеты, картон; ножницы, клей-карандаш, клей ПВА, пластилин; цветные карандаши, фломастеры, краски (акварель и гуашь); различные мелкие предметы: бусинки, пуговицы, макароны, природный материал; секундомер; атрибуты костюмов сказочных героев; клубок шерстяных ниток; записи релаксационной и веселой музыки.
Планируемый результат
Участвуя в совместных детско-родительских занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье. Возможность перестройки неэффективных стереотипов взаимодействия в психологически безопасных условиях тренинговой группы, в атмосфере доверия и поддержки способствует более глубоким и стойким изменениям.
Каждое занятие тренинга включает в себя игры и упражнения, направленные на самопознание, самораскрытие, самопрезентацию; развитие коммуникативных навыков; снятие психоэмоционального напряжения.
Формирование групп
Группы формируются на добровольной основе. К совместной работе приглашаются родители, чьи дети посещают коррекционно-развивающие занятия (в нашем случае это были дети с повышенным уровнем тревожности и/или заниженной самооценкой). Заранее на родительском собрании была дана информация о высокой эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, чьи родители посещают совместные занятия; о целях, задачах, времени проведения тренинга.
Предварительная работа
После того как группы сформированы, с родителями необходимо провести собеседование или вводное занятие, на котором обсуждаются основные принципы групповой работы, обговариваются некоторые дополнительные условия, необходимые материалы. Предварительная процедура знакомства позволяет активизировать родителей, а иногда и задает общий ритм дальнейшей работе. Не следует недооценивать важность данного этапа. Чрезмерное форсирование работы может привести к тому, что участники “закроются”.
Необходимо дать им время освоиться. Внимание, развитая социальная перцептивность — это то, что необходимо ведущему тренинга.
На данном этапе, кроме сведений о себе, можно предложить участникам рассказать о своих ожиданиях от тренинга. Работа с ожиданиями во многом определяет эффективность тренинга, ведь значимость любого приобретения человека (и нового опыта в том числе) связана с его собственными целями и ожиданиями. Возможно, родителям понадобится помощь в формулировании своих ожиданий, в том, чтобы сделать их более реальными и адекватными. Возможно, возникнет необходимость подкорректировать содержание тренинга.
Правила работы в группе
1. Каждая детско-родительская пара работает в группе от начала до конца тренинга, не опаздывает на занятия.
2. Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы. Необходимо предупредить родителей о том, что возможны необычные моменты в поведении детей и что необходимо терпимо относиться к ним.
3. Каждому члену группы надо постараться быть активным участником всех предлагаемых игр, упражнений и заданий.
4. Каждый член группы должен быть искренним по мере возможности. Если сведения сообщаются, то они должны быть достоверными.
5. Каждый участник говорит от своего имени. Необходимо избегать безличных речевых оборотов, дающих возможность скрывать свои переживания и уходить от ответственности.
6. Недопустимо делать кому-либо замечания, давать негативную оценку работе или высказываниям других участников.
Правила обсуждаются, дополняются, корректируются.
Обсуждение
Очень важно в процессе тренинговой работы уделять внимание обсуждению выполненных упражнений или заданий. Такие вопросы, как “Что вы думаете по поводу данного упражнения?”, “Что оказалось сложным?”, “Что вы чувствуете?”, “Как вы можете это использовать в своей жизни?” и др., позволяют осмыслить происходящее, связать получаемый опыт с реальным миром. Однако присутствие детей-дошкольников (чтобы не делать занятие утомительным для них) вынуждает сворачивать эту составляющую, ограничивая время на рассуждения и размышления. Очень хорошо, если есть возможность подвести итоги, проанализировать занятие без детей или на индивидуальных консультациях, где происходит уточнение целей, задач занятия и отдельных игр и упражнений, провести работу на осознание чувств, потребностей, приобретенного опыта, дать необходимые рекомендации.
Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников тренинга
1. Осознание принадлежности к группе позволяет человеку почувствовать, что он не один со своими проблемами.
2. Атмосфера взаимной поддержки, доверия создает предпосылки для ослабления защитных механизмов, придает уверенности и активизирует человека, способствует позитивной переоценке отношения к себе.
3. Взаимодействие в группе повышает чувство собственной значимости, помогает преодолеть фиксацию на своих проблемах.
4. Возможность свободного выражения эмоций позволяет снять психоэмоциональное напряжение, способствует раскрытию и переработке личностных проблем.
5. В ситуации тренинга участники более подготовлены к конструктивному восприятию обратной связи, которая позволяет взглянуть на себя со стороны.
6. Даже пассивное наблюдение, а тем более активное участие в работе группы позволяет участнику выйти на осмысление собственного опыта и поведения, мотивов и эмоционального реагирования, своей роли в конфликтах и других особенностей своего поведения.
После завершения работы тренинговой группы проводится повторная психодиагностика эмоциональной сферы детей и анкетирование взрослых участников тренинга с целью отследить эффективность работы и предоставить возможность родителям еще раз осознать происшедшие изменения и приобретенный ими опыт.
Занятие № 1. “Я родился!”
Цель: актуализация чувства единения в диаде “мать—ребенок”.
Оборудование: бумага, художественные средства, клубок ниток, маска или черный платок для “коршуна”, записи релаксационной и веселой музыки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие
Цель: знакомство с участниками, конкретизация ожиданий от занятий.
Передавая клубок по кругу, назвать свое имя и сказать несколько слов о том, с какими ожиданиями пришли на занятие.
Упражнение “Дождик”
Цель: сплочение группы.
Участники хлопают по коленкам в ритме, заданном ведущим.
Ведущий. На что это похоже? Давайте представим себе, что это весенний дождик. Почки набухают, появляется первая травка, где-то звенит пчела, запели птички… В теплом уютном гнездышке зашевелилось яйцо…Почему оно зашевелилось? Кто подскажет?
Упражнение “Яйцо”
Цель: активизация эмоционально-телесных связей, чувства безопасности и доверия.
Мама играет роль скорлупы, а ребенок — цыпленка. Ребенок садится на ковер, поджимает колени к груди и обхватывает их, голова прижата к коленям. Мама садится сзади, обхватывает ребенка руками и ногами. Звучит релаксационная музыка.
Ведущий. Цыпленку хорошо и уютно в своем домике. Скорлупа защищает его, согревает, дает ему все необходимое. Цыпленок пошевелился, покрутил головкой — нет, еще не пришло время. Так хорошо сидеть тихонько в скорлупе, тепло… Ну вот солнышко стало пригревать сильнее, цыпленочку становится жарко, тесновато… Он поводит плечиками, стараясь освободиться… Скорлупа не пускает — ей тоже очень приятно, когда внутри нее цыпленок. Она крепко держит, но цыпленок не сдается, он все активнее шевелится, пробует носиком пробить скорлупу, освободиться. Вот уже головка показалась, вот и плечики освободились. Скорлупа уже не сопротивляется — она понимает, что пришло время отпустить своего цыпленочка. Еще чуть-чуть… и вот цыпленок на свободе! Он расправил свои пока еще маленькие крылышки, потянулся и, довольный, устроился в своем гнездышке.
Упражнение “Послушный — непослушный”
Цель: психоэмоциональная разрядка.
Мамы сидят на ковре, дети — спиной к ним, между ногами.
Ведущий. Цыплята, как и детки, бывают послушными и непослушными. Когда цыпленок непослушный, он стучит ногами, машет руками — мама его крепко держит, обняв сзади. Когда цыпленок послушный, мама его гладит по головке, обнимает.
Выполняется по команде.
Игра “Коршун”
Цель: развитие чувства безопасности.
Звучит веселая музыка. Мамы-домики стоят произвольно. Дети-цыплята бегают, прыгают, веселятся. Коршун — ведущий — спит. Когда коршун выходит на охоту, цыплята прячутся в домики. Повторить 3–4 раза.
Арт-техника “Совместный рисунок”
Цель: актуализация стилей взаимоотношений в паре.
