Детско-родительский клуб "Светлячок"
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe.doc | 273 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН
Введение
Глава I. Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура
1.1 Современная российская семья и семейное воспитание
1.2 Влияние семьи на становление личности ребенка
1.3 Способы повышения педагогической культуры родителей
Глава II. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей.
2.2 Работа педагога с родителями воспитанников посредством детско-родительского клуда «Светлячок»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Сегодняшний день характеризуют политическая нестабильность, ломка традиционных ценностей, неблагоприятная динамика таких социально опасных явлений, как наркомания, алкоголизм, заболевания СПИД, в том числе и в детской среде, резкая дифференциация доходов, криминализация общества, коммерциализация сфер здравоохранения, культуры, образования и т.д.
На положение детей отрицательное влияние оказывает высокий уровень безработицы родителей, их изматывающая вынужденная сверхзанятость, направленная на поиски заработка, постоянные психологические перегрузки, которые они испытывают в своей жизнедеятельности. Все это существенно осложняет взаимоотношения детей и родителей, снижают влияние семьи как социального института на процессы воспитания и социализации подрастающего поколения.
А ведь дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка. В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребенка в этот период - это семья и детский сад. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития. Детско-родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Учитывая с выше сказанное тему курсовой работы можно считать «Создание детско-родительского клуба «Светлячок» считать актуальной.
Актуальность - исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения
В данной работе раскрывается значение освоения речи дошкольником и участие родителей в этом процессе. Развитие речи проходит посредством детско-родительского клуба «Светлячок».
Цель исследования – изучение развития речи у детей дошкольного возраста посредством детско-родительского клуба «Светлячок».
Объект исследования – процесс развитие речи у детей дошкольного возраста, посредством детско-родительского клуба «Светлячок»
Предмет исследования – развитие речи у детей дошкольного возраста посредством детско-родительского клуба «Светлячок»
Задачи:
- Выявить психологические особенности развития всех сторон речи
- Изучить развитие речи детей в игровой деятельности
- Выработка единого стиля общения в дошкольном учреждении и семье
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях
- Развитие детско-родительских отношений.
Содержание работы: Клуб выходного дня «Светлячок» создается для детей, посещающих детский сад, от 3 до 4 лет, с целью создания условий для полноценного развития речи. Дети посещают клуб вместе с мамой или другим близким человеком. Организация работы строится на основе ведущих видов детской деятельности (в раннем возрасте - предметная деятельность, в дошкольном возрасте - игра) и с учетом индивидуальных, личностных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка. Программа клуба « Светлячок» рассчитана на 9 месяцев (с сентября по май). Каждая встреча занимает 50-60 минут. Все виды деятельности, присутствующие на каждом занятии подчинены одной проблеме развития речи дошкольника. Занятия проводятся педагогам детского сада. Материалом для встреч служат игры, игровые задания, консультации специалистов.
Методы и приемы, используемые в программе:
- Организационные;
- Наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);
- Словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);
- Практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение).
- Логические.
- Мотивационные (убеждение, поощрение, похвала).
Определили основные этапы развития взаимодействия с семьей и выбор наиболее предпочтительной формы общения семьи с педагогом.
- 1 этап: Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений, деятельности педагога.
- 2 этап: Создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка).
- 3 этап: Реализация программы развития речи
- 4 этап: Анализ полученных результатов
Специфика клуба в том, что работа в нем осуществляется с учетом психологического возраста ребенка, т.к. это позволит педагогу активнее способствовать развитию речи детей.Ожидаемый результат:
- овладение некоторыми приемами взаимодействия с ребенком
- становление речи ребенка
- умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка
- развить представления ребенка об окружающем мире.
Глава I. Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура
1.1 Современная российская семья и семейное воспитание
Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
Демографический. Структура семьи (большая, включающая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало - или многодетная).
Социально - культурный. Образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
Социально - экономический. Имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
Технико-гигиенический. Условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Претерпевая изменения в области эмоционально-психологических функций, семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей, несмотря на то, что переход от одних общественно-экономических отношений к совершенно противоположным вызывает растерянность, озабоченность людей, неуверенность в сложной современной ситуации.
Характеризуя современную российскую семью, можно выделить основные ее особенности:
преимущественное преобладание светских, гражданских браков;
увеличение церковных браков;
свобода заключения и расторжения браков;
равноправие женщин и мужчин в браке;
увеличение нуклеарных (бесплодных, не производящих детей) семей;
в основном семьи одно - двухдетные; многодетной считается с тремя и более детьми, причем таких семей по статистическим данным всего 7%.
Однодетные семьи состоят, как правило, из двух поколений - родители и дети, а другие родственники живут отдельно, то есть родители утрачивают возможность пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения. Исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми людьми, сиблингами (братьями-сестрами), другими родственниками.
Характеризуя современную семью, мы отмечаем также, что существенно меняется сфера занятости родителей. При сохранении традиционного разделения "мужского" и " женского" труда первый в массе своей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Более трети матерей и отцов заняты в негосударственной сфере. Немало семей, где родители работают в коммерческих структурах. В таких семьях чаще всего главными ценностями являются деньги, материальное состояние. Появилось большое количество матерей-домохозяек. С одной стороны, это положительный факт (повышение контроля за детьми, уход за их здоровьем, повышенное внимание их образованию и развитию); с другой - сужение кругозора матери, замыкание ее интересов на домашних делах. Это не исключает возможности потери авторитета матери перед детьми. Зачастую они не обращаются к ней за советом, считая ее неспособной дать компетентные рекомендации. Тревожно, что отец при этом тоже не обретает статус советчика. Чаще всего эту роль в жизни ребенка играет сверстник или взрослый, более значимый, чем собственные родители. Да, дети нередко имеют более высокий уровень образования, возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют интересующими их занятиями, далеко не всегда заботясь об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает. На смену ему должен прийти авторитет личности родителей. Не означает ли это, что роль семьи как института социализации снижается?
