консультация для родителей " Особенности познавательного развития детей с ЗПР"
консультация

Для детей данной категории характерны нарушения познавательной деятельности, незрелость эмоционально - волевой сферы, пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, функциональная недостаточность ряда высших психических функций.

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются трудности концентрации внимания, переключения с одного задания на другое. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, слабо развита способность к произвольной регуляции поведения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Особенности познавательного развития детей с ЗПР»

Для детей данной категории характерны нарушения познавательной деятельности, незрелость эмоционально - волевой сферы, пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, функциональная недостаточность ряда высших психических функций.

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются трудности концентрации внимания, переключения с одного задания на другое. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, слабо развита способность к произвольной регуляции поведения.

Многие дети испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного, пространственного). Скорость выполнения перцептивных операций снижена, ориентировочно - исследовательская деятельность имеет низкий уровень развития, сенсорный опыт у детей долго не закрепляется и не обобщается в слове. Затруднен процесс анализирующего восприятия, узнавания предметов на ощупь, формулирования целостного образа предметов, страдают фонематические процессы. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей, что ведет к трудностям во владении чтением и письмом, проявляется в несформированности чувства ритма и пространственных ориентировок.

Память детей с ЗПР также отличается качественным своеобразием: ограничен объем памяти, снижена прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. Дети решают мыслительные задачи не на словесно – логическом, а на наглядно - практическом уровне, затрудняются в объяснении причинно – следственных связей, в обобщении и сравнении предметов.

Нарушения речи при ЗПР преимущественно имеют системный характер. Многим детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития; отмечаются трудности в понимании сложных многоступенчатых инструкций; затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа. Эти дети имеют ограниченный словарный запас. У них затруднены словообразовательные процессы, отмечаются ошибки в употреблении грамматических конструкций. Детям с ЗПР трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, они не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им не доступно творческое рассказывание.

Все названные особенности ярко проявляются на уровне игровой деятельности детей с ЗПР, у них снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение импульсивно. Игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается.

Незрелость эмоционально - волевой сферы детей с ЗПР обуславливает своеобразие формирования их поведения и личностных особенностей. Страдает сфера коммуникации, сфера социальных эмоций, дети слабо ориентируются в нравственно - этических нормах поведения.

У детей с ЗПР отмечаются особенности формирования двигательной сферы: отставание в физическом развитии, несформированность техники в ОВД, недостаточность двигательных качеств. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно – моторной координации, что тормозит у них формирование графо – моторных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ "

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте"...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"...

Консультация для родителей "Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста"

В консультации раскрыты психологические особенности эмоционального развития дошкольников....

Консультация для родителей "Особенности интеллектуального развития детей с ОВЗ"

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья....

Консультация для родителей "Особенности речевого развития ребенка 5-6 лет"

Консультация для родителейОсобенности развития речи детей 6 года жизниСтарший дошкольный возраст — важный этап подготовки ребенка 5 лет к школе. У родителей еще есть пару лет, чтобы подтянуть ре...

Консультация для родителей "Нормы речевого развития детей 4-5 лет"

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 - 5 лет....

Консультация для родителей "Нормы речевого развития детей 5-6 лет"

Характеристику речевого развития детей от 5 до 6 лет стоит начать с описания состояния звуковой стороны речи, потому что к данному возрасту звукопроизношение должно прийти в норму....