Паре предлагается нарисовать совместный рисунок на любую тему, например: “Наш дом”, “Семья”, “Праздник”, “Орнамент”, что угодно, возможно спонтанное произвольное рисование.
Презентация рисунков:
— Как называется рисунок?
— Кто был инициатором идеи?
— Кто что рисовал?
— Удобно ли было рисовать вдвоем?
— Какие чувства испытывали?
— Что на рисунке главное?
Упражнение “Спасибо”
Цель: разрядка эмоционального напряжения.
Все участники в произвольном порядке двигаются по комнате. Каждый должен заглянуть в глаза каждому и сказать “спасибо”, никого не пропустить, повторяться можно. В заключение разбиться по парам “мама—ребенок”, обняться, показать, как вы друг друга любите.
Рефлексия
Ведущий. Что, по вашему мнению, положительное в таких совместных занятиях, а что отрицательное?
Занятие № 2. “Давайте познакомимся”
Цель: развитие интереса друг к другу в диаде “родитель—ребенок”.
Оборудование: заготовки масок (на листе прорисован контур лица), художественные средства, кисточки для упражнения “Портрет” по количеству пар, карточки-задания к игре “Царская семья”, записи спокойной музыки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие
Цель: раскрепощение, настрой на активное взаимодействие.
Стоя в кругу, назвать свое имя и произвести какое-то действие, движение. Остальные повторяют. Например: “Меня зовут… Я делаю вот так…”
Упражнение “Зеркало”
Цель: научить воспринимать другого человека.
Выполняется в парах. Участники договариваются: кто “зеркало”, а кто человек. Человек смотрит в зеркало и выполняет какие-то действия. Зеркало повторяет. Затем роли меняются. Повторить 2 раза.
Обсуждение:
— Какую роль было легче играть? Какую труднее?
— Как вы думаете, почему?
Упражнение-медитация “Портрет”
Цель: активизация эмоционально-телесных связей, релаксация.
Звучит приятная, спокойная музыка. Мама и ребенок садятся друг напротив друга. Они “рисуют” лицо. Начинает мама. Осторожно обводит черты лица ребенка сначала пальцем, затем чистой кисточкой. Ребенок так же “рисует” мамин портрет.
Арт-техника “Маска”
Цель: развитие интереса друг к другу.
Дети и родители отдельно в разных группах рисуют маски-портреты друг друга. Затем идет презентация и обмен масками.
— Для кого маска?
— Что хотелось передать в этой маске?
— Что получилось? Что не получилось?
Игра “Похвалилки”
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка.
Каждому ребенку предлагается рассказать, как однажды он здорово что-то сделал или совершил какой-то поступок. На обдумывание дается несколько минут. Свой рассказ надо начинать словами: “Однажды я…” Родители выслушивают и высказываются, начиная со слов: “Я рада…” и/или “Мне приятно…” Ребенку задают вопрос: нравится ли ему такая похвала?
В заключение подводится итог:
— Легко ли было хвалить?
— Часто ли вы хвалите своих детей?
— Можно ли перехвалить своего ребенка при существующем дефиците времени для общения?
Игра “Царская семья”
Цель: повышение самооценки, снятие эмоционального напряжения.
Детско-родительская пара выбирает карточку с одним из заданий (“Изобразить портрет царской семьи”, “Изобразить портрет семьи всемирно известного ученого”, “Изобразить семейный портрет “новых русских”, “Изобразить портрет семьи кинозвезды”, “Изобразить семейный портрет великого полководца”, “Изобразить семейный портрет знаменитого певца”). Дается несколько минут на обдумывание и подготовку. Пары по очереди представляют “семейную фотографию” (это может быть небольшая пантомима). Остальные участники пытаются угадать, кого изображают. Во время обсуждения участники отвечают на вопрос:
— Что вы чувствовали, представляя таких значимых людей?
Рефлексия
Цель: подведение итога занятия; отреагирование эмоций.
По кругу участникам предлагается определить, какого цвета у них настроение в конце занятия. Если можно — пояснить (ассоциации, значение, выводы и пр.).
Занятие № 3. “Учимся сердиться”
Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия в диадах “родитель—ребенок”.
Оборудование: газеты, листы бумаги А3, клей, обручи, мячики по количеству пар, другие изобразительно-художественные средства по выбору, карточки к игре “Обзывалки”: овощи, фрукты, цветы, мебель, посуда, игрушки, записи веселой и спокойной музыки, секундомер.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие.
Игра “Давайте поздороваемся”
Цель: раскрепощение, настрой на активное взаимодействие.
Участники в парах, по сигналу ведущего, здороваются друг с другом ручками, ножками, лбами, носами, одним ушком, другим, попами, животами.
Игра “Кто быстрее?”
Цель: отреагирование скрытой негативной энергии.
Каждой паре дается газета, которую необходимо порвать на мелкие кусочки (“снег”) в течение 1 минуты.
Игра “Снежный бой”
Цель: отреагирование скрытой негативной энергии.
Ведущий. Вы — снеговички и живете в своих домиках. Вот однажды что-то произошло, и снеговички поссорились. А так как их никто не научил, как надо ссориться, они устроили настоящий снежный бой. Предлагаю и вам последовать их примеру. Кто-то из вас стоит в “домике”, кто-то — за его пределами. Задача каждого — засыпать “снегом” (который мы только что с вами изготовили) соперника, не оставив на своей территории ни снежинки.
Игра продолжается 2 минуты под веселую музыку и заканчивается по сигналу ведущего. Победил тот, на чьей территории меньше “снега”.
Обсуждение:
— Какие чувства вы испытали в ходе игры?
Игра “Обзывалки”
Цель: учить выплескивать гнев в приемлемой форме.
Обсуждение предыдущей игры
— Как вы думаете, из-за чего снеговички поссорились?
— Можно ли было обойтись без боя?
— Как можно показать, дать понять другому человеку, что тебе что-то не нравится? Как вы поступаете в таких ситуациях?
Ведущий. Сейчас мы поиграем в одну игру, которая вам подскажет, как можно сердиться “культурно”. Передавая мяч друг другу в парах, вы называете друг друга разными необидными словами (выбираете карточку: “овощи”, “фрукты”, “цветы”, “мебель”, “посуда”, “игрушки”), но говорите эти слова сердито — ругаетесь. Начинайте так: “А ты-ы… морковка!” (Дается 1–2 минуты).
А сейчас те же слова вы будете говорить друг другу в уменьшительно-ласкательной форме, то есть ласково: “Ах ты, морковочка!” (Дается 1–2 минуты).
Вот так-то лучше. Такие теплые и дружеские отношения понадобятся вам при выполнении следующего задания.
Аппликация “Снежная картина”
Цель: формировать способности конструктивного взаимодействия.
Участникам предлагается создать на листе бумаги “Снежную картину” из обрывков газет и любого другого художественного материала по выбору. Придумать название и рассказать о содержании своей картины.
Упражнение “Снеговички”
Цель: снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка.
Родители “лепят” из своих детей “снеговичков”, стараясь передать с помощью мимики и пластики их характер. (Предложить родителям “лепить” активнее: слегка похлопать своих деток, пощипать, помять.) Затем описывают своего “снеговичка”:
— Какой он? Что хотелось передать? Какова главная черта его характера?
Рефлексия
Цель: подведение итогов.
— Что мешает, а что помогает в выполнении совместного задания, общего дела?
Ирина ВОЛОБУЕВА,
г. Минск, Республика Беларусь
Дружная семейка
Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений
Окончание. См. № 8/2010
Занятие № 4
“Эффективное взаимодействие”
Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия в диадах “родитель—ребенок”.
Оборудование: листы бумаги А3 с прорисованным кругом по количеству пар, краски, вода, салфетки, различные предметы, игрушки по выбору, записи релаксационной музыки, перышко или кусочек натурального меха, секундомер.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие
Цель: настроить на активное взаимодействие.