Кризис современной российской семьи связан с резким изменением социального фона, в котором она находится; с медленной адаптацией семьи к новым социально-экономическим условиям. Как следствие этого - реалии сегодняшнего дня:
а) резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, повышение обеспеченности "богатых" семей. Естественно, это порождает неприязненное отношение детей друг к другу, возникновение ссор, зависти и пр.;
б) появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;
в) резкое увеличение безнадзорных детей; появление беспризорности, которая была ликвидирована в России в 30-е годы и не была допущена в годы Великой Отечественной войны. Впервые за 60-70 лет наше общество столкнулось с проблемой детской беспризорности. Некоторая часть детей (около 5-6%) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных учреждений, количество которых в стране постоянно увеличивается. Детские приют, дома ребенка, школы-интернаты, спецгруппы и спецучреждения заменяют тысячам детей родительский кров;
г) рост детской преступности, при этом каждый третий подросток, нарушивший закон, имеет родителей-алкоголиков, которые не занимаются детьми, не контролируют их поведение;
д) приобщение детей к алкоголю, наркотикам, проституции и другим формам половой распущенности;
е) усиление бродяжничества детей и подростков;
ж) рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему: ежегодно около 2 тыс. подростков кончают жизнь самоубийством. Причиной являются многочисленные психогенные ситуации в семье, в обществе сверстников;
з) резкое падение авторитета родителей, рост конфликтности с ними. Выявлено, что авторитет родителей часто зависит от сферы их трудовой занятости. Результаты исследования показали, что с матерью, работающей в бюджетной сфере, советуются 68% детей, на государственном предприятии - 71%, в коммерческих структурах - 76%. Часто родители переоценивают собственную значимость для своего ребенка: по мнению родителей, 82% детей видят в них основных советчиков, по мнению детей, - лишь 68%.
Заставляет задуматься и тот факт, что лишь треть детей хотят быть похожими на родителей. Около 30% детей находятся в конфликте с родителями, причем ежегодно в России 30 тыс. подростков покидают семьи из-за насильственных действий родителей.
Безусловно, современные семьи переживают сейчас не лучшие времена. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные - 30. Духовное общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль - выяснению того, какие оценки получены.
Кризис семьи в современном обществе становится все заметнее, а пути выхода из него пока не видны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, они имеют более общий характер. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистическому выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее. Остается надеяться, что человеческая мудрость все же найдет выход и ситуация в семейном воспитании изменится к лучшему.
Таким образом, подводя итог сказанному о трудностях современной семьи, среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания в семье можно отметить следующие:
невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров и т.д.);
низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса;
двойная нагрузка на женщину в семье - и на работу, и на семью. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожанки в простой семье с детьми составляет 77 часов в неделю, в том числе дома - 36. Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11 часов;
высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин. Развод - это всегда проблема воспитания детей;
бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока законодательство закрепляет положение, при котором воспитание остается святой обязанностью женщины-матери, объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается;
обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы;
увеличение разрыва между семьей и школой. Обычная общеобразовательная школа, вследствие многих причин ставшая непрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи. А новые общественные институты, хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоянии оказать действенную помощь семье.
Педагогическая теория, пожалуй, ничего нового в этом плане открыть не может: неотвратимо действуют общие закономерности зависимости воспитания от уровня развития общественных, экономических отношений. Вся надежда на учителя, на его подвижническую деятельность в плане:
гуманизация отношений в семье. Авторитаризм исчерпал себя. Когда людям нечего терять, запугивания не срабатывают. Только доброта, милосердие, конкретная помощь, заинтересованность учителя открывают сердца растерявшихся родителей и не позволяют им опускать руки в борьбе за лучшее будущее собственных детей;
объединение усилий школы и церкви в духовном спасении людей, направление этих усилий не на деятельность вообще, а на разрешение конкретных проблем в конкретных семьях;
координация сотрудничества с гуманитарными фондами, обществами, в частности организациями Красного Креста, разработки и реализации совместных программ.
Главное, не терять веры в людей, в собственные силы и возможности, во всепобеждающую силу добра. Общество и раньше переживало трудные времена, но всегда стремилось к лучшему. Немаловажную роль в этом всегда играли и играют Учителя. Современные педагоги высказывают сожаление о том, что "педагогика зоны", "педагогика колонии" А.С. Макаренко, которую отвергли сторонники демократических преобразований, похоже скоро вернется в новые зоны и колонии, если не будут приняты радикальные меры по предотвращению кризиса семьи, по укреплению ее устоев[1].
1.2 Влияние семьи на становление личности ребенка
Педагог, работающий с коллективом учащихся (воспитанников), должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями.
Основной фактор становления и формирования личности - социальная среда, формирующая подрастающего ребенка, решающим образом влияющая на становление его личностного мира.
Планируя работу с родителями, педагог должен знать, как в нашей стране за последние десятилетия менялся тип семьи от патриархально-традиционной до детоцентристской и постсовременной.
Так, для конца 50 - х - начала 60 - х годов 20 века характерно массовое распространение поведения родителей, мотивированного эмоциональной привязанностью к детям, выражающегося в получении ими больших материальных и духовных благ (детоцентристская семья). При том, что во многих семьях такого типа на детей уходит до 50% семейного бюджета, складывающаяся в них система воспитания характеризуется рядом негативных черт.
Родители с гипертрофированным чувством долга по отношению к детям деформируют личностные качества ребенка. Обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, они ограждают его от каких бы то ни было забот, усилий, трудностей. В результате у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, ответственность. Им тяжело в школе, так как семья не привила им потребности трудиться. Много проблем и за порогом школы, ведь эти дети очень любят командовать, в общении с другими у них часто наблюдается истеричность, грубость.
С середины 70-х годов ХХ века формируется новый тип семьи, который условно можно назвать постсовременным. В семье такого типа норма семейной жизни меняется: родители не в полной мере подчиняют свои интересы интересам детей. Особенности таких семей заключаются в том, что интересы каждого из супругов шире семейных, а круг общения значительно выходит за рамки супружества. Здесь в равной степени значимо как супружество, так и родительство. Члены такой семьи руководствуются не только обычаями и традициями, но и идеалами, нравственными ценностями каждого из них.
Очень важно, чтобы педагог правильно понял нравственные ценности и микроклимат семьи, истинны ли они, реализуются или просто декларируются.
А.С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он назвал "общением, тоном семьи", воздействующим на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои разногласия, ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроения в семье, малейшему проявлению лжи. Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая, истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер.
Социальный фон семьи - сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить или не учитывать.
Важным условием воспитания является родительский авторитет - влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах. Педагогу необходимо анализировать опыт семейного воспитания своих учеников, ведь далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Существует много ложных оснований авторитета, которые педагог должен знать, чтобы помочь ребенку выйти из трудной ситуации, складывающейся в семье.
Наблюдая, что ребенок безволен, забит, запущен или, наоборот, ведет себя, как самодур, мстителен, склонен к демонстрации силы со слабыми, педагог видит, что это результат подавления ребенка родительским авторитетом, когда о каждому поводу родители раздражаются, повышают голос, прибегают подчас и к методам физического воздействия.
Хвастливость и высокомерие детей часто связаны с искаженным восприятием ими действительности положения родителей - их постов, заслуг, непомерно афишируемых родителями.
Иногда отсутствие у детей самостоятельности либо, наоборот, наличие сопротивления требованиям взрослых - результат родительского педантизма, когда родители совсем не считаются с мнением ребенка и требуют неукоснительного и беспрекословного выполнения всех своих приказов и поручений.
Когда ребенок не слышит и не слушает своих родителей - это его ответ на бесконечные поучения и назидания, ответ полным неповиновением на авторитет назидания.