Ведущий. Поменяйтесь местами те, у кого голубые глаза… кудрявые волосы… у кого есть красное (или другой цвет) в одежде… кто сегодня завтракал…
Игра “Да и нет”
Цель: снять негативное напряжение.
Участники стоят в парах лицом друг к другу.
Ведущий. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Кто-то из вас будет говорить слово “да”, кто-то — “нет”. Начинать нужно тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Затем вы можете поменяться ролями. По сигналу игра останавливается. В заключение сделайте несколько глубоких вдохов.
Обратите внимание на то, как приятно побыть в тишине после такого шума.
Игра “Черепахи”
Цель: развитие саморегуляции.
Ведущий. А сейчас у нас соревнование… черепах. Как вы думаете, какая черепаха победит в этом соревновании? Самая медлительная! Мамы будут черепахами, а дети — их “панцирями”. Кто в течение одной минуты проползет меньшее расстояние — тот и победитель.
Мамы становятся на колени, дети ложатся им на спину, обхватывая руками. По команде начинается соревнование. По окончании — поздравление победителя. Затем роли меняются: ребенок — черепаха, мама — панцирь, обнимает ребенка сзади и подстраивается к его темпу.
Публикация произведена при поддержке интернет-сайта "kovalboris.ru". Семейный, подростковый и детский психолог Москва. Частный психолог и групповая терапия, доступна услуга "психолог онлайн", а также выезд психолога на дом. Помощь квалифицированного специалиста и профессионала в своём деле, качественная работа по доступным ценам. Узнать подробную информацию, цены и контакты Вы сможете, перейдя по ссылке: http://www.kovalboris.ru/.
Обсуждение:
— Чем или кем быть было легче, приятнее?
Упражнение “Эффективное взаимодействие”
Цель: расширение поведенческого репертуара в конфликтной ситуации.
Каждый участник выбирает себе какой-либо предмет или игрушку. Сначала один держит предмет в руках. Задача второго — уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет. Затем участники меняются ролями. Следующий шаг — упражнение выполняется с использованием только невербальных средств общения.
Обсуждение:
— Когда было легче просить предмет?
— Почему вы решили все-таки расстаться со своим предметом?
— Какие слова или действия побудили вас к этому?
Арт-техника “Рисунок в круге”
Цель: эмоциональное сближение родителей и детей.
Участникам в парах предлагается, используя краски, пальцами (руками) закрасить пространство круга. Звучит релаксационная музыка. Во время презентации и обсуждения каждый участник самостоятельно поясняет, какие цвета он использовал и что они для него значат. На что, по его мнению, похоже получившееся изображение.
Упражнение “Маленькая птичка”
Цель: развитие чувства эмпатии, релаксация.
Звучит релаксационная музыка.
Ведущий. Положите руки на колени, соединив ладони вместе. Закройте глаза. Представьте, что вы держите в ладонях маленького пушистого зверька или птичку (коснуться рук каждого участника перышком). Он такой крохотный, что легко помещается у вас в ладонях… Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движения, чтобы не разбудить его. Если кому-то хочется погладить своего зверька или птичку, сделайте это осторожно, легким движением… Мысленно успокойте зверька. Возможно, он испугался коршуна… Скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится ровным, спокойным, медленным. Он в безопасности… Улыбнитесь ему еще раз и тихонько положите на теплое одеяльце… Теперь можете открыть глаза.
Дается информация об использовании данного упражнения с целью мышечного контроля.
Рефлексия
Цель: осознание полученного эмоционального опыта.
— Как одним словом вы могли бы назвать сейчас свое состояние?
— Как, по-вашему, это состояние возникло?
— Хотели бы вы, чтобы такое состояние возникало у вас чаще? Что для этого необходимо?
Занятие № 5. “Пойми меня”
Цель: развитие чувства эмпатии, установление взаимопонимания в диадах “родитель—ребенок”.
Оборудование: бумага, цветные карандаши, фотографии детей, выражающие различные эмоции и чувства; инструкция для родителей к игре “В тридевятом царстве”, карточки-задания к упражнению “Волшебные средства”; два “волшебных” мешочка (черный и красный), записи спокойной музыки, клубочек шерстяных ниток.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие.
Упражнение “Связующая нить”
Цель: формировать чувство близости с другими людьми.
Передавая клубочек по кругу, каждый участник делает несколько витков нити себе на палец.
Ведущий. Вот какая у нас “дружная семейка”. Все люди, как вы сейчас, как-то связаны между собой, а иногда и зависят друг от друга. Но в то же время каждый из вас — индивидуальность. Сейчас, сматывая клубочек, вы расскажете нам о себе, отвечая на вопросы: “Какой я?”, “Какая я?”.
Упражнение “Закончи предложение”
Цель: повышение уверенности в себе, в своих силах.
Ведущий. Вы все такие замечательные! Очень хочется узнать о вас побольше. Пусть каждый по очереди закончит такие предложения о себе: “Я хочу…”, “Я умею…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”.
Игра “Маски”
Цель: учить сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.
Ведущий. У каждого из вас наверняка есть хорошие друзья. А для друга очень важно, чтобы его понимали без слов. Я предлагаю игру, в которой вы постараетесь увидеть и понять, какие чувства испытывает ваш друг.
Участникам предлагается определить эмоции по фотографиям детей. Затем можно дать задание участникам: выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление, обиду (по желанию). Остальные должны определить представленное чувство.
Упражнение “Волшебные средства”
Цель: проработка различных средств понимания, развитие эмпатии.
Каждой паре предлагается разыграть ситуацию (карточки-задания), пользуясь “волшебными” средствами понимания. Затем поменяться ролями.
Содержание карточек: ребенок плачет: он потерял машинку; мама пришла с работы, она очень устала; друг грустит: у него заболела мама; товарищ плачет: его наказали; девочка расстроилась: у нее не получается аппликация; малыш плачет: он упал и разбил коленку.
Обсуждение:
— Как вы помогли своим друзьям и близким? Что вы сделали?
— Можно ли ваши действия назвать “волшебными средствами” понимания?
Игра “В тридевятом царстве”
Цель: установить взаимопонимание между взрослым и ребенком.
Участникам предлагается нарисовать иллюстрацию к любимой сказке, изображая героев и запомнившиеся события. Предварительно родителям дается “шпаргалка” с инструкциями для совместной самостоятельной работы над рисунком.
Инструкция для родителей
Какая ваша любимая сказка? (Пусть выберет ребенок.) Кто в ней главный герой? Какие еще персонажи живут в сказке? Вспомните наиболее понравившийся ребенку эпизод. Нарисуйте его вместе с ребенком. После того как рисунок закончен, попросите ребенка пометить на рисунке, где бы он хотел оказаться, если бы это было возможно. Предложите ребенку описать свои действия в сказке:
• Что бы ты там делал?
• Как бы к тебе отнесся главный герой? А другие персонажи?
• Что бы ты ответил главному герою, если бы он спросил тебя…
• А что бы ты сделал на месте главного героя?
• Что бы ты чувствовал на месте главного героя?
• Что бы ты хотел изменить в сказке?
Во время презентации рисунков родители рассказывают о действиях своего ребенка в сказке, стараясь точно передать полученную информацию. Ребенок должен оценить: все ли верно в рассказе.
Игра “Волшебные заросли”
Цель: развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами.
Участники по очереди (все дети, взрослые по желанию) пытаются проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу “волшебными водорослями” — всеми остальными участниками. “Водоросли” понимают человеческую речь и чувствуют прикосновение. Они могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить, если их “плохо просят”. (Не забывайте, что у вас есть “волшебные” средства!) Для того, кто попадает в круг, “водоросли” водят хоровод и поют песенку: “Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? … у нас хороший, … у нас пригожий”.
Обсуждение:
— Когда водоросли расступались охотно?
— Когда им не хотелось расступаться?
— Что вы чувствовали, находясь в круге?
Рефлексия.
Игра “Волшебный мешочек”
Цель: осознать свое эмоциональное состояние и освободиться от негативных эмоций.
Участникам предлагается сложить свои отрицательные эмоции (какие?) в черный мешочек, чтобы потом выбросить, а из красного взять себе положительные эмоции (какие?).
Занятие № 6. “Приключения начинаются”
Цель: формирование навыков эмоционально-образного взаимодействия в диадах “родитель—ребенок”.
Оборудование: бумага, художественные средства, атрибуты костюмов (по желанию), карточки к упражнению “Изобрази семью животных” (кошка, собака, курица, утка, конь, корова), записи спокойной музыки; клубок шерстяных ниток.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие
Цель: настроить на эмоционально-образное взаимодействие.
Фото с сайта www.pushkino.org |
Каждый из участников по кругу представляет себя каким-либо звуком.
Упражнение “Передай по кругу”
Цель: настроить на эмоционально-образное взаимодействие.
Ведущий. А сейчас главное условие игры — молчание. Только в конце круга вы сможете сказать, что передавали друг другу.
Начинает ведущий, представляя пантомимой передаваемый предмет. Участники по кругу передают: тяжелый чемодан, розу, горячую картошку, маленького зверька, муху.
Игра “Изобрази семью животных”
Цель: осознание семейного единства.
Каждая пара получает задание изобразить с помощью пантомимы семью домашних животных. Остальные должны догадаться, кто перед ними, и объяснить, как вы догадались?
Упражнение “Сочиняем сказку”
Цель: развитие воображения, вариативности мышления. Участники по кругу сочиняют сказочную историю. “А сейчас мы с вами поиграем в сказочников и сочиним самую настоящую сказку. Я начну, а вы по очереди продолжайте: “Жили-были…” Следующий участник продолжает... и т.д. Ведущий, в свою очередь, вносит в сказочную историю элемент неожиданности. Сказка должна обойти круг не менее трех раз, затем можно подвести итог: “На этом интересном месте мы остановимся, а продолжение нашей сказки вы можете придумать дома”.
Драматическая инсценировка
Цель: развитие творческого потенциала во взаимодействии родителей с детьми. “Из вас получились хорошие сказочники, и я думаю, что вы легко справитесь со следующим заданием”. Придумать небольшую историю, приключение, сказку (можно переделать известную сказку), подготовить и сыграть эпизод (15—20 минут на подготовку и 2—3 минуты на представление). Можно нарисовать или использовать имеющиеся атрибуты костюмов, декорации. Необходимо также придумать название своей инсценировке и кратко рассказать, чему она учит.
Обсуждение:
С какими трудностями столкнулись во время подготовки? Что помогло справиться с заданием?
Упражнение “Водный карнавал”
Цель: разрядка эмоционального напряжения.
Участники приглашаются на праздник к морскому царю: “Ваши представления замечательные! А сейчас вы все приглашаетесь на водный карнавал к морскому царю”. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушки, крабов, морских коньков и т.д. Ведущий — морской царь. Под звуки плавной музыки морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Каждому желающему предоставляется возможность выступить в своей роли: представиться, пожелать всем что-либо хорошее или сделать какой-то символический подарок, станцевать и т.д. В заключение “морской царь” всех благодарит.
Рефлексия
Цель: отреагирование эмоций на телесном уровне.
Участники по кругу выражают свое состояние движением, танцем.
Занятие № 7. “Один ум — хорошо, а два — лучше”
Цель: развитие познавательной активности детей в совместных играх-занятиях с родителями.
Оборудование: микрофон, картон, пластилин или клей ПВА, крупа, различные макаронные изделия, скорлупа орехов, бусинки, пуговицы и др., небольшие бытовые предметы, секундомер, записи спокойной музыки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие. Упражнение “Пожелания”
Цель: создать оптимистическое настроение у участников.
Каждый участник по кругу произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем.
Например: “Добрый день”, “Желаю всем узнать много нового и интересного”. Можно вместо фразы использовать жесты.
Игра “Умные вопросы”
Цель: развитие понимания себя, интереса к себе и к другим людям.
Ведущий. Представьте себе, что вы — очень важные персоны… А у важных и знаменитых обязательно берут интервью. Я сейчас буду задавать вам “умные вопросы”, а вы отвечайте на них в микрофон.
Участники отвечают на вопросы:
• Твое любимое животное и почему? Твое нелюбимое животное и почему?
• Если бы ты мог стать кем-то на один день, то ты бы стал… Почему?
• В другом человеке тебе нравится больше всего такая черта характера, как… А не нравится?
• Доброго волшебника ты попросил бы о … А злого о … Почему?
• В какого животного превратил бы тебя и твою семью волшебник? Почему?
• Твой любимый сказочный герой. Почему? Твой нелюбимый сказочный герой. Почему?
Необходимо, чтобы все приняли участие в интервью. На каждый вопрос отвечают 2–3 человека.
Игра “Калейдоскоп”
Цель: развитие внимания, наблюдательности.
Каждая пара должна найти в своей одежде как можно больше цветов и оттенков. Победителя награждают аплодисментами.
Игра “Исследователи”
Цель: развитие мышления, воображения.
Каждая пара выбирает себе какой-либо предмет, а затем придумывает как можно больше способов его нетрадиционного использования. Победителю все аплодируют.
Игра “Помоги Золушке”
Цель: развитие внимания, памяти, саморегуляции.
Каждая пара получает тарелочку со смесью круп и других мелких предметов.
Ведущий. Все вы наверняка знаете сказку о Золушке и знаете о том, как тяжело ей жилось у мачехи, сколько у нее было работы по дому и на кухне! У вас на тарелочках лежит все, что необходимо ей для работы. Помогите Золушке запомнить эти предметы.
Детям дается 1 минута на запоминание. Назвавшего наибольшее количество предметов за 30 секунд награждают аплодисментами.
Панно “Подарок для Золушки”
Цель: развитие зрительно-моторной координации, сотрудничества, воображения.
Участникам предлагается из полученных материалов изготовить панно на пластилиновой основе или с помощью клея ПВА — подарок для Золушки.
Обсуждение:
— Как называется ваш подарок?
— Что бы вы хотели пожелать Золушке?
Рефлексия
Цель: осознание полученного опыта.
— Что нового и полезного для себя вы узнали сегодня?
Домашнее задание
К следующему занятию подготовить выступление на 5 минут. Это может быть презентация вашей совместной работы, поделки, инсценировка, рассказ о своей семье в необычной форме, стихи, песни собственного сочинения и все, все, все, что вы придумаете сами.
Занятие № 8. “След на память”
Цель: закрепление полученных на занятиях знаний и опыта взаимодействия в диадах “родитель—ребенок”.
Оборудование: лист ватмана, гуашь, поролоновые губки, фломастеры, платки для игры в “жмурки”, дипломы “Дружная семейка”, “Волшебный мешочек” с леденцами (по числу участников), клубок шерстяных ниток, записи веселой музыки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие. Упражнение “Родители и дети глазами друг друга”
Цель: закрепление позитивного отношения друг к другу.
Участники по очереди рассказывают о своих близких:
— Расскажи о своей маме (расскажите о своем ребенке). Какая она (какой он)?
— Что любит делать?
Что ей (ему) нравится? Что не нравится?
— За что ты (вы) ее (его) любишь (те)?
Игра “Жмурки”
Цель: активизация взаимодействия на эмоционально-телесном уровне.
Дети образуют круг, родители стоят в центре круга с закрытыми глазами. Под веселую музыку дети идут по кругу, а мамы должны на ощупь найти своего ребенка. Образовавшиеся детско-родительские пары рассаживаются на места.
Самодеятельное представление
Цель: закрепление опыта взаимодействия в парах, повышение уверенности в себе.
Каждая пара представляет подготовленное домашнее задание. В заключение участники делятся впечатлениями от собственного выступления и от представления в целом. (Тем, кто не подготовился дома, а будут и такие, можно предложить какое-либо шуточное задание, например представить выступление знаменитых артистов — звезд эстрады.)
Арт-техника “Ладошки”
Цель: закрепить позитивный опыт взаимодействия в группе, релаксация.