Почему из добродушных, милых детей вырастают циники, расчетливые дельцы, жесткие, агрессивные люди? Как ни парадоксально, но это бывает в семьях, где родительская любовь декларируется, где ребенка "заласкивают", выполняют все желания за проявление привязанности к родителям.
Часто хорошее поведение ребенка покупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого "воспитания", когда каждый в семье пытается привлечь ребенка на свою сторону, то есть процветает авторитет подарка. В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, лавируют, приспосабливаются[2].
В работе с родителями педагогу необходимо учитывать, что некоторые отрицательные качества в детском характере могут формироваться и под влиянием родительских авторитетов. Но в любом случае педагог должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия с родителями - уважением, которое не должно исключаться никакими обстоятельствами, даже фактами недостойного, неправильного поведения родителей.
Родители должны видеть в педагоге, работающем с их ребенком, человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.
1.3 Способы повышения педагогической культуры родителей
На основе анализа целей, задач, содержания и методов деятельности воспитателя стало возможным создать эмпирическую модель педагогической культуры семьи.
Она включает следующие аспекты:
интеллектуальность, характеризующуюся известным объемом педагогических знаний, познавательным интересом и активностью, стремлением к углублению знаний и самосовершенствованию;
интеллигентность, характеризующуюся нравственными установками и идеалами личности;
педагогическую эрудицию, являющуюся выражением педагогической опытности, умения трансформировать социальные требования в педагогические задачи, принимать продуктивные решения в конкретных педагогических ситуациях, предвидеть, каков будет окончательный исход процесса развития, какова будет... зрелая личность" (Л. Выготский);
качества личности, определяющие отношения к обществу, к другим людям, к себе;
педагогические умения, реализуемые в проектировании, организации воспитательного процесса, в стимулировании деятельности, в многообразии методов, в аналитико-критическом подходе к оценке результатов воспитательных воздействий и взаимодействий.
Педагогическая культура формируется на базе общей культуры и на основе специальной подготовки.
Определились и пути повышения педагогической культуры родителей.
Формы пропаганды педагогических знаний:
педагогический всеобуч;
обучение в университете педагогических знаний;
лекции по психолого-педагогической тематике;
семинары-практикумы по отдельным вопросам воспитания;
индивидуальные и групповые консультации;
публикации в печати, выступления по радио и телевидению;
ознакомление с психолого-педагогической литературой;
обогащение и осмысление педагогического (воспитательного) опыта.
Целенаправленная работа по повышению педагогической культуры родителей создает основу плодотворного сотрудничества педагогов и семьи в воспитании детей, оказывает серьезное влияние на формирование микросоциума.
Глава II. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании
детей
2.1 Работа педагога с семьей
Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.
Работа педагога с семьей, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной политики учреждения образования.
Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому взрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.
К сожалению, гармонии отношений добиться не всегда удается. Бытует мнение "детский сад должен" и "семья обязана". Разумеется, семья - это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития. Именно в семье закладываются основы будущей личности.
Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных отношений, связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния семьи
Образовательное учреждение, будь то детский сад или школа, есть один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей.
Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие вопросы, проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт учреждений образования особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе выбора занятий.
Педагогов и родителей должна объединить забота о здоровье ребенка, его развитии, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной творческой деятельности.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.
Цели взаимодействия образовательного учреждения с семьей:
повышение роли семьи в реализации прав детей на образование;
активизация позиции семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям;
создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения.
2.2 Основные направления организации работы педагога с родителями воспитанников постедством детско-родительского клуба «Светлячок»
Одно из основных направлений деятельности педагога - это работа с семьей, в которой растет, формируется, воспитывается ребенок. Педагог должен помнить, что, воспитывая ребенка, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.
Здесь необходимо следующее:
изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, бесед, консультаций;
организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей. Исходя из последнего пункта и был, создан детско-родительский клуб «Светлячок»
Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Однако познать мудрость самостоятельно им не всегда удается. А. Михайлова пишет: «На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка». В.А.Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.
Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Выстраивание работы с семьей на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по развитию речи и исправлению недостатков речи.
После создания клуба родители стали понимать, что задача воспитания детей - это задача семьи, а педагоги детского сада - их помощники, союзники. Для того, чтобы родители сотрудничали с детским садом, необходимо полное взаимопонимание, взаимоуважение и взаимное доверие (на развитие этих качеств и направлена деятельность клуба). А педагоги детского сада должны быть помощниками, друзьями и просто людьми, которые смогут выслушать родителя и, если надо, дать совет. Только совместно с родителями мы сможем решать все трудности и проблемы, преодолевать неудачи, создавать благоприятные условия для обучения детей.
Таким образом, с деятельностью клуба происходит расширение сети имеющихся творческих объединений и вовлечение родителей и детей в совместную активную деятельность.
Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в движениях детей, речевом общении и сенсорных представлениях, успешная адаптация детей к условиям детского сада.
Предложенная программа детско-родительских отношений клуба "Светлячок» вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.
Заключение
Взрослые часто не придают большого значения картинкам или текстам детских песенок, стихов, сюжетам компьютерных игр. В результате ребенок остается с потоком информации ОДИН. В последнее время психологам всё чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведением дошкольников. С одной стороны необычайная скованность, недоразвитие речи. С другой – сильная агрессивность и какая-то дикая, зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на простейший вопрос, но при этом не боится, кривляться при чужих взрослых, ползать под столом, а то и делать неприличные жесты. Короче, ведет себя абсолютно не управляемо. Модели плохого поведения притягивают, как магнит, хотя он зачастую не видит ничего подобного дома и, конечно, тысячу раз слышал от родных, что так вести себя нельзя.
Уже в 4-5 лет такие дети обожают смотреть боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы и сказки, говоря, что это им неинтересно. Но Просто содержание наших мультфильмов ускользало от их понимания, поэтому им неинтересно. Когда же недоразвитие ребенка компенсируется, он переключается на отечественные мультфильмы и смотрит их с энтузиазмом.
Современное искусство изменяет, деформирует психику ребенка. Конечно, прежде всего, речь идет о мультфильмах и компьютерных играх. Чудовищно воздействуя на воображение ребенка, они дают новые установки и модели поведения. Давайте рассмотрим отдельно каждое из вышеупомянутых поведенческих отклонений. Начнем с агрессии.