Участникам предлагается в завершение цикла занятий оставить свой след — разноцветные ладошки на листе ватмана. Цвет краски каждый выбирает самостоятельно. Одну из ладошек красят гуашью с помощью губки и делают отпечаток. Затем “след” необходимо подписать.
Упражнение “Серебряное копытце”
Цель: развитие доверия к окружающим.
Ведущий. Представьте себе, что каждый из вас — красивый, сильный олень. На вашей левой ножке — серебряное копытце. Как только вы трижды стукнете копытцем о землю, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой новой монетой вы становитесь добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, исходящую от вас. Если вы хотите, чтобы добра в мире стало больше, стукните левой ножкой.
Участники стучат левой ногой об пол — дарят всем “волшебные монеты”.
Вручение дипломов “Дружная семейка”
Цель: передача ответственности за приобретенный опыт.
Каждой семейной паре под аплодисменты присутствующих вручается диплом, подтверждающий участие в тренинге развития детско-родительских отношений “Дружная семейка”.
Рефлексия
Цель: подведение итогов программы.
– Что больше всего понравилось?
– Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?
– Что хотелось бы себе пожелать?
Завершение программы
Цель: завершение групповых отношений.
Ведущий. Помните этот “Волшебный мешочек”? (занятие № 5). В нем хранится все самое хорошее, что может пожелать себе человек. Сегодня я положила в него леденцы. Как вы думаете, они уже достаточно впитали в себя доброты, здоровья и любви?.. Давайте съедим по конфетке и станем еще добрее… Всего вам хорошего!
ПРИЛОЖЕНИЕ
АНКЕТА
Фамилия, имя, отчество_____________________________
1. Произошли ли, по вашему мнению, какие-то изменения в результате занятий (если произошли, то какие):
• в поведении или эмоциональной сфере вашего ребенка ____________________
• в ваших взаимоотношениях с ребенком___________________________________
• в ваших взаимоотношениях в семье______________________________________
• в вас самих___________________________________________________________
2. Какие упражнения, игры, задания оказались наиболее полезными для вас и вашего ребенка?
__________________________________________________
3. Какие упражнения, игры, задания показались бессмысленными, непонятными, бесполезными? ___________________________________________________
4. Оцените (по 5-бальной шкале) эффективность такой форма работы, как детско-родительский тренинг:
• для детей___________________________________________________________
• для родителей_______________________________________________________
• для гармонизации внутрисемейных отношений____________________________
• другое_______________________________________________________________
5. Какие открытия для себя вы сделали в ходе работы в группе?___________________
6. Ваши замечания, предложения, пожелания для повышения эффективности ведения и организации детско-родительского тренинга (содержание и проведение занятий, оборудование, место и время проведения, частота встреч) ___________________________
Литература
Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. — СПб., 2001.
Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. — СПб., 2005.
Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. — СПб., 2002.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1997.
Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Шипициной Л.М. — СПб., 2003.
Копытин А.И. Основы арт-терапии. — СПб., 1999.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.
Сакович Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психолога в системе образования. Ч. 1, 2. — Мн., 2003.
Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. — М., 1989.
Франке-Грикш М. “Ты с нами!” — М., 2005.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 1999.
Ярмолинская М.М., Горбатова Е.В. Ребенок и взрослый: учимся и развиваемся вместе. — Мн., 2003.
Предварительный просмотр:
Тема:
Как развивать самостоятельность школьников
при подготовке домашних заданий
Актуальность темы
Сегодня нам представляется важным рассмотреть тему самостоятельности детей при подготовке домашних заданий.
Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Время урока, как правило, не позволяет в достаточной степени отработать и закрепить все учебные навыки. Кроме того, все дети разные — одному достаточно решить 5–10 однотипных задач, чтобы усвоить принцип их решения, а другому, чтобы не испытывать затруднений, потребуется решить значительно больше таких задач.
В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними.
Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?» Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей — это забота об их будущем.
Проблемное содержание темы
Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.
Это означает, что ребенок может:
· сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;
· спланировать очередность (порядок) действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;
· распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);
· понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;
· применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;
· представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания. Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слово, то я: а) думаю, какое правило подходит, может помочь; б) нахожу это правило, применяю к слову; в) если я уверен, что прав, то выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.
Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребенка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей.
Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей — это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.
Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, — это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести и в свою взрослую жизнь.
И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а впоследствии — к неуверенности.
Обозначение аспекта, который будет рассмотрен на данной встрече
Можно выделить ряд существенных аспектов темы самостоятельного выполнения детьми домашних заданий. Имеет значение, насколько ребенку интересно учиться в школе, насколько для него важно быть успешным учеником, каковы особенности характера и нервной системы ребенка, каковы особенности взаимодействия родителей с детьми при выполнении домашних заданий.
Сегодня мы рассмотрим один из аспектов: какое именно участие родителей в выполнении детьми домашних заданий будет способствовать формированию их самостоятельности.
Обсуждение выделенного аспекта
Анализируя частые жалобы на то, что дети не умеют самостоятельно выполнять домашние задания, мы выделили две распространенные стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей в этом роде деятельности.
Часть родителей, движимая лучшими побуждениями, практически все время находится с детьми, выполняя все задания вместе с ними. Но домашняя работа над уроками — это поле деятельности прежде всего ребенка, и очень важно оставлять его наедине с заданиями, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками.
Некоторые родители твердо убеждены в необходимости предоставления ребенку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребенок систематически сталкивается с затруднениями, которые не может преодолеть, он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате выполнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребенок также может утаивать часть домашних заданий от родителей (нет задания — нет проблем).
Пути профилактики возможных трудностей и преодоления уже имеющихся
Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий может приблизиться к «золотой середине»? Какие наши действия будут способствовать формированию самостоятельности детей?
Ответить на эти вопросы нам поможет правило, сформулированное для родителей Ю.Б.Гиппенрейтер:
«Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
При этом:
возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому;
по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».
Применяя это правило, следует обратить внимание на компоненты, из которых складывается самостоятельность. Возможно, сначала понадобится значительная помощь родителей: ребенок должен сориентироваться в том, сколько у него заданий на следующий день, каков их объем, что для него легче, а что сложнее. Имеет смысл проговаривать с ним эти шаги. Затем в течение какого-то времени надо будет напоминать ему о том, сколько задано и что именно, а впоследствии у ребенка выработается привычка делать это самостоятельно.
Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.
Приглашение к дальнейшему контакту
Время не позволяет нам подробно рассмотреть все аспекты этой темы сегодня. Если у вас появилось желание продолжить обсуждение, можно собраться еще раз, посвятив теме самостоятельности детей больше времени. (Можно наметить конкретную дату встречи, если значительная часть родителей проявит интерес.)
Возможно, у кого-то из вас возникли конкретные вопросы, связанные с выполнением домашних заданий вашим ребенком. Мы сможем обсудить их на индивидуальной встрече. На общем собрании речь, как правило, идет об общих тенденциях, а индивидуальная встреча дает возможность более детально проанализировать конкретную ситуацию. Если у кого-нибудь появилось (или появится позже) такое желание, вы можете связаться со мной (сообщите родителям, каким образом они могут с вами связаться).
Предварительный просмотр:
Памятка для педагогов и родителей
Правила эффективного взаимодействия
классного руководителя с семьями обучающихся
- Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
- Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
- Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
- Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
- Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
- То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
- Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
- Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
- Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
- Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
- Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое суицид ?
Печальная статистика По количеству самоубийств Россия занимает в мире - 2 место. По количеству самоубийств среди детей и подростков – 1 место. Ежегодно более 1,5 тыс. самоубийств совершаются несовершеннолетними. На 100 тыс. детского населения - 19,8 случаев суицидов. В последние годы частота самоубийств среди 10-14-летних детей - от 3 до 4 случаев на 100 тысяч. Среди подростков 15-19 лет - 19-20 случаев. Это превышает средний мировой показатель по этой возрастной категории населения в 2,7 раза.