Вспомним “Покемонов” ( в переводе с англ. “карманный монстр”). Эти существа друг друга поражают, стремятся уничтожить. Явное сходство со взрослыми кровавыми забавами – петушиные и собачьи бои. Наблюдая, за смертельной схваткой животных, взрослый переходит грань человеческого, позволяя себе испытывать удовольствие от убийства. Что переживает ребенок, смотря такой мультфильм? Естественно он идентифицирует себя с его героями, усваивая агрессивные модели поведения. Вы скажете, что в мультфильмах есть борьба со злом… Да.. Богатыри побеждают драконов, Змея Горыныча, Кощея Бессмертного. Но победив его, он не смакует его смерть, не издевается над его телом и т.д. Существует большое отличие традиционных сказочных мультфильмов, от западных нового поколения. К сожалению, в каждом человеке в скрытом виде есть садомазохистский комплекс. И современные западные мультфильмы его эксплуатируют, заставляя ребенка переживать наслаждение, когда герой мультфильма причиняет кому-нибудь боль. Это умело стимулируется аудио- и видеорядом. Многократное повторение подобных сцен вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения. Изменение личности происходит как раз в тот момент, когда «покемоны» уничтожают противников. Дети, с одной стороны, ужасно застенчивы, а с другой стороны – дико себя ведут. Порой их демонстративность граничит с безумием.
Помните “Телепузиков”? Авторы этой передачи говорят, что использовали какие-то чрезвычайно передовые технологии, развивающие маленьких детей. Но на самом деле не так. Смысл ярких вставок совсем в другом – в приучении детей к экрану. Причем к приучению страшному, гипнотическому! Ведь экран светится, его мерцание человек воспринимает помимо своей воли. Подобранный ритм, мерцание,
шум действуют гипнотически на психику. В результате маленький человек впадает в транс и притягивается к экрану всё больше и больше, заглатывая зачастую ненужную информацию. Сам ребенок не может оторваться от экрана, а когда родители пытаются выключить “ящик”, впадает в бешенство, истошно вопит, кидается в драку. Эта зависимость сродни наркотической!
Именно поэтому в настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Однако познать мудрость самостоятельно им не всегда удается. А. Михайлова пишет: «На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка». В.А.Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.
Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Выстраивание работы с семьей на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по развитию речи и исправлению недостатков речи.
Работа детско-родительского клуба « Светлячок» была направлена развитие правильной, выразительной речи детей, на воспитание интереса к художественному слову, совершенствование навыков социального поведения и культуры общения детей и взрослых. Специфика работы по созданию гармонизирующего образовательного пространства связана с активной деятельностью взрослых в этом направлении.
На занятиях клуба использовалось две группы детского фольклора. первая – это творчество взрослых, предназначенное для детей, его называют материнской поэзией. Сюда входят колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки, докучные сказки. Каждый из этих жанров поэзии пествования выполняет свою особую функцию, совершенно необходимую для того, чтобы вырастить малыша здорового физически и психически. На занятиях по красноречию или риторике, каждый вид поэзии пествования обыгрывается в избе у люлечки с куклой – младенцем. Вторая группа детского фольклора – это собственно детское народное творчество. Обязательно в детском фольклоре должны присутствовать и элементы сатирического фольклора – дразнилки, прозвища. Острое словцо сверстников тренирует выдержку, рождает умение постоять за себя и достойно ответить на психическую атаку, скорректировать поведение и найти свое место в коллективе. Данный вид детского фольклора (дразнилки обыгрываются), учит не обижаться, достойно отвечать, вступая в словесную дуэль, вызывает чувство юмора. На занятиях по красноречию разучивается и разыгрывается еще один вид фольклора – детский игровой фольклор: считалки, жеребьевки, различные словесные игры с припевками и приговорками. Дети легко его усваивают и применяют в своих забавах. Дети, приобщаясь к фольклорным традициям своего народа, постепенно постигают великую народную культуру. Они овладевают традиционным ритмо-мелодическим и интонационным богатством речи. Но, пожалуй, самое главное: понятая, прочувствованная в дошкольном возрасте красота родной речи будет отражаться в речи наших детей в течение всей нашей жизни. Занятия в клубе строятся на общедидактических и специфических принципах: систематичности; принципе доступности и индивидуального подхода; наглядности; всестороннего воздействия; принципе учета симптоматики, проводятся в форме непосредственного общения и основаны на совместной деятельности взрослого и ребенка. Побудительные мотивации строятся на сознательном и активном отношении ребенка к своей деятельности. Сознательная, активная деятельность ребенка зависит от возникающего интереса к предполагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Активность детей стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, играми и упражнениями. Формы работы: • игровые занятия; • речевые занятия по формированию навыков живой речи; • театрализованная деятельность; • занятия по голосоведению; • семейные домашние задания; • семейные экскурсии. Для взрослых желательно проводить семинары-практикумы, игровые тренинги, консультации с целью поддержания интереса к рассматриваемой теме и желания рассматривать новое. Только согласованное и заинтересованное взаимодействие взрослых – важнейшее условие успешной работы клуба. Покорение взрослыми все новых вершин в области приобщения к красоте устной речи способствуют мотивированному стремлению детей к успешному освоению раскрывающегося перед ними жизненного пространства с бесконечным разнообразием возможностей для творчества речи. Для всех участников занятие в клубе представляет движение по индивидуальным траекториям к вершинам, также индивидуальным, в котором заложена программа поступательного движения к цели – вершине мастерства и совершенства в жизнетворчестве, речевой культуре и общей культуре в широком аспекте. Все тематические занятия снабжены иллюстративными материалами для работы. Дидактическое сопровождение включает так же тематические подборки стихов, чистоговорок, скороговорок, считалок, пословиц, поговорок, загадок. Для успешной реализации данной работы взрослым участникам рекомендуется пользоваться различными видами словарей русского языка: толковыми, ударений, орфографическими. Данные материалы могут быть использованы педагогами и родителями для индивидуальных занятий с детьми с целью формирования и совершенствования речевых навыков. Роль педагога занимает ведущее место, педагог – образец для детей и родителей. Методы и приемы: Построение занятий базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает разнообразные приемы, которые подбираются с учетом степени усвоения материала. Так, при обучении использовались: -наглядно-зрительные приемы, включающие, показ педагогом, использование зрительных ориентировок при преодолении пространства и наглядных пособий (карточки, фотографии и т.д.); -приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различных пособий; -наглядно-слуховые приемы для звуковой регуляции: звучание инструментальной музыки и песен, декламация коротких стихотворений. Словесные методы применялись для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения упражнений. Они включают следующие приемы: -краткое одновременное описание и объяснение с опорой на имеющийся жизненный опыт детей; -пояснение и показ; -указание при воспроизведении, при самостоятельном выполнении упражнений детьми; -беседа при обучении или когда требуется разъяснение действий, уточнение сюжета игры; -команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (для этого используются народные считалки, игровые зачины); -образный сюжетный рассказ для развития выразительных движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ; -словесная инструкция, которая позволяет оживить у детей следы прежних впечатлений в новых сочетаниях, сформировать новые знания и умения. Кроме наглядных и словесных используются и практические методы, которые могут реализовываться в игровой или соревновательной форме. Игровой прием активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, развивает самостоятельность, творческую инициативу. Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, содействует воспитанию морально-волевых качеств личности. В основной части занятий планируется включать следующие упражнения: на развитие дыхания, голоса и артикуляции; внимания; на развитие чувства темпа и ритма; координации речи с движением; слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения; речевых и мимических движений.
Список литературы
Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? - М.: Просвещение, 1993. - 114 с.
Букина И.И. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса // Материалы научно-практической конференции. - Ориенбург, 2003. - 321 с.
Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Семья - субъект и объект воспитания // Кн. Общая педагогика. - М.: Проспект, 2000. - 426 с.
Давыдова О.И., Работа с родителями в ДОУ: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - 40 с.
Долматова Н.Г. Формы работы дошкольных учреждений с неорганизованными детьми // № 6 Управление ДОУ № 6 2005
Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. - М.: ТЦ Сфера, 1996. - 188 с.
Искусство быть родителем // Материалы научно-практической конференции / Под ред. Шишмаковой Е.В. - Благовещенск, 2000. - 184 с.
Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып.1,2. - М.: Гардарика, 2001. - 226 с.
Капралова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. - М.: Педагогика, 1980. - 214 с.
Культура семейных отношений. Сборник статей. - М.: Знание, 1985. - 176 с.
Лебедев О.Е., Золотухина В.И., Кошкина В.С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования. - М.: "Интеллект-центр", 2003. - 236 с.
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. - М.: Проспект, 2000. - 59 с.
Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа. - М.: Просвещение-АСТ, 1999. - 302 с.
Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред.В.Я. Попиловского. - М.: Высшая школа, 1992. - 342 с.
Прутченков А.С. Психолого-педагогические и организационно-методические аспекты развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. - М.: АПК и ПРО МО РФ, 2003. - 23с.
Семейное воспитание. Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. - М.: Гардарика, 1990. - 266 с.
Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. - М.: Просвещение-АСТ, 2001. - 422 с.
Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками в детском саду. – М.: Педагогика, 1978 г.
Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М.: Мысль, 1993. - 274 с.
Приложение 1
ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА "Светлячок"
№ | Месяц | Тема мероприятия | Ответственный |
1 | сентябрь | Открытие клуба "Светлячок" Цель: вызвать заинтересованность родителей в посещении детско-родительского клуба «Светлячок». 1. Наметить и утвердить план работы на год. 2. Открытие клуба 3. Чаепитие "Будем знакомы" 4. Провести игры с родителями и детьми. |
Воспитатель |
2 | октябрь | Выставка рисунков «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» | Воспитатель |
3 | ноябрь | Музыкально-логопедическая сказка «Колобок – недопеченный бок» | Воспитатель |
4 | декабрь | "Сначала было слово" Цель: познакомить родителей с основными показателями развития речи детей Задача: предложить упражнения, способствующие развитию активного и пассивного словаря ребенка. I часть: "Сначала было слово" - разговор - беседа с родителями об основных показателях развития речи детей 3-4 года жизни. II часть: "Здравствуй, елка"! - утренник для детей. | Воспитатель, музыкальный руководитель |
5 | январь | Создание родителями и детьми своей страницы для книги «Наши любимые сказки» | Воспитатель |
6 | февраль | Создание книги « Наши любимые сказки» |
Воспитателиль |
7 | март | Изготовление поделок для презентации сказки. | Воспитатель |
8 | апрель | Развлечение «В гостях у сказки» | Воспитатель |
9 | май | Закрытие клуба "Светлячок Развлечение "Игры да потехи" Цель: научить родителей прислушиваться к мнению и желаниям ребенка, способствовать созданию атмосферы единства и сплоченности семьи. Создать взрослым и детям веселое и радостное настроение. I часть: Развлечение "Игры да потехи" (Чаепитие. Обсуждение с родителями итогов посещения с ребенком клуба «Светлячок» | Воспитатель |
Приложение 2
Музыкально-логопедическая сказка «Колобок-недопеченный бок»
Цели: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Задачи:
- Развитие слуховых и зрительных представлений.
- Совершенствование двигательных навыков.
- Совершенствование координации речи с движениями.
- Закрепление правильного произношения звуков в речи.
- Воспитание гражданско-патриотического чувства через народное творчество.
Действующие лица: Колобок, Дед, Баба, Лиса, Заяц, Волк, Медведь.
Ход занятия.
Ведущий. – Здравствуйте. Ребята, я хочу загадать вам загадки. Слушайте.
- Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
Кто же это. (Лиса)
- По полю скачет – ушки прячет,
Встанет столбом, ушки – торчком
или (Не барашек и не кот
Носит шубу круглый год,
Шуба серая – для лета.
Для зимы другого цвета.) (Заяц)
- Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный. (Волк)
- Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)
А попробуйте отгадать, кто это:
Его имя начинается со звука «к» и заканчивается звуком «к».
Если дети не отгадывают сразу, делаю подсказки.
Это Колобок.
Ведущий: Вот об этих героях, про которых вы отгадали все загадки, я хочу рассказать вам одну историю.
Жили – были в одной деревне старик со старухой.
Бабка с дедкою вдвоем
Жили в домике в своем.
И сказать о них нам нужно:
Жили вместе они дружно.
Вот зима уже проходит,
А еды запас выходит.
Хоть весна стучится в дверь,
В доме голодно теперь.
На печи они сидят,
О еде лишь говорят.
Дед толкает бабку в бок:
Дед: Испеки мне колобок
Баба: Я давно бы испекла,
Да что-то приболела я.
Ведущий:: Делать нечего, решил Дед сам Колобок испечь.
Дед: Скатал я колобок, в печку поставил.
- Вот испечешься, Колобок, станешь румяненький, красивенький.
Ведущий: Вдруг Колобок из печи как выскочит. Один бочок у него недопеченный, а другой подгоревший.
Баба: Глянь, дедуля, Колобок!
У него недопеченный бок!
Дед: Положу - ка на окошко,
Пусть остынет хоть немножко.
Ведущий: Положили на оконце,
Чтоб подальше был от солнца
Там, где дует ветерок, -
Охладить недопеченный бок.
Колобок лежал немного
И решил: пора в дорогу.
Колобок: Ай, да бабка! Ай, да дед!
Съесть меня решили? Нет!
Здесь остаться не могу,
Лучше в лес я убегу.
(исполняется песня)
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Не попался на зубок
Вот какой я Колобок.
На пригорок, на горбок,
Через поле и лесок
Полечу я, Колобок,
Жаль, что я не голубок!
Припев:
Все: Колобок, колобок
Ну куда ты дружок?
Ну какой тебе прок
Убегать за порог?
Остановился, увидев на поляне Зайца.
Тот что-то бормочет, записывает в блокнот.
Исполняется песня «Заяц белый».
Заяц белый, заяц белый
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
«Я не бегал, я скакал»
Колобок: Привет, Ушастый!