С уицид и суицидальная попытка, как распознавать признаки надвигающейся опасности и что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода? Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно. Иосиф Бродский Попробуем разобраться в том, что такое суицид и суицидальная попытка, мы попытаемся научиться распознавать признаки надвигающейся опасности, мы узнаем, что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода. Ведь суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Суицид - следствие не одной неприятности , а многих.
Термин - суицид впервые был введен Г . Дэзэ (итальянским психологом) в 1947 году как "поведение с намерением лишить себя жизни". Отечественная наука трактует суицид как сложномотивированный поведенческий акт, в котором тесно переплетаются социальные, психологические и психофизиологические факторы. Основной его детерминантой всегда является социально-психологическая дезадаптация личности, наступающая вследствие неблагоприятного стечения жизненных обстоятельств, либо при субъективной интерпретации этих обстоятельств как неразрешимых . Лошади никогда не кончают самоубийством, потому что, будучи лишены дара речи, они не имеют возможность выяснять отношения. (В. Маяковский) Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь саму книгу.” (Ж. Санд). Самоубийца – человек, погибший при попытке бегства от себя самого. ( Веслав Брудзиньский ) Убийца убивает человека, самоубийца – человечество. (Г. Честертон) Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал. (Р. Алев)
Формы суицидальной активности суицидальные мысли суицидальные попытки завершенный суицид Виды суицидального поведения демонстративно – шантажное самоповреждающее истинное Причины суицидов в детском и подростковом возрасте Несформированное понимание смерти. Отсутствие идеологии в обществе. Ранняя половая жизнь, приводящая к разочарованиям. Дисгармония в семье. Саморазрушающее поведение. Депрессия. Психологический смысл суицида чаще всего заключается в реагировании , снятии аффективного напряжения, ухода , выключение из тяжелой жизненной ситуации. Общей эмоцией в кризисной, ведущей к самоубийству, ситуации является эмоция безнадежности и беспомощности.
Выделяют 5 ведущих мотивов суицидального поведения «Призыв » - цель привлечь внимание окружающих, получить от них помощь и поддержку. «Протест» - выразить свой гнев, наказать окружающих, чаще совершаются на фоне межличностного конфликта, попытки носят импульсивный. характер «Избегание» - в ситуации беспомощности, безысходности на фоне крайне травматичной ситуации. «Самонаказание» - суицид совершают под влиянием стыда, вины, ненависти к себе. «Отказ» - в основе лежит стремление умереть. Типы суицидального поведения у подростков Истинное без психотической патологии встречается редко Аффективное Демонстративное Суицид является одним из наиболее трагических видов общественного поведения, связанного с потерей смысла жизни. Особенно трагичен суицид детей и подростков. По данным статистики, наибольшее количество суицидов совершается осенью (в октябре) и весной (в апреле, мае). По возрасту пик суицидов приходится на 15 – 16 лет и практически не встречается у детей до 8 лет. По половой принадлежности больше склонны к суицидам мальчики. 92% детей и подростков, совершивших суицид, не попадали в поле зрения психиатра . Николай Бердяев: «Суицид есть издевательство над смертью».
Незаконченная попытка суицида. Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные Тенденции к самоповреждению Суициды в семье Алкоголизм Употребление наркотиков и других токсических препаратов Аффективные расстройства Хронические или смертельные болезни Семейные проблемы Сверхкритичные к себе подростки Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями. Группа риска Подросток злоупотребляет алкоголем, наркотическими веществами. Имеется акцентуации характера. Ранее получал стационарное или амбулаторное психиатрическое лечение. Проживает отдельно от родных. Помимо данного эпизода у подростка уже был суицидальный эпизод. 5 основных критериев суицидального риска
Факторы , которые увеличивают риск суицида среди подростков, включают Психологический беспорядок, особенно депрессия, биполярный беспорядок, а также употребление алкоголя и наркотиков (Около 95% подростков заканчивающих жизнь самоубийством имею психологическое расстройство на момент совершения самоубийства). Чувство огорчения, раздражительности, или возбуждения. Чувство безнадежности и бесполезности, эти чувства часто сопутствуют депрессии. (Например, подростки, которые постоянно испытывают неудачи в школе, подвергаются насилию дома, или изолированы от своих сверстников) Совершавшие ранее попытки к самоубийству Генетическая склонность к депрессиям и суициду (Действительно депрессивные расстройства могут иметь генетический компонент, так многие подростки уже склонные к определенным видам депрессивным расстройствам). Физические или сексуальные домогательства. Недостаток поддержки общества, слабые отношения с семьей и сверстниками. Имеющие дело с гомосексуальностью в обществе или враждебной школьной среде . Потребность в самоуничтожении у подавляющего большинства людей является лишь временной, неудавшаяся попытка уже вновь возвращает инстинкт жизни и заботу о ней. В . М. Бехтерев
Словесные признаки Разговоры о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить». Намёки о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться». Много шутят на тему самоубийства. Заинтересованность вопросами смерти. Раздают другим вещи, имеющие большую личную значимость, приводят в порядок дела, мирятся с давними врагами. Демонстрируют радикальные перемены в поведении. Проявляют признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния. Поведенческие признаки Ситуационные признаки Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным. Живет в нестабильном окружении Ощущает себя жертвой насилия Предпринимал раньше попытки суицида. Имеет склонность к самоубийству Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей). Слишком критически настроен по отношению к себе .
Жил был царь Соломон. Несмотря на то, что он был очень мудрым, его жизнь была очень беспокойной. Однажды решил он обратиться за советом к придворному мудрецу: «Помоги мне - очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я подвержен страстям, и это сильно осложняет мою жизнь !» На что Мудрец ответил: «Я знаю, как тебе помочь. Надень это кольцо - на нем высечена фраза: «ЭТО ПРОЙДЕТ !» Когда к тебе придет сильный гнев или сильная радость, просто посмотри на эту надпись, и она отрезвит тебя. В этом ты найдешь спасение от страстей !». Соломон последовал совету Мудреца и смог обрести спокойствие. Но однажды, во время одного из приступов гнева, он, как обычно, взглянул на кольцо, но это не помогло - наоборот, он еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг увидел, что на внутренней стороне кольца тоже есть какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал : «И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЕТ…»
1. Попытайтесь убедить человека обратиться к специалистам (психолог, врач, невропатолог). 2. Разработайте стратегию помощи, если человек отказывается от помощи специалистов. 3. Будьте заинтересованы судьбе этого человека и готовы помочь 4. Оцените его внутренние резервы – найдите их 5. Позвольте выговариваться – человек почувствует облегчение 6. Не оставляйте в одиночестве 7. Поддерживайте его и будьте ненавязчиво настойчивы в позитиве - дайте ему эмоциональную опору 8. Давайте больше позитивных установок, т.к. в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. 9. Будьте компетентны в данном вопросе - соблюдайте такт, терпение, обратитесь за консультацией к специалисту 10. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь 11. Помогите ему осознать или вспомнить его способность анализировать и воспринимать советы окружающих 12. Помогите осознать, что следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, муллы к которым можно обратиться 13. Помогите отвлечься от негативных мыслей, что поможет вернуть душевные силы и стабильность 14. Внушите ему чувство уважения к собственной жизни и к себе самому 15. Примените технику 2 колонок – негатив превратите в позитив. 15 ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ С ЧЕЛОВЕКОМ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ МЫСЛЯМИ
Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы. Учите разрешать их, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не стоит полагаться на время - что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдание вашего ребенка, помогут найти выход из трудной ситуации. Подумайте об этом ! Все известные мировые религии не одобряют суицид, и этому есть объяснение. С точки зрения религиозного человека – жизнь – это Божий дар, а самоубийца «швыряет Божий дар в лицо Богу». Поэтому совет родителям прост и доступен: « Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе».
Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Если вы слышите от своего ребенка … Обязательно скажите: «Ненавижу школу!» «Что там происходит? Что заставляет тебя так чувствовать?» «Все кажется таким безнадежным. Что толку…» «Иногда мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем какие у нас трудности и прикинем , какую из них надо решить в первую очередь». «Всем было бы лучше без меня…» «Ты очень много значишь для меня и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит ». «Вы не понимаете меня!» «Скажи мне, как чувствуешь себя…Я действительно хочу это знать». «Мама я совершил(а) скверный поступок» «Давай сядем и поговорим об этом ». «Что если у меня не получиться?» «Если не получиться , я буду знать что ты сделал (а) все возможное».
Мы все умрем, людей бессмертных нет. И это все известно и не ново. Но мы живем, чтобы оставить след, Дом иль тропинку, дерево иль слово. Им не исчезнуть начисто, дотла. Спешите ж делать добрые дела!!!
http ://www.suicida.net/pointer/profilaktika/ - Суицида нет. http://vsevteme.ru/network/161/items?category=1518 – Все в теме. http://www.centr-detstvo.ru/publ/13-1-0-74 - Детство. Подростковый суицид: причины и профилактика. http://www.rus-goroskop.ru/lichnost_view.html?link=suizid – Суицид. Профилактика суицида. http://www.orenprok.ru/ - Прокуратура Оренбургской области . http :// www.psynavigator.ru/articles.php?code=33 Что такое суицид и как с ним бороться? Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. Камю А. Абсурдное рассуждение//Миф о Сизифе . Курпатов А. Самоубийство — безысходность или бессмыслица? Мартыненко А. В. Суицид в молодежной среде // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 139-141.
Предварительный просмотр:
СЛУШАТЬ РЕБЕНКА. КАК?
Сценарий тренинга для родителей
Идея разработки и проведения тренинговых занятий для родителей по теме «Общение с ребенком» возникла на основе запросов педагогов и самих родителей. Анализируя запросы родителей, мы пришли к выводу, что суть проблем во взаимоотношениях родителей с детьми заключается в неумении выстраивать общение. Поэтому нами была предпринята попытка разработки и проведения тренинга для родителей первоклассников по теме: «Слушать ребенка. Как?».
Цель
Познакомить родителей с техникой активного слушания.
Задачи
Познакомиться ближе с родителями первоклассников.
Выяснить у родителей, что они знают о технике активного слушания.
Провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают трудности в общении с ребенком.
Научиться распознавать чувства детей в разных ситуациях.
Потренироваться использовать технику активного слушания.
Время проведения — 1,5 часа.
Это мероприятие можно проводить в классной комнате или в тренинговом помещении.
Материалы
Мягкая игрушка.
Бумага формата А4, А3.
Визитки.
Карточки с описанием различных ситуаций.
Конспекты для родителей с кратким содержанием тренинга и домашним заданием.
Требования к организации тренинга
В это мероприятие мы включили в качестве соведущего педагога, работающего с одним из первых классов. Тренинг проводился с родителями двух первых классов.
Ведущие предлагают родителям зайти в класс и занять любое место в кругу.
Ведущий. Здравствуйте! Мы рады, что вы нашли время прийти на наше мероприятие. Сегодня мы, психолог и педагог, работающие в вашем классе, проводим мероприятие в форме тренинга. В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки, чтобы все знали, как к вам обращаться.
Сейчас мы по кругу будем передавать вот такую игрушку, ваша задача: представиться, сказать, чьи вы родители и в каком классе учится ваш ребенок, и закончить следующее предложение: я пришел сюда...
В ходе выполнения этого задания участники по очереди представлялись друг другу и говорили, зачем они пришли на тренинг. Ведущий фиксировал на листе высказывания участников. Поскольку родители знали о теме мероприятия, то большинство сказали, что пришли потому, что для них эта тема является важной и актуальной.
На этом этапе ведущий делает обобщение по поводу услышанного.
Ведущий. Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим, как можно решать эти проблемы.
Перед тем как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.
Разминка является, на наш взгляд, важной частью тренинга.
Именно на этом этапе участники получают возможность взаимодействовать в различных игровых ситуациях. Игровые упражнения должны быть просты по содержанию, безопасны для участников и направлены на снятие напряжения, барьеров. Поэтому ведущий должен, исходя из собственного опыта, отдельно разработать этот этап.
В нашу разминку мы включили следующие игры: «Я сижу на полянке» и «Ветер дует на тех, кто...».
После проведения этих двух игр было видно, что участники взбодрились, напряжение ушло и группа готова к дальнейшей работе.
Ведущий. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что-то поделить между собой; ребенок рассказывает, что он с кем-то из ребят поссорился или подрался или кто-то его обидел и т. д. Все эти ситуации нам хорошо известны. Давайте попробуем вспомнить, каким образом мы выстраиваем беседу с ребенком.
Ведущий описывает несколько типичных ситуаций, например: ребенок не хочет надевать шапку; ребенок плачет, потому что другой сломал или отобрал его игрушку. Ведущий на этом этапе каждый раз спрашивает у родителей, что они обычно говорят своим детям в таких случаях. Родители делятся своим опытом и произносят хорошо знакомые нам фразы: надо надеть эту шапку; не переживай, купим другую игрушку; он немного поиграет и вернет твою игрушку сам и т. д.
Ведущий. Как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты?
Родители высказывают свою точку зрения. На данном этапе важно выйти на понимание родителями того, что ребенок ждет понимания, а не родительских лекций и нотаций, а порой и угроз.
Ведущий. Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Поэтому если просто что-то показать, чему-то научить или как-то направить ребенка — мы ему не поможем. В таких случаях лучше всего ребенка выслушать. Психологи называют этот способактивным слушанием.
Что значит активно выслушать?
Ведущий спрашивает родителей, что они знают об этой технике.
Этот вопрос мы задаем не случайно. Во-первых, многие родители читают разнообразную психологическую и педагогическую литературу и могут быть знакомы с этой техникой. Во-вторых, на собраниях мы рекомендовали родителям познакомиться с книгой Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».
Родители по желанию говорят о том, что они понимают под техникой активного слушания, а некоторые даже делятся опытом использования этой техники.
Ведущий. Вы совершенно верно изложили суть этой техники. Позволю еще раз о ней сказать: активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства.
ПРИМЕР
СЫН. Он отнял мою машинку!
МАМА. Ты очень огорчен и рассержен на него.
СЫН. Больше я туда не пойду!
ПАПА. Ты больше не хочешь ходить в школу.
ДОЧЬ. Не буду я носить эту уродскую шапку!
МАМА. Тебе она очень не нравится.
Ведущий. Сейчас мы предлагаем вам разыграть одну сценку, где будет ярко продемонстрирован этот способ.
Ведущий предлагает желающим разыграть сцену, взятую из книги «Общаться с ребенком. Как?» (стр. 64).
Этот этап работы можно также подготовить заранее с кем-то из участников, чтобы потратить меньше времени.
СЦЕНКА
Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади — растерянный сын.
ДОЧЬ. У-у-у-у!
МАМА. Миша тебя обидел... (пауза).
ДОЧЬ (продолжает плакать). Он меня урони-и-ил!
МАМА. Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась... (пауза).
ДОЧЬ (перестает плакать, но все еще обиженным тоном). Нет, он меня не поймал.
МАМА. Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал и ты упала... (пауза).
Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.
ДОЧЬ (уже спокойно). Да. Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени.)
МАМА (через некоторое время). Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть....
ДОЧЬ. Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.
МИША. Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю...
Ведущий. Вы только что увидели, как мама использует технику активного слушания. Давайте попробуем прописать алгоритм действий этой техники.
Вывешивается чистый лист.
Представим, что у вас случилось что-то подобное и вы решили использовать эту технику. Что вы будете делать вначале?
Родители высказывают свои мнения.
Вначале нужно занять правильное положение по отношению к ребенку. Вспомните только что разыгранную сцену. Какое положение занимала мама, когда разговаривала с дочерью?
Участники должны сказать, что глаза ребенка и матери были на одном уровне.