Ты чем здесь занимаешься?
Заяц: Я зайчик – поэт. Я здесь стихи сочиняю. Вот послушай…
Колобок: Да слышал уже. А я Колобок – недопеченный бок, а еще я лучший поэт в мире. Хочешь – про тебя сочиню:
Живет в лесу лохматый зверь, он всех ушастей и страшней! У-у-у!
(Заяц падает в обморок)
Колобок: Вот что настоящие стихи делают. Ну, ладно, не пугайся, Ушастый! Ты дружи со мной и я научу тебя стихи придумывать. А теперь я прочту тебе самые гениальные стихи в мире:
Я Колобок, недопеченный бок,
Я от бабушки убег…
Заяц: Колобок! Надо говорить не «убег», а «убежал».
Колобок: Вот как дам, так сразу убегёшь.
Заяц убегает.
Вот так друг. Уж и пошутить нельзя. Просто взял и убег… а может все-таки «убежал».
Машет рукой.
Поет песню.
Снова мчался Колобок
Улыбался Колобок.
С кем встречался Колобок –
Похвалялся Колобок
Все – припев.
Выходит Волк. Звучит фонограмма пения птиц. Волк дирижирует.
Поет:
Деревья распускаются,
Звери ждут весну
Ну, а волку серому
Скучно одному.
Спрятался куда-то
Весь лесной народ
Кто же по тропиночке
Навстречу мне идет?
Колобок: Здорово, серый!
Чем это ты тут занимаешься?
Волк: Здравствуйте! Я волк. Мы с моими друзьями – птичками, разучиваем новую песню.
Колобок: Фу, до чего скучные песни вы поете.
Я – Колобок, недопеченный бок, самый пресамый лучший певец.
Волк: Ладно, пой!
Да только быстро!
Ох люблю, я вас, артистов.
Колобок (поет)
Я веселый Колобок,
Колобок румяный бок.
По сусекам я скребен
На сметане я мешен
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайчика ушел,
А от тебя волк и подавно уйду.
Колобок катится, волк убегает.
Ведущий: Укатился Колобок
Замелькал недопеченный бок
Волк скорей за ним погнался,
Но, увы - ни с чем остался.
А навстречу, ой, ой, ой
К нему медведь идет большой.
Поют:
Трещат кусты под лапою,
Под лапою мохнатою
Берегись, народ лесной,
То медведь идет большой
Ну, а это кто такой?
На тропиночке лесной?
Колобок: Здравствуй, Толстый!
Ты чем тут занимаешься?
Медведь: Я учу цветочки танцевать.
Хочешь и тебя научу?
(танцуют)
Ритмическая мозаика «Плюшевый медвежонок»
Колобок наступает мишке на лапу. Мишка плачет. Колобок встает, пренебрежительно отряхивается.
- Что, дружище, устал?
Ну, отдыхай!
(с иронией): Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу.
Мишка плачет, уходит.
Ведущий: А навстречу ой, ой, ой
Шла Лиса тропой лесной.
Лиса (поет)
Все зовут меня сестрицей,
Это просто небылица!
Я коварна и хитра.
А зовут меня Лиса.
(увидев Колобка)
Это кто передо мной
На тропиночке лесной?
У него недопеченный бок…
Да ведь это Колобок.
Колобок: Привет, рыжая.
Я тут в лесу самый главный
А ты кто?
Лиса: Здравствуй самый – пресамый. Вы где же это воспитывались? В какой печи испекли, такого неуклюжего? Это уж не вы ли тот самый круглый, грубый и хвастливый неумеха, про которого все в лесу говорят?
(зрителям):
Такого съешь и отравиться недолго, но попробовать можно.
Лиса догоняет Колобка, хватает его.
Ведущий: Ребята! Лиса ведь сейчас съест Колобка! А вам его не жалко? Давайте возьмем его в нашу группу и поможем ему. Научим его и петь, и танцевать, и стихи сочинять. С вами он научится хорошим манерам, научится дружить с другими. А в сентябре вместе с вами пойдет в класс.
Игра: «В гости»
Дед: Как хорошо, что у нашей сказки не печальный конец.
Все: А кто слушал – молодец!
Все исполняют танец «Добрый жук»
Уходят из зала парами.
«Теремок»
Музыкально-логопедическая сказка
для детей среднего возраста (4-5 лет)
автор: Митракович Л.В., учитель- логопед
МДОУ детского сада №4 "Лебедушка"
общеразвивающего вида городского округа Стрежевой
Цель: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Задачи:
Образовательные:
-развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам);
-развитие фонематического восприятия;
-автоматизация звуков;
-совершенствование слоговой структуры слова;
-уточнение структуры предложения;
-совершенствование связных высказываний;
Воспитательные:
-воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, ответственности, патриотизма.
Развивающие:
-развитие познавательных процессов;
-развитие темпо-ритмической стороны речи
Действующие лица:
Взрослый:
Рассказчик.
Дети:
Мышка.
Лягушка
Зайчик.
Белочка.
Ежик.
Медведь.
Лягушата.
Зайчата.
Белочки.
Занавес закрыт. Звучит музыкальная тема «Теремок» (муз. И. Бодраченко).
Рассказчик.
Все мы знаем, все мы верим —
Есть на свете чудный терем!
Занавес открывается. Сцена оформлена как лесная поляна.
Терем, терем, покажись.
Появляется терем — картонный домик, внутри него — Рассказчик.
Терем, терем, покружись,
Ну-ка, терем, становись,
К лесу задом, к нам лицом
И окошком, и крыльцом!
Терем останавливается.
-Хорош теремок, не мал, не высок,
Посреди лужка стоит.
Кто-то теремку бежит…
Сцена 1. Мышка
Звучит мелодия «Песенки Мышки». Появляется
Мышка, бегает по поляне, ищет себе домик.
«Песенка Мышки»
(муз. и ел. И. Бодраченко)
Я — маленькая Мышка,
По лесу я хожу,
Ищу себе домишко,
Ищу — не нахожу.
Ну, как же бедной Мышке
На свете жить одной?
Ах, где найти домишко
И теплый, и сухой?
Я — маленькая Мышка,
По лесу я хожу,
Ищу себе домишко,
Ищу — не нахожу.
Мышка (замечает теремок).
Что я вижу? Теремок? Теремок!
На двери висит замок? Да, замок.
Тук-тук-тук...
(Прислушивается.)
Тук-тук-тук!
Видно, в доме не живут...
(Снимает замок с дверей теремка.)
Я теперь хозяйка тут!
(Убегает за домик.)
Сцена 2. Лягушка
Звучит мелодия «Песенки лягушат». На поляне появ ляются
Лягушата, поют свою песенку.
«Песенки лягушат»
(муз. И. Бодраченко, ел. В. Викторова)
1. У берега речушки — маленький домишко,
А в нем живут лягушки — зеленые пальтишки,
Песенки поют, поют не устают,
А в песенке слова - ква, ква, ква!