Ведущий. Вы заметили совершенно верно. Это действительно первый и важный шаг при использовании этой техники: занять правильное положение по отношению к ребенку. Почему это так важно? Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно именно невербальную информацию, поэтому наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и услышать.
На этом этапе появляется лист, на котором написан алгоритм действий по применению техники АС (активное слушание).
На листе появляется первая запись:
1. Занять правильное положение по отношению к ребенку (глаза взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне).
Ведущий. Вспомните, в какой форме беседовала мать?
Участники должны выйти на то, что ответы матери звучали в утвердительной форме.
Ведущий. Верно, вы сказали о том, что ответы должны отражать сочувствие (обозначать чувства ребенка) и звучать в утвердительной форме. Во время беседы бывает очень важно и полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувства.
ПРИМЕР
СЫН (с мрачным видом). Не буду больше водиться с Петей!
ОТЕЦ. Не хочешь с ним больше дружить.
На листе появляется вторая запись, второй пункт алгоритма:
2. Повтор услышанного от ребенка.
Ведущий. Вы, наверное, обратили внимание, что в нашей сценке после каждой реплики мама молчала, делала небольшие паузы. Эти паузы помогали ребенку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что рядом с ним мать.
На листе появляется третья запись, третий пункт алгоритма:
3. Делать паузы между фразами.
Ведущий. И самый главный момент — это обозначение чувства ребенка.
На листе появляется четвертая запись, четвертый пункт алгоритма:
4. Обозначение чувства ребенка.
Ведущий. Если говорить о коротком варианте этой техники, то он может выглядеть так: чувства — в утвердительной форме.
На листе появляется последняя, пятая запись, пятый пункт алгоритма:
5. Чувства — в утвердительной форме.
Далее ведущий еще раз зачитывает все пункты получившегося алгоритма.
На этом этапе участники могут задавать друг другу вопросы по алгоритму. Лучше, если ответы родители будут получать не от ведущих, а друг от друга.
Ведущий. А теперь давайте потренируемся использовать технику АС.
Каждый из вас получит карточку, на которой описана ситуация. Ваша задача — понять, какие чувства испытывает в данной ситуации ребенок.
Участники получают карточки и работают с ними. Ситуации, описанные в карточках, взяты из книги Ю.Б. Гиппенрейтер, например: ребенку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!»
Ведущий. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Я прошу по желанию зачитывать карточку и говорить, какие, по вашему мнению, чувства испытывает ребенок.
Участники без проблем справляются с предложенным заданием.
Прошу вас разбиться на пары. Каждой паре предстоит обсудить, а затем записать на листе одну из типичных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь в общении с ребенком.
Участники по желанию разбиваются на пары и с огромным интересом обсуждают различные ситуации, с которыми сталкивались в процессе общения с детьми. Затем записывают эти ситуации на карточки и отдают ведущим.
Сейчас каждая пара будет вытягивать по одной карточке. Задача пар: познакомиться с описанной ситуацией и попробовать ее показать, используя технику АС.
На данном этапе пары разыгрывали доставшиеся им ситуации, пробуя использовать технику АС. Было видно, как сложно участникам применять полученные знания на практике. По ходу работы выяснилось, что многие родители описали на карточках те ситуации, в которых они не смогли использовать технику АС. Разыгрывание этих ситуаций помогло многим родителям понять, почему активное слушание не сработало.
Причина в основном сводилась к одному: родители не всегда понимали, почему ребенок ведет себя так или иначе. Нам показалось очень полезным, что эта проблема появилась во время нашей работы, поскольку на какие-то вопросы родители получили ответы.
А в целом, для того чтобы хорошо во всем разобраться, нужно уделить больше времени обсуждению. Мы решили, что следующий тренинг может быть посвящен именно анализу поведения детей в различных ситуациях.
Ведущий. Вы только что попробовали использовать технику АС. Убедились в том, как это непросто. Увидели, что вам так и хочется задать ребенку вопрос и прокомментировать ситуацию. Что ж, это совершенно нормально. Давайте теперь попробуем ответить себе на такой вопрос: что может дать нам техника активного слушания для общения с ребенком?
На доске появляется лист, на котором написано:
Результаты применения техники АС.
Родители высказывают по желанию свое мнение. В основном ответы наших родителей свелись к следующим результатам: данная техника помогает выстраивать отношения с детьми, лучше понимать детей; с ее использованием ослабевает напряжение в общении.
Ведущий: Вы действительно правильно сумели почувствовать, что может дать техника АС. Позвольте, я еще раз зачитаю вам итоги нашего обсуждения.
Ведущий зачитывает следующие результаты и коротко фиксирует их на листе.
Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка (разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается).
Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает больше рассказывать о себе.
Ребенок сам учится решать свои проблемы.
Ребенок начинает активно слушать родителей.
Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства, то есть меняются и сами родители.
Ведущий. Возможно, многим из вас показалось, что предложенная техника является искусственной, неестественной для нашей среды. Мне понравилось сравнение, которое приводит Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?».
Хорошо известно, что начинающие балерины проводят часы в упражнениях, далеко не естественных с точки зрения наших обычных представлений. Например, они разучивают позиции, при которых ступни ставятся под различными углами, в том числе под углом 180 градусов. При таком «вывернутом» положении ног балерины должны свободно держать равновесие, приседать, следить за движениями рук, и все это нужно для того, чтобы потом они могли танцевать легко и свободно, не думая уже ни о какой технике.
Так же и с навыками общения. Они вначале трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеваете, «техника» исчезает и переходит в искусство общения.
Мы не будем сейчас давать оценку этой технике. Я прошу всех по очереди ответить на два вопроса:
Готовы ли вы попробовать использовать эту технику?
Считаете ли вы полезным и нужным проведение подобных мероприятий?
Все участники на данном этапе сообщили, что они готовы попробовать использовать технику АС. Родители были единодушны во мнении, что проведение подобных мероприятий необходимо и полезно для них.
По окончании занятий мы предложили участникам домашнее задание, которое помогло бы нам в проведении следующего тренинга с родителями.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Ознакомьтесь с приведенной таблицей.
2. Опишите три типичные ситуации в общении с вашим ребенком, используя аналогичную таблицу.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №8»
Психологическая служба
Рекомендации родителям детей с задержкой психического развития:
- Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом».
- Не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
- Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.
- Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы.
- Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
Предварительный просмотр:
Правила бесконфликтного общения
- Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
- В споре умей выслушивать собеседника до конца.
- Уважай чувства других людей.
- Любую проблему можно решить.
- Будь внимательней к людям, с которыми общаешься.
- Не сердись, улыбнись.
- Начни свой день с улыбки.
- Будь уверенней в себе.
- Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
- Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.
- Будь обаятелен и добр.
- Извинись, если ты не прав.
- Не забывай выражать свою благодарность.
- Не критикуй постоянно других.
- Выполняй свои обещания.
- Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание родительского клуба "Новый год - всей семьей!"
Знакомство родителей с традициями проведения Новогоднего праздника в семье, где застолье – лишь эпизод приема гостей, а центральное звено – веселые игры всей семьей, которые не только помогают р...
План работы родительского клуба «Семейный очаг» 8«А» класса
Представлен план работы родительского клуба на учебный год....
Положение о деятельности родительского клуба 8А класса «Семейный очаг»
Положение о деятельности родительского клуба 8А класса «Семейный очаг»...
Детско-родительский клуб "Светлячок"
Материал содержит программу работы педагога с детьми и родителями по развитию речи. ...
Положение о открытиии родительского клуба. Статьи о работе нашего клуба.
Наш клуб открылся 1 сентября 2012 года называется он "Семейный очаг"...
Из опыта организации родительского клуба "Школа родителя особого ребенка" на базе детского дома-интерната.
В статье описан первый опыт организации групповой работы с родителями детей-инвалидов, посещающих учреждение системы социальной защиты. Описана тематика встреч, содержание нескольких занятий, целью ко...
Родительский клуб
В МОУ ДО "УМОЦ" г. Королёва открыт Родительский клуб....