2. Лягушки-попрыгушки любят кувыркаться,
Лягушки-попрыгушки водицы не боятся,
Песенки поют, поют не устают,
А в песенке слова - ква, ква, ква!
Лягушки убегают. Одна из них подбегает к теремку.
Лягушка.
Эй, какой живет здесь зверь?
Ква-ква-ква, откройте дверь!
Мышка. Кто там?
Лягушка. Я - лягушка-квакушка.
Пусти меня в теремок.
Мышка (выбежав из домика).
А что ты умеешь делать?
Лягушка. Стихи читать.
Речка, мостик и трава,
Теплый дождик, ква-ква-ква.
Я - лягушка-поскакушка,
Поглядите, какова!
Пусти, Мышка, меня в дом,
Будем жить с тобой вдвоем.
Мышка.
Так и быть, пожалуй в дом,
Веселее жить вдвоем.
Спелых зерен раздобудем,
Печь блины с тобой мы будем.
Убегают за домик.
Рассказчик.
Поселилась Мышь с Лягушкой,
Лупоглазою подружкой,
Топят печь, зерно толкут
Да в блины в печи пекут.
З. Зайчик
Рассказчик.
Вот однажды утром рано
Прибежали на поляну
Зайки, прыгают, резвятся,
Злого волка не боятся.
Появляются Зайчата, они весело играют на поляне.
Музыкальная игра «Зайцы и Волк»
Утром рано, утром рано
Скачут зайцы на поляну
И под старою сосной
Веселятся день-деньской.
Осторожно не шумите,
Волк идет… Скорей бегите!
1 куплет. Взявшись за руки, дети хороводным шагом идут по кругу.
Проигрыш.
1 и 2 - выполняют хлопки в ритме музыки;
3 и 4 - поворачиваются спиной в круг;
5 и 6 - то же, что и в 1 и 2;
7 и 8 - поворачиваются лицом в круг.
2 куплет.
9 - подносят ко рту правый указательный палец, затем левый.
10 - дети присаживаются на корточки, «дрожат»;
11 - дети разбегаются в разные стороны.
Зайчата разбегаются. Один из них подбегает к теремку, стучится.
Зайчик.
Я - заяц по имени Прыг-скок,
Скорее пустите меня на порог!
Мышка и Лягушка (выбежав из домика). А что ты умеешь делать?
Зайчик. Хворост носить да печку топить.
Мышка и Лягушка.
Заходи скорее в дом,
Будем жить теперь втроем.
Все убегают за домик.
Вот живут они не тужат
И, представьте крепко дружат
Сцена 5. Ежик
Рассказчик.
Вот живут они в избушке —
Зайка, Белочка, Лягушка
И, конечно, Мышь-норушка,
Их водой не разольешь...
Вдруг по лесу бежит Еж.
Появляется Ежик с ружьем. Он поет свою песенку.(Муз. и сл. И. Бодраченко)
1. Я — Ежик, Ежик, Ежик,
Колюч я, ну и что ж?
А гот, кто не колючий,
Тот вовсе и не Еж.
Ла-ла-ла-ла...
2. Со мною можно ладить,
Не нужно только гладить,
Не гладьте, ах, не гладьте,
Пожалуйста, меня.
Ла-ла-ла-ла...
Ежик.
Очень славный теремок!
А над крышею — дымок.
Кто живет там, погляжу…
(Подходит к домику, стучит.)
Эй, откройте дверь Ежу!
Мышка, Лягушка, Зайчик, Белочка (выбегают из
терема). А что ты умеешь делать?
Ежик.
Я — серый Ежик, ни головы, ни ножек,
Горбом спина, на спине — борона.
Лучше нас, лесных ежей.
Нет на свете сторожей!
Я хотел бы с вами жить —
Буду дом ваш сторожить.
Мышка, Лягушка, Зайчик, Белочка.
Заходи к нам, Ежик, в дом,
Будем жить мы впятером.
Все убегают за домик.
Сцена 6. Зверята
Рассказчик.
Живут зверята, не тужат,
Крепко дружат,
Весело живут,
Песенку поют.
Звучит мелодия «Песенки зверят». Из домика выходит Мышка — у нее в руках миска с крупой, она садится около теремка, перебирает крупу. Появляется Лягушка с ведрами, она идет за водой. Зайчик ходит по сцене — собирает дровишки. Вот и Белочка — у нее блюдо с ватрушками. Она обходит всех зверят, показы вает блюдо. Все зверята работают и поют свою песенку.
Песенка зверят (Муз. и сл. И. Бодраченко)
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок,
В нем живем мы впятером, впятером,
И друг другу помогаем мы во всем.
Мышка серая — крупу переберет,
А Лягушка — воду с речки принесет,
Печку вам затопит Заинька-дружок,
Ну, а Белочка ватрушки напечет.
Рассказчик.
Где же Ежик?
Зверята. Ежик?
Входит Ежик с метлой
Ежик.
Ежик двор наш подметет.
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок,
В нем живем мы впятером, впятером,
И друг другу помогаем мы во всем.
Сцена 7. Медведь
Рассказчик. Вдруг слышат зверята — ветки гнутся, сучья
Да это... Медведь по лесу идет!
Зверята в испуге прячутся в теремке. На поляну выхо дит Медведь.
Медведь
О-очень славный теремок!
Кто тут поселиться мог?
Тук-тук-тук, отзовись,
Кто живет здесь, покажись?
Зверята (поочередно выбегают из-за теремка).
Я— Мышка-норушка.
Я— Лягушка-квакушка.
Я— Зайка-побегайка.
Я— Ежик, ни головы, ни ножек,
Медведь. Пустите меня в теремок.
Зверята. А что ты умеешь делать?
Медведь.
Я, Медведь, люблю песни петь.
(Поет «А-а-а…» грубым голосом.)
Зверята затыкают уши.
Зверята.
Мишенька-Медведь
Не умеет песни петь!
Медведь.
Ну тогда я станцую.
Я, признаюсь, с давних пор
Замечательный танцор!
(Танцует, грубо топая ногами.)
Зверята разбегаются в разные стороны.
Перепутал он опять —
Не умеет танцевать!
Медведь, махнув лапой, огорченно садится у теремка.
Зверята подходят к нему.
Рассказчик. Что ты, Мишенька, так огорчился?
Медведь. Ни певец, ни танцор из меня не получился.
Рассказчик. А ну-ка, ребята, давайте поможем Мишеньке, сыграем ему «Плясовую» на ложках, да так, чтобы ноги у него сами в пляс пустились.
Дети и зверята играют на ложках любую русскую на родную мелодию. Медведь пляшет. После все зверята вместе с Медведем уходят за домик.
Стали жить звери в теремочке шестером.
Рассказчик.
До сих пор зверята вместе живут,
Блины-пироги в печке пекут,
Медком да кваском запивают
И горя-невзгод не знают.
Днем каждый своей работой занят,
А как вечер в окошко заглянет,
Зверята пляшут и поют,
В общем, весело живут!
Из-за домика выходят все зверята — они весело танцуют под мелодию «Песенки зверят».
Все уходят в теремок.
Когда ночь наступает,
Зверята в теремке засыпают.
И мы закроем теремок на замок.
(Вновь вешает на теремок замок.)
Пусть спит до утра теремок.
На сцене медленно гаснет свет. Звучит тема «Теремок спит». Занавес закрывается. Вновь звучит тема «Тере мок». Занавес открывается. На сцене все участники спектакля. Они поют «Заключительную песню».
Заключительная песня (Муз. и сл. И. Бодраченко)
До свиданья, дети, до свидания (2 раза)
Мы еще, конечно, встретимся не раз.
Много-много сказок есть у нас сегодня,
Лучшие из них мы выберем для вас
В следующий раз.
Приложение 3
«В гостях у сказки»
Цели:
- Закрепить знания произведений К.И. Чуковского
- Доставить детям радость
- Обогатить словарный запас детей
- Развитие памяти и внимания
Предварительная работа:
Чтение стихов и сказок К.И. Чуковского. Разучивание стихов. Подготовка поделок, рисование сказочных героев.
Действующие лица: крокодил, заяц, Федора, Доктор Айболит, Муха-Цокотуха, Бармалей, кот Котауси.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. А вот куда будет наше путешествие вы должны догадаться сами.
Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растёт,
Чудо, Чудо, чудо, чудо
Расчудесное
Ни листочки на нём,
Ни цветочки на нём,
А чулки и башмачки,
Словно яблоки.
Воспитатель: вы догадались из какого стихотворения эти строки и кто их написал?
Дети: К.И.Чуковский
Воспитатель: Звенит телефон. У меня зазвонил телефон. Кто говорит?
Дети: слон
Воспитатель: Откуда?
Дети: от верблюда
Воспитатель: Что вам надо?
Дети: шоколада
Воспитатель: А вы откуда всё это знаете?
Дети: Из книги К.И. Чуковского « телефон»
Воспитатель: Совершенно верно
( в это время в зале меркнет свет)
Воспитатель: что случилось, почему погас свет.?
( вбегает крокодил и хватает солнце)
Заяц: Горе, горе, крокодил
Солнце в небе проглотил
Наступила темнота
Не ходи за ворота
Воспитатель: ребята, что же нам делать? Ведь кругом темнота, значит наше путешествие по сказкам и стихам Чуковского отменяется..?
Дети: нет
Воспитатель: нам надо найти солнышко и вернуть его. Но одни мы не справимся – нужны помощники Узнаете ли вы кто пришёл к нам ?.
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
и корова и волчица
Всех излечит , исцелит ,
Добрый доктор Айболит
Воспитатель: доктор Айболит , помогите нам найти солнышко
Доктор Айболит: конечно, помогу, но нам нужно пройти очень трудное испытание. Мы сейчас разделимся на 2 команды- « Доктор Айболит» и « Муха –Цокотуха»
Дидактическая игра « отгадай из какой сказки стихи»
1..Дорогие гости помогите,
Паука злодея загубите!
И поила я вас
И кормила я вас
Не покиньте меня
В мой последний час
2.Маленькие дети
Ни за что на свете
Не ходите в Африку
В Африку гулять.
3.Одеяло убежало
Улетела простыня
И подушка как лягушка
Ускакала от меня
4.Что такое
Что случилось
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось кувырком.
Утюги за сапогами,
сапоги за пирогами,
пироги за утюгами
кочерга за кушаком
всё вертится
и кружится
И несётся кувырком
5.Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое
И зубной порошок
И густой гребешок
Воспитатель: молодцы ребята, справились с заданием, но вот кто то идёт и плачет
( входит Федора)
Федора: Я больше не буду, не буду, я всегда буду аккуратной и опрятной, посуду всю помою
Ой вы бедные сиротки мои
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите – ка домой,
Я водою вас умою ключевой
Я почищу вас песочком
Оболью вас кипяточном
И вы будете опять
Словно солнышко сиять
Воспитатель: ребята это из какой сказки?
Дети: « Федорино горе»
Воспитатель: Молодцы, а сейчас давайте поиграем с вами в игру.
Игра « Собери посуду»
« Чугунки»
Воспитатель: Молодцы. Ребята , хорошо справились и с этим заданием..
А к нам ещё кто то идёт в гости, кто же это……?
Я кровожадный
Я беспощадный
Я злой разбойник- Бармалей
И мне не надо ни мармелада
Ни шоколада
А только маленьких детей
( отгадывают кроссворд)
Воспитатель: А ещё на помощь мы позвали….кто же это…?
Жила была мышка мауси
И вдруг увидала Котауси
У котауси злые глазауси
И злые –презлые зубауси
Воспитатель: ну, что крокодил, мы все твои задания выполнили, вернёшь ты солнышко ребятам?
Воспитатель: ой, посмотрите к нам Муха- Цокотуха летит , ав руках у неё самовар.
( всех детей приглашают на чай)
Кроссворд
- Кто спас муху- цокотуху……( комар)
- Я вежливый умывальник, знаменитый …..(мойдодыр)
- Кто очень ,очень сильно, любит маленьких детей…( Бармалей)…
- Что проглотил крокодил……( солнце)
- Зимой и летом одним цветом…..(крокодил)
- Кого боялись звери..( таракана)
- У меня зазвонил …….( телефон)
Приложение 4
Примерные темы родительских вечеров:
Год рождения ребенка - каким он был, этот первый год?
Первые книжки моего ребенка.
Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
Друзья моего ребенка.
Праздники нашей семьи.
"Можно" и "нельзя" в нашей семье.
День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
Песни, которые пели и поют наши дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"
Речь идёт о детях, какую роль в их воспитании играют взрослые: родители (семья) и школа, как от согласованности действий зависит эффективность процесса воспитания ребёнка....
Диагностика детско-родительских отношений "Лики родительской любви"
Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку....
Родительское собрание на тему "Детско-родительские отношения"
Каждый из нас знает, что любовь к ребенку формируется в процессе жизни человека. Путь этого формирования может оказаться не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым. Ребенок растет, ...
Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"
Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьей...
Родительское собрание «Проблемы детско-родительских отношений и благополучия подростка в семье»
Презентация «Проблемы детско-родительских отношений и благополучия подростка в семье» - отличная возможность привлечь внимание родителей к проблемам в воспитании детей. В презентации идет речь о ...
Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"
Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"...
Родительский лекторий для мам Тема: «Детско –родительские отношения»
Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в школу, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на учителей, на школу, а сами они должны лишь контролиров...